В недельной главе «Ваэтханан» повторяются десять заповедей, и Моше подчеркивает тот факт, что союз, заключенный Б-гом с еврейским народом, вечен: «Г-сподь Б-г наш заключил с нами союз в Хореве» (Синай называется иногда Хорев). Не (только) с нашими отцами, но (и) с нами, мы все здесь сегодня живы. Лицом к лицу говорил Б-г с вами на горе из огня».

Пятая заповедь гласит: «Почитай своего отца и свою мать, как повелел тебе Г-сподь Б-г твой, чтобы продлились твои дни и чтобы тебе было хорошо на земле, которую Г-сподь Б-г твой отдает тебе».

Как понять слова «чтобы продлились дни твои и чтобы было тебе хорошо»? Следует ли буквально понимать «чтобы было тебе хорошо» здесь, на этом свете?

Постановление мужей Великого собрания об обязательной ежедневной молитве

Тексты молитв и благословений составили мужи Великого собрания (см. Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 33а). Именно они написали молитву «Восемнадцать благословений» (Шмоне эсре) и все благословения, в том числе, благословения перед чтением Шма Исраэль и благословения, произносимые при получении какой-либо пользы или удовольствия (биркот ѓа-неѓенин). Они также установили право (а не обязанность) чтения трех ежедневных молитв: утренней (шахарит), послеполуденной (минха) и вечерней (арвит)[1].

«Мужами Великого собрания» называют мудрецов, входивших в состав суда (бейт дина) Эзры-книжника в начале эпохи Второго Храма. Это был самый большой суд, когда-либо существовавший в народе Израиля. В него входили сто двадцать мудрецов и пророков, среди которых были Хагай, Зхарья, Малахи, Даниэль, Хананья, Мишаэль, Азария, Нехемья, Мордехай-знаток языков, Зрубавель и многие другие мудрецы. Последним в этом списке шел Шимон-праведник (см. предисловие Рамбама к Мишне Тора).

Краткое объяснение этой заповеди

По мнению большинства авторитетов, мужчины и женщины равны в отношении обязанности молитвы. Следовательно, женщины обязаны читать молитву «Восемнадцать благословений» (Шмоне эсре, она же амида) утром и после полудня, а вечерняя молитва амида для них, как и для мужчин, является, по сути закона, добровольной, а не обязательной. А некоторые авторитеты говорят, что женщины обязаны читать Шмоне эсре только один раз в день, лучше утром, чтобы начать день с молитвы. Есть также мнение, что женщины могут исполнить заповедь, прочитав лишь одну короткую молитву, поэтому им достаточно прочесть только утренние благословения (биркот ѓа-шахар) и «Благословения Торы» (Биркот ѓа-Тора), чтобы считалось, что они исполнили свою обязанность.

Изначально (лехатхила) женщинам желательно каждый день читать утреннюю и послеполуденную молитвы (шахарит и минха). Так считает большинство авторитетов. Но даже если женщина прочтет только одну молитву, она исполнит свою обязанность, а в случае крайней необходимости для этого достаточно произнести только утренние благословения и «Благословения Торы». А если женщина занята заботой о маленьких детях, то она может лехатхила исполнить обязанность таким образом.

По мнению Рамбама, нет обязанности добавлять время к Шабату, но большинство мудрецов не согласны с ним

Перед наступлением Шабата принято зажигать свечи. Обычно это делается за 18 минут до захода Солнца1.

Каковы причины этого обычая?

Считается, что, зажигая субботние свечи за 18 минут до захода Солнца, еврей выполняет эту заповедь в том числе и по мнению раби Элиэзера из Мец, который учил, что время «бейн ашмашот»2 начинается еще до захода Солнца.

Наши обязанности и наше поведение, поведение евреев, соблюдающих Тору, определяют законы (Диним), которые дополнены многочисленными обычаями (Минхагим), и вместе они проникают во все области нашей повседневной жизни. Эти Диним и Минхагим основываются на тех шестистах тринадцати Мицвот (заповедях), которые были открыты Моше Рабейну, мир его праху, на горе Синай.
Мицвот, предписываемые Торой, так называемые Мицвот Деорайта, насчитывают 248 Мицвот Асе (предписывающих заповедей) и 365 Мицвот Лo Таасе (запрещающих заповедей). Мицвот Асе, предписывающие заповеди, часто называются также Хийувим (обязанности), а Мицвот Ло Таасе — Исурим (запреты).
Типичные примеры первых, т.е. Мицвот Асе, это Мицвот Тфилин и Маца, каждая из которых требует исполнения некоего позитивного действия.

Страница 1 из 2

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

Мы в социальных сетях