Служба Йом Кипура в синагоге - наиболее длинная, сложная и торжественная из всех служб. В Йом Кипур еврею особенно важно молиться в синагоге в общине, а не дома в одиночку. Пять служб Йом Кипура занимают весь день, с вечера до вечера. Человек полностью отключен от обычной жизни, он остается один на один с Богом.
Синагогальная литургия берет начало в Храмовой службе. Приведем отрывки из описания службы в Храме на Йом Кипур.
Каждая служба этого дня, все жертвоприношения, осуществлялись исключительно Первосвященником. Другие коhены (священники) лишь совершали для него подсобную работу.

В Йом Кипур установлены пять запретов: еды и питья, умывания (кроме омовения кончиков пальцев утром и после туалета) и умащения тела чем-либо, ношения кожаной обуви (матерчатую и резиновую обувь носить можно), половых отношений. Вообще, в Йом Кипур мы стараемся максимально отвлечься от потребностей тела, сосредоточившись на духовном, и потому все телесные удовольствия запрещены. Кроме того, Йом Кипур - день полного покоя, "Суббота Суббот", и в этот день обязательны все законы Субботы, т. е. запрещена всякая производительная деятельность человека.
Йом Кипур - практически единственный день в году, когда все синагоги во всем мире переполнены. Для многих людей, которые мало знают о Торе, Йом Кипур - главный день их связи с еврейством.

Перед началом поста делается «сеудат мафсекет» — разделяющая трапеза. Едят круглую халу, окуная в мед, куриное мясо и легкие блюда. В эту трапезу не принято есть рыбу и запрещено пить алкогольные напитки. В ашкеназских общинах принято подавать креплах. После трапезы надо сполоснуть рот и почистить зубы (например, зубочисткой). Трапезу необходимо закончить до захода солнца с таким расчетом, чтобы успеть прийти в синагогу до начала Коль Нидрей.

Креплах

Ингредиенты: тесто: 1 кг. просееной муки; 2 яйца; 1 стакан воды холодной; соль;

Начинка: 6-8 ст. ложек вытопленного куриного жира или растительного масла;1 большая или 2 маленьких нарубленных головки репчатого лука; 400 г говяжего фарша;2-3 нарубленных зубчика чеснока; соль; молотый черный перец.

Траур грешника, отделенного от Пресвятого, да будет Он благословен, подобен трауру по умершим любимым матери или отцу.

Каждому в своей жизни непременно суждено пережить трагедию страстного томления по близкому человеку, который еще совсем недавно был здесь, а теперь ушел безвозвратно. Эта неизбывная тоска сопровождается жестокими угрызениями совести, острым чувством вины, которое неотступно преследует человека и может даже довести его до сумасшествия. Как сильно желание встретиться с любимым, который ушел далеко! Но как это все нереально, недостижимо, ибо души тех, по которым мы тоскуем, далеки от нас и скрыты под несущими покой крыльями Шехины. Совершающий тшуву испытывает подобное переживание. Когда еврей грешит, он изгоняет от себя Пресвятого, да будет Он благословен. Осквернение Шабата, употребление запрещенной пищи, незаконные любовные связи возводят железную преграду между человеком и Б-гом. Вначале грешник может не почувствовать, что случилось, не понять в чем дело, так же как человек не в состоянии постичь страшную трагедию смерти любимого человека. Только после первых волнений, после того как пройдет шива и шлошим, человек начинает чувствовать, что случилось: его дом разрушен, исчезла наиболее интимная, наиболее ценная часть его жизни.

Изкор (или Азкарат-Нешамот), поминальная молитва за усопших, произносится в синагогах четыре раза в году после чтения Торы в праздничные дни: в Йом-Кипур, в Шмини-Ацерет, в последний день праздника Песах и во второй день праздника Шавуот. Главным поминовением является совершаемое в Йом-Кипур, поскольку этот день - день искупления как для живых, так и для мертвых.

Главная часть молитвы Изкор - даваемое про себя обещание сделать после праздника пожертвование в честь покойного. Давая цдоку, мы физически совершаем доброе дело в этом материальном мире - то, что сам умерший уже сделать не в состоянии. Тем не менее, когда это делается кем-то в память о нем, душа его получает дополнительную заслугу и духовное вознесение.

Шолем Лугов

В Бруклине ребецн Хана прожила семнадцать последних лет своей жизни. Она ушла из мира в святую Субботу 6 Тишрея 5725 (1964) года и была похоронена в Нью-Йорке. В память о ребецн во всем мире были основаны еврейские образовательные учреждения, получившие название «Бейт Хана» и «Махон Хана». Ребе учредил в память о своей матери фонд «Керен Хана» для оказания материальной помощи молодым женщинам, желающим продолжить занятия Торой.

Добрый день. Ну вот, прошел Йом Кипур. Все мои многочисленные знакомые евреи, которые соблюдают, так боялись этого дня, так переживали. Им было страшно за свои грехи. А я пил, курил, ел, веселился в клубе и… НИЧЕГО не произошло! И по новостям не передавали, что была массовая смерть евреев в синагогах (а грешников туда ходит только раз в году — жуть как много). Так что религия — это только для неудачников, которые в сказки верят. Как считаете? Oleksandr

Отвечает рав Ашер Кушнир

Уважаемый Oleksandr!

Спасибо за интересную постановку вопроса. В Вашем понимании грешники должны были в Йом-Кипур помереть… Вы настроились и стали ждать. Но когда поняли, что на исходе Судного дня похоронной процессии из синагоги на кладбище не наблюдается, то пришли к однозначному выводу: «Религия — это только для неудачников, которые в сказки верят», и поэтому не стоит записываться в религиозные…

В Йом кипур я вынуждена остаться дома и не попадаю на молитвы общины. Я дома с ребенком возрастом 1,8 лет. Из каких элементов должны состоять мои молитвы, и сколько их должно быть — пять? А если по времени получится так, что надо будет кормить (грудью, в смысле, не отвлечешься) малыша, укладывать-развлекать, и я не состыкуюсь по времени с положенным часом молитвы — что делать?

Отвечает рав Яков Шуб

Поскольку Йом-Кипур является днем искупления и очищения для еврейского народа, мы обязаны в этот день раскаяться и произнести видуй («признание грехов», см. Махзор), которое является неотъемлемой частью раскаяния. Эта обязанность — первоочередная в Йом-Кипур (Хинух 364). Даже женщина, которая остается дома, обязана произнести молитву Видуй 10 раз, а именно: в дневной молитве (Минха) до Йом-Кипура, в вечерней молитве (Маарив) Йом-Кипура, два раза в утренней молитве (Шахарит — один за молитву про себя, другой — за повторение молитвы кантором), два раза в молитве Мусаф, два раза в дневной молитве и два раза в завершающей молитве Неила.

Дважды в году мы сталкиваемся с понятием сеуда мафсекет- перед наступлением Йом Киппура и перед  девятым Ава. Поскольку Йом Киппур определяется как праздничный день ( йом тов), а пост в этот день это не пост из-за скорби и траура, а целью его является пробуждение человека к раскаянию. Поэтому, наши мудрецы постановили, что мы должны готовиться к началу поста с радостью и в хорошем настроении и в рамках этого хорошо поесть. Наши мудрецы базировали это свое постановление на стихе из книги ( Ваикра 23, 32) «Это суббота покоя для вас, и смиряйте души ваши в девятый день месяца вечером: от вечера до вечера отдыхайте в день отдыха вашего». Поскольку день у нас начинается с вечера, то  и  пост соответственно так же начинается с вечера.

Перед Йом-Кипуром. 

Мицва есть больше обычного в канун Йом Кипура. ХАЗАЛ говорят, что велико значение этой заповеди и тому, кто ест 9-го тишрея, и постится 10-го тишрея — это засчитывается как два дня поста.
Едят перед Йом Кипуром не тяжёлую пищу, после которой трудно поститься, а лёгкую, не острую еду.
Мицва совершить омовение в микве перед Йом Кипур. Лучше сделать это до минхи с тем, чтобы произнести видуй очищенным.

Рав Реувен Пятигорский

Суббота между Рош-Ашана и Йом-Кипуром называется Шабат Шува — из-за афтары на эту неделю. (Афтара — соответствующий данной недельной главе отрывок из Невиим, «Пророков»; его читают сразу после утреннего чтения Торы в синагоге.) После главы Ваелех всегда читают отрывок из Ошеа, начинающийся словами: «Шува Исраэль, Вернись, Израиль, к своему Б-гу, ибо оступился ты по своей вине». Как видим, главная тема здесь — тшува, раскаяние в проступках. Именно эта тема является самой актуальной перед Йом-Кипуром, днем последнего принятия на Небесах решения о наших земных судьбах. В эту субботу в большинстве общин после молитвы минха люди собираются в синагоге, чтобы прослушать урок раввина на тему тшувы. Рамбам написал в Законах тшувы: «Исправление и молитва хороши в любое время, но в десять дней, что между Рош-Ашана и Йом-Кипуром, они особенно желанны и принимаются (Небесами) сразу же».

Йом-Кипур (10 Тишрей, в 2020 году выпадает на 27-28 сентября) – День Искупления – завершает сорокадневный период духовного очищения. Первыми были тридцать дней месяца Элул – время искреннего отчета, самоанализа и подведения итогов прошедшего года. А затем – десять дней трепета и раскаяния (по еврейски – тшува) от Судного Дня - Рош-Ашана - до Йом-Кипура, когда утверждается приговор, вынесенный каждому на предстоящий год.
Существует очень давний обычай, называемый капорет. Вечером, за сутки до наступления Йом-Кипура, или накануне его на рассвете мужчины и мальчики берут в руки петуха, а женщины и девочки – курицу и произносят молитву Бней Адам. Затем, вращая птицу над головой, произносят: “Да будет это моим искуплением…” Затем зарезанную птицу или ее стоимость отдают бедным. Идея обряда капорет предполагает осмысление того, что и нас за наши грехи могла бы, не дай Б-г, постичь судьба этой птицы. Если не удалось достать курицу, обряд капорет может быть выполнен вращением над головой денег, которые также отдают бедным.

В Талмуде, в трактате Рош Ѓашана, говорится, что в Рош Ѓашана на небесах раскрывают три книги. В первую вписывают имена праведников, которым даруется жизнь в наступающем году, во вторую - имена нечестивцев, приговоренных к смерти, а в третью книгу вписываются имена "средних" - тех, кто имеет на своем счету и хорошие, и дурные дела, и вынесение приговора им откладывается с Рош Ѓашана до Йом Кипур. Так что от них самих зависит, удастся ли им совершить должное покаяние и тем самым заслужить добрый приговор.

Ингредиенты: 7 яиц, 5 ч.л. соли,  1-1,5 ст. сахара (по вкусу), 2 кг. муки, 2 пакетика ванилина, 1 ст. масла растительного, 200-250 гр.  дрожжей, 2,5-3 ст. КИПЯТКА

Приготовление:
1. Дрожжи растворить с 1 ст.л. сахара в небольшом кол-ве теплой воды... Подождать, пока вспенятся.
2. Отдельно взбить все яйца, и позже перемешать их с дрожжами
3. Отдельно перемешать (не металлической ложкой) сахар, ваниль, масло, соль , залить кипятком, перемешать.


4. Залить в общую смесь дрожжи и яйца, очень быстро перемешать и ...
5. Сразу добавить половину муки и перемешать.
6. Добавить вторую половину муки и перемешать.
7. Оставить тесто подниматься в течении 1,5 - 2 ч.
8. Отделить халу, сплести халы и выпекать.

Я слышал, что в Рош а-Шана определяется достаток человека на следующий год. Есть ли какие-нибудь сгулот, чтобы разбогатеть или, по крайней мере, поправить свое материальное положение?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Вы совершенно правы, в Рош а-Шана определяется, каково будет материальное положение человека, его достаток в следующем году. Но не только это. На самом деле в Рош а-Шана определяется, каковы будут все сферы жизни человека в следующем году: здоровье, рождение детей, женитьба и, в конце концов, сама жизнь. Есть ли какие-нибудь сгулот, чтобы разбогатеть? Для начала вспомним, как реагировал на такой вопрос великий Хофец Хаим. Он говорил: смешно, что люди ищут различные сгулот на богатство и забывают о том, что самое действенное средство для этого — делать добро другим людям (Йесодот а-байт, стр.228).

Вопрос: Почему Рош ашана не может выпадать на среду, пятницу и воскресенье?

Ответ: Написано в Беур, а-Алаха (428, 1): «Основное в этом — всегда следует смотреть, чтобы Йом Кипур не выпадал на первый день недели (воскресенье) и на шестой день недели (пятницу), чтобы два святых дня, в которые любая работа запрещена Торой, не шли один за другим [о причине этого говорится в трактате Рош, а-Шана 20, см. там]; и чтобы Ошана Рабба не выпадала на субботу — дабы не откладывать выполнение мицвы с ветвями ивы.

Краткое изложение беседы Ребе

Большую часть главы Торы "Аазину" занимает песнь Моше. Ее называют также "Песней Аазину". По окончании ее сказано: "И пришел Моше, и произнес все слова песни этой народу, он и Ошеа, сын Нуна".

Раши поясняет, что в тот день оба они, и Моше, и Йеошуа говорили к народу и были облечены властью. Затем Раши задается вопросом: "Почему же здесь назван он (своим старым именем) Ошеа (а не Йеошуа)? Сделано это, чтобы сказать нам, что он не возгордился, и хотя был удостоен величия, остался скромен, как и был".

Страница 1 из 6

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

кухня на Рош а Шана

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях