Перед Йом-Кипуром. 

Мицва есть больше обычного в канун Йом Кипура. ХАЗАЛ говорят, что велико значение этой заповеди и тому, кто ест 9-го тишрея, и постится 10-го тишрея — это засчитывается как два дня поста.
Едят перед Йом Кипуром не тяжёлую пищу, после которой трудно поститься, а лёгкую, не острую еду.
Мицва совершить омовение в микве перед Йом Кипур. Лучше сделать это до минхи с тем, чтобы произнести видуй очищенным.

Глава "Вайэлех" ("И пошел...") описывает события последнего дня земной жизни Моше. "Сто двадцать лет мне сегодня", - говорит он народу - "и я не могу больше выходить и входить..." Моше делает Йеошуа своим преемником, записывает (или завершает записывать) всю Тору на свитке, который вручает левитам для сохранения в ковчеге Завета.

Рав Реувен Пятигорский

Суббота между Рош-Ашана и Йом-Кипуром называется Шабат Шува — из-за афтары на эту неделю. (Афтара — соответствующий данной недельной главе отрывок из Невиим, «Пророков»; его читают сразу после утреннего чтения Торы в синагоге.) После главы Ваелех всегда читают отрывок из Ошеа, начинающийся словами: «Шува Исраэль, Вернись, Израиль, к своему Б-гу, ибо оступился ты по своей вине». Как видим, главная тема здесь — тшува, раскаяние в проступках. Именно эта тема является самой актуальной перед Йом-Кипуром, днем последнего принятия на Небесах решения о наших земных судьбах. В эту субботу в большинстве общин после молитвы минха люди собираются в синагоге, чтобы прослушать урок раввина на тему тшувы. Рамбам написал в Законах тшувы: «Исправление и молитва хороши в любое время, но в десять дней, что между Рош-Ашана и Йом-Кипуром, они особенно желанны и принимаются (Небесами) сразу же».

Шолем Лугов

В Бруклине ребецн Хана прожила семнадцать последних лет своей жизни. Она ушла из мира в святую Субботу 6 Тишрея 5725 (1964) года и была похоронена в Нью-Йорке. В память о ребецн во всем мире были основаны еврейские образовательные учреждения, получившие название «Бейт Хана» и «Махон Хана». Ребе учредил в память о своей матери фонд «Керен Хана» для оказания материальной помощи молодым женщинам, желающим продолжить занятия Торой.

5716 (1956) г. Канун Рош-Ашана

К сынам и дочерям Израиля, где бы они ни находились.

Мир и благословение!

Находясь на пороге наступающего года и оглядываясь на год уходящий, каждый зрело мыслящий человек подводит итоги прожитого года, оценивает его духовный баланс и на основании этого принимает решения на будущее. Чтобы принимаемые решения оказались верны, человеку следует остерегаться переоценки своих достоинств и поступков. И в то же время - не переусердствовать, анализируя личные недостатки и неудачи. Ведь подавленность, а тем более отчаяние (не дай Б-г!), строят помехи желанию измениться к лучшему.

Вопрос: Почему Рош ашана не может выпадать на среду, пятницу и воскресенье?

Ответ: Написано в Беур, а-Алаха (428, 1): «Основное в этом — всегда следует смотреть, чтобы Йом Кипур не выпадал на первый день недели (воскресенье) и на шестой день недели (пятницу), чтобы два святых дня, в которые любая работа запрещена Торой, не шли один за другим [о причине этого говорится в трактате Рош, а-Шана 20, см. там]; и чтобы Ошана Рабба не выпадала на субботу — дабы не откладывать выполнение мицвы с ветвями ивы.

Р-н Эли Коган

Как часто, бросая взгляд на циферблат, отрывая календарный лист или завешивая пол-стены новым календарем, мы задумываемся о тех принципах, согласно которым мы ведем отсчет времени? Не часто. А те, кто задумываются, считают это, как правило, простой условностью. Что такое начало года? Произвольно выбранный момент приземления хрустального яблока на одном конце планеты и многозначительного боя курантов на другом? Утренний глоток рассола и взгляд на осыпающуюся елку отрезвляюще напоминают, что все, новый год наступил – пора вывешивать новый календарь...

Р-н Александр Фейгин

Новый год? Нет, мы называем этот день иначе. Рош-Ашана - «Голова года» Странное это название - ну какая у года может быть голова? И думать он не умеет, и замкнут в цикл - с любого дня начни отсчет - к нему же и вернешься. Год даже на старинный символ вечности (змея кольцом, хвост в пасти) не похож, скорее на кольцо «без начала и конца».

01. Дни Творения – благословение и суд

Каждый год Святой, благословен Он, заново создает жизнь для каждого из Своих творений. А для того чтобы Высшая милость не досталась грешникам, в Рош ѓа-Шана Он судит все творения, одаряя праведных жизненной силой и благословением свыше и уменьшая поток жизненной силы и благословения для грешных. Помимо того, что Высший суд выражает Божественную справедливость, он также необходим для исправления мира. Ведь если грешники будут получать свыше жизненность и благословение в полном объеме, их силы умножатся, и они привлекут в мир зло и проклятие (так объясняется в книге Шней лухот ѓа-брит).
Таким образом, в те самые дни, когда Всевышний приближается к Своим творениям и дарует им новую жизнь, Он также судит их. Кроме того, в эти дни Всевышний более благосклонно принимает раскаяние, поскольку Он ближе к Своим творениям, нежели в другие дни года. Поэтому, хотя покаяние желательно в любое время, в десять дней от Рош ѓа-Шана до Йом Кипура оно принимается на Небесах наиболее благосклонно.

Здравствуйте! У меня такой вопрос: из Мишлей я узнал, что (дословно не помню, но суть следующая) Б-г может давать неприятности тогда, когда хочет, чтобы ты стал более духовным, стал больше верить, обратить твоё внимание на то, что, возможно, ты что-то делаешь не так. И в то же время смотрел информацию о Рош а-Шана, и, как оказалось, в этот день как раз и определяется сколько (в том числе) неприятностей будет у тебя в этом году. Так как же понимать это? Определяется ли количество проблем в Рош а-Шана или же всё-таки в момент, когда ты ведёшь себя неугодно Всевышнему? С уважением, Дмитрий

Помянул, взыскал, сосчитал или дал на хранение?

В чтении Торы первого дня Рош а-Шана повествуется о том, как после многих лет ожидания Б-г дал Саре сына - это произошло в Рош а-Шана. Тора (Берешит 21:1) говорит: «И Г-сподь помянул (пакад - פקד) Сару, как сказал, и сделал Б-г для Сары то, о чем говорил».

Слово пакад в англоязычном издании «Арсткролл», самом качественном на сегодня, переводится как remembered - буквально «вспомнил».

В праздничные дни Рош аШана происходит особое чтение Торы, и выходы к Торе считаются особой сгулой на достаток и другие благословения (выздоровление и т. д.). Поэтому существует старинная традиция устраивать «аукцион» и продавать эти праздничные выходы к Торе, тому, кто пожертвует большую суму на благотворительность. В некоторых местах эти «торги» бывают довольно горячими — ведь выходов не так много, а желающих…
Женщины могут поспособствовать тому, чтобы муж принял участие в этих «торгах», и удостоился выйти в Рош аШана к Торе на тот отрывок, сгула которого наиболее важна для вас.

Наши мудрецы говорили, что примета (симан) — это серьезная вещь. Поэтому в самом начале трапезы Рош а-Шана исполняются обычаи, цель которых — начать новый год с добрых примет. В разных общинах приняты разные обычаи. Мы приводим только основные обычаи, принятые в большинстве ашкеназских общин. Если нет возможности достать все симаним, то недостающие можно пропустить.

Есть разные обычаи в отношении того, делают ли симаним в оба дня Рош а-Шана или только в первый день. В семье рава Ицхака Зильбера симаним делают в оба дня. Ниже приводим статью рабанит Хавы Куперман (из книги Фонда Наследия рава Ицхака Зильбера «Осенние праздники и Книга Йоны») о том, какие обычаи относительно «симаним» существовали в семье рава Ицхака Зильбера.

1. В Рош ѓа-Шана нельзя упоминать о грехе

Сказано в Зоѓаре (1-ая часть, стр. 146), что в Рош ѓа-Шана запрещено упоминать о каком-либо грехе. Причина этого запрета: мы не хотим открывать тем самым рот Сатане.

2. Рош ѓа-Шана – не только для евреев

Несмотря на то, что Рош ѓа-Шана зачастую называется «еврейским Новым Годом», Небесный Суд творится над всем человечеством: как над евреями, так и над не евреями. Поэтому и не евреям также есть смысл молиться в этот день.

Глава "Ницавим" включает в себя некоторые из наиболее фундаментальных принципов иудаизма.

Единство народа Израиля: "Вы все стоите сегодня пред Всевышним - главы колен ваших, старейшины и надсмотрщики, каждый еврей; дети, жены и пришелец, который в стане твоем; от дровосека до водоноса".

Грядущее Избавление: Моше предупреждает об Изгнании и об опустошении Страны, которое последует в результате того, что народ Израиля оставит законы Всевышнего. Но затем он пророчествует о том, что в конечном итоге "обратишься ты ко Всевышнему, и возвратит Всевышний изгнанников твоих, и снова соберет тебя из всех народов. Даже если будут изгнанники твои на краю неба – и оттуда соберет, и оттуда возьмет тебя, и приведет тебя в страну, которой овладели отцы твои".

18 элула 5736 г.

Сыновьям и дочерям еврейского народа, где бы они ни находились, да пребудет с ними Всевышний, Мир и благословение!

Как известно, элул – месяц справедливой оценки человеком своей жизни за прошедший год и подготовки к новому году. Цель подлинно справедливой самооценки заключается не только в том, чтобы выполнить и завершить недостающее, но также и в том, чтобы детально продумать день за днем свои поступки за весь год и принять о них на будущее достаточно твердое решение, что сделает и новый год хорошим и светлым в духовном, а вместе с тем и в материальном отношении.

Месяц элул и трубление в шофар

Месяц элул и десять дней от Рош ѓа-Шана до Йом Кипура особенно благоприятны для покаяния, ведь именно в эти дни Всевышний простил Израилю грех поклонения Золотому тельцу. Через сорок дней после дарования Торы, когда наш учитель Моше все еще не спустился с горы Синай, сыны Израиля, подпав под влияние нечестивцев, отлили из золота статую тельца, в качестве замены Божественному руководству. За это Всевышний страшно разгневался на них и сказал Моше (Шмот, 32:10): «А теперь оставь Меня, и возгорится гнев Мой на них, и Я истреблю их и сделаю тебя народом великим». Но Моше взмолился пред Всевышним, напомнил Ему о заслугах праотцев Авраѓама, Ицхака и Яакова, и ему удалось вымолить у Него отсрочить наказание. Затем Моше немедленно спустился с горы, разбил Скрижали Завета и вместе с представителями колена Леви казнил всех грешников. Он сжег и размолол статую тельца, смешал пепел с водой и напоил ею всех сынов Израиля.

18 элула – день рождения основателя хасидизма, рабби Исраэля Баал-Шем-Това. Глава группы нистаров – скрытых цадиков-каббалистов – рабби Адам Баал-Шем незадолго до своей кончины написал письмо рабби Исраэлю, где сообщил ему, что тайный учитель Баал-Шем-Това – библейский пророк Ахия Ашилони – является и его учителем, и что Ахия раскрыл ему тайну прихода в этот мир души Баал-Шем-Това и ее миссию. Мы публикуем первую часть этого письма.

Уважаемому нистару, которому раскрываются все тайны, рабби Исраэлю, сыну рабби Элиэзера.

Хотя мы и не знакомы, но из одного колодца пили мы. Один рав и один учитель у нас. Твой учитель – это мой учитель, и он раскрыл мне, что твоей рукой будут исправлены и наполнены все Разбитые Сосуды, и твоей рукой они будут вознесены и подняты в Источник, из которого происходят.

Поэтому нашел я силы в себе раскрыть тебе две страшные истории, одной из которых я сам был свидетелем, а вторую слышал от нашего святого учителя.

Прежде чем душа спускается сюда из своего корня и источника, ей требуется подготовка длиной в год; новая душа требует трех лет подготовки.

За три года до рождения Алтер Ребе Баал-Шем-Тов знал, что в этот мир должна спуститься новая душа. Однако, он не знал, кто удостоится быть носителем этой души, и он искал ответ на это в небесных чертогах.

Даже ангелам не сообщается о предстоящем нисхождении новой души, чтобы никакой завистливый глаз не повредил ей. Какова душа в ее первичном состоянии Наверху, — это Баал-Шем-Тов знал; как она нисходит в этот мир и облекается в материальность, — это он тоже знал; что с ней происходит потом, — это он очень и очень хотел бы знать.

Он знал, что эта новая душа должна сойти в этот мир в наступающем году; не знал он — где и в кого.

Страница 1 из 9

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Пиркей авот

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях