Любовь

Самое чистое проявление души
Подобно тому как вода отражает лицо, одно сердце отвечает другому.
Книга Притчей, 27:1
Любовь – это превосходство души человека над его телом.

Ребе

По воскресеньям, после полудня, Ребе у дверей своего кабинета стоя приветствовал каждого пришедшего, давал ему благословение, совет по личному делу или духовному вопросу, Приходили, к нему тысячи людей, так что стоял он часто на одном месте по 7-8 часов. Как-то Ребе спросили, где он берет силы, чтобы держаться на ногах так долго. «Когда я смотрю на этих людей, мне кажется, что я считаю бриллианты, – ответил он с улыбкой. – Никто не испытывает усталости или слабости, когда считает нечто такое же прекрасное, как бриллианты».

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?

Любовь, одно из наиболее часто упоминаемых нами чувств, остается загадкой для человечества. О любви, возможно, написано больше, чем о каком-либо другом явлении. Но от этого она не перестает быть непостижимой. Мы знаем, что любовь – это неотъемлемая часть человеческой жизни, единственный самый необходимый ее элемент. Однако гарантированного способа найти любовь, по-видимому, не существует. Так что же это за чувство, явление?

Любовь позволяет нам испытать другого человека, а ему – испытать нас. Она и отдает, и принимает. Она – источник и основа всех взаимодействий между людьми. Чтобы жить полной смысла жизнью, мы должны больше знать о любви, о том, как привнести ее в нашу жизнь.

Может показаться что мы нуждаемся в любви точно так же, как нуждаемся в пище и воде, в дыхании и сне. Нам известно, что любовь удовлетворяет нашу потребность в заботе о нас, нашу потребность в близости. Очевидно, что во многих случаях мы добиваемся любви из эгоизма, потворствуя себе. Мы ищем кого-то, кто полюбит нас, потому что жаждем этого. Возможно, мы хотим любить кого-то, чтобы комфортно себя чувствовать.

Но если любовь – лишь потребность типа еды и питья, то почему она так неуловима? Почему она так трудно достается многим людям? Почему она сопровождается страданиями и разочарованием? Мы добиваемся любви на некоторое время и глубоко страдаем, когда терпим неудачу.

С такими препятствиями мы сталкиваемся, рассматривая любовь как еще одну из наших физических потребностей. Да, мы действительно нуждаемся в любви, как нуждаемся в пище и воде. Но здесь надо видеть существенное различие. Пища и вода являются элементами земли, которые поддерживают наше тело, а любовь – это язык Б-га, поддерживающий нашу душу.

Настоящая любовь имеет мало общего с любовью, которая присутствует в романах или песнях. Истинная любовь – это возвышенное чувство, связывающее наше физическое «я» с Б-гом и, следовательно, со всеми, кто окружает нас. Слишком часто мы смотрим на любовь эгоистично, как на нечто такое, чего мы просто желаем. Истинная любовь бескорыстна, потому что она неотделима от связи человека с Б-гом.

Один из наших важнейших принципов гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Возможно ли такое? Разве мы можем не любить себя больше, чем кого-либо другого? Ответ заключается в том, что настоящая любовь возникает не в нашем теле, а в нашей душе. Любовь – это превосходство духовного над материальным (Гания, 32). По материалистическому определению, два объекта не могут одновременно занимать одно и то же пространство. Но душа преодолевает время и пространство. Она преодолевает и самовлюбленность человека, делает его способным разделить судьбу с другим человеком.

Мудрец Гилел говорит: «Не делай своему ближнему того, чего ты не хотел бы, чтобы сделали тебе. В этом вся Тора, остальное – комментарий [к ней]» (Талмуд, Шабос, 31а). Мудрость Б-га направлена на то, чтобы научить нас, как любить, как преодолевать наши материальные границы и достигать более духовного места. Такое путешествие совершается лишь с помощью души, а любовь – это тот язык, на котором мы должны научиться говорить во время пути. Любовь – это способ разговаривать с Б-гом. Когда вы смотрите в глаза любимого человека, вы переступаете границы физического мира и соединяетесь с Б-гом.

Любить – это гораздо больше, чем относиться с состраданием к другому человеку. Любовь идет дальше обмена чувствами, вызываемыми сердечным теплом. Это гораздо больше, чем поступать с другими только так, как вы хотите, чтобы поступали с вами. Любовь – это Б-жественный акт, самый чистый путь питать душу другого человека, как свою собственную.

Самая глубокая любовь не есть лишь то, что свойственно человеку. Истинная любовь – это любовь, внушенная Б-жественностью, когда одна душа приветствует другую.
почему мы нуждаемся в любви?

В известном смысле все мы отклоняемся от нашего истинного «я». Рождение – это начало путешествия души, посланной из ее Б-жественного источника жить в неестественном состоянии, в материальном мире. На протяжении всей своей жизни мы стремимся воссоединиться с собственным «я», со своим источником. Мы ищем в себе нашу душу, Б-жественную искру.

То, что мы называем любовью, на самом деле является поисками Б-га. Многие этого не понимают. Потребность любить, быть любимыми в действительности есть потребность преодолеть свое физическое «я» и соединиться с нашими душами. Поэтому обладание в известном смысле другим человеком должно быть тем же, что и любовь к Б-гу. И наоборот. Человек, который якобы любит Б-га, но не может любить другого человека, не любит и Б-га. А тот, кто любит другого человека, но не испытывает любви к Б-гу, в конце концов обнаруживает, что называемое им любовью оказывается ограниченным определенными условиями, эгоистичным. Очевидно, что подобная любовь не является истинной.

Эти два типа любви (эгоистичная и неэгоистичная) диаметрально противоположны друг Другу.

В случае эгоистичной любви должно выполняться условие понимания ваших потребностей. Если это условие не выполняется, выбранный человек отвергается и начинаются поиски другого. На первый взгляд, это можно считать справедливым, но такая любовь обязательно окажется непостоянной. Если человек, которого вы любите, просит помощи, естественно оказать ее. Но цена этой любви может стать слишком высокой, вы чувствуете, что отдаете больше, чем получаете, и можете перестать любить. Рано или поздно вы сталкиваетесь с гораздо большими неудобствами и затруднениями, чем вам хотелось бы переносить ради другого человека.

Неэгоистичная любовь предполагает состояние, когда человек поднимается выше собственных потребностей. Она выходит из своего ограниченного мира в соединении с душой другого человека, а следовательно, с Б-гом. Если любовь возвышенна, вы вместе с любимым человеком достигаете наиболее высокого уровня духовности, вы достигаете Б-га. При такой любви не существует условий, не формулируются постоянно по-новому желания и потребности.

Ограниченная выдвигаемыми ею условиями, которые не выполняются, эгоистичная любовь исчезает. Неэгоистичная любовь постоянна и неизменна. Как правило, ограниченная условиями любовь означает забвение одной личности или подчинение ее другой вместо слияния двух личностей в одну. В этом случае любовь господствующей личности подавляет любовь подчиненной личности.

Ограниченная условиями любовь не стимулирует роста личности, ибо она является выражением временной потребности, которая в данный момент удовлетворяется. Подобно тому как человек испытывает чувство голода через несколько часов после приема пищи, тот, кто любит на определенных условиях, постоянно нуждается в новых заверениях в преданности, проявлениях заботы и благосклонности.

Не ограниченная условиями, возвышенная любовь составляет основу роста человека. Она всеобъемлюща. Она расплескивается во все стороны и влияет не только на ваши неотложные потребности, но и на все ваше «я». Такая любовь делает вас способным отказаться от собственных эгоистичных желаний ради любимого человека.

Ограниченная теми или иными условиями любовь занимает в вашей жизни определенное место, тогда как не ограниченная никакими условиями она является неотъемлемой частью всего вашего существования. И, наконец, она служит инструментом, с помощью которого вы учитесь познавать высшую реальность – Б-га.

Любовь – это основание, на котором построен наш мир. Все наши законы, взаимоотношения, воздействия Друг на друга обусловлены одним и тем же принципом. На любви основаны цивилизованность и мораль. Без любви невозможно было бы жить в мире друг с другом, уважать потребности другого и относиться ко всем с тем же сочувствием, которое мы сами хотели бы получить от других.

Однажды мальчик обратился к раввину с вопросом, почему у человека два глаза, а не один, подобно носу и рту. «Левым глазом ты должен смотреть на себя, чтобы видеть, как ты можешь совершенствоваться, – ответил раввин. – А правый глаз дан тебе для того, чтобы с любовью смотреть на других и всегда видеть их лучшие качества».

КАК ДОСТИГАЕТСЯ НЕЭГОИСТИЧНАЯ ЛЮБОВЬ?

Вступление на путь не ограниченной условиями любви способно поначалу вызвать страх. Ибо легче и безопаснее любить на своих определенных условиях. С другой стороны, неэгоистичная любовь сопряжена с риском и уязвимостью. Но мы должны научиться возвеличивать вновь обретенную уязвимость, поскольку именно это делает истинную любовь столь привлекательной, открывающей перспективу разделить нашу душу с другим человеком.

Большая часть людей склонна любить, но не готова доверять друг другу. Единственный путь стать уязвимым, открыть себя для истинной любви – это вера в Б-га и Б-жественность в душе человека, которого вы могли бы любить.

Для достижения неэгоистичной любви необходимо прежде всего полюбить самого себя, создать гармонию между собственным телом и душой. Это предполагает понимание того, кто вы в действительности и что должны совершить в этом мире. Это значит быть довольным своим призванием и не искать развлечений. Находясь в конфликте с самим собой, как вы можете рассчитывать на счастливую любовь с другим человеком?

Наука любить себя может оказаться трудной. Не всегда собственное «я» способно соединиться с Б-гом. Человек придерживается своего плана или следует Б-жьим указаниям. Рассматривает себя как обязанную всем самой себе обособленную личность или как существо, созданное по образу Б-га. Чтобы расти, нравственно совершенствоваться, надо научиться сдерживать свое «я», раскрываться и давать место чему-то более важному, чем вы сами.

Если вам не удастся полюбить Б-га, который пребывает в вашей душе, вы будете постоянно искать любовь. Возможно даже обращение к пагубным формам любви в стремлении заменить отсутствие внутренней любви. Вот почему мы не начинаем жизнь с поисков любви. В детстве человек учится получать любовь от родителей, от братьев и сестер, от окружающих. В зрелом возрасте можно начать поиски любви со стороны постороннего человека, который станет партнером по браку на протяжении нашей жизни.

Конечно, любовь супругов, любовь членов семьи и любовь друзей – это не одно и то же. Но во всех этих случаях присутствует один общий момент. Все они отражают любовь между человеком и Б-гом. Любовь, которой мы учимся у своих родителей, в своих семьях, у своих учителей. Чтобы ребенок стал любящим взрослым, он должен получать любовь и постоянно ее видеть.

Кроме того, ребенок должен постичь науку ценить любого другого человека и каждый аспект нашего существования на земле. Мудрец Гилел говорит: «Любите творения» (Поучения Отцов, 1:12). Почему «творения», а не «людей»? Потому что даже будучи только «творениями», они созданы Б-гом. А это само по себе является основанием для того, чтобы любить их.

Каждое одинокое существо на земле достойно уважения, каждый человек подобен бриллианту. Бриллиант может казаться потускневшим, но под кажущейся тусклостью скрыты красота и изящество, которым нет равных. Он драгоценен независимо от того, как выглядит снаружи, независимо от его окружения.

Мы должны с уважением относиться к каждому человеку, видеть его врожденные достоинства, оказывать ему помощь, используя любые необходимые для этого средства. Если наружный слой человека представляется потускневшим, надо поощрять в нем стремление очиститься. Если его грани кажутся шероховатыми, следует помочь ему «отшлифоваться» путем открытия доступа к его внутренним ресурсам.

В этом и состоит истинная идея любви – высоко ставить каждого человека, независимо от того, кто он и какое занимает положение. Любой человек должен иметь возможность совершенствоваться. Наши мудрецы говорят: «Грехи должны быть стерты, но не грешники» (Талмуд, Брохос, 10а). Любовь к каждому существу, которое нравится, не имеет значения. Значение имеет любовь, не ограниченная никакими условиями. Вы не обязаны принимать выбор другого человека и учить своих детей подобным выборам. Но вы обязаны принимать другого человека. Даже отвергая философию отдельной группы людей, вы не должны отвергать этих людей.

Любовь – не подавление кого-нибудь тем, что вы считаете благотворным для него. Любовь – эта оценка по достоинству индивидуальности каждого человека, требующая максимальной чуткости. И распространяться она должна на всех людей, любого происхождения, темперамента и т. д.

Неэгоистичная, разумная любовь предполагает определенный уровень образования, воспитания и дисциплины. Это справедливо в масштабе как отдельной личности, так и общества в целом, как детей, так и взрослых. Недостаточно любить кого-то, а затем оставить его одного, когда он совершает нечто опасное для себя или других. Любить – не значит приносить в жертву высшие образцы нравственности. Если из-за так называемой любви родители не наказывают своего ребенка, совершившего неблаговидный поступок, это не значит, что они по-настоящему его любят. Любовь является стимулом для добрых дел, средством космического единства, единства между человеком, Б-гом и Вселенной. Поэтому делайте что-нибудь во имя любви для ближайшего человека, с которым вы сталкиваетесь, посторонний ли это человек или ваш супруг. Поступайте так, даже не получая ничего взамен. Вводите в свою жизнь любовь не только на своих условиях, но и за пределами установленных вами границ.

Научитесь любить свою семью по-новому. Любите своих родных не только потому, что они ваша плоть и кровь, но и потому, что они Б-жьи дети. Прежде чем уложить детей спать, поцелуйте их no-новому. Пусть ваши поцелуи будут полны огня вашей Б-жественной души. Поговорите с ними о любви, о том, как надо заботиться друг о друге. Вы увидите, как это новое понимание любви будет переноситься на все, что вы делаете.

С точки зрения развития технологии, мы живем в эпоху беспрецедентного единения. Тем не менее наши личные связи оказались более ослабленными, чем когда бы то ни было. Давайте станем сторонниками любви, не ограниченной определенными условиями, и сделаем ее идеалом нашего поколения. Давайте любить друг друга, чтобы создать единство между людьми, между человеком и Б-гом. Давайте рассматривать наше технологическое единение как возможность донести любовь до всех. Сначала до нас самих, затем до наших семей, наших общин, наших народов, наконец, до всего мира. Давайте возвестим тот день, когда не будет ни зависти, ни ссор, когда восторжествуют любовь и единение.

В 1991 году после беспорядков в краун-Хайтс к Ребе явился Дэвид Динкинс, мэр Нью-Йорка, который попросил благословить мир между двумя народами, евреями и неграми. Ребе ответил: «Не два, а один народ, под властью одного правительства и под покровительством одного Б-га».    

"К жизни полной смысла"

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Пиркей авот

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях