Домохозяйка — акерет байт

Мирьям Климовская

— А что ты делаешь? Ничего? Так и напишем — акерет байт.

Чиновник, помогавший мне заполнить анкету, ответил на собственный вопрос быстрее, чем я успела даже мысленно сформулировать, что же именно я делаю. И удивительно, ничто в этом определении меня не покоробило. Действительно, что можно делать, когда у тебя трое погодок (старшему два)? С двумя я еще как-то умудрялась работать, а теперь… Просто сидеть с ними дома отнимает все силы и время.


Сколько бы нам ни говорили, что главная работа женщины — дома, что главное занятие — семья, очень мало женщин, находясь дома, чувствуют себя счастливицами. Мы живем в обществе, где все принято измерять доходами, и, соответственно, на низшей ступени будет находиться домохозяйка.

На следующей — аврех (учащийся колеля), ступенью выше — безработный, живущий на пособие… Мы привыкли, что деньги определяют настоящую ценность человека, уровень его способностей, интеллекта, трудолюбия, порядочности. Но так ли это? Два программиста, выполняющие одну и ту же работу, могут получать совершенно разные зарплаты, если одному посчастливилось попасть в престижную фирму, а другому — в захудалую. Добросовестный и знающий чиновник может десятки лет не видеть продвижения по службе, потому что его босс «пихает» на вакантные должности своих родственников и знакомых… Примеров может быть множество.

Считается: то, что человек делает для «общества», важнее того, что он делает для своей семьи, ведь за первое платят. Но люди платят за «товар». Самое гениальное произведение искусства может быть отправлено «в стол», если не найдется покупателя или спонсора. У Всевышнего другая шкала. Он оценивает не результаты, а усилия, не цель, которая «оправдывает средства», а средства для достижения этой цели — насколько они достойны существа, созданного «по образу». Для Него нет проблемы снабдить всех тем, в чем они нуждаются, — без всяких усилий с их стороны. Очевидно, это часть нашей работы в этом мире — уметь определить, что главное, а что второстепенное, что цель, а что — средство.

Женщина, работающая вне дома из-за экономической необходимости, может поддаться соблазну ценить свою работу больше, чем домашние обязанности, — ведь там она «что-то получает». Но если оценить работу дома и вне дома по объективным параметрам, мы можем прийти к совсем другим результатам.

Согласно одному американскому исследованию, работа домохозяйки на полную ставку оценивается примерно в 11.5 тыс. долларов! Некоторые из нас могут удивиться: как, только за то, что я сижу дома с детьми, такая сумма?! Но если произвести небольшой подсчет, мы получим число, очень близкое к этой сумме, если не большее…

Итак, что же нужно для гармоничного функционирования дома?

Первой мы будем оценивать уборку. Нет сомнения, что в домах с маленькими детьми уборка занимает много времени — минимум 3 часа в день. Теперь возьмем местные расценки, умножим на количество часов, потом на 30 дней, и получим уже неплохую сумму.

Идем дальше. Возьмем часовую зарплату няни, умножим на 24 часа, потом на 30 дней, потом на количество детей, нуждающихся в уходе… Неплохо, да?

Сколько стоит отправить мешок одежды в прачечную, а потом забрать ее чистой и выглаженной? Теперь умножаем на 5—10-15 раз в неделю, в зависимости от размеров семьи, и на 4 недели в месяц.

Сколько стоит обед/ужин на всю семью в ресторане? Даже если вычесть стоимость продуктов и сбавить еще немного за не совсем ресторанное обслуживание, все равно останется прилично. Теперь умножаем на количество трапез…

Сколько стоит отдать одни брюки портнихе для починки? Умножьте на количество предметов одежды…

Сколько платят репетитору за помощь детям с уроками? Умножьте на количество детей школьного возраста, за вычетом гениев…

О том, во сколько обходится обращение к частному психологу, лучше даже не думать. Но чтобы детям не понадобилось действительно обращаться к психологу, принимающему пациентов в своем комфортабельном кабинете, его роль исполняет Мама, которая умудряется выслушивать своих «пациентов», причем иногда нескольких сразу, на кухне, одной рукой держа орущего младенца, а другой жаря котлеты. И решения ей приходится принимать мгновенно, учитывая также их воздействие на остальных членов семьи.

Мы еще не упомянули о виртуозной бухгалтерии, когда скудные доходы надо растянуть на месяц так, чтобы хватило на все необходимое и не пришлось влезать в долги…

А работа медсестры, по нескольку раз в день занимающейся порезами, ушибами, воспалениями ушей, прищемленными пальцами и т.д.?

А сколько платят директору предприятия, отвечающему за то, чтобы оно бесперебойно функционировало и чтобы каждый, кому это по силам, выполнял свои обязанности?

Возможно, список этот неполон, но думаю, он и так достаточно убедителен.

Кроме оплаты, женщина получает на работе то, чего ей может не хватать дома, — положительную оценку своей работы. Не всегда муж может оценить ее героические усилия по созданию еврейского дома; о детях, которые привыкли принимать все как должное, и говорить нечего… Восторженные отзывы субботних гостей или соседок не всегда спасают ситуацию. Приходится постоянно напоминать самой себе об исключительной важности своих усилий и об ожидающей за это награде, которая неизмеримо возрастает, если эти усилия и готовность взять на себя многие обязанности позволяют мужу посвятить себя изучению Торы. Женщина, полностью посвятившая себя своему дому, может страдать еще и от того, что она якобы не может реализовать свой потенциал.

Одна женщина пожаловалась раву Йехиэлю Якобзону, что не находит удовлетворения в своей работе. Рав поинтересовался, чем она занимается. «Я учительница, — сказала женщина. — Но я могла бы быть директрисой, а об этом никто не знает…» «У меня есть для Вас замечательный совет, — сказал рав. — Когда будете выходить из дома, повесьте себе на шею табличку: “Я учительница, но я могу быть директрисой”, и так все узнают».

Давайте мы все повесим себе табличку (мысленно, разумеется, ведь мы, вдобавок ко всем своим достоинствам, еще и скромные):

«Я могу быть: учительницей, воспитательницей, шеф-поваром, психологом, семейным консультантом, руководителем благотворительной организации, массовиком-затейником, и еще много кем, но на самом деле я все это вместе и еще намного больше — я Акерет Байт».

по материалам сайта http://toldot.ru

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Пиркей авот

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях