Зачем нужен развод?

Почти все дети мечтают о свадьбе и семейной жизни, однако добрая половина современных браков заканчивается разводами. Почему вообще разводы столь распространены? Почему люди, несмотря на такую частоту разводов, все еще женятся?

Два мира

По мнению еврейских мистиков, развод является результатом хаоса. Когда Всевышний создал наш мир, он был полон духовности, но, вместе с тем, и хаотичен. Согласно Каббале, этот хаос был рожден в результате наполнивших наш мир агрессивных и мощных Б-жественных энергий. Каждая из этих энергий была нацелена лишь на свою миссию, и не была способна сосуществовать с иными энергиями. Каждая из них была независима от остальных и не принимала иное во внимание. В результате возник хаос. Тогда Всевышний установил новый порядок, незыблемые моральные устои, ставшие основой нашего мира. В этом мире силы всех энергий контролируются и управляются, устанавливая друг с другом определенные связи. В результате такого упорядочивания возникает всеобъемлющая и целостная среда, в которой каждый, благодаря помощи окружающих, получает новые силы.

Неудивительно, что человек, будучи продуктом обоих миров, сочетает уверенность в себе и умение находить компромиссы. Мы независимы, но, вместе с тем, нас напрямую касаются действия окружающих. Брак — это продукт той части человеческой личности, которая склонна к компромиссам, в то время как развод — результат нашей уверенности в себе.*

Внутренний конфликт

Противоречивые стремления к независимости и единению естественны для души человека. Принуждение и порабощение угнетают наш дух. Мы жаждем свободы почти с такой же силой, как и жизни. «Дайте мне свободу или дайте мне смерть!» — сказал однажды Патрик Генри. Мы постоянно в ходе нашей жизни противостоим принуждению и угнетению. Мы стремимся к самовыражению, личному пространству, свободе и материальной независимости, которые позволят нам делать свой выбор и быть самими собой.

Затем возникает необходимость любить и быть любимым, нуждаться и быть нужным. Одиночество истощает душу, лишает человека счастья. Возникает конфликт. В борьбе за свободу мы ищем независимости, но, ища любовь, мы стремимся к единению.

Родители растят нас в любви и заботятся о том, чтобы мы ни в чем не нуждались. То, что мы получаем от родителей, жизненно необходимо для нашего позитивного настроя, но в определенный момент мы выходим в большую жизнь и начинаем собственный путь. Некоторое время мы наслаждаемся своей новообретенной независимостью и защищаем свое право на личную свободу. Затем наступает время, когда наша душа начинает искать любовь. Мы ищем возможности для становления новых связей, стремимся стать частью общества, общины, семьи и социальной сети. И, что особенно важно, мы ищем партнера для жизни.

Когда же мы в итоге находим своего человека и создаем с ним семью, это единение восхищает нас. Мы погружаемся в новую связь, пробуждающую память о детских мечтах, и парим в головокружительных высях романтического восторга. Затем мы постепенно начинаем понимать, что для любви требуется позабыть о значительной части всего, что олицетворяло нашу независимость. Внезапно мы уже не можем выбирать то, что хочется, и действовать по велению чувств — потому что нам нужно принимать во внимание интересы другого и делать то, что хорошо для обоих. Многим этот груз оказывается не по силам... и тогда в семье начинает расти напряжение.

Когда мы отказываемся от независимости ради любви, те, кого мы любим, начинают постепенно нас раздражать. Если же мы ревностно охраняем собственную независимость, то рискуем отдалиться от тех, кого любим. Поэтому для нас так важно найти золотую середину, придерживаясь которой мы сможем сохранить как свою независимость, так и любовь.

Точка отсчета

Вернемся к Каббале и нравственным устоям. Способность уже упомянутых нами Б-жественных энергий к сосуществованию отражает их истинную суть. Источник их существования — в Б-жественном, и сами по себе они ничем не отличаются от Него, а их отличительные особенности проявляются позже. Таким образом, способность энергий к сосуществованию обезличивает их особенности и демонстрирует единую суть, и тогда они действительно становятся единым целым.

Этот принцип работает и с нами. Наша потребность в независимости — это производная личных интересов, устремлений и желаний. Тем не менее, вне зависимости от того, врожденные они или приобретенные, эти устремления не отражают нашу истинную суть, которая заключена в присущем каждому из нас человеколюбии. Сосуществуя, мы трансформируем внешнюю оболочку, демонстрирующую наши индивидуальные особенности, и становимся единым целым. И это единение не просто не гнетет нас, но способно дать нам настоящую свободу и возможность погрузиться в свое изначальное состояние.

Как бы то ни было, правильный выбор заключается в готовности к сосуществованию. Когда это решение нам навязано, мы не способны отказаться от своей индивидуальности и проявить человеколюбие. Мы остаемся верными себе, но в этом случае сосуществуем принудительно, ограничивая свою свободу, теряя вкус к жизни и постепенно отказываясь от себя. **

Развод в основе брака

Поскольку Тора упоминает слово «брак», она же дает и законы о разводе (Дварим 24:1). Мы понимаем, что никто не навязывает нам брак и все сопутствующие ему компромиссы. Каждый день этот выбор мы делаем сами и для нас всегда открыта возможность закончить это единение. И если мы продолжаем его охранять — значит, это и есть наш выбор.

Это понимание — мост, позволяющий нам сберечь собственную независимость и потребность в единении; и именно он позволяет нам сохранить брак. Если, идя на компромиссы в семейной жизни, мы чувствуем, что поступаем вынужденно, такой брак лишает нас чувства благополучия. Но когда мы помним о том, что брак — это выбор, который мы делаем по собственной воле, наша независимость и осознание себя становятся лишь сильнее, потому что возможность выбора возникает у нас в тот момент, когда мы достаточно независимы для того, чтобы сделать свой выбор. Независимость позволяет нам быть собой. Любовь учит нас собой жертвовать. Нам не нужно отказываться от одного, чтобы получить другое; мы можем совместить их. А в те моменты, когда мы делаем это, мы учимся меняться.***

Лейзер Гурков

ПРИМЕЧАНИЯ:

* Рабби Леви Ицхак Шнеерсон, Тора Леви Ицхак, стр.140. Возможно, тут также заключен ответ на тайный вопрос о том, почему в Талмуде законы о разводе обсуждаются до законов о помолвке. Несмотря на то, что в нашей жизни помолвка предшествует разводу, этому порядку предшествовал хаос.

** Подумайте о том, чем филантроп, жертвующий немалые суммы на социальные проекты, отличается от бизнесмена, который инвестирует в эти программы, платя при этом налоги. Оба ежемесячно отдают одинаковые суммы денег, но филантроп от этого получает удовольствие, поскольку его поступок трогает самые сокровенные струны души, он чувствует собственный вклад в дело, он понимает, что живет. А для бизнесмена эта обязанность — не более чем налоговое бремя. Если давать — наш личный выбор, он успокаивает душу и пробуждает наиболее характерные признаки человеколюбия. Мы не способны думать о себе плохо, получив такой щедрый подарок. Но если нашу способность давать из нас выдавливают силой, и мы просто вынуждены давать, наш дух сломлен и душа пребывает в печали.

*** В своей книге «Иш Убейсо» раввин Элиягу Китов приводит следующий пример: каждый из нас может оставаться в своем доме на протяжении долгого времени, не ощущая себя плененным. Но как только дверь за нами закрывает кто-то другой, он чувствует стеснение, даже продолжая оставаться дома. Эта истина верна и в случае с браком. Уступки, на которые мы идем с началом семейной жизни, могут принести удовлетворение, если мы решаемся на них по своей воле, или испортить все происходящее в случае, если наш выбор навязан.

Материал подготовила Шейндл Кроль

по материалам сайта http://www.jewish.ru

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях