Праматерь Ривка

Вот что о Ривке и ее жизни рассказывает Тора в книге “Берейшит”.

Ривка родилась в Харане, как говорит мидраш, в тот самый Йом Кипур, в который происходило жертвоприношение Ицхака. Она была дальней родственницей Авраама, но семья ее не была избрана Всевышним. Мидраш называет Ривку “лилией среди колючек”, так как, несмотря на то, что ее отец, братья и все жители города, где она воспитывалась, были обманщиками, сама Ривка была большой праведницей. Ей были присущи милосердие и скромность.

Впервые Тора упоминает Ривку, когда Авраам посылает своего раба Элиэзера найти для Ицхака невесту среди своих родственников в Харане. Элиэзер приезжает в Харан и просит Всевышнего послать ему знак: невестой, подходящей Ицхаку, будет та девушка, у которой он попросит напиться, и она ему не откажет и при этом еще напоит и его верблюдов . После длительного ожидания у колодца появляется Ривка. Тора говорит, что “она была прекрасна видом и лицом” (Берейшит, 29:17). Элиэзер просит ее: “Наклони ко мне твой кувшин, и я попью”. Комментаторы объясняют, что Ривке, благодаря ее праведности, не было нужды наклоняться и утруждаться для того, чтобы набрать воды из колодца – вода сама к ней поднималась. Ривка, по доброте душевной, с готовностью предложила ему: “Пей, господин мой, и верблюдов твоих я напою”. Так Элиэзер убедился в том, что это и есть невеста, предназначенная Ицхаку. После этого Элиэзер отправился к ее родителям и попросил руки Ривки для сына своего хозяина. Они согласились, но сказали: “Позовем девушку и спросим у нее”. Ривка немедленно согласилась выйти замуж за Ицхака и, несмотря на уговоры родителей пожить еще немного с ними, отправилась с Элиэзером в путь, к дому Авраама и Ицхака.

У Ривки мы, в первую очередь, учимся скромности. Когда приблизились они к Негеву и увидели издалека Ицхака, Ривка из скромности сошла с верблюда и закрыла лицо. Существует мнение, что обычай закрывать лицо невесты перед хупой на еврейской свадьбе, произошел от этого поступка праматери нашей Ривки.

Ицхак женился на Ривке, и она заняла место хозяйки в шатре, в котором раньше хозяйкой была Сара. Мидраш говорит, что те три чуда, которые сопутствовали Саре, пока она была жива, и прекратились с ее смертью вернулись: субботние свечи горели с пятницы до пятницы; облако лежало на шатре и охраняло его; благословение пребывало на тесте, замешанном в шатре.

“И полюбил ее, и утешился Ицхак после смерти матери своей, Сары”. Ицхак после смерти матери нашел утешение в жене своей Ривке, а возвращение чудес послужило для него доказательством того, что Ривка предназначена ему.

Так же как Сара и Рахель, Ривка долго была бесплодна. Двадцать лет подряд она молилась Всевышнему, чтобы Он даровал ей детей. Однажды Ривка упросила Ицхака помолиться за нее. Они вместе отправились на место жертвоприношения Ицхака – на гору Мория и там молились. Молитва Ицхака была принята, и Ривка забеременела близнецами. Мидраш рассказывает, что каждый раз, когда Ривка проходила мимо языческих идолов, Эсав толкался и хотел выйти, а когда она проходила мимо синагог или домов, где учили Тору, толкался и хотел выйти Яаков. Ривка не понимала, что происходит, и обратилась с вопросом к Шему и Эверу (мудрецам того поколения), которые объяснили ей, что она носит близнецов, от которых произойдут два народа – один пойдет путем Торы и будет служить Всевышнему, другой же обратится ко злу и будет злодеем. Так и было – у нее родились близнецы, первый был весь покрыт рыжими, с красным отливом, волосами – его назвали Эсав, что означает “готовый”, зрелый”.Сразу за ним появился второй, державшийся за пятку брата, поэтому его назвали Яаков, от слова “акев”, пятка.

Пока дети были маленькими, они оба учили Тору, когда же выросли и достигли 13 лет, Эсав начал поклоняться идолам и стал охотником. Однако, чтобы завоевать сердце отца, он прислушивался к речам мудрецов, учивших Тору, а затем возвращался к Ицхаку и пересказывал ему то, что услышал. Это производило на Ицхака большое впечатление, и его любовь к Эсаву увеличивалась. Но Ривка, с ее материнским чутьем, знала, что представляет собой Эсав на самом деле. Она видела, что Эсав весь день напролет проводит в полях, а Яаков сидит часами в доме учения и учит Тору. Поэтому ее любовь к Яакову была сильнее.

Когда Ицхак состарился, глаза его ослабли настолько, что он перестал видеть. Перед смертью он решил благословить своего старшего сына, Эсава. Ицхак позвал его и попросил: “Выйди в поле и поймай мне какое-нибудь животное, и приготовь мне кушанье, которое я люблю… для того, чтобы благословила тебя душа моя, прежде чем я умру”.

Ривка слышала слова Ицхака. Она знала, что Яаков станет отцом еврейского народа, и хотела, чтобы именно он получил это благословение, поэтому она немедленно начала действовать. Велев Яакову пойти и взять двух козлят из ее стада, она приготовила любимое Ицхаком блюдо и отдала его Яакову, чтобы тот мог пойти к отцу вместо Эсава и получить благословение.

Сначала Яаков сомневался: несмотря на то, что Ицхак ничего не видел, на ощупь он мог легко обнаружить, что перед ним не Эсав, и тогда вместо благословений Яаков мог получить проклятье. Но Ривка настаивала на своем и сказала Яакову: “На меня падет твое проклятье, сын мой”.(Брейшит, 27:13) Она взяла на себя всю ответственность, чтобы полностью успокоить Яакова, и одела его в одежды Эсава, а на руки и шею ему надела козлиные шкуры, чтобы слепой Ицхак, ощупывая Яакова, подумал, что перед ним волосатый Эсав.

Ривка добилась своей цели, Ицхак благословил Яакова: “Пусть даст тебе Всевышний от росы небесной и тука земного… будут служить тебе народы и поклонятся тебе нации…”

Когда Яаков вышел из шатра отца, Эсав вернулся из полей. Как только Эсав вошел к Ицхаку и принес ему кушанья, обман был немедленно раскрыт. Эсав вскипел от гнева и решил убить Яакова, чтобы наследовать отцу после его смерти. Но тут снова вмешалась мать, Ривка. Она предупредила Яакова о намерениях Эсава и велела ему бежать в дом ее родителей, в Харан, пока гнев Эсава не успокоится. Ицхаку же она сказала, что хочет отослать Яакова в дом ее родителей, чтобы нашел он там себе подходящую пару и не женился бы на девушке из народов, среди которых они живут.

Ривка скончалась, согласно мидрашу, в возрасте 133 лет. Она была похоронена в пещере Махпела, где похоронены также Адам и Хава и все праотцы и праматери, кроме Рахели.

по материалам сайта http://dlyatebya.kz/

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях