Молитва, как лекарство

Ури Фузайлов (Паз)

Согласно новому исследованию, смертность среди тех, кто никогда не посещал синагогу, на 75% превышает смертность людей, посещающих ее регулярно. Это исследование, проведенное в Израиле, дополнило ряд подобных ему, выполненных в последние годы в США и в некоторых других странах. Все они показали, что у верующих и регулярно молящихся людей продолжительность жизни выше.

Вавилонский Талмуд (Брахот, 8б) приводит слова мудрецов, обращенные к рабби Йоханану: «И в Вавилоне есть старики, достигшие весьма преклонных лет». Удивился рабби Йоханан и сказал: «В Торе написано: “Дабы продлились дни ваши и дни сынов ваших на земле, которую Г-сподь поклялся отцам вашим дать им, – как дни неба над землей”.

Не значит ли это, что только в Эрец-Исраэль наши дни будут долгими, а за ее пределами – нет?!» На это мудрецы ответили: «Это потому, что в Эрец-Исраэль люди встают затемно и приходят на молитву в синагогу». Сказал им рабби Йоханан: «Отсюда можно сделать вывод, что Всевышний длит годы жизни тех, кто приходит на молитву в синагогу, как учил своих сыновей рабби Йеошуа бен Леви: “Чтобы продлить свои дни на земле, вставайте затемно и приходите в синагогу”».

Результаты современных научных исследований, полученные учеными Центра по изучению старости при Еврейском университете в Иерусалиме во главе с профессором Говардом Литвиным[1], заставляют вспомнить пословицу: «Новое – это хорошо забытое старое». Действительно, пожилые люди, регулярно посещающие синагогу, живут дольше своих сверстников, не бывающих там.

Выводы этого исследования основаны на опросе, проведенном израильским Центральным бюро по статистике в 1997 году. В рамках опроса были проинтервьюированы около 5 тыс. мужчин и женщин шестидесятилетнего возраста, живущих в Израиле. Вопросы касались образа жизни этих людей. В 2004 году, через семь лет после проведения опроса, профессор Литвин и его помощники проверили его результаты. Исследование Литвина охватило 1811 участников опроса 1997 года. Ученые обнаружили, что 684 респондента, то есть 38%, скончались в течение прошедших лет, и проанализировали данные в соответствии с образом жизни опрошенных.

В интервью корреспонденту газеты «А-арец» Офри Илани, опубликованном 19 августа 2007 года, профессор Литвин сообщил, что максимальная смертность зафиксирована, как и предполагалось, среди самой старшей группы охваченных исследованием людей. Распределив респондентов на группы по уровню доходов, выяснили, что среди людей с самым низким уровнем доходов смертность на две трети выше, чем среди их сверстников с самым высоким уровнем доходов. Среди пожилых людей, страдающих от депрессии, уровень смертности на 80% выше, чем среди тех, кто этим не страдает. «Эти данные вовсе не удивительны, – говорит профессор Литвин, – но мы обнаружили также два дополнительных, необычных фактора, влияющих на продолжительность жизни: частота встреч с друзьями и частота посещения синагоги».

По данным исследования, в одной возрастной группе смертность среди тех, кто не посещает синагогу, на 75% превышает смертность тех, кто делает это регулярно. По словам профессора, нельзя однозначно объяснить, каким образом посещение синагоги влияет на продолжительность жизни, но возможны два объяснения этого явления: «Одно из этих объяснений – духовного характера: вера продлевает жизнь. В последние годы в США и некоторых других странах была проведена целая серия исследований, доказавших, что вера помогает людям справиться со стрессом. Верующие и регулярно молящиеся люди живут дольше». Кроме того, посещение синагоги полезно тем, что человек рано встает, идет на молитву пешком, общается с людьми, прилагает интеллектуальные усилия при чтении Торы с комментариями и духовные – во время молитвы. Все это, с точки зрения медицины, идет на пользу здоровью.

Открытия, раздвигающие горизонты

Профессор Литвин говорил о новейших открытиях, раздвинувших горизонты медицины. Но этими данными не ограничился спектр интересов ученых, всерьез занявшихся также изучением влияния молитвы на течение болезней женщин и молодежи. Исследования показали, что молитва помогает и в этих случаях. В последние годы предпринимались попытки объективного изучения научных разработок и в области лечебного воздействия «дистанционной молитвы» (intercessory prayer). Впервые широкая публика на Западе ознакомилась с этим еще в 1998 году, после публикации в популярной газете «Time». Статья рассказывала о клиническом опыте, проведенном в кардиологическом отделении одного из медицинских центров США. Больных разделили на две группы. За здоровье одной группы молились издалека представители разных религий в разных частях света: буддистские монахи в Непале, христиане в штатах Балтимор и Миссури, религиозные евреи у Стены Плача в Иерусалиме. Целью этого опыта была проверка степени положительного влияния на процесс и результаты лечения, которое может оказать молитва посторонних людей, находящихся далеко. Полученные данные подтвердили лечебный эффект подобного воздействия: результаты лечения больных, за которых молились, оказались значительно лучше, чем у больных из второй группы.

Стоит вспомнить, что еще раньше было проведено исследование, проверявшее уровень зависимости сердечных заболеваний от соблюдения заповедей. Наблюдение за 10 тыс. человек в течение пяти лет показало, что распространенность сердечно-сосудистых заболеваний (закупорка сердечного сосуда) у религиозных евреев вдвое реже, чем у евреев, ведущих светский образ жизни: 2,9% у религиозных по сравнению с 5,8% у светских. У евреев, утверждавших, что соблюдают традиции, – 3,7%[2].

Еще одно интересное исследование, касающееся влияния молитвы на ход болезни, было опубликовано в американском журнале «New Realities» (май–июнь 1990), и его результаты поразили ученых-медиков. 393 пациента, обратившихся в кардиологическое отделение Центральной больницы в городе Сан-Франциско, были разделены на две группы: за выздоровление первой группы пациентов никто не молился, тогда как за здоровье и благополучие пациентов второй читали соответствующие молитвы. При этом соблюдались самые строгие принципы, принятые в медицинских исследованиях: деление на группы было произведено таким образом, что ни сами больные, ни врачи, ни медсестры не знали, кто к какой группе принадлежит. Доктор Стивен Бирд, возглавлявший исследовательскую группу, привлек людей, которые анонимно молились за здоровье больных из второй группы: за каждого молились от пяти до семи человек. В этом исследовании приняли участие американские врачи из разных штатов: д-р Ларри Досли из Далласа, д-р Элизабет Этраг из Калифорнии, д-р Джеффри Левин из Вирджинии, д-р Валлас Сэмпсон из Стэнфордского университета, д-р Герберт Бенсон из медицинской школы Гарвардского университета, д-р Ривид Ларсон и д-р Кэрол Юнг с медицинского факультета Йельского университета и др.

Как уже говорилось, результаты исследования поразили ученых-медиков: больные, за здоровье которых читали молитвы, нуждались в гораздо меньшем количестве антибиотиков, чем больные из другой группы, им было сделано значительно меньше капельных вливаний, и среди этой группы больных был только один летальный исход при равных исходных условиях. Ученые заявили: результаты исследования убедительно показали, что больные, за здоровье которых молились, выздоравливали гораздо скорее и намного меньше нуждались в конвенциональных средствах лечения.

«Дабы продлились дни твои»

В июле 1999 года в престижном журнале «Нью репаблик» была опубликована статья Грега Истербрука «Дабы продлились дни твои». В ней приводились результаты научных исследований, и среди них были названы следующие открытия: «…Самым потрясающим выводом, по мнению д-ра Гарольда Кенига из Медицинского центра при Университете Дьюк, является то, что “отсутствие религиозной жизни влияет на смертность в той же степени, как и 40 лет курения по одной пачке в день”». Кениг и группа ученых из университетов Дьюка, Йельского и Гарвардского изучили около 1100 научных работ, опубликованных в последнее время и посвященных тому, как влияет на здоровье соблюдение религиозных обрядов. Было обнаружено следующее: подавляющее большинство этих исследований указывает на то, что между участием в обряде молитвы и состоянием здоровья существует статистически подтвержденная связь (участие в молитве ученые приняли как критерий веры, поскольку объективного способа измерить силу личной веры не существует).

В процессе другого исследования, длившегося 28 лет, было обследовано около 5 тыс. жителей Калифорнии. Ученые пришли к выводу, что продолжительность жизни женщин, обращавшихся к Б-гу с молитвой хотя бы раз в неделю, значительно выше, чем у других женщин. Однако у мужчин результаты были не столь однозначны. Такое же исследование, проводившееся под руководством профессора Уильяма Стробриджа и опубликованное два года назад в «Американском журнале общественного здоровья», показало, что здоровье верующих мужчин как группы не превышает средней нормы. Напротив, их здоровье оказалось хуже, чем в среднем по стране, но ситуация неизменно улучшалась по мере увеличения возраста.

«Из исследования, проведенного Кенигом, можно сделать вывод, что связь между участием в религиозных обрядах и здоровьем налицо в иудаизме и четко выражена в различных течениях ислама и христианства», – объясняет в своей статье Грег Истербрук. В той же статье подробнейшим образом описано, как скрупулезно придерживались исследователи правил научной объективности.

Как сказал Эйнштейн

«Я очень сомневаюсь, что можно найти хотя бы одного крупного ученого, лишенного религиозного чувства, – писал Альберт Эйнштейн юноше, которого интересовало, молятся ли ученые. – Каждый, кто серьезно занимается наукой, постепенно убеждается, что в законах Вселенной проявляется Дух, и Дух этот неисчислимо выше человеческого… Таким образом научные изыскания приводят к своего рода религиозному чувству»[3]. Великий физик удивил молодого человека, сформировавшегося в атмосфере дарвинизма и материализма.

Очевидно, слова Эйнштейна верны не только для его времени, но актуальны и для современной эпохи – эпохи прикладной технологии. Как написал Истербрук в упомянутой статье «Дабы продлились дни твои»: «Одним из наименее хранимых секретов современной эпохи является то, что молятся не только религиозные фанатики. Так, Джон Гутон, один из крупнейших физиков современности, занимающихся исследованием атмосферы, регулярно молится и даже опубликовал несколько статей о пользе молитвы. Физик Чарльз Таунс, получивший Нобелевскую премию за свои научные достижения, одним из которых является изобретение лазерного луча, говорит, что молится ежедневно».

«Некоторым из нас это может показаться смешным, – заканчивает Истербрук свою статью, – но поскольку регулярная молитва, обращенная к Создателю, оказывает неоспоримое влияние на здоровье, молящийся поступает вполне рационально».

по материалам  журнала "Лехаим"

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях