Рождение Мошиаха 9 Ава

Текст свободного перевода на иврит выдержек из бесед, произнесенных Ребе в Субботу недельной главы «Дварим», Субботу «Хазон» (в течение «вытолкнутого» поста) 9 Ава, 10 Ава (перед вечерней молитвой) и в понедельник 11 Ава 5751 года (после вечерней молитвы).

1. Эти дни (особенно выходя из перенесенного поста 9 Ава) в особой степени предуготованы для прихода Мошиаха. Помимо того, что существует обязанность ожидать Мошиаха каждый день, и это одна из основ веры, в течение месяца Ав особенно подчеркнута идея прихода Мошиаха: «Поднялся лев в созвездии льва (Ав) и разрушил Ариэль (Храм), на условии, что придет Лев в созвездии льва и отстроит Ариэль». «Менахем» Ав — в этом месяце происходит утешение Освобождения, за счет переворачивания негативных идея, спускания, в величайшее поднятие.

2. В самом месяце Менахем Ав это подчеркнуто максимально 9 Ава:

— 9 Ава «родился Мошиах», в этот день усиливается его духовная основа [מזלו גובר], этот день в особой степени годен для Освобождения истинного и полного. Отражение этого в Законе: отрывок «נחם [утешь…]» читают именно в Минху 9 Ава, потому что именно тогда родился Мошиах, имя которого Менахем.

Когда 9 Ава выпадает на Субботу, негативные идеи этого дня (пост, изнурение) «выталкиваются» на следующий день, а позитивные — не только не ослабляются, но и подчеркиваются и в большей мере раскрываются Субботой. Это так, поскольку все в мире сотворено для евреев и никакая идея (в том числе время, Суббота) не может мешать или ослаблять привлечение и раскрытие Святости евреям. Тем более, Суббота, — «чета еврейского народа», день, связанный с Освобождением, выталкивает противопоставленное Освобождению (пост и изнурение) и раскрывает и усиливает идеи Освобождения, идею рождения Мошиаха.

В частности, это выражается тем, что это Суббота «Хазон [видения]», когда показывают каждому из евреев будущий Храм, наподобие примера с рубашкой царского сына (приведенным Бердичевским ребе). — Раскрытие Храма привлекается на уровень «близкого макифа», на который указывает идея «одеяние» (рубашка). Завершение Афтары подчеркивает то же: «Сион будет выкуплен законом, а пленные его — цдокой».

3. Вышеупомянутое достоинство Субботы 9 Ава подчеркивается едой и питьем в этот день, являющимися выполнением заповеди (субботнего наслаждения). То же касается третьей — «разделительной» трапезы! — Суббота не только отрицает воздержание от еды, но в течение нее наличествует радость и наслаждение от еды и питья. (И необходимо сказать, что в Субботу 9 Ава необходимо прибавить в этом более, чем в другие Субботы, чтобы не возникло впечатления, что ограничения в наслаждении Субботой связаны с 9 Ава). Это так, потому что пост, с точки зрения внутренней, является «днем благоволения Б-га», он нацелен на то, чтобы раскрылись идеи блага, которые в нем наличествуют, чтобы превратились эти дни «в праздничные дни и дни радости и веселья», как это будет в Освобождении. И внутренняя идея поста выходит в раскрытие, когда пост совпадает с Субботой, когда все негативные связанные с постом вещи «выталкиваются», а позитивные — «день благоволения Б-га» — не только остаются, но и усиливаются Субботой. Пост превращается, наподобие Дням Мошиаха, в «праздничный день, день радости и веселья», и вплоть до того, что этим дается сила «вытолкнуть» пост полностью (в дни Мошиаха) («אמר רבי הואול ונדחה ידחה»).

Это в наибольшей степени подчеркнуто в «разделительную» третью субботнюю трапезу. Третья трапеза каждую Субботу связана с «трапезой будущего», тем более третья трапеза в Субботу 9 Ава, когда рождается Мошиах.

4. Когда 9 Ава выпадает на Субботу и пост переносится на 10 Ава, у этого есть подобие и достоинство 9 и 10 Тишрей [кануна Йом-Кипур и Йом-Кипур]: «Каждый, кто ел и пил 9, засчитывает ему Писание, как будто он постился 9 и 10».

Отношения между 9 Ава и Йом-Кипуром:

Все посты, установленные пророками подобны — «происходят и привлекаются» из поста из Письменной Торы Йом-Кипур. 9 Ава подобен Йом-Кипур максимально — это единственный суточный, как и Йом-Кипур, пост. Также мудрецы сравнивают 15 Ава — день исправления того, что произошло 9 Ава (день, когда перестали умирать те, что должны были умереть в Пустыне, в результате истории с разведчиками, произошедшей 9 Ава), — и Йом-Кипур: «Не было таких праздников у Израиля, как 15 Ава и Йом Кипур!»

С точки зрения внутренней. Великое достоинство 9 Ава, то, что это день рождения Мошиаха, 9 Ава во времена изгнания — находится в сокрытии — и раскрывается 15 Ава — в полнолуние, когда происходит поднятие и полнота Луны — аспекта «малхут [царства]» — царства Короля Мошиаха после падения 9 Ава, которое было на это направлено («…придет Лев в созвездии льва…»). Наподобие этого раскрытия наличествует в Субботу 9 Ава, когда в раскрытии есть только внутреннее добро, заключенное в 9 Ава. И поэтому не было таких праздничных дней, как 15 Ава — из-за величайшего поднятия 15 Ава, когда светит наподобие раскрытия будущего, связанного со строительством Храма. Поэтому сравнивают 15 Ава с Йом-Кипур: В Йом-Кипур происходит поднятие «малхут» во внутренность «Атик», как это будет в Будущем.

Надо добавить, что завершение «7 Суббот утешения» происходит в Рош а-Шана, полнота Рош а-Шана осуществляется в Йом-Кипур, Йом-Кипур — время дарования Торы (вторых скрижалей), завершение 40 последних дней пребывания Моше на горе Синай, начавшихся 1 Элула. И т.к. в Субботу 9 Ава раскрывается внутреннее добро 9 Ава («превратятся в праздничные дни и дни радости и веселья»), получается, что 9 Ава присутствует наподобие раскрытия Йом-Кипура (только во времена изгнания это в сокрытии, когда 9 Ава выпадает на будни).

5. «Каждый, кто ест и пьет 9-го, засчитывает ему [מעלה עליו] Писание, как будто он постился 9-го и 10-го». — Писание наделяет его достоинством [מעלה], наподобие достоинства Будущего Мира, где «нет ни еды, ни питься». Более того, поскольку есть обязанность ожидания Мошиаха ежедневно, в том числе и в день Субботы 9 Ава, понятно, что достоинство, которое будет достигнуто, благодаря тому, что «едят 9-го» — не в двухдневном посте. С приходом Освобождения будут есть и 9-го и 10-го, и в этом будет большее достоинство. В частности это будет связано с началом Служения в Третьем Храме, который моментально спустится вниз. Наподобие еды в Йом-Кипур во время начала Служения в Первом Храме, и более того, поскольку пост 9 Ава в Дни Мошиаха отменится вовсе.

В 5751 году, когда 9 Ава пришлось на Субботу, 10 Ава выпал на первый день недели — «день один», когда Б-г был «единственным в мире своем». Если Мошиах придет моментально, то 10 Ава в первый день недели единство Б-га станет светить в абсолютном раскрытии, наподобие раскрытия «единственного в году» — Йом-Кипур. 10 день месяца также связан с идеей «десятый будет Святыней».

6. В 5751 году — как 17 Тамуза, так и 9 Ава, и начало и конец «Бейн а-Мецарим» — «Трех недель наказания» — выпали на Субботу и были вытолкнуты на следующий день. Таким образом этот период начинается и заканчивается не идеей «наказания», что раскрывает внутреннее содержание «Трех недель наказания» — трех аспектов разума («мохин»), как они раскроются в Освобождении, когда произойдет захват трех земель Кени, Книзи и Кадмони. Поскольку раскрытие «мохин» произойдет из сокрытия, оно будет обладать особой силой, наподобие преимуществу света исходящего из тьмы.

Главы, выпадающие на «Бейн а-Мецарим»: «Пинхас», «Матот» и «Масэй», «Дварим», — все упоминают разделение Земли Израиля целиком. — Не только на западном берегу Иордана, но и на восточном его берегу. Получение коленами Реувена и Гада уделов на восточном берегу Иордана — начало захвата и разделение трех земель (см.выше). Это намекает на 3 аспекта «мохин», которые приходят вместе с 7 «мидот» — в 3 Субботы «трех недель» (когда читают 3 главы), из которых приходят к 7 неделям «утешения». А в Служении человека это указывает на Служение «Сделай здесь Землю Израиля!» — захват каждым евреем и превращение в «жилище Б-га» своей доли в мире — в полноте, в области мысли, речи и действия, в качестве подготовки к тому, что в будущем Земля Израиля распространится на все земли.

7. Идея раскрытия Мошиаха 9 Ава в Минху, как она связана с работой в Земле Израиля. подчеркивается главой «Ваэтханан», которую начинают читать в Минху:

Какой вечный урок следует из (515) молитв, которыми Моше-рабейну просил Б-га разрешить ему войти в Землю Израиля? — Молитва Моше должна, в обязательном порядке осуществиться. Если бы она осуществилась тогда, то освобождение из Египта стало бы окончательным Освобождением, и евреи построили бы вечный Храм, которого не коснулось бы разрушение. По некоторым причинам эта мольба Моше не была тогда удовлетворена, но осуществится в будущем Освобождении, когда Моше — «первый освободитель и последний освободитель» будет вводить евреев в Землю в окончательном Освобождении истинном и полном и при строительстве вечного Третьего Храма.

8. Моше начал молить Б-га несмотря на то, что знал, что в отношении него уже принято решение, что он не войдет в Землю («עתה הניחה לי…» «תמחול לי ותבטל גזירתך…»). Есть основания полагать, что даже когда Б-г запретил Моше обращаться к Нему с этой просьбой, Моше-рабейну, жертвуя собой, продолжал молить Б-га о том же («כל… עשה חוץ מצא»). И молитва его подразумевала вхождение вместе с ним в Землю Израиля всех его учеников, всего «поколения пустыни».

Отсюда вечное указание, касающееся «распространения Моше в каждом поколении», вплоть до предыдущего Ребе, и Моше в каждом еврее, что кроме молитв, которые были до сих пор, необходимо молить и просить Б-га: «До каких пор!» И ясно, что эта молитва осуществляется и моментально сразу и образом «незаслуженного подарка», т.е. образом, несопоставимым с работой, — приходит Освобождение истинное и полное, и все евреи идет в Землю Израиля и с Небес спускается готовый построенный вечный Третий Храм.

9. Все это усиливается еще более, когда мы находимся в «утроенном доме» (доме молитвы, Торы и благотворительности и, в особенности, — предыдущего Ребе, Моше в нашем поколении), что является подготовкой к Третьему Храму, который также будет «утроенным домом». И здесь находится множество десятков евреев, которые являются хозяевами своей работы: «из вас жертву Б-гу», что усиливается еще более, в присутствии многих десятков евреев, находящихся в единстве, что устраняет причину изгнания и само собой разумеющимся образом моментально приводит Освобождение. Когда находятся во время молитвы Минха Субботы 9 Ава, когда осуществляется новое усиление духовной основы Мошиаха («מזלו גובר»), в 5751 году — «…когда покажу ему чудеса», вплоть до чудес Освобождения истинного и полного. — Понятно, что это время и место в наибольшей степени предуготованы для прихода Мошиаха.

И попросту: еврей верит полной верой, что «Король из дома Давида…» т.д., и в качестве «очевидного Мошиаха [משיח ודאי]» входит в это самое время в синагогу, ведет всех евреев в Землю-святыню… так, что 10 Ава становится Святыней, превращается в праздничный день, радость и веселье.

Тем более, 11 Ава, связанное с «11 днями от Хорева»: раскрытие «кетер» (вплоть до внутренних аспектов «кетер»), — Торы, как она в корне свыше, выше 10 сфирот, и привлекается в 10 сфирот. — А в Служении человека: это идея благословения на Тору. — Привлечение Торы, как она едина с Б-гом, во все идеи Торы, которые изучает еврей (10 силами своей души). Тем более в Аве, связанном с Освобождением и раскрытием «Новой Торы, [которая] от Меня выйдет» — полнотой раскрытия аспекта «11» в «Новой Торе», привлечение его в уровни, которые ниже этого. Тем более, Освобождение присутствует в днях, следующих за этим. [См. в беседе намеки на идею Геулы, присутствующие во всех днях недели по пятницу 15 Ава включительно].

10. Хотя «я верю», что Мошиах приходит сегодня, Тора указывает еврею, что он постоянно должен совершать свое Служение в полноте, соответственно своему нынешнему положению, включая подготовку к святым вещам, которые ему предстоит сделать в будущем.

Принято на фарбренген принимать добрые решения в области Торы и заповедей и «распространения источников», предваряя их принятие словами: «если Мошиах, не дай Б-г, задержится», т.е. эти решения(касающиеся Служения в изгнании) актуальны для ситуации, когда Мошиах задерживается. На самом же деле, также после прихода Мошиаха будет продолжаться Служение в области Торы и молитвы (и добрых решений), времени изгнания: «Счастлив тот, кто пришел сюда, и учение его в руках его». — «Учение его», которым он занимается сегодня, является средством «взять» Тору Освобождения. То же, применительно к совокупности Служения во времена изгнания: «…зависит от наших действий и Служения на протяжении всего времени изгнания», вплоть до того, что Геула осуществляется именно работой по внесению «алеф» в «гола [изгнание]».

Касательно действия. Добрые решения, в связи с этими днями. — «Сион будет выкуплен Законом [Тора], а пленные его — цдакой [все заповеди, в особенности цдака]»:

— Прибавить в эти и последующие дни в изучении Торы и выполнении заповедей, в особенности цдаки.

— Продолжить «сиюмим» трактатов Талмуда вплоть до 15 Ава, включительно. И связывать «сиюм (Закон)» с отделением благотворительных пожертвований (цдаки).

— Информацию о необходимости принятия таких добрых решений надо распространить повсеместно.

11. [Продолжение разговора о практике].

— В связи с 15 Ава стоит в каждом месте устроить большой веселый фарбренген. Собрать евреев: мужчин, женщин и детей, — говорить слова Торы, сделать «сиюм», давать цдаку, принимать добрые решения. Во избежания проблем с устроением фарбренген в пятницу, следует устроить его ночью с четверга на пятницу. Надо подчеркнуть, что фарбренген должен быть веселым и в добром расположении сердца («Не было таких праздников у евреев…»), вплоть до радости подобной радости свадьбы, с чем связан этот праздник. А, в частности, в соответствии с обычаем умножать помолвки и свадьбы после 15 Ава, после перерыва, произошедшего в этом в «3 недели».

12. То, что 15 Ава выпадает на шестой день, намекает на завершение работы евреев («אתם קרוין אדם», человека, сотворенного в шестой день Творения, соответствующий) шестому тысячелетию, кануна «дня, который весь как Суббота…», вплоть до «незаслуженного подарка», как это осуществляется тем, что «взмолился я Б-гу» (см.п.7-8). В частности, находясь в шестом тысячелетии после «полудня» (5500 года), после последних пределов в 5603 и 5666 годах, вплоть до провозглашения предыдущим Ребе в 5701-5703 годах: «Моментально „тшува“ — моментально Освобождение!» — что в эти годы прибавилось раскрытие внутренней Торы и прибавлялось в дальнейшем еще больше, вплоть до распространения самих «источников» Торы (не только следствий их распространения) до краев света.

13. Пусть будет угодно, чтобы моментально пришло Освобождение, и мы тогда будем праздновать величайшую радость выше всяких ограничений. Принесем благодарственную жертву («תודה») за выход из общего «заключения» — изгнания. Возблагодарим Б-га за вызволение ото всех 4 вещей, связанных с изгнанием («חיים»: חולה, יסורים, ים, מדבר, см. по ссылке в беседе). И справляем 15 Ава и 10 Ава и последующие дни с великой безграничной радостью, даже выше радости Пурима и Симхат Тора. И наподобие этому продолжат справлять все фарбренгены и радостные события — с радостью, которая выше всех ограничений («אז ימלא שחוק פינו»), включая полноту радости свадьбы. Вплоть до радости свадьбы еврейского народа и Б-га в Освобождении истинном и полном.

И чтобы это было моментально сразу. Как говорилось многократно, что уже все закончено, Храм стоит готовым свыше, все готово и, как будто, заперто в сундуке, ключ от которого есть у каждого из евреев. Единственное, чего ждут, — чтобы еврей закричал еще раз, выражая просьбу, требование и напоминание: «До каких пор?!» И этим он добивается того, что Мошиах, праведник наш, входит в эту синагогу, и берет всех евреев в нашу святую Землю…

 

по материалам сайта  http://www.moshiach.ru

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях