Путеводитель к празднику Нисан 5781

В преддверии месяца избавления – хотим предоставить Вашему вниманию краткое руководство по законам и обычаям праздника Песах 5781 года.
Время, указанное в руководстве, - для центра Киева

Месяц Нисан 5781

В течение всего месяца не читают молитву Таханун (Сидур стр. 61). В субботу не читают «Ав арахамим» (Отец, преисполненный милосердия, Сидур) и «Цидкатха цэдэк» (Милость твоя, Сидур). Не постятся, кроме поста, связанного с плохим сном, поста жениха в день свадьбы и первенцев в канун Песах.

Благословение деревьев

Тот, кто видит в дни месяца Нисан цветущие деревья, должен произнести благословение: «Барух… шэло хисар беоламо клум, увара бо брийот товот веиланот товот леанот баэм бнэй адам» -
Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной за то, что нет никакого недостатка в Его мире, и сотворил в нем добрые творения и добрые деревья, чтобы дать наслаждение сынам человеческим.
По нашему обычаю, это благословение произносят только в месяце Нисан.

Рош ходеш Нисан 13 марта 1 нисана

Наси - С 1 по 13 Нисана после утренней молитвы принято читать каждый день главу «Наси» из седьмой главы книги Бамидбар. После того, как произносят «Наси», читают молитву «Йеги рацон». Коэны и левиты тоже читают этот отрывок.

Изучение фразы из главы «Тегилим» – «Старинный обычай изучать каждый Рош ходэш (новомесячье) одну фразу из главы Тегилим, (соответствующей возрасту) с комментариями Раши. Кроме того, можно добавить также и другие комментарии». (20-летний читает за себя 21 главу и т.п.). («Книга обычаев Хабад»).

Шабат 19 марта 6 Нисана, Недельная глава «Ваикра»

Зажигание свечей 17.51

Исход субботы – 18.59

Вторник 23 марта 11 нисана
119 лет со дня рождения Любавического ребе. Начинают говорить 120 главу в Тегилим.

Принято писать и посылать Пан – письмо Ребе с просьбой о благословении
(Номер факса Оэль Хабад Любавич 1-718-723-4444).

Восемь мицвот (заповедей) относятся сегодня к празднику Песах
Три побудительные заповеди:
а) уничтожить весь хамец (продукты из заквашенного теста) утром 14 нисана;
б) есть мацу в первую ночь Песаха, а в диаспоре и во вторую ночь;
в) рассказывать историю об Исходе из Египта в первую ночь Песаха, а в диаспоре и во вторую ночь.
Пять запретительных заповедей:
а) запрещено есть хамец (продукты из заквашенного теста) с позднего утра 14 нисана;
б) запрещено есть хамец (продукты из заквашенного теста) все семь дней Песаха, а в диаспоре - также и в восьмой день;
в) запрещено есть любую еду, содержащую хамец, все семь дней праздника Песах, а в диаспоре - также и в восьмой день;
г) хамец (закваска) не должен быть замечен в вашем владении весь период Песаха;
д) запрещено пользоваться хамецом (закваской), найденным в вашем владении, весь период Песаха.

Хамец (закваска) не может находиться в вашем владении, даже если он совершенно невиден, например, если он лежит в закрытом ящике или буфете.
Запрет хамца считается очень серьезным, поэтому мы принимаем дополнительные меры, чтобы случайно не ошибиться. Следствием подобного подхода стало появление еще одной группы продуктов, запрещенных в Песах - "китниёт". Речь идет о рисе, бобах, кукурузе, просе, сое, горохе и т.д. Ни один из этих продуктов не является, с формальной точки зрения, хамцом. Однако ашкеназские евреи не едят их в Песах.
СеМаК (р.Ицхак из Корбейля) объяснял этот запрет тем, что эти продукты выглядят, как хамец. Например, очень трудно различить между рисовой мукой (китниет) и пшеничной (хамец). Поэтому, чтобы не было путаницы, китниет запретили тоже.
Бейт Йосеф (р. Иосиф Каро, 16-й век, Цфат) заметил, что поскольку в мешках с бобовыми часто попадаются зерна злаков (в основном, в связи с севооборотом), тот, кто ест китниет, по ошибке может съесть хамец.
С точки зрения Галахи между китниет и хамцом существует принципиальная разница. Хамец запрещено не только есть, но и хранить в течении Песаха (отсюда - обычай "продавать" хамец). Китниет, напротив, можно не только хранить, но и использовать (не для еды).
Сефардские евреи никогда не знали запрета китниет. Поэтому сегодня повсеместно можно наблюдать картину, когда сефарды едят на Песах рис, а их ашкеназские соседи - нет.

Четверг , 12 Нисана, 25 марта

Пост первенцев - начало поста 3.48 – окончание 18.53– Первенец или тот, у кого есть несовершеннолетний сын-первенец, должен поститься. Принято, что тот, кто должен поститься, принимает участие в завершении изучения какого-нибудь трактата из Талмуда. (Достаточно послушать одно завершение, даже если сам первенец и имеет несовершеннолетнего сына первенца). После такого завершения устраивают трапезу в честь исполнения заповеди, в которой принимают участие и первенцы. Таким образом, они прекращают пост. Можно участвовать и в любой другой трапезе, связанной с заповедью, например, трапеза в честь обрезания и т.п.

Доверенность раввину на продажу хамец (квасного). Следует сделать до пятницы. Лучше всего лично подписать у раввина, который продает квасное, доверенность на продажу хамец. Также лучше сделать киньян судар. Если нет такой возможности, можно послать доверенность на продажу хамец по обычной или электронной почте, или по факсу. Доверенность должна быть подписана, и в ней должен быть перечень мест, где находится квасное. Поскольку речь идет не о самой продаже, а о назначении посланника, который совершит продажу, по закону достаточно любого пожелания в любой форме.

Бдикат хамец. Время поиска хамец (квасного) – сразу после выхода звезд. Тот, кто молится в миньяне, и тот, кто привык молиться в миньяне, а сейчас не молился, должен вначале помолиться Маарив, а после этого проверять хамец. Но тот, кто привык молиться в одиночку, должен сначала проверить хамец, а после этого молиться Маарив. Порядок Бдикат хамец напечатан в начале Пасхальной Агады. Проверка совершается при свете свечи. Лучше всего взять восковую свечу. Если нет восковой свечи, можно взять любую другую, но проверять надо обязательно при свете свечи. Принято прятать 10 кусочков хамец, чтобы найти их во время проверки. Перед началом проверки произносят благословение «Барух ата … Мэлэх аолам ашэр кидэшану бэмицвотав вэцивану аль биюр хамец» - Благословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, освятивший нас Своими заповедями, и повелевший нам избавиться от квасного. Не следует разговаривать между благословением и началом проверки, а также все время проверки. Во время, когда глава семьи произносит благословение, вся семья стоит возле него. Начинают проверять в комнате, где произнесено благословение, а затем продолжают проверку в остальных комнатах дома. По окончании проверки отрекаются от всего оставшегося квасного и произносят «Коль хамира». Поскольку основное отречение от квасного происходит в сознании человека, он должен понимать текст отречения, который он произносит. Поэтому, тот, кто не понимает по-арамейски, должен произнести «Коль хамира» (все квасное) также и на том языке, который он понимает (например, на русском). Отрекаются от квасного, про которое не знают, но не от того, которое оставили на следующий день, чтобы сжечь или съесть. Ответственные проверяют также синагоги и остальные общинные помещения. Недостаточно того, что там просто убрали. Можно произнести благословение на эту проверку, но не следует произносить формулу отказа от квасного после нее.

Пятница, 13 Нисана, канун субботы и праздника Песах, 26 марта
Сжигание квасного желательно до 11.00– все квасное, которое не продали, следует сжечь. После сжигания отрекаются от всего квасного, произнося второй текст «Коль хамира» (Все квасное). Затем читают молитву «Йеги рацон» (Да будет угодно Тебе). Даже те, кто не находятся в месте, где сжигают квасное, обязаны в это время отречься от хамец (на понятном им языке). Есть обычай во время сжигания хамец сжигать также ветки ивы, которыми били в Ошана Раба (Шульхан Арух Алтер ребе, 445:12). Стоит проверить карманы детской одежды, чтобы в них не осталось квасного.

Когда 14 нисана выпадает на субботу, то поскольку в субботу запрещено искать и уничтожать квасное, проверку квасного (бдикат хамец) делают вечером 13 нисана, произнося при этом соответствующее благословение, а после проверки совершают церемонию аннулирования квасного (битуль хамец), как обычно. На следующий день, в пятницу, сжигают найденный хамец, и желательно сделать это до начала шестого временного часа, как в любой другой год, чтобы не ошибиться в последующие годы.
Оставляем из хамец только то, что надо сжечь, еду на пятницу (если хочется\надо) и питы для благословления над 2 хлебами в субботу. Питы, а не халы, потому что они меньше крошатся.

Всю подготовку к Седеру надо сделать до начала субботы.

• Проверьте заранее на наличие насекомых хасу (салат) для марора. Помойте ее и обязательно обсушите.
• Заранее нужно сделать соленую воду для сейдера.
• Зроа на оба Сэдэра надо пожарить до начала праздника.
• Следует оставить горящий огонь для зажигания в последующие ночи. В праздник и шабат запрещено приклеивать воском свечи к подсвечникам.


Листья салата следует хранить в холодильнике в герметичном пакете или мокрой тряпочке, но не в миске с водой.

Хрен надо натереть до субботы, но хранить в герметичной упаковке, чтобы он не выветрился.

Субботнюю трапезу надо готовить и есть в пасхальной посуде.

Стоит выделить в доме угол, отдаленный от пасхальной еды и посуды, чтобы спрятать там квасное, которое будут есть в субботу.

Мудрецы запретили есть мацу в канун Песаха, чтобы на Пасхальном седере мы могли исполнить заповедь о маце с любовью и удовольствием, а также для того, чтобы отделить мацу, которую мы едим в течение всего года, от «заповеданной мацы» пасхальной ночи. Этот запрет касается даже маленьких детей, если они уже понимают, что мы едим мацу в память об Исходе из Египта.
Запрет вступает в силу 14 нисана со времени утренней зари (алот ѓа-шахар). Хабад, следует более строгому толкованию закона, воздерживаются от мацы уже с новомесячья нисана; существует также обычай не есть мацу за тридцать дней до Песаха.

Шабат, 26 марта 13 нисана, гл. «Цав», «Шабат Агадоль» (Великая суббота)

Зажигание свечей – 18.02

В пятницу вечером накрывают стол, вся еда и посуда там пасхальная/одноразовая. В отдельном пакете лежат 2 питы для благословения. Можно их положить не на стол, а рядом, на стул, например. Делают кидуш, моют руки. Затем едят питы над пакетом, чтобы крошки не падали на пол. После того, как поели питы, отряхивают одежду, моют руки, чтобы крошки не попали на пасхальный стол и едят трапезу. В субботу утром все тоже самое. Самое главное, чтобы во рту не осталось квасного до 9.57. Рекомендуется много пить, когда едят питы, чтобы легче съесть их. Вот тут запивать надо только из одноразового стакана. После того, как в субботу съели питы, все крошки от пит спускают в унитаз, если они остались. Некоторые еще советуют туда сверху экономики плеснуть."
Вторую субботнюю трапезу, которую устраивают утром, необходимо закончить до конца четвертого временного часа 9.57, когда вступает в силу запрет на квасное. Человек может съесть лишь кусок хлеба объемом чуть более яйца. А бедиавад он может ограничиться только ке-зайтом хлеба. Для этого утреннюю субботнюю молитву следует перенести на более раннее время.
После второй субботней трапезы нужно собрать все остатки и крошки квасного с посуды и скатерти, а поскольку в субботу сжигать квасное запрещено, их желательно выкинуть в унитаз, чтобы уничтожить без остатка до 11.00. Для того чтобы было легче уничтожить все остатки квасного, рекомендуется тщательно распланировать, сколько именно квасного нужно на субботу, чтобы после второй субботней трапезы в доме не осталось слишком много квасного.
После молитвы Минха читают Пасхальную Агаду со слов «Авадим аину» (Рабами мы были) до «лехапэр аль коль авонатэну» (От всех прегрешений наших).


• Принято не есть продукты, из которых делают харосэт и марор (яблоки, груши, орехи, хрен, салат) с канун Песах до того, как съедят корэх во время второго Сэдэра.

Исход Шабата и Зажигание праздничных свечей – 19:11

Произносят два благословения: «Барух ата … Мэлэх аолам ашэр кидэшану бэмицвотав вэцивану леадлик нэр шел йом тов» и «Барух ата … Мэлэх аолам шеэхияну вэкиеману вэигияну лизман азэ» - Благословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние и праздничные свечи и Благословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени.

Первая ночь Песаха

Одна из центральных заповедей праздника Песах - проведение пасхального сейдера в первую и вторую ночь праздника. Это трапеза, проводимая в определенном порядке, и в которой мы едим мацу, горькую зелень, пьем четыре бокала вина и читаем Пасхальную Агаду – повествование о выходе еврейского народа из Египта.
Законы и обычаи Пасхального Сэдэра можно найти в «Агаде с собранием смыслов и обычаев» Ребе, и более подробно в Агаде издания «Эйхаль Менахем».

Порядок проведения Седера
Продукты расставляют на кеаре в определенном порядке. Начиная снизу и по часовой стрелке: хазерет (хрен-хаса), карпас (лук, картофель отварной), бейца (яйцо, сваренное вкрутую), зроа (кусок поджаренного мяса с костью внутри), харосет (орехи, яблоки). В центре - марор (горькая зелень, хаса-хрен).

В Хабаде кеара кладется на мацу. Кеару на столе ставят так, чтобы она находилась справа от ведущего.

Возле кеары должно быть блюдце с соленой водой, которую рекомендуется приготовить до начала праздника.

Седер не может начаться до наступления темноты, и так как длится он довольно долго, советуем приготовить все заранее - для того, чтобы приступить к празднованию сразу же после завершения службы в синагоге.

На круглый поднос следует положить три мацы. Их необходимо накрыть или отделить одну от другой с помощью салфетки или полотенца.

На Седере принято использовать круглую мацу шмура, испеченную вручную. Вы можете быть уверены в том, что эту мацу тщательно оберегали от любого контакта с водой - во время жатвы хлебных колосьев, перемола муки, замешивания теста и самой выпечки. Причиной использования мацы шмура на Седер является следующий стих Торы: - “И ты будешь охранять мацу”.

Само слово седер в дословном переводе означает - "порядок". Все события пасхальной ночи должны происходить в строгом порядке, иначе все перепутается.
1. КАДЕШ - Произнесение кидуша над вином.
На Седер каждый еврей должен выпить четыре бокала вина, соответствующие четырем проявлениям свободы, упомянутым в Торе (Шемот, гл. 6, ст. 6-7).

Так как все мы являемся свободными людьми в эту ночь, никто не должен сам себе наливать вино. Каждый наполняет бокал соседа - таким образом, мы как бы становимся аристократами, которым прислуживает челядь. Но в Хабаде каждый наливает себе сам, потому что Ребе наливал себе сам.

Лучше всего использовать красное вино, так как оно напоминает кровь евреев, которой запятнаны руки фараона, кровь, пролившуюся в результате Десяти Казней, а так же кровь, которой евреи смазали косяки своих дверей.

Те, кто не пьет вино, могут заменить его виноградным соком, в который следует добавить немного вина для того, чтобы в напитке ощущался привкус алкоголя.

У каждого должен быть свой собственный бокал, вмещающий ревиит. Это - мера объема, которая составляет примерно 100 грамм.

Каждый из четырех бокалов рекомендуется выпивать до дна, или, по крайней мере - более половины его содержимого.

Согласно Еврейскому Закону, выпить вино в бокале следует в течение четырех минут, не более.

Учителя постановили, что, выпивая вино, следует наклоняться на бок (влево), что символизирует проявление свободы.
Правильному проведению Седера помогают ориентиры - 15 этапов, каждый из которых несет в себе определенную символику.
2. УРХАЦ - ритуал омовения рук.
В ночь Седера моют руки так же, как перед обычной трапезой с хлебом, но не произносят благословение "аль нетилат ядаим". (Поэтому после омовения рук и до того, как будет съеден "карпас", разрешается говорить.)
3. КАРПАС.
Возьмите карпас и обмакните в соленую воду.

В качестве карпаса используют овощ, на который произносят благословение Боре при а-адама - сельдерей, петрушку или картофель, лук.

При подготовке продуктов для кеары необходимо внимательно осмотреть овощ, так как в листьях петрушки и особенно - сельдерея могут скрываться крошечные насекомые, употребление которых в пищу строго запрещено Торой.

Каждый должен съесть МЕНЬШЕ кезаита (15 граммов) для того, чтобы ему не пришлось произносить благословение после еды.
4. ЯХАЦ - Преломление средней мацы.
Ведущий Седера разламывает среднюю мацу надвое. Меньший кусок кладется обратно между двумя целыми пластинами мацы. Его полагается съесть позже, во время произнесения А-моци. Больший кусок - афикоман - заворачивают в полотенце или салфетку и прячут.

Талмуд утверждает, что дети должны попытаться "украсть" афикоман - поиски афикомана не дадут им уснуть во время Седера.
Но в Хабаде принято не «красть» афикоман, чтобы не приучать детей к воровству.
Обратите внимание на то, что обе заповеди - съесть мацу на Седер - выполняются в один присест.
5. МАГИД - Чтение Агады.
Начинается основная часть Седера - рассказ об Исходе. Важно иметь хороший перевод Агады для того, чтобы точно понимать смысл слов, которые вы произносите. Первый абзац Агады написан не на иврите, а на арамейском, который был языком того времени.

Мы снимаем салфетку с мацы, и поднимаем мацу вверх - на всеобщее обозрение и держим ее так до начала четырех вопросов.

***
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА

Уберите со стола кеару (ее надо будет вернуть на место перед трапезой). Это - знак, что наступило время вопросов, а также - напоминание о том, что праздничный ужин не начнется до тех пор, пока история не будет рассказана до самого конца.

Согласно обычаю, четыре вопроса задает самый младший из присутствующих, в возрасте, 3-4-х лет, когда ребенок уже понимает, о чем он говорит. Однако это не означает, что задавать вопросы должен обязательно ребенок. Для этого можно выбрать любого человека, например, того, кто присутствует в первый раз. В таком случае, его надо перед началом седера подготовить.

Перед вопросами мы наливаем второй бокал вина.

***

МЫ БЫЛИ РАБАМИ В ЕГИПТЕ

Во время рассказа об Исходе все три мацы должны оставаться открытыми.

Наши Учителя отмечают, что слова "Мы были рабами в Египте" в сущности, представляют собой ответ на четыре вопроса.
***
ВЭ- ЃИ ШЭ-АМДА (И она - Тора - защищала нас)

Мацу снова закрывают и участники седера поднимают бокалы с вином. И читают вэ-ги шэ-амда.

***

ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ

При упоминании каждой из Казней мы отливаем из бокала в тарелку несколько капель вина. Это напоминает нам о том, что чаша нашей радости не может быть действительно полной, так как ради нашего спасения погибло много людей.

После этой “процедуры” следует вновь наполнить бокалы.

***

ЛЕСИКАХ

Мацу прикрывают, поднимают бокалы с вином, и все вместе читают эту часть Агады вслух.

***

ВТОРОЙ БОКАЛ

Когда будете пить вино, не забывайте наклоняться.

Вы можете спросить: мы ведь уже прочитали благословение после вина над первым бокалом, зачем произносить новое благословение? Дело в том, что между двумя бокалами прошло много времени, и требуется благословение повторить.
6. РАХЦА - Ритуальное омовение рук.
Прежде чем съесть мацу, для которой существуют те же законы, что и для хлеба, надо омыть руки и произнести благословение "...аль нетилат ядаим" (следите по тексту Агады). Теперь нельзя говорить после благословения и до того, как вы закончите есть мацу.
7/8. МОЦИ-МАЦА - Благословение на мацу.
Это - мицва, упомянутая в Торе. Она повелевает нам во время Седера съесть мацу.
Ведущий Седера берет все лежащие перед ним три мацы и читает благословение "...амоци" (по тексту Агады). Затем выпускает из рук нижнюю мацу, продолжая держать целую верхнюю и часть средней разломленной мацы, и произносит благословение "...аль ахилат маца" (см.Агаду). Затем он ломает целую верхнюю мацу на мелкие кусочки и раздает их всем присутствующим. Чтобы съесть необходимое количество, надо добавить к этому кусочку дополнительную мацу.
Согласно Еврейскому Закону "съесть" - значит проглотить кезаит в течение краткого времени: от двух до четырех минут. В крайнем случае, мацу необходимо съесть максимум за девять минут.

Кезаит составляет приблизительно половину круглой мацы ручной выпечки.
В отличие от действий, сопровождающих чтение А-Моци в шаббат, мы не макаем мацу в соль. Причина в том, что съесть мацу на Песах само по себе является мицвой.

Перед тем как ведущий произнесет благословение, каждый должен приготовить мацу и положить ее перед собой для того, чтобы правильно выполнить мицву.
Есть мацу надо, облокотившись на подушку, как подобает свободным людям.
9. МАРОР - Горькая зелень.
Возьмите марор в количестве, равном кезаиту. Хотя многие имеют привычку использовать хрен, Талмуд тем не менее утверждает, что марором может служить хаса - римский латук (листья салата).
Запрещается использовать хрен, купленный в магазине, так как в него добавляют заменители сахара для того, чтобы сделать его менее горьким. Особенно не рекомендуется покупать так называемый красный хрен, который в действительности представляет собой смесь из свеклы и хрена.
Если вы используете чистый хрен, он должен быть перемолот до начала праздника.

Прежде чем произнести благословение, марор необходимо обмакнуть в харосет, затем стряхнуть с него капли. Талмуд утверждает, что харосет смягчает горечь марора. Произнося благословение, помните, что марор входит так же в состав сандвича корех.

Вы не должны наклоняться во время еды, ведь марор - символ рабства.

Марор необходимо съесть быстро (за время от двух до четырех минут).
10. КОРЕХ - Сэндвич Гиллеля из мацы и марора.
Ведущий Седера берет нижнюю мацу, отламывает от нее два куска и кладет между ними марор (горькую зелень), который лежит в нижней части блюда Седера; затем макает "сэндвич" в харосет и произносит соответствующее благословение (см.Агаду). Все участники Седера делают то же самое: берут два куска мацы, кладут между ними марор, макают в харосет, говорят благословение и съедают "сэндвич". Минимальное количество мацы и марора для "кореха" – то же самое, что и раньше. "Сэндвич Гиллеля" едят также облокотившись.
11. ШУЛЬХАН-ОРЕХ - Праздничная трапеза.
Пришло время праздничной трапезы.

Принято начинать ее с яйца, символизирующего приношение Хагига. Таким образом, все начинают трапезу с одного и того же блюда - как во времена Храма, когда все ели приношение Хагига.
Рекомендуется закончить ужин до полуночи, так как к тому времени необходимо съесть афикоман.

Праздничные блюда не должны включать жареное мясо - именно так подчеркивается разница между современным праздничным столом и трапезами времен Храма, когда подавали жареного "пасхального ягнёнка".
Трапеза является продолжением молитв Галель, и поэтому во время ужина рекомендуется продолжить разговор об Исходе. В идеале в течение всего ужина присутствующие должны наклоняться влево.
Во время трапезы разрешается пить дополнительное вино помимо четырех обязательных бокалов.
12. ЦАФУН.
Рекомендуется съесть афикоман до полуночи 1.03.Однако если вы видите, что для того чтобы успеть съесть афикоман к положенному сроку, требуется седер, не торопитесь. В этом случае разрешается съесть афикоман позже, важнее провести седер полностью и по правилам, от начала и до конца.

Афикоман необходимо съесть, когда вы уже сыты, но в вашем желудке осталось еще немного места для еды. Если же вы так наелись, что не можете проглотить ни кусочка, тогда, согласно ѓалахе, даже если вы заставите себя съесть афикоман, это не может считаться настоящим актом употребления пищи.

Необходимо съесть мацу (афикоман) в количестве, равном кезаиту, что соответствует двум третям квадратной мацы или половине - круглой. Если вы не в состоянии съесть так много, разрешается съесть половину указанного количества.

Вы должны убедиться в том, что каждый из присутствующих получил, по крайней мере, маленький кусочек мацы от афикомана. Недостающее количество восполняется с помощью других мацот, имеющихся на праздничном столе.

После афикомана нельзя ничего есть до конца ночи. Разрешается пить только воду (не сладкие напитки) и оставшиеся два бокала вина.

Когда будете есть афикоман, не забудьте наклониться влево.

Его необходимо съесть в течение минимум - двух, максимум - четырех минут.
13. БАРЕХ - Молитва после еды.
Наполняют третий из четырех бокалов и вместе читают молитву после трапезы. Рекомендуется выпить бокал вина в два глотка, не делая паузы. До дна или, по крайней мере - больше половины бокала. Если вы не можете выпить вино в два глотка, помните, на осушение бокала вам отводится четыре минуты.
Не забудьте при этом наклониться влево.
14. ГАЛЛЕЛЬ.
В специально приготовленный кубок наливают вино в честь Пророка Элиягу.
Наполняют бокалы (это четвертый обязательный бокал), открывают входную дверь для Пророка Элиягу и читают благодарственную молитву "Галлель", по окончании которой пьют, облокотившись, четвертый бокал. Затем все присутствующие дружно поют красивые песни из пасхальной Агады.
Принято использовать вино, "оставшееся" в бокале Элиягу, для Кидуша на следующий день.
15. НИРЦА - Служение принято.
Завершив Седер в точном соответствии с традицией, мы выражаем убежденность и веру, что Вс-вышний принял наши молитвы и что в будущем году мы будем праздновать свое освобождение в отстроенном Иерусалиме.
Афикоман надо съесть до астрономической полуночи (Хацот) – 01.03
Молитва перед сном - принято читать только первый отрывок «Шма» и благословение «Амапиль» (Благословен ... Смежающий сном глаза мои).

Воскресенье 15 Нисана, Первый день Песаха, 28 марта

Молитва Мусаф – перед молитвой Мусаф на праздник Песах (Сидур, стр. 256), объявляют о начале чтения вставки «Морид аталь» (Посылающий росу). Тот, кто слышал это объявление, ещё до того, как прочел молитву Шахарит, и он не молится в другом миньяне, говорит Морид аталь (посылающий росу), также и в Шахарит (утренней молитве).

Молитва Таль (о росе) – в начале повторения хазаном молитвы Амида читают молитву Таль (О Росе). Сидур, стр. 265.

Зажигание свечей – после 20:13. Зажигают свечи от пламени, которое зажгли накануне праздника. Произносят два благословения: «Барух ата … Мэлэх аолам ашэр кидэшану бэмицвотав вэцивану леадлик нэр шель йом тов» и «Барух ата … Мэлэх аолам шеэхияну вэкиеману вэигияну лизман азэ» - Благословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничную свечу и Благословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени.

Начинают отсчет «Сфират Аомер».

Порядок чтения Пасхальной Агады – такой же, как в первую ночь праздника. Но нет надобности спешить, чтобы успеть съесть Афикоман до полуночи.

Молитва перед сном - как в обычные субботы и праздники.

Понедельник, 16 Нисана, Второй день праздника Песах, 29 марта

Праздничная трапеза – хорошо сделать во время этой трапезы что-то в память о трапезе Эстер. Эта трапеза была 16 Нисана, так как в этот день был повешен Аман (календарь «Колель Хабад» по «Шулхан Аруху» Алтер ребе, 490:2). Предложение – сказать Лехаим со всеми домочадцами во время трапезы.

Исход праздника – 20:14

Авдала - (отделение праздника от будней) - как обычно, но не говорят благословений над благовониями и свечами.

Среда, 18 Нисана, Холь Амоэд Песах, 31 марта

День рождения раввина Леви-Ицхака Шнеерсона, отца Любавичского ребе (5638-1878).
В этот день Любавичскому ребе сделали обрезание (5662-1902).

Пятница 20 нисана Холь Амоэд Песах, 2 апреля канун швии шель Песах

Зажигание свечей – 19:13
Произносят одно благословение - «Барух ата … Мэлэх аолам ашэр кидэшану бэмицвотав вэцивану леадлик нэр шель шабес вэйом тов» - Благословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу праздника.
Не говорят благословение Шеэхияну (Благословен ... , Который даровал нам жизнь).

- Следует помнить, что нужно приготовить свечи и оставить горящий огонь для зажигания на следующую ночь. В праздник и шабат запрещено приклеивать воском свечи к подсвечникам.

Порядок седьмой ночи Песаха

В Любавиче принято не спать всю ночь и учить Тору. Шестой Любавический ребе – ребе РАЯЦ, напоминал об обычае изучать в эту ночь трактаты хасидизма «Аям раа вэянос» и «Вээниф ядо» из книги Ликутей Тора.
После трапезы Ребе РАЯЦ передал: «Если у хасидов будет разум, сейчас, в ночь праздника Песах будут вместе изучать трактат хасидизма «Аям раа вэянос», и будут соединены с Алтер ребе (первым Любавическим ребе). « Книга Бесед» 5704-1944, стр. 100.

Суббота 21 Нисана, Седьмой день Песаха, 3 апреля

Дневная трапеза, кидуш

Зажигание праздничных свечей после 20.23
«Барух ата … Мэлэх аолам ашэр кидэшану бэмицвотав вэцивану леадлик нэр шель йом тов» - Благословен ты Г-сподь Б-г наш, Властелин вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние и праздничные свечи

Ночь на последний день праздника Песах

Праздничная трапеза – устражаются есть шрую (мацу смешивают с жидкостями, а также с другой едой) во время праздничных трапез. Маим ахроним – опять мочат губы, как круглый год.

Воскресенье 22 нисана восьмой день Песаха , 4 апреля

Молитва Изкор (Поминальная) - в синагоге Бродского/Анатевка в 11:00.

Дневная трапеза, кидуш

Трапеза Мошиаха – эту трапезу принято проводить и для мужчин и для женщин, понятно, что с разделением, положенным по закону.
Трапеза в последний день праздника Песах у Баал Шем Това называлась трапезой Мошиаха. Трапеза Мошиаха в последний день Песаха, потому что в этот день светит раскрытие отсвета Мошиаха. («Айом Йом»).
Во время трапезы у Ребе пели нигун (напев) «Шалош бавот» Баал Шем Това, Мезричского магида и Алтер ребе, а затем нигуны всех Любавичских ребе. Дополнительно пели нигун «Гоп казак» дедушки из Шполы.

Исход праздника и шабата – 20.25

Можно доставать хамцовую посуду после 23:00 (после того, как раввин выкупит назад хамец).

Пятница, 27 Нисана, 9 апреля

Зажигание свечей – 19.24

Суббота, 28 Нисана, Шабат «Шмини», 10 апреля Шабат меворхим

Встают пораньше, чтобы прочитать Тегилим в миньяне. После изучения хасидизма и утренней молитвы проводят хасидский фарбренген (застолье).

Благословляют месяц Ияр.
Рош ходэш (новомесячье) в воскресенье. Не читают «Ав арахамим» (Отец, преисполненный милосердия, Сидур стр. 191).
Начинают изучать Пиркей Авот (Трактат Авот, Сидур, стр. 211) . По указанию Любавического ребе принято углубленно изучать хотя бы одну Мишну.
Исход субботы – 20.35

Практические советы по уборке дома

Праздник Песах, как и любой Йом-тов, должен доставлять наслаждение всем членам семьи, включая женщин. Эта обязанность четко сформулирована в Торе, ее подробно разъяснили мудрецы.

Общие положения

Надо провести уборку, чистку и проверку всего, что имеется в доме, чтобы убедиться в полном отсутствии хомеца, за следующим исключением:

• Если в течение всего года хомец ни разу не вносили в помещение, то это помещение не подвергают уборке и проверке на наличие хомеца.

• Все предметы, не используемые во время Песаха, не требуют проверки на хомец, но их надо спрятать, а содержащийся в них хомец продать.

• Не считаются хомецом такие разложившиеся остатки еды и крошки, которые несъедобны даже для собаки.

• Общие положения, касающиеся поиска и уничтожения хомеца, не относятся к тем остаткам, которые меньше маслины (кезаит) и достаточно грязны и испорчены, чтобы у человека не возникло желания их съесть.

• Ниже упоминаемые бытовые очистительные средства призваны разрушить остатки хомеца до такой степени, чтобы человеку не хотелось их съесть.

Практические советы

1) Шкафы с одеждой: Если существует реальная вероятность попадания туда хомеца, надо провести тщательный поиск как больших кусков, так и крошек. Если такая вероятность мала, следует проконсультироваться с раввином, чтобы определить целесообразность поиска. Речь идет, в первую очередь, о платяных шкафах, комодах, кладовых и пр

2) Полы: Сейчас почти ни в одном доме нет земляных полов, в которых образуются глубокие трещины. Пол, покрытый плиткой или другим современным материалом, достаточно подмести и вымыть с применением любого бытового очистительного средства. Нет нужды осматривать мелкие трещины, если в них попадает это средство.

3) Пищевые шкафы:. Если им будут пользоваться, уберите из него всю еду и вымойте стенки и полки тряпкой, смоченной в моющем растворе. Этот раствор должен попасть во все щели и пропитать случайно незамеченные крошки. Существует обычай покрывать полки бумагой или пленкой.

4) Холодильник: Уберите из него еду и вымойте тряпкой, смоченной в моющем растворе. На полки положите бумагу, фольгу или пленку, оставив в ней отверстия для вентиляции. Ручку холодильника хорошо помыть, лучше завернуть фольгой

5) Кашерование раковины: Откашеровать возможно только металлическую. Очень хорошо вымыть. 24 часа не пользоваться или только холодной водой. Сделать раковине агалу. (облить кипящей водой из первого сосуда и приложить нагретый камень (можно использовать утюг). И так всю поверхность раковины. После этого – холодной водой нужно хорошо промыть раковину.
Если раковина не металлическая, то ее очень хорошо моют и посуду в нее не ставят весь Песах, а моют навису, либо в миске или тазике, которые можно поставить в раковину
Следует придерживаться этих правил, если возникают дополнительные трудности, посоветуйтесь с раввином.

6) Краны: Их моют, затем льют на них снаружи воду из кипящего чайника.

7) Мраморные покрытия кухонных столов и шкафов: Если на них лежал горячий хомец, надо их вначале тщательно промыть. Затем либо полить кипящей водой, либо плотно закрыть картоном или алюминиевой фольгой на весь период Песаха. Некоторые делают и то, и другое.

8) Столы: Промыть их поверхность с помощью моющего состава, а затем покрыть.

9) Кастрюли, сковороды, тарелки и приборы: Все, что не будет использовано в Песах, надо убрать и закрыть таким образом, чтобы вы помнили, что этими предметами нельзя пока пользоваться. Если в них остался хомец, его следует продать. Если вы не продаете хомец, вымойте их или окуните в любой из моющих растворов (тереть не надо). По поводу кашерования посуды следует проконсультироваться у раввина.

11) Технические средства для приготовления еды, миксеры: в каждом конкретном случае нужна консультация раввина.

12) Кухонные полотенца: Если у вас нет пасхального комплекта кухонных полотенец, можно воспользоваться обычными, но предварительно надо удалить с них остатки еды и выстирать с применением химических средств. (Впредь следует завести комплект пасхальных кухонных полотенец).

13) Пасхальные скатерти: Их можно гладить тем же утюгом, каким пользуются в остальные дни.

14) Одежда, одеяла, карманы и т.д.: После стирки с порошком или химической чистки нет необходимости в дополнительной проверке. В остальных случаях необходимо почистить одежду щеткой и тщательно вытрясти, вывернув карманы. Если вы считаете, что в швах и скрытых складках могли остаться крошки, которые не удалось вытряхнуть, тогда эти места надо вытереть тряпкой, смоченной в моющем растворе. Нет необходимости проверять ту одежду, которой не будут пользоваться в Песах, но ее надо спрятать, а хомец, который мог в ней остаться, продать

15) Сидуры, сборники застольных молитв, священные и обычные книги: Если существует опасение, что в них остался хомец, нужно отложить их в сторону и продать вместе с другими предметами, содержащими хомец либо подвергнуть тщательной проверке и чистке.

16) Игрушки: Если в них найден съедобный хомец, его следует удалить; если это невозможно, надо сделать его несъедобным. Нет необходимости оттирать хомец щеткой или другим способом.

17) Тхина и другие “китнийот”: Ими можно пользоваться после предпасхальной уборки дома. Но их нельзя готовить в той посуде, которой пользуются в Песах, и тем более употреблять в пищу во время самого праздника (согласно ашкеназскому обычаю).

18) Проверка помещений: Если трудно проверить все комнаты за один вечер, эту работу можно распределить на несколько вечеров (с соблюдением всех законов “бдикат хомец”). После уборки и осмотра комнаты в ней нельзя оставлять хомец. Поскольку броху на “бедикат хомец” нельзя читать раньше, чем вечером 14 нисана, оставьте до этого времени хотя бы одно непроверенное место в доме. И тогда в назначенное время произнесите броху и осмотрите это место.

19) Последние приготовления: Все приготовления, в том числе подготовку праздничного стола, надо завершить достаточно рано, чтобы у вас осталось время немного отдохнуть. Седер должен начаться сразу после маарива, чтобы дети не заснули во время чтения агады.

20) Наслаждайтесь Песахом! Старайтесь не переутомляться во время подготовки к Песаху. Не занимайтесь чрезмерно тяжелой работой и лишней уборкой. Будьте королевой и наслаждайтесь праздником!

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Пиркей авот

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях