МЕЖДУ ДВУМЯ ИЗГНАНИЯМИ

Ицхак Стрешинский

Как известно, пост 9 ава установлен в память о разрушении Храма. Согласно хронологии еврейских мудрецов, Первый храм был разрушен армией вавилонского царя Невухаднецара (на аккадском — Набу-кудурри-уцур, на русском — Навуходоносор) в 3338 году (422 год до н. э.), историки же считают, что это произошло в 586 году до н. э. За одиннадцать лет до разрушения Храма Невухаднецар изгнал в Вавилон царя Йеояхина (Йехонью) и часть жителей, в основном иудейскую знать. На иудейский престол Невухаднецар посадил дядю Йеояхина, Матанью, переменив его имя на Цидкияу. Попробуем разобраться, какие настроения были среди евреев те одиннадцать лет, что предшествовали разрушению Первого храма, и какую позицию выражали пророки.

После изгнания бывшая иудейская элита оказалась в Вавилоне, а в Иудее остались более бедные слои населения. И в Танахе, и в вавилонских источниках царем Иудеи называют одновременно и изгнанного в Вавилон Йеояхина, и оставшегося в Земле Израиля Цидкияу. Получается, что оба они в течение тех одиннадцати лет считались царями еврейского народа.
Среди изгнанников пророчествовал Йехезкель, а в Иудее — Ирмеяу. На основе данных, содержащихся в книгах этих пророков, один из выдающихся исследователей Танаха, профессор Йеуда Элицур (1911–1997), делает вывод, что было четыре группы евреев, и каждая из них по-разному воспринимала новую, тяжелую ситуацию, в которой оказался еврейский народ.
К первой из этих групп относятся евреи, оставшиеся в Земле Израиля, которые считали, что именно они, а не изгнанники являются теперь элитой Иудеи. Получая материальную выгоду от того, что к ним перешли земли и имущество, они прикрывались идеологическими соображениями, говоря, что евреи, изгнанные в Вавилон, должны «отдалиться от Всевышнего».
Упоминание об этой группе евреев и их доводах можно увидеть в пророчестве Йехезкеля[1]:
И было мне слово Г-спода: «Сын человеческий! Твоим братьям, твоим братьям, твоим близким родственникам и всему дому Израиля — кому сказали жители Иерусалима: “Отдалитесь от Г-спода! Нам она отдана, эта земля, во владение!” Поэтому скажи: “Так сказал Г-сподь Б-г: хотя отдалил Я их среди народов и хотя рассеял Я их по странам, буду Я им малым святилищем в странах, куда пришли они”. Поэтому скажи: “Так сказал Г-сподь Б-г: созову Я вас из народов, и соберу Я вас из стран, в которых вы рассеялись, и отдам вам землю Израиля”» (Йехезкель, 11:14-17).
Вторая группа — это евреи, оказавшиеся в Вавилоне, которые считали, что теперь им нужно стать обычными вавилонянами и служить вавилонским идолам. О них Йехезкель говорил так:
А то, что вы вообразили себе, — этому не бывать! То, что вы говорите: «Будем как народы, как племена стран служить дереву и камню». Жив Я, — слово Г-спода Б-га, — что сильной рукой и великой мощью и изливаемой яростью воцарюсь Я над вами. И выведу Я вас из народов и соберу вас из стран, в которых вы рассеяны, сильной рукой и великой мощью и изливаемой яростью (Йехезкель, 20:32-34).
В той же главе рассказывается о том, как к Йехезкелю пришли старейшины из народа Израиля, чтобы вопросить Всевышнего. Далее приводится ответ Всевышнего, в котором, среди прочего, говорится:
Но на святой горе Моей, на горе в самом высоком месте Израиля, — слово Г-спода Б-га, — там будет служить Мне весь дом Израиля — весь он в этой стране. Там Я буду к ним благоволить, и там потребую возношения ваши и первинки даров ваших во всех ваших святынях (там же, 20:40).
Комментаторы и исследователи приходят к выводу, что старейшины спрашивали Йехезкеля о возможности построить Храм Всевышнего в Вавилоне. Значит, третья группа — это те представители изгнанной элиты, которые хотели сохранить связь с прошлым и заботились о будущем еврейского народа. Они считали, что раз евреи теперь пребывают в Вавилоне, то они должны построить здесь и Храм.
В отличие от уже перечисленных трех групп, каждая из которых приняла новую участь, четвертая группа не смирилась с новой реальностью. И в Вавилоне, и в Земле Израиля были евреи, выступавшие за восстание против Вавилона и немедленное возвращение изгнанников. Лидеры этой группы утверждали, что являются пророками и Всевышний якобы послал их возвестить о том, что Невухаднецар падет, изгнанники вскоре вернутся в Иудею и Йеояхин вновь будет царствовать. Йехезкель так говорил об этих лжепророках:
И было мне слово Г-спода: «Сын человеческий! Пророчествуй о пророках Израиля, что пророчествуют, и скажи пророчествующим то, что пожелает их сердце: “Слушайте слово Г-спода! Так сказал Г-сподь Б-г: горе подлым пророкам, которые следуют своему духу и не видели ничего”…
Провидение их — тщета и лживая ворожба! Они говорят “Слово Г-спода”, а Г-сподь их не посылал — и они сеют надежду, что исполнится их слово?!..» (Йехезкель, 13:1-3, 6).
В послании, которое Ирмеяу направил евреям, находившимся в Вавилоне, содержались указания, которые прямо противоречили призывам лжепророков, упомянутых выше в пророчестве Йехезкеля:
Так сказал Г-сподь Воинств, Б-г Израиля, всем изгнанникам, которых изгнал Я из Иерусалима в Вавилон: «Стройте дома и в них живите, сажайте сады и ешьте плоды их. Женитесь и рожайте сыновей и дочерей, жените ваших сыновей, а дочерей ваших выдавайте замуж, и будут рожать они сыновей и дочерей: умножайтесь там, а не уменьшайтесь. И заботьтесь о благополучии города, куда Я изгнал вас, и молитесь за него Г-споду, так как при его благополучии и вы будете благополучны». Ведь так сказал Г-сподь Воинств, Б-г Израиля: «Пусть не обольщают вас ваши пророки, которые есть в вашей среде, и кудесники, и не слушайте толкователей снов, которых вы побуждаете видеть сны. Ведь ложно пророчествуют они вам от Моего имени — не посылал Я их! — слово Г-спода».
Ведь так сказал Г-сподь: «Потому что по исполнении семидесяти лет Вавилону Я вспомню вас и осуществлю для вас Мое доброе обещание вернуть вас на это место» (Ирмеяу, 29:4-10).
Таким образом, первая группа — это те, кто предпочел отказаться от своих изгнанных братьев, вторая группа — те, кто, оказавшись в изгнании, выбрал ассимиляцию, третья группа — те, кто считал, что и в изгнании можно вести полноценную еврейскую жизнь, а четвертая группа — это те, кто надеялся вернуться из изгнания раньше того срока, о котором возвестили пророки. Йехезкель в Вавилоне и Ирмеяу в Стране Израиля не разделяли ни одну из этих позиций. Й. Элицур отмечал, что мнение пророков было в некоторой мере близко мнению старейшин, которые также полагали, что нужно хранить верность еврейским традициям, но, в отличие от них, пророки считали, что пребывание в изгнании не может быть нормой и Храм в Вавилоне строить невозможно. Йехезкель и Ирмеяу говорили о том, что у тех, кто остался в Иудее, нет будущего, и основой возрожденного еврейского народа станут именно изгнанники. Однако само изгнание продолжится семьдесят лет, и не следует надеяться на возвращение в ближайшее время.
Обращаясь к евреям, которые пока еще оставались в Земле Израиля, Ирмеяу предсказывал, что и они в скором времени уйдут в изгнание:
Было мне сказано слово Г-спода: «Так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: подобными этим хорошим плодам смоковницы — такими признаю Я изгнанных из Иудеи, которых Я выслал из этого места в страну халдеев к добру. Я направлю Мой глаз на них ради добра их, и верну их на эту землю; и устрою Я их, а разрушать не стану, и насажу Я их, а искоренять не стану. Я дам им сердце, способное Меня познавать, так как Я — Г-сподь, и будут они Мне народом, а Я — буду им Б-гом, так как вернутся они ко Мне всем своим сердцем!
Но подобными этим плохим плодам смоковницы — настолько испорченным, что их невозможно есть, — ведь так сказал Г-сподь! — такими буду считать Я Цидкияу, царя Иудеи, и его вельмож, и остаток жителей Иерусалима, оставшихся в этой стране и живущих в стране Египетской. И сделаю их ужасом, несчастьем для всех царств земли, позором и притчей, посмешищем и проклятьем во всех местах, куда Я их заброшу…» (Ирмеяу, 24:4-9).
Пророчества подтвердились. Царь Цидкияу послушался своих сановников и восстал против Вавилона, надеясь на помощь Египта. В результате войском Невухаднецара был взят Иерусалим, а Храм оказался разрушен. Прошло около пятидесяти лет, и Вавилон был завоеван персами. Персидский царь Кореш (Кир) объявил о возвращении евреев в Сион. Началось возвращение изгнанников, и в 3408 году (352 год до н. э.) согласно хронологии еврейских мудрецов, а согласно хронологии, принятой в научном мире, — в 516 году до н. э., ровно через семьдесят лет после разрушения Первого храма, был построен Второй храм.

по материалам журнала "Лехаим"

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях