Мистика Ияра

Нохум-Зеев Рапопорт

Месяц ияр связывает во времени два величайших события в истории еврейского народа: исход из Египта в предшествующем ияру месяце нисан и Синайское Откровение в следующем за ним месяце сиван. В год исхода из Египта, согласно преданию, ияр был отмечен знаменательными событиями во время странствий евреев по пустыне. Хотя в рамках физического мира эти события имели значение для Израиля лишь в сорокалетний период его подготовки к заселению Эрец Исроэл, их духовный и мистический аспекты оказали влияние на все последующие поколения народа. Вот эти события.


1. В месяце ияр начал выпадать ман («манна небесная»), которым евреи питались все годы блужданий в пустыне (см. Шмойс, 16:4-36).

2. В ияре они удостоились так называемого «колодца Мирьям» (см. Таанис, 9а), который снабжал их водой в течение того же срока (см. Шмойс, 17:1-7).

3. В этом месяце была война между Амалеком и Израилем (см. Шмойс, 17:8-16).

Мудрецы кабалы и хасидизма находят объяснения тому, что эти события произошли именно в месяце ияр, в сфере мистического. Кабала связывает тайную суть ияра с субботой – с тремя субботними трапезами. Каждую из них предваряет ритуал кидуш, совершаемый над бокалом с вином. При совершении этого ритуала произносят псалом 23, в пятом стихе которого сказано: «Накроешь Ты передо мною стол на виду у врагов моих <…> полной будет чаша моя». Гематрия[1] слова ревая («полная», «утоляющая жажду»): реш (200) + вав (6) + йод (10) + гей (5) = 221. Гематрия слова ияр: алеф (1) + йод (10) + йод (10) + реш (200) = 221. При совершении ритуала кидуш повергаются в прах силы зла, появляющиеся в мире в месяце ияр, на что, согласно кабале, намекает стих: «Позор падет на голову, смятение охватит всех врагов моих, раскаются они и обратятся ко мне в миг позора своего…» (Теилим, 6:11). Первая буква в слове ойвай («врагов моих») – алеф, первая буква в слове яшуву («раскаются») – йод, первая буква в слове йевошу («позора своего») – йод и первая буква слова рога («миг») – реш образуют вместе слово ияр (алеф, йод, йод, реш). Хотя на уровне рационального мышления почти невозможно объяснить слова кабалы о связи между месяцем ияр и тремя субботними трапезами, все-таки, приняв во внимание, что ман начал выпадать в ияре, можно попытаться обнаружить эту связь. Намек на три субботние трапезы, согласно Талмуду (Шабос, 117б), содержится в словах Моше, обращенных к евреям: «Ешьте его (ман. – Н.-З.Р.) сегодня, ибо сегодня суббота для Б-га, сегодня вы не найдете его в поле» (Шмойс, 16:25). В этом стихе трижды повторено слово «сегодня», что и является намеком на три субботние трапезы. Кроме того, многие еврейские мыслители и законоучители, от раннего средневековья до наших дней, находят черты идентичности между духовным смыслом субботы и выпадением мана. Объяснение этой связи было бы слишком пространным в рамках нашего материала, однако выделим хотя бы три аспекта из множества.

1. Впервые некоторые законы о субботнем отдыхе даны были евреям в связи с выпадением мана (см. Шмойс, 16:5, 23, 26, 27, 29).

2. Известны слова рабби Саадьи-гаона (IХ–Х века по григорианскому календарю) о тех, кто находится в субботу далеко от своих собратьев и не знает, какой недельный раздел Торы следует читать в этот день: мудрец предписывает читать отрывки о мане.

3. Хотя в субботу ман не выпадал, как это явствует из Пятикнижия (Шмойс, 16:27), в высших мирах он возникал именно по субботам, а в течение шести будних дней материализовывался и становился реальностью физического мира, как об этом сказано в книге Зоар. В учении хасидизма, и особенно в учении Любавичского Ребе, подробно объясняется, почему в субботу ман выпадать не мог.

Еще один намек на связь слова ияр с тремя субботними трапезами можно найти в книгах мистиков, которые заметили, что оно представляет собой аббревиатуру, составленную из первых букв имен Авраам, Ицхак, Яаков, Рахель. Три субботние трапезы установлены, как говорит кабала, в память о трех наших праотцах, а трапеза «мелаве малка» («проводы царицы <Субботы>») – в память о Рахели.

Согласно кабале, буквы тетраграмматона в месяце ияр образуют сочетание йод – гей – гей – вав, зашифрованное в первых буквах слов стиха «Итгалел а-митгалел а-скел ве-ядоа…» («Пусть гордится гордый, открывая и постигая Меня» [Ирмияу, 9:23]). Эта последовательность букв образуется следующим образом: первая буква в слове итгалел – йод, первая буква в слове а-митгалел – гей, первая буква в слове а-скел – гей и первая буква (соединительный союз) в слове ве-ядоа – вав. Хасидские мыслители видят связь между этим стихом, слова которого говорят об интеллектуальных возможностях человека, и «колодцем Мирьям», который был дарован Израилю в месяце ияр. В Талмуде (Таанис, 7а; Бава кама, 17а) вода – символ мудрости и знаний, заключенных в Торе. Эти знания и эта мудрость не остаются достоянием только лишь Всевышнего, но нисходят до разума людей, подобно воде, которая низвергается с небес. В книгах кабалы рассказывается о рабби Хаиме Витале – самом выдающемся ученике рабби Ицхака Луриа (Аризала). Поначалу он никак не мог воспринять мудрость кабалы от своего наставника. Все, что тот передавал ему, он немедленно забывал. Однажды Аризал поехал с ним в Тверию, город на берегу озера Кинерет, где, по словам мудрецов Талмуда, скрыт «колодец Мирьям». Они взяли у причала лодку и поплыли на ней к месту на середине озера, известному Аризалу. Прибыв туда, он взял сосуд, зачерпнул воды и велел рабби Хаиму выпить ее. С того момента ученик начал успешно продвигаться в изучении кабалы. Поэтому считается, что месяц ияр – благоприятное время для освоения мудрости Торы и духовной подготовки к празднованию годовщины Синайского Откровения в месяце сиван, к которому готовятся, начиная с праздника Пейсах, когда приступают к отсчету дней омера.

Война с Амалеком велась в одном из мест в пустыне, названном Рефидим. Талмуд (Сангедрин, 106а) видит в этом названии намек на причину войны, возводя его к слову рифьен («расслабление»). Евреи позволили себе расслабиться и не использовали возможностей, предоставленных в ияре для постижения мудрости Творца. Моше повелел возглавить войска Израиля для войны с Амалеком своему ученику и преемнику Иеошуа, который был потомком Йосефа, принадлежа к колену Эфраима. О Йосефе сказано: «Величавая <сила> быка дана ему…» Знак зодиака месяца ияр – Телец (на иврите буквально «бык»), поэтому Иеошуа и смог в этот месяц одолеть Амалека.

по материалам журнала "Лехаим"

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях