Маамар «Хаей Сара» 5748 г.

Источник: «Сефер а-Маамарим» том 2, стр. 143-154
С Божьей помощью. Канун пятого дня главы «Хаей Сара», 20 Мар-Хешвана — день рождения Ребе РАШАБа. 5741 год.
«И была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет, — годы жизни Сары»1. И обращает наше внимание Ребе РАШАБ, именинник, в «маамаре», начинающемся этими словами, за 5679 год2, на следующий вопрос: почему сказано «годы жизни Сары», ведь уже сказано до этого «и была жизнь Сары» [и ведь также упомянуты цифры] и почему Тора повторяет еще раз эти слова — «годы жизни Сары»?

Также нужно понять (как подчеркивается в книге «Зоар»3), почему именно про Сару говорится «годы жизни» [и ведь вся глава («Хаей Сара») названа этим именем, отчего следует4, что это содержание всей главы] и не сказано так об остальных праматерях5?

И приводит он изречение из «Зоар»: «пришла Хава в мир и прилепилась к Змею7… пришел Ноах8 в мир — что написано о нем9 — „и выпил он от вина и опьянел…“, пришла Сара в мир — опустилась и поднялась [но не прилепилась к нему10], как сказано11: „и поднялся Аврам из Египта с женой и детьми и так она удостоилась высшей жизни“». И заканчивает (там в «Зоар»), что «из-за этого дала им жизнь».

И на основании этого объясняет Ребе Рашаб в своем «маамаре»12 эти две вещи, что именно о Саре сказано «годы жизни» (а не о других праматерях), так как именно Сара посредством спуска и поднятия удостоилась высшей жизни. И так как в Торе повторены слова «годы жизни Сары», хотя уже сказано было в начале «и была жизнь Сары», это оттого, что «и была жизнь Сары» намекает на то, что она удостоилась высшей жизни, а «годы жизни Сары» значит «из-за этого дала им жизнь», что она не только удостоилась высшей жизни, но и жизнь стала принадлежать ей.

И нужно понять смысл и содержание этих двух вещей. Также нужно понять, что из слов «Зоар» «пришла Хава, пришел Ноах и пришла Сара» понятно, что есть связь между этими тремя людьми. То есть Хава и Ноах хотели произвести то же самое, что сделала Сара, но им это не удалось. И более того, посредством этого у них произошел спуск (прилепилась к Змею… и опьянел), а у Сары хотя и был (вначале) спуск, посредством его впоследствии был подъем, опустилась и поднялась. И нужно понять, в чем заключается связь этих трех людей.

2. И вот, дела отцов являются указанием для потомков13. И известно, что смысл этого знака не только указание, но и наделение силой14. Наподобие известного случая15 о том, как некий раввин открыл… Ведь после того, как он открыл канал и путь, тем более когда он проложил путь, то посредством этого каждый получил силы, чтобы выполнить эту работу. И нет необходимости в больших усилиях (как это было в первый раз) 16. Тем более, что так оно и есть в делах отцов, ведь они отцы каждого еврея и их дела и работа передаются по наследству каждому еврею17. И то же самое относится к матерям18, в частности к праматери Саре, первой из четырех матерей. И о ней сказано19: «Все, что скажет тебе Сара, слушай ее». И отсюда понятно относительно вышесказанной идеи «пришла Сара, опустилась и поднялась», что это (как и любые действия праотцов и праматерей) является указанием, а также дает силы в работе каждого еврея20. И нужно понять в чем выражается это указание того, что «опустилась и поднялась», в работе потомков после Дарования Торы.

3. И суть этой идеи в том, как сказал Ребе Рашаб в своем «маамаре»21, что служба Всевышнему должна производится именно в радости, как сказано22: «служите Всевышнему в радости». И до такой степени, что радость в служении Всевышнему является важнейшей основой, как известен комментарий АРИ23 приведенный в книге «Тания»24 на слова25: «За то, что ты не служил Господу, Б-гу твоему, с радостью». И сказано в книге «Тора Ор»26, что АРИ удостоился «святого духа»27 именно благодаря радости выполнения заповеди [и так как это история в (Устной) Торе, происходящей от слова «указание»28, это является указанием для каждого еврея], и когда работа производится в радости, то она совершенна [и посредством этого достигается совершенство и в мире. Ведь цель Творения — для евреев, называемых «началом»29. И смысл фразы «для евреев» в том, что это для работы евреев [в чем выражается цель их существования, как сказали мудрецы30: «я не был создан ни для чего иного, только служить Творцу»], то есть посредством своей работы евреи способствуют тому, что мир становится совершенным. И хотя мир был создан в своей полноте31, в особенности на основании известного объяснения32, что одной из причин создания мира было то, что у Всевышнего появилось желание совершить благо творениям, ведь в природу Добра входит оказания добра33. И отсюда понятно, что создание мира (изначально) было в совершенстве. Тем не менее, сама эта вещь оказывать добро творениям является одной из причин того, что Всевышнему захотелось, что творение будет для29 евреев и для Торы и посредством этого творениям передастся добро в совершенстве посредством того, что евреи своей работой добавят совершенство в мир. И это совершенство выше чем совершенство мира, как он был создан. И так как совершенство работы возможно при наличии радости, поэтому посредством этого добавляется в совершенстве мира, которое достигается благодаря работе евреев]. И не только совершенство работы возможно при наличии радости, а радость в работе Всевышнему является необходимой при этой работе. Ведь когда отсутствует радость в служении Всевышнему, за это полагается наказание не дай Б-г, как сказано25: «За то, что ты не служил Господу, Б-гу твоему, с радостью…» Так как суть служения — привлечь раскрытие Божественной силы внизу, а это достигается посредством радости.

Но вместе с этим сказано34: «Служите Г-споду в страхе», но дальше ведь есть продолжение «и радуйтесь в трепете», что должна быть радость. Но когда есть радость в ощущениях, то можно прийти к ощущению значимости себя и посредством этого к некоторым отрицательным вещам, следующим из этого. Поэтому должно быть «Служите Г-споду в страхе и радуйтесь в трепете», что посредством этого радость будет (не в форме ощущения, а) в форме «битуль» (самоустранения) и скромности. Как сказано35: «И (обретут) смиренные еще больше радости в Г-споде», что радость вместе или от смирения и «битуль» (как сказано дальше в п. 6).

4. И на основании этого объясняет Ребе Рашаб в своем «маамаре»36 идею «пришла Хава... пришла Сара...», что общее между ними то, что хотели повлиять на аспект радости. Как сказали мудрецы о Хаве37, что она выжала виноградную гроздь и дала ему (Адаму), а о Ноахе написано38: «И посадил виноградник и выпил от вина», так как вино символизирует радость, как сказано39: «вино радует Б-га и людей». Только у Хавы радость была в чувстве, ведь сказано о ней40: «и увидела женщина, что прекрасно дерево для еды и ибо возжелала его...», что является проявлением чувств41. А Ноах хотел исправить грех дерева познания добра и зла42, что было чувством посредством чувства, но у него не вышло. Ведь «и выпил вина» привело его (не к радости от самоустранения, «битуля», — радующее вино, а) к опьянению, — пьянящее вино. И также при опьянении есть отсутствие чувства, но это отсутствие не от скромности и самоустранения, а от расстройства разума (и чувства). И исправление греха дерева познания добра и зла (аспект чувства) произошло именно посредством Сары [как объясняется в каббале43, что Сара исправила то, что испортила Хава], ведь Сара относится к сфере Малхут44 [поэтому ее зовут Сара, от слова45 «срара», власть]46, идея самоустранения. Поэтому именно через нее произошло исправление, радость в аспекте самоустранения. И это смысл слов «пришла Сара, спустилась и поднялась», что со стороны самоустранения в Малхут, также когда она спускается вниз, этот спуск («спустилась») для восхождения («поднялась»). Ведь спуск Малхут вниз необходим для того, чтобы выявить и исправить находящиеся внизу искры святости и поднять их кверху. И так это было при спуске (Авраама и) Сары в Египет (в материальном смысле), что это было для того47, чтобы поднятие из Египта, «и вышел Авраам из Египта, он и его жена»11, было бы таким образом, что «Аврам грузен очень стадом, серебром и золотом»48. И это произошло посредством Сары, как сказано49: «И Аврааму было благо из-за нее». И благодаря этому удостоилась она высшей жизни до такой степени, что «дала им жизнь» — жизнь их (также) в ощутимом. Так как Малхут является самоустранением по своей сути, поэтому и в его ощущениях проявляется «битуль». А в служении это так, что когда душа находится в раскрытии, все равно она в битуле [наподобие короля который находится в возвышенном состоянии и радости, «среди всех племен — чудеса Его»50, но это не является проявлением себя]. Поэтому от такой радости, кроме того, что невозможно прийти к отрицательным результатам (как это было с Хавой и Ноахом), также наоборот она приводит к совершенному возвышению, вплоть до подобия состоянию в будущем, как это объясняется в «маамаре» (именинника)51, что «дала им жизнь» это подобие «будем мы жить пред Ним»52 как это будет в будущем, жизнь в полном совершенстве.

5. И нужно связать это со сказанным53 «Тогда наполнятся уста наши смехом», что в будущем радость достигнет своего совершенства, так, что сегодняшняя радость, хотя она и в совершенстве (до такой степени, как это может быть сегодня), она несравнима с радостью в будущем54 — «Тогда наполнятся уста наши смехом». И хотя радость в будущем придет (как и все вещи будущего55) посредством службы Всевышнему в радости в течении всего времени изгнания, тем не менее награда, которую дадут за это в будущем («Тогда наполнятся уста наши смехом»), совершенно не сравнима и неизмеримо выше уровня награды. И на основании этого можно объяснить, что сын Сары, о котором Сара молилась так много (даже больше, чем Авраам56) носит имя Ицхак в честь того, что как сказано «Смех (радость) содеял мне Б-г»57, ведь идея «дала им жизнь» (у Сары) это как «будем мы жить пред Ним» в будущем (как это сказано в «маамаре» именинника). И то, что сын Сары это Ицхак, идея которого — радость и веселье, до радости и веселья наподобие «Тогда наполнятся уста наши смехом» в будущем58, ведь в будущем скажут именно Ицхаку: «Ведь Ты — отец наш»59.

6. И объяснение идеи радости в аспекте самоустранения (до такой степени, что даже когда радость в раскрытии, это все равно аспект самоустранения) в том, что истинная радость приходит при скромности и самоустранении, как сказано35: «И (обретут) смиренные еще больше радости в Г-споде». И объяснение связи радости и смирения (хотя на первый взгляд это противоположные вещи) объясняет Алтер Ребе в «маамаре» (начинающемся словами) «И (обретут) смиренные еще больше радости в Г-споде»60 [и также в различный объяснениях глав Хабада после этого61, а также в этом «маамаре» Ребе РАШАБа], что идея смирения не в том, что скромный ошибается в самооценке и не знает своих достоинств, а хотя он знает свои достоинства и причем все [ведь каждый еврей, даже те, кто ведет себя неправильно, не только обладает заповедями, а заповеди наполняют их сущность, говоря словами мудрецов62 «полны заповедями как гранат». Тем более так как «весь народ Твой — праведники»63 и все евреи обладают презумпцией невиновности64], тем не менее он не приобретает из-за этого в своих глазах значимость, тем более не выпячивает свое «я». Так как он знает истину, что его достоинства не являются его силой и чем-то врожденным, а даны ему (силы для этого) Свыше. И если бы эти силы были даны другому, то он также бы был на этой ступени. И со всем своим смирением он думает, что если бы эти силы были даны другому, он бы раскрыл их намного больше. И эта скромность [так как он знает свои достоинства, но не выпячивает свое «я»] не только не приводит к состоянию противоположному радости, а наоборот, его смирение и самоустранение (когда он думает, что ему ничего не положено) приводят его к большой и полной радости. Ведь совершенство радости наблюдается именно у тех, кто находится в состоянии самоустранения, как это подробно объясняется в «маамаре». И так как радость происходит по причине смирения и самоустранения, поэтому и сама радость (даже когда она раскрыта) находится в аспекте самоустранения.

7. И это «И была жизнь Сары… годы жизни Сары». «И была жизнь Сары» — что Сара удостоилась высшей жизни. И в частности «сто лет и двадцать лет и семь лет», что относится ко всем сферам65. и как объясняется в «маамаре»66, что сто лет это аспект «Арих», как светит в нем аспект «Атик» и поэтому сказано (сто) лет в единственном числе (в оригинале «шана» — год. Прим пер.) и нужно сказать, что в данном случае это выше аспекта «один»67. А двадцать лет это аспект «хохма» и «бина». А семь это аспект семи «мидот», семь дней творения. А после этого добавляет: «годы жизни Сары» — дала им жизнь, что жизнь является проявлением чувств. Что в работе есть самоустранение и радость, как в раскрытии (как говориться в «маамаре» Ребе РАШАБа). И это также причина того, что по окончанию годов жизни Сары не приводит числа 100, 20 и 7. Так как то, что ощущается в самоустранении, это объединение двух противоположных вещей (ощущение и самоустранение), это в аспекте выше дроблений68. И это возвышение годов жизни Сары над жизнью Сары 100, 20 и 7 годами… Так как идея 100, 20 и 7 лет, даже когда они возвышены, как это следует из комментария Раши на эти слова, тем не менее это три различные вещи. А что касается «годов жизни Сары» — так они все равнозначны69, выше дробления. И со стороны этого аспекта (выше дробления) также и в ощущениях есть самоустранение70 «удостоилась высшей жизни».

И нужно сказать, что посредством идеи «удостоилась высшей жизни» в работе, что также и ощущения (радость в раскрытии) в самоустранении (как объясняет Ребе Рашаб…), посредством чего происходит достижение высшей жизни также и в простом смысле слова, что жизнь принадлежит ей и она становится хозяйкой жизни. Ведь радость прорывает все преграды71 и поэтому посредством радости в раскрытии (и аспекта самоустранения) происходит преобладание жизни (выше всех границ и ограничений) наподобие известного72 об Ицхаке [идея которого это смех и радость как говорилось], что строгость Ицхака это увеличение жизненности (и увеличение благословения) до жизни в полном совершенстве, наподобие «и будем жить перед Ним» как это будет в будущем.

8. И деяния отцов являются знаками для потомков, что работа Сары является указанием и дает силы каждому еврею [до такой степени, что у каждого еврея это (как и все аспекты праотцов и праматерей) как наследие73], чтобы смог служить Всевышнему в радости и раскрытии. И эта радость будет основана на самоустранении, «моя душа как прах будет перед всеми»74. И поэтому нет опасения75, что произойдет отсюда нечто нежелательное, не дай Б-г. И наоборот, так как радость прорывает все преграды, посредством этой радости прибавится мужества для служения в большей мере и с большей силой, до служения выше всех мер и ограничений, аспект усиления жизненной силы в служении. И посредством этого произойдет также и усиление жизненности в простом смысле, долгая жизнь в простом смысле.

9. И нужно связать это с днем рождения Ребе РАШАБа в этом году, (завершение) 120-го года76. И сказано в книге «Зоар»77 на слова Торы78 «И будет дней его сто двадцать лет», что Он намекнул Моше… что он будет продолжать жизнь своим потомкам (каждому еврею) и даст им жизнь. И в это включено длительность жизни в простом смысле, как сказано в «Зоар» там (перед этим), что «также79 этот Моше… из его силы существуют люди в этом мире надолго». И эту идею Моше продолжает также и сейчас, как продолжает «Зоар» там: «Моше не умер…» И сказали мудрецы80 «как там он стоит и служит, так и здесь стоит и служит». И как это в Моше-рабейну, верном пастыре, также это и у глав евреев в каждом поколении, до Ребе РАШАБа и его сына — моего тестя, его преемника. И известно письмо моего тестя81 (по отношению к своему отцу. И отсюда понятно, что так оно есть у него самого82), что главы евреев не покинут, не дай Б-г, свою паству. И это на основании этих слов мудрецов по отношению к Моше «как там он стоит и служит, так и здесь стоит и служит», что и сейчас он (Ребе Рашаб, и разумеется — его сын и преемник) говорить в заслуга каждого еврея и привлекает им благословения, успех и спасения. До такой степени, что привлекает аспект Древа Жизни и также долгую жизнь в простом смысле для каждого еврея.

10. И вот, как идея «из-за этого дала им жизнь» (у Сары) является примером «будем мы жить пред Ним», как это будет в будущем (как в конце п. 4 и п. 5 в «маамаре» Ребе РАШАБа, наподобие этому также в отдаче силы, которая проистекает отсюда каждому еврею до служения в радости (как в п. 8). И посредством служения в радости мы удостоимся в ближайшем будущем исполнения пророчества52 «в третий день… будем мы жить пред Ним». И идея в том, как объясняется в «Ликутей Тора» (со слов «Оживит Он нас в два дня, на третий день поднимет Он нас, и будем мы жить пред Ним»83, что два дня это наполняющий и облекающий свет, а третий день — это уровень выше даже чем облекающий свет. То есть нет в нем никаких измерений и ограничений, даже измерений облекающего света. А так как радость разрушает преграды и с ее помощью достигаем (как в п. 8) служения выше измерений и ограничений, поэтому радость (в служении Всевышнему) является ближайшей подготовкой и сосудом для раскрытия аспекта «в третий день» («исполнится и будем жить перед Ним»), уровня выше (также) и облекающего света. И это раскрытие будет в Третьем Храме, как объясняется84, что под «третьем днем» имеется в виду Третий Храм, который построит Король Мошиах85, король из рода Давида86. Эта идея также относится к радости, что понятно из того, что Рамбам87 приводит доказательство о аспекте радости, которую должен испытывать человек (каждый человек) при исполнении заповеди, о Давиде Короле Израиля, о котором сказано88 «Король89 Давид, скачущий и пляшущий пред Всевышним». И нужно сказать, что объяснение этого в том, что Давид Король Израиля это сфира «малхут» 90, а то, что он был в полном самоустранении «не усмирял я душу мою и не успокаивал»91, так как «малхут» это самоустранение, как говорилось (п. 4). А его служение было в великой радости, «Король Давид, скачущий и пляшущий пред Всевышним», так как со стороны самоустранения «малхут» также когда и радость проявляется открыто, не может быть, чтобы это вылилось в нечто плохое. А так как Давид Король Израиля жив и сущ92, то есть он жив и сущ (в каждом еврее) в качестве Давида Короля Мошиаха (самоустранение «малхут»), поэтому он дает силу каждому еврею быть радостным в момент совершения заповеди (хотя работа эта велика93) , чтобы радость была в правильной форме.

11. И посредством радости в момент совершения заповеди, включая также выполнения указания94 «все95 твои действия будут во имя небес» и «во всех96 путях познавай Всевышнего», разрушатся рамки изгнания и придет господин — Король Мошиах, Давид Король Израиля, вместе с Моше-рабейну, верным пастырем, ведь первый избавитель — он же и последний избавитель97, включая также верного пастыря в каждом поколении, до верного пастыря в нашем поколении — моего тестя и учителя, Ребе.

Что в ближайшем будущем исполнится обещание «встанут и пробудятся восставшие из праха»98 и вместе пойдем встречать праведного Мошиаха «и радость вечная на голове их»99, в ближайшем будущем в буквальном смысле.

Примечания:

16 Наподобие этого мы видели по отношению к постижению Торы: как-то раз святой учитель («Бейт Йосеф» — рабби Йосеф Каро) находясь в доме учения испытал затруднение с пониманием одной фразы РАМБАМа... И однажды ночью ему наконец пришло в голову правильное понимание и он сильно обрадовался этому. Через некоторое время от услышал от одного молодого мудреца то самое объяснение. Огорчился рабби Йосеф тому, что он сам потратил столько времени для понимания этого вопроса, а тут молодой человек объяснил это с легкостью. И сказал ему Магид (ангел): «Не огорчайся, ведь ты удостоился потратить на это время и благодаря этому открыл истину... А после всех твоих трудов по выявлению на свет этой идеи, теперь каждый мудрец способен понять ее...» — «Хомат Анах» ХИДА, «Мишлей» 30, см. также «Магид Мейшарим» гл. «Тецэ». «Орим Гдолим» (р. Авраам-Исраэля Зеэви, Измир 5518) часть «Ор ле-Исраэль» 37а. «Мидбар Кедмот» ХИДА маарехет 10 раздел Йосеф (п. 58). «Кетер Шем Тов» (изд. «КЕАТ») 256 (34). И наподобие этому в «Толдот Яаков-Йосеф» гл. «Цав» приводится, что АРИ сказал рабби Каро... И в «Меа Шеарим» (28, п. 71 и далее) объяснил Алтер Ребе.

65 И нужно заметить, что в этом году (5748) исполняется 127 лет Ребе РАШАБу — совершенство всех сфер…

 

 

по материалам  http://www.moshiach.ru/

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях