13 способов сделать Шабат интересным для детей

 Розали Солтсман

Есть одна известная субботняя песня на иврите, в припеве которой звучат слова: «Кто любит Шабат? Мама и папа! Кто любит Шабат? Бабушка и дедушка! Кто любит Шабат? Я и ты, почти весь мир! Так почему же тогда Шабат не каждый день?!» Это именно то чувство, которое мы мечтаем привить нашим детям – чтобы они с нетерпением ожидали Шабата в течение недели. Как же нам это сделать? Как мы можем приучить детей ценить этот святой день, не вызывая у них переживания, что приходится отказываться от некоторых занятий, к которым они привыкли?

Ответ таков: спланируйте этот день по-настоящему интересным и особенным для детей, сделайте его максимально на них ориентированным. И, если уж честно, нет у нас такого дня, когда можно было бы повеселиться больше, чем Шабат. Я хочу поделиться с вами 13 надежными способами сделать Шабат всеми любимым днем недели.

1. Приготовьте особенные угощения

Традиционные субботние блюда сами по себе восхитительны, но в этот день следует и детей угощать их любимыми лакомствами. Занимаясь покупками к Шабату, не забудьте о том, что особенно любят ваши домашние и чего больше всего ждут. Если вы считаете нецелесообразным каждую пятницу готовить, ориентируясь исключительно на вкусы детей, или если у каждого из них свои предпочтения и учесть их все слишком сложно, то помогите им составить график, следуя которому каждый ребенок сможет в отведенную ему неделю отвечать за планирование меню на одну из трапез – в крайнем случае, пусть хотя бы выберет любимый десерт. В качестве альтернативы можно в начале каждого Шабата выдавать детям по пакетику с кошерными вкусностями, чтобы те могли наслаждаться ими в течение дня, или накройте отдельный стол со сладкими, солеными и хрустящими угощениями для позднего субботнего полдника.

2. Займите делом даже самых младших

Не забывайте делегировать полномочия! Придумайте для детей особые задания, выполняя которые они могли бы подготовиться к встрече с царицей субботой. И пусть на первый взгляд это может показаться нелогичным, но при грамотной подаче темы дети начнут гордиться своей работой и несомненно получат удовольствие от игры. Помните, что дети во многом берут с нас пример и, кроме прочего, в том, что касается труда. Если мы сами демонстрируем им, что с радостью готовимся к Шабату, делая уборку, они тоже с удовольствием подключатся к делу Позвольте каждому ребенку выбрать то, что ему больше всего нравится – будь то накрывание праздничного стола, приготовление салата или полировка подсвечников. Пусть ваши дети продемонстрируют свои таланты, а уж вы обязательно оцените их работу.

3. Подберите особую одежду

Даже взрослые люди чувствуют себя как-то по-особенному, когда облачаются в одежду, предназначенную для праздника, а уж про детей и говорить не стоит. Одеться на Шабат в свой праздничный наряд – одно из несомненных преимуществ соблюдения еженедельного праздника. Девочкам особенно нравится использовать красивые аксессуары для волос и украшения, а мальчики предпочитают серьезные костюмы, особенно, если им предстоит отправиться с папой на молитву в синагогу, где многие взрослые мужчины будут одеты таким образом.

4. Зажигайте свечи вместе с дочками

Считается, что следует приучать девочек зажигать субботние свечи с трехлетнего возраста. Даже будучи такими маленькими, они с радостью воспримут эту идею и с энтузиазмом начнут (сначала с помощью мамы) зажигать свечи, таким образом привыкая делать это всю жизнь. Подумайте о том, чтобы купить своим дочкам их собственные красивые блестящие подсвечники, которые сделают эту заповедь для малышек еще более желанной. Так Шабат станет для всей женской половины вашей семьи чем-то еще более особенным и уникальным.

5. Фокусируйтесь на детях

За субботним столом принято рассказывать об актуальной недельной главе Торы и петь особые песни, специфические для каждой трапезы. Сделайте так, чтоб ваши дети почувствовали себя полноправными участниками этого процесса. Пусть они делятся тем, что выучили о недельной главе в детском саду\школе, пусть наравне со взрослыми выбирают, какие песни обязательно нужно спеть вместе. И главное – слушайте больше, чем говорите. Сфокусируйтесь на детях. Каждому ребенку должно быть выделено свое время, чтобы проявить себя так, как ему хотелось бы.

6. Приготовьте игру

Подготовьте игру или викторину, основанную на знаниях по недельной главе, и пусть дети имеют возможность выиграть небольшие призы (при желании можно воспользоваться уже готовыми играми, которые вы сможете скачать из интернета). Постарайтесь сделать так, чтобы каждый ребенок мог себя проявить и не остался недооцененным.

7. Ведите дневник высказываний

Прислушивайтесь к тому, что в течение недели говорят ваши дети, и записывайте их особенно добрые или забавные высказывания в специальный дневник. Зачитывайте их вслух, например, за шабатним столом, заранее удостоверившись, что в этих теплых воспоминаниях будет упомянут каждый ребенок. Кроме того, вашим детям может понравиться идея вести свои собственные дневники в течение недели, где они могли бы писать о добрых делах друг друга (или о своих собственных!).

8. Меньше правил

Шабат и так отличается от других дней недели большим количеством правил, поэтому старайтесь не добавлять к ним что-то еще. В конце концов, Шабат – это день покоя и отдыха. Если это возможно, даже было бы неплохо ослабить правила будней, касающиеся, например, времени сна и употребления пищи. Пусть дети действительно расслабятся и почувствуют наслаждение днем отдыха не только от привычных занятий, но и от слишком большого количества родительских ограничений.

9. Найдите синагогу, где детям будет, чем заняться

Существуют синагоги, где к детям проявляют особенное отношение: юным прихожанам предоставляется возможность не просто участвовать в молитве, но и чувствовать себя полноправными членами общины. В некоторых синагогах во время богослужений даже проводятся специальные программы для детей, прививающие интерес не только к Шабату, но и к еврейской жизни в целом.

10. Уделите детям максимум внимания

Больше всего на свете дети нуждаются в любви и внимании со стороны своих родителей. В Шабат мы выдыхаем после бесконечной беготни будней и стараемся отдохнуть от ставшего привычным суетливого темпа. В этот день – особенно, если в течение недели вам не удавалось уделить детям достаточно времени и внимания – удостоверьтесь, что вы проводите определенное время один на один с каждым ребенком, чтобы все они чувствовали себя особенными и любимыми, и не важно, что вы при этом делаете: читаете, учитесь, гуляете, играете или общаетесь. Помните, что отношения ребенка с родителями отражаются в его отношениях с Богом. Если дети чувствуют себя в безопасности, ощущая несомненную любовь своих родителей, они будут чувствовать себя в безопасности и в любви Всевышнего.

11. Приглашайте гостей

Всем известно, как важна заповедь гостеприимства. Да и разве можно представить классический еврейский дом в Шабат без гостей? Но обязательно обращайте внимание на то, чтобы приглашать тех людей, которые нравятся вашим детям (и они не станут ревновать вас к гостям) и которые не перетянут на себя все ваше внимание. Кроме того, позвольте детям приглашать своих собственных гостей – друзей из школы или летнего лагеря. Если те живут неподалеку и смогут прийти, дети будут счастливы провести вместе время не только в будни, но и за шабатней трапезой или играя после нее в любимые игры.

12. Не спешите прощаться с Шабатом

Не торопитесь скорее прощаться с царицей субботой. После авдалы постарайтесь выкроить несколько минут, чтобы попеть; возьмите любые инструменты, на которых могут играть члены вашей семьи, и попросите всех проводить Шабат песней. Так же было бы хорошей идеей угостить домашних чем-нибудь сладким, чтобы оставить у них приятное послевкусие, заряжающее теплыми эмоциями на всю предстоящую неделю.

13. Рассказывайте о Шабате в позитивных тонах

Каждый раз, когда в будни заходит речь о Шабате (и уж, конечно, в течение него самого), постарайтесь улыбнуться и сказать своим детям, как вам нравится проводить с ними время в этот святой день… и как вы всем сердцем ждете наступления следующей пятницы, чтобы повторить эту замечательную атмосферу!


ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА imrey.org

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях