Основные хасидские дворы, их местонахождение и количество хасидов

В этой статье мы предлагаем вам познакомиться с основными хасидскими дворами и течениями, узнать где они находятся и сколько приверженцев насчитывают.

Михаэль Яфе Ноф

Какие хасидские дворы существуют?
Сегодня существуют сотни хасидутов (хасидских дворов). Часть из них очень велики и включают в себя десятки тысяч последователей, а другие очень немногочисленны. Среди основных хасидских дворов можно назвать:

Сатмарский Двор - Хасидут Сатмар
Сатмарские хасиды являются крупнейшей хасидской группой в мире и известны своим резким противлением сионизму. Поэтому, большинство сатмарских хасидов проживают в Америке.

Хасидут Хабад - хасидское течение Хабад

Хабад создал Шнеур Залман из Ляд "Баал Тания" (Основная книга Хабада), которого хабадские хасиды называют "Ха-адмор ха-закен" (Старые Ребе). Он был одним из крупнейших учеников Великого Магида ( Магид из Межирича ). После него последовали "Средний адмор" - Рабби Дов Бер, Рабби Менахем Мендл, Рабби Шмуэль Шнеерсон, Рабби Шалом Дов Бер Шнеерсон, Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон и "Ребе" Менахем Мендл Шнеерсон . Два последних адмора, основали крупнейшую всемирную организацию, деятельность которой включает в себя распространение Торы и заповедей и поддержка тех, кого интересует возвращение в религию . Посланцы Хабада ( шлухим ) заботятся о евреях и еврейских общинах по всему миру и усердно распространяют иудаизм .

Хасидут Бреслев - Брацлавские Хасиды
Брацлавский хасидский двор, существует без адмора. Рабби Нахман из Брацлава создал хасидское направление, которое уделяет большое внимание радости и приверженности. Из-за его величия, брацлавское хасидское движение не выдвинуло после него другого ребе (хотя часть его учеников возглавляли хасидский двор, как например Рабби Натан из Брацлава, но не как адморы). Хасидут Бреслев продолжает существовать без Ребе и брацлавские хасиды очень сильно привязаны к Рабби Нахману. Сегодня это хасидское движение включает в себя большое количество " хозрим бе-тшува " (возвращающихся к религии), которых притягивает учение Рабби Нахмана, которое проникает даже в самые отдалённые места.

Хасидут Гур - Гурский хасидский двор
Гурские хасиды являются крупнейшим хасидским двором в Израиле и во главе этого двора стоят адморы из семейства Альтер.

Бельзские хасиды - Бельзский хасидский двор
Хасидут Бельз возглавляют адморы из семейства Роках. Сегодня, Бельзский хасидский двор является вторым по величине в Израиле после Гурского двора.

Хасидут Вижниц - Вижницкий хасидкий двор
Вижницкие хасиды принадлежат к одному из крупнейших хасидских дворов, зародившихся в Буковине. Этот двор возглавляют адмора из семейства Хагер. Со временем, этот хасидский двор разделился на 2 части: Вижниц и Сирет Вижниц.

Хасидут Карлин - Карлинские хасиды
Карлинский хасидский двор основал Рабби Аарон из Карлина - ученик Магида из Межерича. Это хасидское течение известно своими особыми напевами и мелодиями. Этот хасидский двор имеет свои ответвления: Карлин-Столин, Пинск-Карлин, Ка`аль Хасидей Ерушалаим и другие.

Хасидут Цанз - Цанзские хасиды
Хасидский двор Цанз основал Рабби Хаим бар Арье-Лейб Хальберштам из Цанза, написавший "Диврей Хаим" (Слова Жизни). Среди истории хасидского течения Цанз: Цанз-Клойзенбург (который находился под предводительством Рава Екутиэля Йехуды Хальберштама), Цанз-Жмиград, Цанз-Львов и другие.

Более мелкие хасидские дворы
Александр (которая была уничтожена почти полностью во время Катастрофы), Варка, Люблин, Пилов, Соколов, Амшинов, Битчков, Стропков, Шинова, Чакава, Шомрей Эмуним (хасиды реб Ареле), Сквира, Рахмистривка, Тульна, Бьяла, Ожаров-Хенчин, Чернобыль, Бабов, Лиженск, Лалов, Бостон, Душинский, Сухачёв, Перемышляны, Пшисха, Пьясечно, Розин, Дорог, Ашлаг, Боуш, Звиль, Махновка, Модзич, Мункач, Мишкольц, Надворна, Слоним, Спинка, Эрлау, Штефанешт, Калив, Комарно, Боян и другие хасидские дворы.

Где живут хасиды и сколько человек насчитывает каждое из хасидских направлений и дворов?
Демографическое исследование, которое провёл университет Принстон в 2016 году выявил, что существуют 129,000 хасидских семей. Наибольшее количество хасидов живут в Нью Йорке - 34,000 домашних очага, в основном в районах Вильямсбург, Боро Парк и Краун Хейтс. Второй центр хасидизма находится в Иерусалиме - 16,000 семей, а после него Бней Брак с 13,000 хасидских семей. В Нью Йорке находится поселение Монси, где находится хасидский двор Вижниц Монси и самостоятельные поселения - Кирьят Йоэль (сатмарский хасидский двор) и Нью Сквер (хасидут Сквира).

В Израиле, большие хасидские общины находятся в Ашдоде, Хайфе, Нетании, Эладе, Модиин Илите и Бейтар Илите.

В Британии основной центр хасидизма находится в Стемфорд Хилл, на севере Лондона, где проживают около 5,000 хасидских семей, а также в Манчестере и его округах.

Дополнительный крупный хасидский центр находится в Антверпене в Бельгии, с 1,775 семей хасидов. В Канаде, в поселении Кирьяс Тош, рядом с Монреалем, находится хасидский двор Тош.

Дополнительные хасидские дворы и общины находятся в 1,350 поселениях и городах мира, из них 526 в Соединённых Штатах Америки, где проживают 53,000 хасидские семьи. В 369 городах и поселениях Израиля проживают 62,000 хасидские семьи. Хасиды Хабада, которые являются "шлухим" (посланниками) Ребе, проживают почти что в любом углу глобуса.

по материалам сайта https://russia.hidabroot.org/

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях