Уединение между мужчиной и женщиной — законы Ихуда

Наши мудрецы установили ряд правил, которые призваны сохранить надлежащий уровень отношений между женщиной и мужчиной, не состоящими в супружеских связях. Их постановления особенно актуальны в наше непростое время.

Запрет Ихуда (уединения) 

По закону Торы девушке или женщине не разрешается оставаться с мужчиной наедине (т.е. в закрытой комнате, квартире, в уединенном или пустынном месте), независимо от того, женат он или холост, еврей или нет. Такое уединение называется Ихудом.

Кроме некоторых исключений, отмеченных ниже, запрещение ихуда распространяется даже на тот случай, когда две женщины остаются наедине с одним мужчиной.

Существует несколько исключений, а также некоторые обстоятельства и ситуации, на которых запрещение не распространяется.

Некоторые близкие родственники и другие исключения 

Сначала об исключениях.

Ихуд (уединение) разрешается отцу с дочерью, матери с сыном, дедушке и бабушке с внуками, а также со всеми другими прямыми потомками.

Ихуд также разрешен брату с сестрой, но лишь временно.

Ихуд со всеми остальными родственниками (двоюродным братом, дядей, братом мужа, свекром, зятем и т.д.) запрещен.

Точно так же женщина, имеющая воспитанника, приемного сына или пасынка, а также приемного отца или отчима, должна избегать ихуда с ними.

Теперь мы обсудим те специальные обстоятельства и ситуации, к которым не относится запрет ихуда.

Открытая дверь 

Если дверь комнаты, в которой находятся мужчина и женщина, открыта на улицу, это не считается ихудом. Многие раввины считают даже, что если дверь, ведущая на улицу (или на лестничную клетку, которая ведет к улице), закрыта, но не заперта, не запрещено оставаться там. Тем не менее, такой ихуд разрешен только в дневное время или вечером, но только когда на улице есть люди, которые могут войти. Поэтому, если замок двери устроен так, что дверь можно открыть снаружи, легче остерегаться ихуда.

Возможно, что просто закрытой, но не запертой двери, ведущей на улицу, недостаточно, если никто другой не может войти в дом без разрешения. В такой ситуации следует оставить дверь открытой.

Обстоятельства и ситуации ихуда 

Прогулка по улице города даже ночью не является ихудом, если только улицы не абсолютно пустынны.

Поездка наедине с евреем в автомобиле не создает проблем ихуда, если людей в машине видно снаружи, а на улице — постоянное движение машин.

Ихуд разрешен замужней женщине, если ее муж находится в том же городе.

Этот принцип («муж в городе») не относится к ихуду с мужчиной, с которым женщина находится в особенно дружеских отношениях или близко знакома, независимо от источника этих отношений: выросли ли они вместе, является ли он ее родственником или они состоят в тесном деловом контакте.

Этот принцип, тем не менее, применим в случае родственников, с которыми женщина не состоит в близком знакомстве или дружбе.

Согласно мнению Хазон Иша, ихуд с неевреем допустим только тогда, когда муж женщины находится достаточно близко, чтобы услышать ее зов, а по мнению некоторых раввинов — когда он находится в городе.

Ихуд с женатым евреем разрешается, если его жена находится в той же квартире.

Ихуд с неевреем запрещен даже в присутствии его жены.

Ихуд двух женщин с одним мужчиной запрещен. Он позволителен, если одна из женщин приходится другой: свекровью, мачехой, сестрой мужа или женой брата мужа.

По мнению многих раввинов он позволителен также, если:

а) муж одной из них находится в городе;

б) одна из женщин — дочь этого мужчины, мать или сестра.

В обоих случаях подразумевается, что ихуд не происходит поздно ночью, когда люди обычно уже спят, или в уединенном месте.

Некоторые раввины разрешают уединение одного мужчины с тремя женщинами днем и можно полагаться на это мнение в случае необходимости.

Женщине разрешено оставаться наедине с двумя Б-гобоязненными мужчинами во всех случаях, кроме случаев, когда это происходит поздно ночью в уединенном месте — тогда необходимо присутствие трех мужчин, не меньше.

Если мужчины пруцим (порочны), т.е. преднамеренно нарушают некоторые части еврейского Закона (например, не остерегаются запрета ихуда), тогда ихуд запрещен в любом случае, независимо от того, сколько мужчин присутствует.

Ихуд в присутствии ребенка 

Женщина может оставаться наедине с мужчиной, если вместе с ними находится ребенок. Причем, не важно чей ребенок — ее, его или кого-то постороннего.

Относительно возраста ребенка существуют различные мнения, впрочем многое зависит также от развитости ребенка. По мнению многих раввинов возрастные рамки для мальчика — от 6 до 9 лет, а для девочки — от 5 до 9 лет.

Ихуд в присутствии ребенка запрещен в вечерние часы, когда ребенок обычно спит, но разрешен в присутствии двух или более детей.

Проблема ихуда на практике 

Проблема ихуда может возникнуть в самых различных ситуациях, например, когда приглашают мастера починить что-то в доме, или идут в гости, или в лифте, или на приеме у врача.

Врач может осматривать женщину, если дверь кабинета не заперта, и за ней находится не менее трех человек, или дверь на улицу также не заперта.

Если врач-еврей имеет привычку запирать кабинет, тогда, согласно некоторым авторитетам, осмотр разрешен, когда ее муж находится в городе.

Если нет одного из условий, разрешающих ихуд с врачом, можно взять с собой на прием ребенка или одну из женщин, упомянутых раньше (свекровь, сестра мужа и т.д.), или женщину, муж которой в городе.

Запрет ихуда касается также девочек старше трех лет и мальчиков старше девяти. Однако девочка моложе двенадцати лет может оставаться наедине с мальчиком моложе тринадцати.

Очень важно помнить о запрете ихуда, когда приглашают няню. Так, девочка старше 12 лет не может быть няней мальчика старше 9 лет, а мальчик старше 13 лет или мужчина — присматривать за девочкой старше трех лет, если не выполнено одно из упомянутых ранее исключений (т.е. открытая дверь, присутствие других детей и т.д.).

Следует также принять во внимание, что, как излагалось выше, относительно вечера правила строже, а исключений меньше.

Во всех случаях, в которых вы не уверены, лучше обратиться за советом к раввинам.

по материалам сайта https://toldot.ru/

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях