Если канун Песаха выпадает на субботу

Порядок уничтожения квасного (биур хамец) и проведения трех субботних трапез

Когда 14 нисана выпадает на субботу, то поскольку в субботу запрещено искать и уничтожать квасное, проверку квасного (бдикат хамец) делают вечером 13 нисана, произнося при этом соответствующее благословение, а после проверки совершают церемонию аннулирования квасного (битуль хамец), как обычно. На следующий день, в пятницу, сжигают найденный хамец, и желательно сделать это до начала шестого временного часа, как в любой другой год, чтобы не ошибиться в последующие годы (см. Шульхан арух, 444, 1-2). После этого оставляют хамец только для двух первых субботних трапез.

Если бы в канун Песаха можно было есть мацу, мы бы так и поступили, чтобы не сталкиваться с проблемами, связанными с наличием в доме квасного. Но поскольку это запрещено, дабы во время Пасхального седера мы исполнили заповедь о маце с любовью и удовольствием (как объяснялось выше, в гл. 13, п. 6 и прим. 7), мы обязаны оставить хлеб на две первые субботние трапезы. Чтобы не готовить пищу в посуде, предназначенной для квасного, многие готовят для субботы блюда, кошерные на Песах. При этом в начале трапезы после кидуша едят хлеб и какой-либо салат в одной из комнат, не предназначенных для пасхальных трапез, а доев хлеб, отряхивают от крошек руки и одежду, садятся за стол в том помещении, где будут проходить пасхальные трапезы, и едят блюда, кошерные на Песах.

Вторую субботнюю трапезу, которую устраивают утром, необходимо закончить до конца четвертого временного часа, когда вступает в силу запрет на квасное (это время указывается в календарях, см. выше, гл. 3, п. 6). Для этого утреннюю субботнюю молитву следует перенести на более раннее время.

После второй субботней трапезы нужно собрать все остатки и крошки квасного с посуды и скатерти, а поскольку в субботу сжигать квасное запрещено, их желательно выкинуть в унитаз, чтобы уничтожить без остатка. Для того чтобы было легче уничтожить все остатки квасного, рекомендуется тщательно распланировать, сколько именно квасного нужно на субботу, чтобы после второй субботней трапезы в доме не осталось слишком много квасного. После уничтожения нужно вновь произнести формулу аннулирования квасного; это необходимо сделать до конца пятого временного часа.

После второй субботней трапезы необходимо тщательно почистить зубы или прополоскать. Вставные зубы: если человек придерживается обычая кошеровать их в кипящей воде, то он должен откошеровать их до наступления субботы, а в субботу не пользоваться ими для горячей квасной пищи. А тот, кто следует мнению авторитетов, считающих, что перед Песахом вставные зубы достаточно тщательно очистить, должен сделать это в субботу после второй трапезы (см. выше, гл. 11, п. 12).

Во время третьей трапезы возникает проблема: запрет на квасное уже вступил в силу (по окончании четвертого временного часа), а мацу запрещено есть в течение всего 14 нисана. Поэтому заповедь третьей субботней трапезы мы исполняем с помощью мяса, рыбы, овощей и фруктов (см. Шульхан арух, 444, 1). Разрешено также есть вареные клецки из мацовой муки, а по мнению многих авторитетов, и мацу, сваренную целиком, хотя некоторые соблюдают обычай воздерживаться в Песах от мацы, замоченной в какой-либо жидкости (маца шруя; см. выше, гл. 8, п. 2). За третьей трапезой не следует есть слишком много, чтобы вечером, во время Пасхального седера, есть мацу с аппетитом. Существуют и другие рекомендации, как можно уничтожить весь хамец до наступления субботы, см. примечание[1].

[1]. «Обогащенная маца» (маца ашира) делается из муки, замешанной на масле, вине или фруктовом соке. Она не заквашивается, и по сефардскому обычаю ее разрешено есть в Песах, тогда как ашкеназские авторитеты придерживаются в этом отношении более строгого толкования закона и запрещают есть ее в Песах, подобно квасному. Сегодня мы не можем быть уверены, что изделия из «обогащенной мацы» фабричного производства в самом деле кошерны на Песах, поэтому многие сефарды тоже воздерживаются от них (см. выше, гл. 8, п. 1). Так или иначе, по всем обычаям такие изделия разрешено есть в субботу в канун Песаха во время первой и второй трапез, до окончания четвертого временного часа. Однако для того чтобы исполнить заповедь субботней трапезы, необходимо съесть как минимум 4 ке-бейца (то есть не менее 200 см3) «обогащенной мацы», а в конце трапезы быть совершенно сытыми. Только при таком условии над «обогащенной мацой» можно произнести благословение «…взрастивший хлеб из земли» (ѓа-моци лехем мин ѓа-арец), а в конце трапезы – прочесть «Благословение после трапезы» (Биркат ѓа-мазон). Во всех других случаях над изделиями из «обогащенной мацы» произносят благословение «…сотворивший разнообразные виды пищи» (борэ миней мезонот), а после них читают «…за пищу и за удовлетворение наших нужд» (аль ѓа-мехия); см. «Жемчужины Ѓалахи», Благословения, гл. 6, п. 4. Если же у человека есть «обогащенная маца», в отношении которой он не сомневается, что она кошерна на Песах, то согласно сефардскому обычаю, с ее помощью можно исполнить заповедь третьей субботней трапезы. При этом трапезу следует закончить до наступления времени плаг ѓа-минха (приблизительно за три часа до захода солнца). А согласно ашкеназскому обычаю, «обогащенную мацу» нельзя есть после окончания четвертого временного часа (таково мнение Шаар ѓа-циюн, 444, 1 и Игрот Моше, Орах хаим, 155, тогда как Арух ѓа-шульхан, 444, 5 считает, что «обогащенную мацу» можно есть до самого начала Песаха).
Вареная маца: можно сварить целую мацу, и тогда, по мнению большинства авторитетов, ее можно будет есть в канун Песаха, потому что она непригодна для исполнения заповеди мацы в ночь Пасхального седера; к тому же, после варки ее вид и вкус значительно изменяются. А поскольку ее объем больше ке-зайта, над ней по-прежнему произносят благословение ѓа-моци лехем мин ѓа-арец, а после трапезы читают Биркат ѓа-мазон. Поэтому с такой мацой можно устроить все три субботние трапезы. Так считают Мишна брура (471, 20), Шаар ѓа-циюн (19), Арух ѓа-шульхан (444, 5). А в Шаар ѓа-циюн, 471, 20, написано, что, по мнению Шульхан арух ѓа-рав и Хаей Адам, жареная маца имеет тот же статус, что и вареная. При мегадим выражает сомнение в связи с этим. Маген Авраѓам (444, 2) пишет от имени Маѓариля, что тот никогда не видел, чтобы кто-либо устраивал третью субботнюю трапезу с вареной мацой. Из слов Виленского Гаона следует, что вареную мацу запрещено есть в канун Песаха. Но если человек хочет, полагаясь на мнение большинства авторитетов, исполнить заповедь третьей субботней трапезы с помощью вареной мацы, он вправе так поступить (и см. Шаар ѓа-циюн, 444, 1 и выше, гл. 13, прим. 8). В Мишна брура (444, 8) приводится совет разделить вторую трапезу на две части, однако это можно исполнить только постфактум (бедиавад), потому что третью субботнюю трапезу следует проводить после полудня (см. Шульхан арух, 291, 2; «Жемчужины Ѓалахи», Суббота, гл. 7, п. 2).

Дополнительные законы

Пост первенцев переносится на четверг 12 нисана (так пишут Шульхан арух и Рама, 470, 2). Однако, как мы уже говорили (в гл. 13, п. 5), в наши дни вместо поста первенцев принято устраивать трапезу в честь завершения изучения талмудического трактата.

Все необходимое для седера следует приготовить уже в пятницу – блюда для праздничной трапезы, харосет, горькую зелень (марор) и все прочее, – и оставить в субботу в холодильнике. Только после исхода субботы можно достать из холодильника все приготовленное к седеру, так как в субботу запрещено готовиться к начинающемуся после нее празднику. Если все необходимое не было приготовлено с пятницы, то приготовления можно начать только после исхода субботы, но так не следует поступать изначально (лехатхила), чтобы не затягивать начало седера. В субботу также нельзя накрывать стол для седера, поскольку запрещено готовить что-либо не для нужд самой субботы. Стол тоже следует накрыть, как только закончится суббота.

Перед субботой следует приготовить двойное количество свечей для зажигания – для субботы и для праздника, – потому что в праздник (йом тов) запрещено растапливать свечи, чтобы приклеить их к подсвечнику. Если же свечи не были приготовлены с пятницы, то после исхода субботы их нужно просто вставить в подсвечники, не приклеивая.

"Жемчужины Алахи" Элиэзер Меламед

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Пиркей авот

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях