Заповедь "плодитесь и размножайтесь"

Величие заповеди «плодитесь и размножайтесь»

Заповедь «плодитесь и размножайтесь» – одна из величайших заповедей Торы, и поскольку она выражает основной замысел мироздания, это первая заповедь, упомянутая в Торе. После Сотворения мира Всевышний сказал Адаму и Хаве (Берешит, 1:28): «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле». А в разделе Ноах (там же, 9:1) говорится, что после потопа «благословил Бог Ноаха и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Затем, после того как предостерег их от греха убийства, Всевышний повторил (там же, ст. 7): «Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней».

Исполняя эту заповедь, человек следует путями Всевышнего: подобно тому, как Он создал мир и каждый миг поддерживает его существование, так и человек производит на свет потомство, растит его и заботится о нем. Этим он содействует Всевышнему в сотворении человека. Наши мудрецы говорят об этом (Вавилонский Талмуд, трактат Нида, 31а): «Трое участвуют в рождении человека: Святой, благословен Он, его отец и его мать».
В этом – первое и основное назначение всего мироздания. Мудрецы Мишны сказали (трактат Гитин, 41б): «Мир сотворен не для чего иного, как для того, чтобы творения плодились и размножались, ибо сказано (Йешаяѓу, 45:18): «…не для пустоты сотворил Он ее»». Этот стих свидетельствует о том, что самое основное Божественное указание заключается в том, чтобы мы населяли мир. Приведем его полностью: «Ибо так сказал Господь, сотворивший небеса, Он – Бог, образовавший землю и создавший ее, Он утвердил ее, не для пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить. Я – Господь, и нет иного». И еще сказали мудрецы в Мишне (трактат Санѓедрин, 37а): «О всяком, кто сохранил хотя бы одну еврейскую душу, Писание говорит так, словно он сохранил целый мир». И если так мудрецы говорят о том, кто спас нищего от голодной смерти (см. трактат Бава батра, 11а), это тем более верно в отношении родителей, которые произвели на свет ребенка, растят его и заботятся о нем. Они и в самом деле обеспечивают существование целого мира.
Поэтому сказали наши мудрецы, что, когда человек предстает перед Небесным судом, ему задают три вопроса, последний из которых таков: занимался ли ты исполнением заповеди «плодитесь и размножайтесь»? Первый вопрос гласит: честно ли ты вел дела? А второй: назначал ли ты постоянное время для изучения Торы? (см. трактат Шабат, 31а).
Сказал рабби Элиэзер (в трактате Йевамот, 63б): «Всякий, кто не занимается исполнением заповеди «плодитесь и размножайтесь», словно проливает невинную кровь». Ведь в Торе (Берешит, 9:6) сказано: «Кто прольет кровь человека, того кровь прольется человеком», а в следующем стихе сказано: «Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней». Обязанность производить на свет потомство, возложенная на человека, является настолько безоговорочной и фундаментальной, что тот, кто ее не исполняет, как будто убивает своих еще не рожденных детей. Рабби Акива говорит (в трактате Йевамот, там же): «Всякий, кто не исполняет заповедь «плодитесь и размножайтесь», словно приуменьшает образ Божий». Ведь в Торе (Берешит, 9:6) сказано: «…ибо по образу Божию создал Он человека», а в следующем стихе сказано: «Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней». Каждый человек уникален, поэтому он раскрывает новый аспект образа Божьего; следовательно, тот, кто избегает исполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь», уменьшает раскрытие образа Бога в мире.
Говорят наши мудрецы (Зоѓар хадаш, разд. Рут, 50, 2): «В тот час, когда человек покидает этот мир и душа его готовится взойти туда, где ей место, несколько ангелов разрушения стоят по обе стороны от нее, и несколько ангелов мира стоят по обе стороны от нее. Удостоился человек – ангелы мира заговаривают первыми и говорят ему: «Мир приходу твоему!». А не удостоился – ангелы разрушения заговаривают первыми и говорят ему: «Горе нечестивому, [который творит] зло, ибо воздано будет ему по делу рук его» (Йешаяѓу, 3:11). А кто нечестив? Тот, кто не приложил усилий, чтобы оставить в этом мире сына. Ведь над тем, кто оставил в этом мире сына, научив его Торе и добрым делам, не властны ангелы разрушения и Геѓином». Вот почему сказано (Теѓилим, 127:3-5): «Вот наследие Господне – дети, вознаграждение – плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья юности. Счастлив муж, который наполнил ими колчан свой. Не будут пристыжены, когда с врагами говорить будут во вратах». Продолжает Зоѓар: «Над таким человеком не властны ангелы разрушения. И пусть не говорит человек: ведь Тора, которую я изучаю, и добрые дела, которые делаю, защитят меня, поэтому я могу избежать исполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь». Даже если у него есть Тора и добрые дела, он все равно не входит в чертог Святого, благословен Он, и нет у него доли в Мире грядущем» (и см. гл. 8, где говорится об утешении бездетных пар).

Хизкияѓу и Бен Азай

Когда могущественное войско Санхерива, ассирийского царя, осадило Иерусалим, намереваясь его разрушить, иудейский царь Хизияѓу тяжело заболел. В Писании (Йешаяѓу, 38:1) об этом говорится: «В те дни заболел Хизкияѓу смертельно, и пришел к нему Йешаяѓу, сын Амоца, пророк, и сказал ему: «Так сказал Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, а не будешь жить»». Вот уже много лет Хизияѓу было известно, что Ассирийское царство несет в себе величайшую опасность для Иудеи, поскольку из-за грехов, умножившихся в еврейском народе, ассирийский царь уже подчинил себе Израильское царство, находившееся в Самарии, и отправил на чужбину десять колен Израилевых (см. Млахим 2, гл. 17). Угроза Йудейскому царству была близка и осязаема. Чтобы предотвратить бедствие, Хизкияѓу повелел народу совершить покаяние и усиленно изучать Тору. «Хизкияѓу вонзил меч в притолоку дома учения и сказал: «Всякий, кто не учит Тору, погибнет от этого меча. Искали от Дана до Беэр-Шевы – не нашли ни одного невежды. От Гвата до Антипраса не нашли ни мальчика, ни девочку, ни мужчину, ни женщину, которые бы не разбирались досконально в законах скверны и чистоты» (трактат Санѓедрин, 94б).
И вот, в этот трудный час, когда бедствие, которого так опасался Хизкияѓу, близилось, и ассирийское войско уже осадило Иерусалим, а сам он тяжело заболел, к нему пришел пророк и сообщил ужасную весть: «Сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, а не будешь жить». «»ты умрешь» – в этом мире; «а не будешь жить» – в Мире грядущем». Воскликнул Хизкияѓу, вопрошая:
– Чем я так провинился, что суждено мне исчезнуть и из этого мира, и из Мира грядущего?!
Отвечал пророк:
– Тем, что не исполнял ты заповедь «плодитесь и размножайтесь».
Возразил Хизкияѓу:
– Но ведь святым духом стало мне известно, что родятся у меня нечестивые сыновья.
Ответил ему пророк:
– Зачем тебе углубляться в тайны Святого, благословен Он? Что заповедано тебе, то и должен ты исполнять, а Он сделает то, что в Его очах благо.
Понял Хизкияѓу, что согрешил, и попросил Йешаяѓу дать ему в жены его дочь, чтобы благодаря заслугам его самого и Йешаяѓу у него родились праведные сыновья. Ответил ему пророк:
– Твой приговор наверху уже вынесен.
Сказал царь:
– Сын Амоца, заверши пророчество свое и выйди! Так учили меня в доме отца моего (потомка царя Давида): «Даже если острый меч занесен над шеей человека, не должен он отчаиваться и переставать ждать милости свыше» (трактат Брахот, 10а).
«И обратил Хизкияѓу лицо свое к стене, и молился Господу, и говорил: «Прошу, Господи! Вспомни, прошу, что ходил я пред Тобой верно и с полным сердцем, и угодное в очах Твоих делал». И заплакал Хизкияѓу плачем великим» (Йешаяѓу, 38:2-3). И услышал Всевышний голос его, и повелел Йешаяѓу сообщить Хизкияѓу, что ему добавлено сверх срока его жизни еще пятнадцать лет, и кроме того, Всевышний спасет его от ассирийского войска. Ночью вышел ангел Господень, разбил все войско Санхерива и спас Иерусалим. А Хизкияѓу женился на дочери пророка Йешаяѓу, и у них родился сын Менаше. И хотя опасения Хизкияѓу подтвердились, так как Менаше, взошедший на царство после Хизкияѓу, делал неугодное в очах Господа, служил идолам и проливал реки невинной крови, отчего был вынесен приговор о разрушении Первого Храма (см. Млахим 2, гл. 19-21), – тем не менее, это никоим образом не отменяло заповедь «плодитесь и размножайтесь», поскольку на ней зиждется все мироздание. А в случае Хизкияѓу, через его нечестивого сына Менаше продолжилась династия Давида, к которой будет принадлежать и Машиах, сын Давида, да придет он в скором времени, в наши дни!
Между тем, про одного из величайших танаев, Бен Азая, говорится, что он не женился и не исполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь». В Талмуде (в трактате Йевамот, 63б) рассказывается, что Бен Азай толковал слова Торы и объяснял: всякий, кто не исполняет заповедь «плодитесь и размножайтесь», «словно проливает невинную кровь и приуменьшает образ Божий. Сказали ему [ученики]: «Бывает, что хорошо толкуют и хорошо поступают. А бывает, что поступают хорошо, но толкуют нехорошо. А у тебя – хорошо толкование, но не дела!». Сказал им Бен Азай: «Что ж поделать, если душа моя желает лишь Торы, а мир может существовать и заслугами других людей»». Соответственно этому было вынесено практическое постановление: тому, чья душа желает лишь Торы, и он все дни жизни своей учит Тору с превеликим усердием, не засчитывается грех, если из-за этого он не женился, – при условии, что дурное начало не одолевает его (см. Рамбам, Законы супружества, 15, 3; Шульхан арух, Эвен ѓа-эзер, 1, 4). Однако, чтобы быть точными, необходимо отметить: это не засчитывается ему как грех, однако изначально (лехатхила) так поступать не следует.
Таким образом, лишь одна-единственная заповедь позволяет человеку, в случае крайней необходимости, отказаться от исполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь»: заповедь изучения Торы. Это объясняется тем, что само изучение Торы тоже приумножает в мире жизнь. Доказательством этому может служить тот факт, что Бен Азай, даже не исполняя заповедь «плодитесь и размножайтесь», осознавал, каким огромным значением она обладает, и даже объяснял это своим ученикам, и нет сомнения, что под влиянием его толкования родилось множество детей. Что же касается царя Хизкияѓу, то поскольку свой отказ исполнять заповедь «плодитесь и размножайтесь» он обосновывал нежеланием производить на свет нечестивцев, он исказил самую основу этой священной заповеди, выражающую абсолютную и безусловную ценность человеческой жизни. За это ему полагалась страшная кара в этом мире и в Мире грядущем. Из этого мы учим, что сама жизнь – это главная ценность, ведь и грешники могут совершить покаяние. Но даже если они не раскаются в своих грехах, на их ошибках учатся праведники. Если же человек не исполняет заповедь «плодитесь и размножайтесь», то он отрицает саму ценность жизни, сотворенной Всевышним в этом мире[1].
________________________________________
[1]. Арух ѓа-шульхан (Эвен ѓа-эзер, 1, 14) задает вопрос: разве не сказано в Иерусалимском Талмуде (в трактате Шабат, 1, 2), что изучение Торы прекращают даже ради строительства сукки и покупки четырех видов растений праздника Суккот (арбаат ѓа-миним)? И еще сказано в Иерусалимском Талмуде (в трактате Брахот, 1, 2), что тот, кто изучает законы Ѓалахи не для того, чтобы их исполнять, лучше бы вообще не был сотворен. Как же Бен Азай отказался от исполнения заповеди Торы? Арух ѓа-шульхан отвечает на свой вопрос: «Бен Азай просто не мог прекратить изучение Торы, и возможно, что если бы он оторвался от Торы, это привело бы к опасности для его жизни». И представляется: ведь ради исполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь» необходимо вступить в брак, а для этого муж должен посвящать жене время и уделять внимание, чтобы создать с ней эмоциональный контакт, полный любви. И Бен Азай знал, что поскольку все силы души он отдает изучению Торы, то не сможет уделять жене необходимое внимание, и поэтому не женился. В отличие от этого, остальные заповеди не требуют глубокого эмоционального контакта с другими людьми, поэтому Бен Азай мог исполнять их, не отрываясь мыслями от Торы. И действительно, в трактате Сота, 49а, сказано: «После смерти Бен Азая в мире больше не было людей, столь усердно изучающих Тору». Кроме того, такой человек знает, что дурное начало не овладеет им. Поэтому законоучители (например, Ритва и Биркей Йосеф) пишут, что в наше время нет таких людей, которые могут поступать, как Бен Азай.

Общая заповедь и личная обязанность каждого еврея

Тора заповедала нам плодиться и размножаться, и каждый раз, когда у пары рождается ребенок, родители исполняют великую заповедь, а также удостаиваются участвовать вместе со Всевышним в сотворении человека и тем самым способствуют продолжению существования всего мира (см. трактат Нида, 31а; Мишна, трактат Санѓедрин, 4, 5). В этом – главная цель Творения, потому что воля Всевышнего заключается в том, чтобы мы населяли созданный Им мир. Наши мудрецы говорят об этом (в Мишне, в трактате Гитин, 4, 2): «Мир создан только для того, чтобы творения плодились и размножались». А в Писании (Йешаяѓу, 45:18) об этом сказано: «Не для пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить».
Однако без четких рамок эта величайшая заповедь стала бы слишком неопределенной, и во многих случаях люди, охваченные всевозможными опасениями, не исполняли бы ее подобающим образом, поскольку вступление в брак требует от человека большой ответственности и нередко связано с различными сложностями. Решение о вступлении в брак зависит от чувств мужчины и женщины, от их обоюдного согласия, а нередко и от финансовых возможностей и помощи родителей молодой паре.
Но и после свадьбы общая формулировка заповеди «плодитесь и размножайтесь» оставляет место для многочисленных сомнений. С одной стороны, если рождение ребенка – величайшая заповедь, быть может, стоит ограничиться одним ребенком, ведь каждый ребенок – это целый мир? И возможно, его рождение следует отложить до тех пор, пока родители не будут близки к сорокалетнему возрасту, когда они станут зрелыми людьми, обладающими жизненным опытом и финансово обеспеченными? С другой стороны, если эта заповедь обладает столь великой ценностью, то, может быть, каждый человек должен прилагать максимальные усилия, даже превышающие его возможности, чтобы произвести на свет как можно больше детей, а для этого необходимо создать семью как можно раньше, а также сокращать период грудного вскармливания, чтобы увеличить количество беременностей?
Дабы внести ясность, Тора установила обязательный минимум исполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь», а мудрецы прибавили к этому дополнительные рамки, чтобы общая идея заповеди приняла четкую форму, обязательную для каждого еврея. Общая заповедь Торы требует от нас плодиться и размножаться, и с рождением каждого ребенка его родители исполняют эту заповедь. Согласно Торе, обязанность состоит в том, чтобы произвести на свет сына и дочь, – подобно тому, как в начале Творения Всевышний создал Адама и Хаву. В Торе (Берешит, 1:27-28) об этом говорится: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину – сотворил Он их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею». И поскольку в этом стихе говорится, что воля Всевышнего такова, чтобы мы плодились, и размножались, и наполняли землю, мудрецы установили обязанность производить на свет еще детей, помимо одного сына и одной дочери (см. ниже, п.п. 5-6), а также указали, когда именно следует исполнять эту заповедь, вынеся постановление, что человек обязан жениться до определенного возраста (см. п.п. 7-10).
Общая заповедь Торы относится в равной мере и к мужчинам, и к женщинам. Можно сказать, что в некотором смысле женщины удостаиваются за ее исполнение большей награды, потому что величина награды зависит от прилагаемых усилий (см. Мишна, трактат Авот, 5, 23). Что же касается обязанности исполнения этой заповеди, то по этому поводу мнения законоучителей разделились. Мудрецы считают, что эта обязанность лежит на мужчине, потому что именно он обручает свою невесту, а во время супружеской близости он овладевает женой. Намек на это можно найти в вышеприведенном стихе Торы: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею». Объясняют мудрецы: «Мужчина овладевает женщиной, а не женщина мужчиной» (трактат Йевамот, 65б). Некоторые авторитеты толкуют это мнение так: поскольку женщина вынашивает и рожает детей, испытывая при этом муки беременности и родов, Тора, которой чужды пути страдания, не хотела возлагать на женщину эту заповедь как обязанность (см. Мешех хохма, Берешит, 9, 7). С другой стороны, рабби Йоханан бен Брока считает, что женщины тоже обязаны исполнять эту заповедь, поскольку в Торе Всевышний обращается к Адаму и Хаве во множественном числе, ведь сказано (Берешит, 1:28): «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею».
Практический закон гласит, что обязанность исполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь» лежит на мужчине. Однако в этом нет ущемления прав женщин, поскольку, если выяснится, что муж бесплоден, и жена захочет расторгнуть брак, чтобы родить сына или дочь, которые будут заботиться о ней в старости, то муж будет обязан дать ей гет и выплатить компенсацию, предусмотренную в брачном договоре (ктубе; см. трактат Йевамот, 65б; Шульхан арух, Эвен ѓа-эзер, 1, 13; 154, 6)[2].
На практике это различие проявляется в том, что, если женщина не хочет выходить замуж или хочет выйти замуж за человека, неспособного иметь детей, то, хотя она и не исполняет общую заповедь, не считается, что она совершает грех, потому что на ней нет обязанности произвести на свет потомство. Что же касается мужчины, то ему запрещено оставаться неженатым или жениться на бесплодной женщине, пока он не исполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь» (см. ниже, п. 8).
Как в отношении заповедей изучения Торы и молитвы, так и в отношении этой заповеди мы видим, что к мужчинам Тора обращается в повелительном наклонении, тогда как женщинам об этих заповедях сообщается как о добровольной заслуге, а не обязанности, что позволяет исполнить их наиболее целостным образом в обоих аспектах: обязательном и добровольном.
________________________________________
[2]. Следует различать общую заповедь плодиться и размножаться, чтобы населить мир, возложенную на мужчин и женщин в равной степени, и личную обязанность мужчин произвести на свет сына и дочь (а согласно постановлению мудрецов, мужчина не должен этим ограничиваться, как объясняется ниже, в. п.п. 5-6). Заповедь Торы выражает общую направленность, то есть не строгую и четкую обязанность, а нравственный идеал, который человеку заповедано принимать и всеми силами стараться претворить в жизнь. О величайшей ценности общей заповеди «плодитесь и размножайтесь» говорится в Торе дважды: сразу после повествований о Сотворении мира и о потопе. Мудрецы ссылаются в отношении этой заповеди на стих из книги пророка Йешаяѓу (45:18): «…не для пустоты сотворил Он ее». Но в данном случае не имеется в виду, что источник этой заповеди – слова пророка. Йешаяѓу лишь объяснил ее смысл, говоря, что она – первооснова всего мироздания, и весь мир был сотворен ради нее, и, исполняя эту заповедь, человек участвует в Творении наряду со Всевышним (речь идет о материальном аспекте этого «сотрудничества», а его духовный аспект выражается в изучении Торы). Вот почему только ради этих двух заповедей (заповеди «плодитесь и размножайтесь» и заповеди изучения Торы) разрешается продать свиток Торы (как объясняется ниже, в. п. 21). И именно по этой причине господин обязан освободить раба, который является наполовину рабом и наполовину свободным человеком, – чтобы тот мог вступить в брак и произвести на свет потомство (см. трактат Гитин, 41а). И хотя это противоречит другой заповеди Торы, согласно которой запрещено отпускать на свободу раба-нееврея (см. Шульхан арух, Йоре деа, 267, 79), тем не менее, поскольку «плодитесь и размножайтесь» – общая заповедь Торы, она обладает огромной силой, и ради ее исполнения мудрецы разрешили отменить другую заповедь Торы, что было бы невозможно, если бы речь шла об обычной заповеди (см. Тосафот к трактату Гитин, 41а, со слов ло тоѓу; трактат Хагига, 2б, со слов ло тоѓу). Общая заповедь распространяется на мужчин и на женщин в равной степени, а практическое постановление, согласно которому женщины не обязаны исполнять заповедь «плодитесь и размножайтесь», относится только к личной обязанности, тогда как общая заповедь, имеющая большее значение, касается равно и мужчин, и женщин. Поэтому в случае необходимости разрешено продать свиток Торы, чтобы выручить средства на вступление в брак – как для мужчины, так и для женщины (см. Маген Авраѓам, 153, 9; Элия раба, 12; Мишна брура, 24; ниже, прим. 25). А большинство ранних законоучителей считает (как объясняется в прим. 25), что свиток Торы можно продать и ради вступления в брак человека, уже исполнившего заповедь «плодитесь и размножайтесь», так как общая заповедь не имеет четких границ, и родители исполняют ее с каждым родившимся ребенком, будь он единственным или десятым. И так пишет Рамбан (см. Мильхамот Ѓашем, 20, 1, в Дапей ѓа-Риф). Указание мудрецов, согласно которому супружеская пара, оставшаяся бездетной в течение десяти лет после свадьбы, должна развестись, тоже относится исключительно к общей заповеди, тогда как ради исполнения личной заповеди мудрецы не стали бы вынуждать супругов к этому. Поэтому, если у супругов есть только один ребенок (сын или дочь), они не должны разводиться, хотя и не исполнили личную заповедь произвести на свет сына и дочь (см. ниже, гл. 6, п. 7, прим. 10).
Есть мнение, что вышеприведенный стих из раздела Берешит (1:28) был сказан Адаму и Хаве как благословение, а повеление было дано Ноаху и его сыновьям (9:7). Так пишут Раши, Рамбан и Тосафот. Другие авторитеты считают, что первый стих был тоже дан как повеление, потому что так его понимают мудрецы и рабби Йоханан бен Брока. Так пишут Сефер ѓа-хинух, Ор ѓа-хаим, Мальбим и Нацив из Воложина. Следует отметить, что, даже согласно мнению авторитетов, считающих, что первый из упомянутых стихов – это благословение, именно он лежит в основе общей заповеди Торы. Поэтому именно исходя из этого стиха я объяснил смысл этой заповеди в п. 1 и здесь.

Личная обязанность: сын и дочь

Если у человека были сын и дочь, и один из них умер при жизни отца, а других детей у отца нет, то, по мнению рава Ѓуны, все равно считается, что отец исполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь», поскольку заповедь заключается именно в том, чтобы произвести детей на свет. Даже если младенец прожил короткое время, его жизнь имеет смысл и ценность, его душа раскрыла что-то в этом мире и даже приблизила Избавление, ибо «сын Давида (то есть Машиах – пер.) придет только тогда, когда все души низойдут в тела», то есть пока в мир не придут все души, что хранятся в сокровищнице душ народа Израиля. Рабби Йоханан же считает, что для исполнения заповеди учитываются только дети, оставшиеся после смерти отца, потому что главная цель этой заповеди – заселение мира из поколения в поколение. К слову, сам рабби Йоханан похоронил всех своих детей, и после его смерти у него не осталось потомков; следовательно, он считал, что не удостоился исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь». И практический закон соответствует его мнению. Но даже если сын и дочь человека, оставшиеся после его смерти, не создали семью и уже состарились, и нет больше никакой надежды, что у них родятся дети, то их отец все равно исполнил свою обязанность (см. трактат Йевамот, 62а-б; Шульхан арух, Эвен ѓа-эзер, 1, 5).
Если у человека были сын и дочь, которые умерли при его жизни, но успели оставить хотя бы по одному ребенку, то отец исполнил заповедь с помощью внуков, поскольку главная цель заповеди – продолжение рода посредством сына и дочери[3].
Если у человека были сын и дочь, и дочь умерла при его жизни, а у сына родилось несколько детей, то не считается, что отец исполнил заповедь, поскольку он продолжил род только через сына, но не через дочь. Таков закон и в случае, если сын умер при жизни отца, а дочь родила нескольких детей (Шульхан арух, Эвен ѓа-эзер, 1, 6).
Если у человека есть сын и дочь, но либо сын, либо дочь бесплодны, то отец не исполнил заповедь, поскольку его сын или дочь не могут продолжить род (см. Иерусалимский Талмуд, трактат Йевамот, 6, 6; Шульхан арух, Эвен ѓа-эзер, 1, 5). Но если бесплодны жена сына или муж дочери, либо же его сын или дочь не создали семью, то отец все равно исполнил заповедь, поскольку его собственные сын и дочь не бесплодны (см. Хелкат мехокек, 6).
Если сын глухонемой или слабоумный, его отец исполнил заповедь, потому что физически сын может иметь детей (см. Рама, Эвен ѓа-эзер, 1, 6). Исходя из этого, если сын или дочь больны аутизмом, их отец исполнил заповедь, а если у одного из детей синдром Дауна, то не исполнил, поскольку большинство людей с синдромом Дауна бесплодны.
Если у нееврея родились сын и дочь, а затем он принял еврейство, то, по мнению некоторых авторитетов, при условии, что дети тоже прошли гиюр, отец исполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь», а если они не перешли в еврейство, то отец заповедь не исполнил (так пишут Рамбам; Шульхан арух, Эвен ѓа-эзер, 1, 7; Ям шель Шломо). Но есть и другое мнение: даже если дети не прошли гиюр, отец все равно исполнил заповедь (так считают Тосафот, Маѓариль, Хелкат мехокек, Бейт Шмуэль и Виленский Гаон, 17).
Если у еврея родились дети от нееврейки, то он не исполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь», поскольку его дети – неевреи и не считаются его потомками с точки зрения Ѓалахи[4].
________________________________________
[3]. По мнению Рамбама и Шульхан арух (Эвен ѓа-эзер, 1, 6), для исполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь» необходимо, чтобы у человека были внук и внучка, даже если внук – от дочери, а внучка – от сына. Но если у него два внука или две внучки, заповедь не считается исполненной, как и в случае, если у него два сына или две дочери. А Тосафот и Шильтей гиборим считают, что даже если у человека от сына и дочери есть два внуки или две внучки, он все равно исполнил заповедь.
[4]. Если еврей вступил в интимную связь с замужней еврейкой и у них родился ребенок, то, хотя он и мамзер, многие авторитеты считают, что его отец исполнил таким образом заповедь, хотя и совершил грех. А по мнению Радбаза (ч. 7, 2), невозможно исполнить заповедь путем греха. И см. ниже, гл. 6, п. 6, где рассматривается этот закон. Казалось бы, что, согласно мнению Радбаза, если супруги не соблюдали законы чистоты семейной жизни, и у них родился сын в результате нарушения запрета ниды, они не исполнили заповедь, поскольку невозможно исполнить заповедь путем греха. Однако многие авторитеты объясняют, что в таком случае заповедь считается исполненной даже согласно подходу Радбаза, так как этот ребенок не является мамзером, ведь мамзера можно родить только посредством греха, тогда как женщина, находившаяся в состоянии ниды, могла окунуться в микве. Таким образом, во втором случае грех не является неотъемлемым условием исполнения заповеди.

Заповедь производить на свет как можно больше детей

Как мы уже говорили (в п. 3), с каждым родившимся ребенком его родители удостаиваются исполнить одну из важнейших заповедей Торы. Тем не менее, Тора установила, что каждый еврей обязан произвести на свет одного сына и одну дочь, а мудрецы прибавили к этому обязанность умножать число детей (см. трактат Йевамот, 62б). Постановление мудрецов основано на двух причинах, первая из которых заключается в величайшей ценности жизни, а вторая – в необходимости полностью обеспечить исполнение заповеди Торы. Объясним это подробнее.
Первая причина состоит в том, что, согласно Торе, жизнь человека обладает огромной ценностью. В Торе говорится, что рождение каждого ребенка – это заповедь и благословение. Всевышний сказал Адаму и Хаве (Берешит, 1:28): «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». И еще сказано (там же, 9:1): «И благословил Бог Ноаха и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», а также: «Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (там же, ст. 7). Нашему праотцу Авраѓаму было сказано (там же, 22:17): «Я благословлять буду тебя и умножая умножу потомство твое», Ицхаку (там же, 26:4): «И умножу потомство твое, как звезды небесные», а Яакову (там же, 28:14): «И будет потомство твое, как песок земной». В стихах, где говорится о благословении, данном Всевышним народу Израиля, сказано: «…и распложу вас и размножу вас» (Ваикра, 26:9). А Моше благословил Израиль словами: «Господь, Бог отцов ваших, да прибавит к вам тысячекратно против того, сколько вас теперь» (Дварим, 1:11). А о грядущем Избавлении сказано: «…и будут они плодиться и размножаться» (Ирмеяѓу, 23:3), «И Я умножу на вас человека и скот, и расплодятся и размножатся» (Йехезкель, 36:11), «…умножу людей у них, как овец» (там же, ст. 37).
Рамбам писал об этом (Законы супружества, 15, 16): «Даже если человек исполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь» (то есть произвел на свет сына и дочь – авт.), согласно постановлению мудрецов на нем лежит обязанность не прекращать исполнение этой заповеди, пока у него есть силы, ибо всякий, кто приумножил хотя бы одну душу во Израиле, словно построил целый мир».
Что касается второй причины, то, даже если у человека есть сын и дочь, он не может быть до конца уверен в том, что удостоится исполнить общую заповедь Торы, то есть продолжить через них свой род. Может случиться, что один из его детей умрет при его жизни, или окажется бесплодным, или не вступит в брак. Именно об этом сказал рабби Йеѓошуа: «Если были у человека сыновья в юности – будут и в старости», ибо сказано (Коѓелет, 11:6): «С утра сей семя свое, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо»[5].
________________________________________
[5]. В трактате Йевамот, 62б, сказано: «Рабби Йеѓошуа говорит: «Если женился человек в юности – женится и в старости; если были у человека сыновья в юности – будут и в старости […] Сказал рав Матана: практический закон соответствует мнению рабби Йеѓошуа».
Однако все авторитеты сходятся во мнении, что обязанность, установленная мудрецами в отношении заповеди деторождения, менее строгая, чем обязанность «плодитесь и размножайтесь» согласно Торе. Некоторые ранние законоучители пишут, что заповедь заключается именно в том, чтобы населить мир, исполнив тем самым обычай, принятый в мире. Поэтому, если человек исполнил эту заповедь согласно Торе, а потом его жена умерла, то, хотя на него и возложена заповедь жениться на женщине, способной рожать, его не следует вынуждать к этому, и нельзя называть его грешником, если он женился на женщине, неспособной к деторождению (см. Рамбан, Мильхамот Ѓашем к трактату Йевамот, 19б, в Дапей ѓа-Риф). И таково практическое постановление (см. Бейт Шмуэль, 1, 14). Поэтому, если человек опасается, что между его детьми от первого и второго брака могут возникнуть ссоры, ему разрешено жениться на женщине, неспособной иметь детей (см. Трумат ѓа-дешен, 263; Рама, 1, 8). Это разрешено также, если человеку трудно растить детей от второго брака из-за нехватки денежных средств (см. Арух ѓа-шульхан, 1, 8).
Что же касается исполнения заповеди супружеской близости, то человек, еще не исполнивший заповедь «плодитесь и размножайтесь» согласно Торе, обязан вступать в близость с женой во все сроки, когда она может забеременеть. А если он исполнил эту заповедь по Торе, но не исполнил согласно постановлению мудрецов (то есть у него есть только сын и дочь), то с согласия жены он может время от времени воздерживаться от супружеской близости и вступать в нее не во все сроки, когда его обязывает к этому заповедь супружеской близости согласно постановлению мудрецов, а только в часть из них (см. Биркей Йосеф, Эвен ѓа-эзер, 1, 2; Арух ѓа-шульхан, 10; рав Кук, Мицвот Раайя, Эвен ѓа-эзер, 1). Однако по мнению Бейт Шмуэль (1, 1) и Турей заѓав (1, 1, первое объяснение), даже для того чтобы исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь» согласно постановлению мудрецов, необходимо исполнять заповедь супружеской близости с требуемой частотой.
Вторая причина основана на общей цели заповеди «плодитесь и размножайтесь». Хотя, как мы говорили, отец не исполнит свою обязанность, только если его сын или дочь умрут при его жизни или выяснится, что один из них бесплоден, а если один из них не вступит в брак, как случается чаще, обязанность отца будет считаться исполненной, – тем не менее, общая цель заповеди, заключающаяся в том, чтобы человек продолжил род через своих детей, не будет достигнута. Нацив из Воложина и Бааль ѓа-шеильтот считают, что, поскольку существует опасение, что сын или дочь могут умереть при жизни отца, существует обязанность из Торы произвести на свет еще одного сына и еще одну дочь. А по мнению Рамбама, это опасение не следует принимать в расчет, поэтому он пишет, что заповедь произвести на свет детей сверх одного сына и одной дочери основана на том, что жизнь каждого ребенка имеет величайшую ценность.
Раши пишет (в комментарии к трактату Йевамот, 62б): «»…ибо не знаешь, что удастся, это или то» – кто из детей будет благочестивым, богобоязненным и принесет достойное потомство». Согласно этому принципу поступал и Боаз, ведь мудрецы говорят (в трактате Бава батра, 91а), что Боаз и судья Ивцан – это один и тот же человек, а про Ивцана сказано (в книге Шофтим, 12:9), что у него было несколько жен, и он удостоился породить тридцать сыновей и тридцать дочерей, и все они создали семьи. А когда Боазу было почти восемьдесят лет, умерла его жена, но он так хотел исполнить заповедь Торы, что не ограничился своими многочисленными детьми и внуками, а женился на моавитянке Рут, от которой породил Оведа, положившего начало династии Давида. Более того, все его шестьдесят детей умерли при его жизни, и только Овед остался после его смерти. И хотя общее указание гласит, что восьмидесятилетнему мужчине не рекомендуется жениться на женщине, способной к деторождению, поскольку он не сможет растить и воспитывать сыновей, рожденных от нее, в случае с Рут Боаз оказал особое благодеяние и ей самой, и семейству Элимелеха и Наоми. Кроме того, Боаз был очень состоятельным человеком, имеющим многочисленное потомство, поэтому опасение, что Овед осиротеет, играло в данном случае меньшую роль. Так или иначе, мы учим, что порой самый младший сын приносит отцу истинное благословение, поэтому заповедь «плодитесь и размножайтесь» желательно исполнять самым великолепным образом.

 

Жемчужины Галахи "Благословение еврейского дома"

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Пиркей авот

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях