Смысл заповедей, обязательных для женщин

Мужчина и женщина дополняют друг друга

Мужчины и женщины равны: и те и другие созданы по образу и подобию Бога, избранность Израиля распространяется на них в равной степени, и Тора была дана всему народу без исключения – и мужчинам и женщинам (как объясняется ниже, в гл. 7, п. 1). В Торе (Шмот, 21:1) сказано: «И вот законы, которые ты предложишь им», и наши мудрецы толкуют этот стих так: «Писание приравнивает женщин к мужчинам в отношении всех законов Торы» (Вавилонский Талмуд, трактат Кидушин, 35а).

Тем не менее, нельзя отрицать, что на частном уровне между женщинами и мужчинами существуют различия: как в физическом и психологическом смысле, ибо так их создал Творец, так и с точки зрения Ѓалахи – например, в отношении обязанности исполнять заповеди-предписания, ограниченные временными рамками. Благодаря этим различиям мужчина и женщина дополняют друг друга.

Божественное присутствие в мире проявляется в двух взаимодополняющих аспектах. Каждое творение само по себе ограниченно и потому неспособно осознать и воспринять Божественную целостность. Она раскрывается только в общности народа Израиля. На этом основании мы понимаем, как важно, чтобы в народе царило единство: ведь только единый народ может принять Тору и с ее помощью нести миру исправление. И подобно тому, как все души отличаются друг от друга, так и слова Торы можно толковать по-разному. Об этом сказано (Теѓилим, 62:12): «Однажды говорил Бог – дважды это слышал я». В связи с этим также говорится (Ирмеяѓу, 23:29): «Ведь слово Мое подобно огню, – сказал Господь, – и подобно молоту оно разбивает скалу», и объясняют мудрецы: «Как молот разбивает скалу на мелкие осколки, так любое изречение, исходящее из Господних уст, разделяется на семьдесят языков» (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 88б); «Как молот разбивает скалу на мелкие осколки, так любой стих Писания обладает множеством смыслов» (трактат Санѓедрин, 34а). О полемике между приверженцами Ѓилеля и приверженцами Шамая, как и о любой другой полемике мудрецов, говорится: «И то и другое – слова Бога живого» (трактат Эрувин, 13б).

Самый важный вид взаимодополнения из всех существующих в мире – это дополнение между мужчиной и женщиной. Благодаря этому каждый из них может раскрыть образ Бога, сокрытый в нем, и достичь целостности. Все Творение, от высших до низших миров, делится на два начала – мужское и женское, ни одно из которых не может существовать самостоятельно, без того чтобы второе начало не дополняло его. Этот принцип объясняется подробно в учении Каббалы. А вот что говорит в связи с этим рабби Эльазар (в Вавилонском Талмуде, в трактате Йевамот, 63а): «Человек, не имеющий жены, не считается человеком». В Торе (Берешит, 5:2) об этом сказано: «Мужчину и женщину, сотворил их и благословил их, и нарек им имя Адам (человек)». И еще сказали наши мудрецы (Йевамот, 62б): «Всякий, у кого нет жены, лишен радости, благословения, благодати… Торы и защиты».

Подобно тому, как физические различия между мужчиной и женщиной позволяют им вступить в брак и принести потомство, так психологические и духовные различия дают им возможность достичь единения, дополнить и «оплодотворить» друг друга в духовном смысле.

Вышесказанное помогает нам понять хотя бы в малой степени, что лежит в основе ѓалахических различий между мужчинами и женщинами в отношении обязанности исполнения заповедей Торы.

Почему женщины освобождены от заповедей-предписаний, исполнение которых ограничено временными рамками

Самое простое объяснение заключается в том, что это призвано помочь женщине исполнить свое предназначение: быть хранительницей домашнего очага. На женщину возложена огромная ответственность – создавать и поддерживать семью, ту самую основу, на которой зиждется будущее всего народа. Эта ответственность исходит из природы женщины, сотворенной как мать, которая рожает и вскармливает детей, а также из ее характера, содержащего качества, необходимые для заботы о семье. Нередко хлопоты, связанные с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, требуют от женщины непрестанных усилий, она день и ночь трудится не покладая рук, и если она будет обязана соблюдать заповеди, исполнение которые ограничено временными рамками, что требует от человека приостановить на время все свои занятия, то не сможет как следует заботиться о семье (на основе сказанного у Абудраѓама и в Сефер хасидим, 1011).

Точно таким же образом можно объяснить, почему женщины освобождены от заповеди изучения Торы. Эта заповедь требует величайшей самоотверженности. В юности человек овладевает основами ее изучения, а затем всю жизнь ежедневно посвящает Торе несколько часов. Если бы заповедь изучения Торы возлагалась и на женщин, они не смогли бы посвятить себя семье. Разумеется, женщины обязаны учиться жить по Торе, но они не должны предаваться теоретическим и философским изысканиям. Благодаря этому женщины избавлены от напряжения, ставшего участью мужчин, которым заповедано постоянно совершенствоваться в углубленном понимании Торы.

Из вышесказанного становится ясно, как велика ценность семьи, если ради заботы о ней женщины освобождаются от обязанности изучения Торы и от заповедей, исполнение которых ограничено временными рамками.

Следует добавить: то обстоятельство, что женщины освобождены от обязанности изучения Торы и исполнения заповедей, ограниченных временными рамками, свидетельствует, что по природе своей женщины меньше в этом нуждаются, так как способны достичь целостности и без них (как говорится ниже, в п. 5; и см. Ялкут Шимони, Шмуэль, 78). На основе этого объяснения становится понятно, почему женщины, не занятые заботой о семье, тоже освобождены от этих заповедей.

Разум и чувства

Наши мудрецы говорят, что мужчина и женщина равны. Но затем указывают на различия между ними: «Интеллектуальное начало ярче проявляется у мужчин, тогда как эмоциональная сторона более заметна у женщин». Разумеется, и у мужчин есть эмоции, а у женщин – интеллект, но в общем мужчины больше склонны воспринимать мир посредством интеллекта, а женщины – с помощью эмоций. Это утверждение доказывают современные исследования мозга, в результате которых ученые пришли к выводу, что существует два вида интеллекта: умственный (IQ) и эмоциональный (EQ).

Это различие определяет и характер поведения: в некоторых сферах жизни мужчины более деятельные и активные, а женщины – более пассивны и подвержены влиянию извне. Интеллектуальные умозаключения приводят человека к инициативной созидательной деятельности, тогда как эмоциональное восприятие заставляет его «впитывать» впечатления, вбирать их в себя. Поэтому еврейские мудрецы прошлых поколений говорили, что мужчина более склонен оказывать влияние, а женщина – принимать его.

Благодаря этим взаимодополняющим качествам люди способны осознать Божественную целостность и приблизиться к ней, что позволит им углубить и расширить веру во Всевышнего, жить согласно указаниям Торы и привнести в мир духовное исправление.

С помощью разума человек анализирует действительность и дает ей четкие рамки, определяя понятия и устанавливая принципы, на которых основана наша жизнь. А с помощью естественных живых чувств мы способны глубже воспринять веру и духовную силу, заложенные в Торе.

Мужское начало и разум

Разум отличает человека от животных, наделяет его способностью исследовать мир, делать выводы, планировать свои действия и вносить в мир существенные изменения. Благодаря разуму люди могут взаимодействовать друг с другом, объединяться и образовывать общество, достигать внушительных успехов в различных сферах деятельности. Поэтому можно сказать, что разум руководит человеком и обществом. С его помощью устанавливаются принципы, на которых основана человеческая жизнь. С этой точки зрения, разум – категория общечеловеческая, в отличие от чувств, которые индивидуальны для каждого человека и не подчиняются универсальным принципам. Разум дает каждой идее постоянное и четкое определение, а когда идеи усваиваются посредством эмоций, они приобретают бесчисленное множество оттенков, в соответствии с личными качествами человека и изменениями, происходящими в его настроении и душевном состоянии.

Это помогает нам понять, как важна заповедь изучения Торы, исполняемая с помощью интеллекта. Доскональное изучение и рациональный подход ложатся в основу интеллектуального мировоззрения, которое зиждется на законах Торы, и за счет него человек может управлять миром и исправлять его. В этом заключается одна из функций заповедей-предписаний, исполнение которых ограничено временными рамками, поскольку они делают акцент на важных идеях, в свете которых еврейский народ должен строить свою жизнь. Чтение Шма Исраэль, например, напоминает нам о самых основах нашей веры; заповедь цицит, которую нужно исполнять в светлое время суток, напоминает обо всех заповедях Торы вместе взятых, а также о том, что человек должен остерегаться своего дурного начала. Подобно тому, все заповеди-предписания, исполнение которых ограничено временными рамками, указывают на духовные ценности, основанные на Торе, которые служат для нас нравственным «маяком».

Теперь становится понятно, почему управление миром находится преимущественно в руках мужчин. В Торе именно мужчины – цари, судьи, полководцы. В связи с этим также сказали наши мудрецы: «Праведная женщина – та, которая исполняет волю мужа своего» (Элияѓу раба, 10; Ялкут Шимони, Шофтим. 42).

Женское начало и чувства

В отличие от этого, естественные чувства – сторона принимающая и подверженная влиянию – способны глубже впитать веру и воспринять таящуюся в ней жизненную силу. С этой точки зрения, женщина находится ближе к Божественности, а женское начало в мире является более всеобъемлющим. Ведь именно всеобъемлющее проявление Божественности в мире, обеспечивающее все Творение жизненной силой, и служит источником всех принципов и четких определений, которые устанавливает разум. Это качество женского начала связано с материалом, из которого была сотворена женщина. Мужчина был создан из праха, а женщина – из его ребра, более совершенной материи. Поэтому женщина по природе своей способна глубже воспринимать Божественность. Женская интуиция ближе к вере, поэтому женщины способны приобщиться к Торе естественным образом, даже без интеллектуального изучения и без исполнения конкретных заповедей, ограниченного временными рамками. В отличие от них, мужчины не могут без этого обойтись, потому что изучение Торы и исполнение таких заповедей составляют основу их связи с верой.

Вот почему все величайшие события, произошедшие с еврейским народом, всегда раскрывали тот высокий уровень, на котором находятся женщины. Женщины вставали на путь веры раньше мужчин. По всей вероятности, мужское, интеллектуальное восприятие наиболее действенно в обычных жизненных ситуациях, а там, где требуется особая сила духа и более глубокая вера, необходимы именно женские качества. «Объяснял рабби Акива: благодаря праведным женщинам Израиль вышел из Египта» (Ялкут Шимони, Теѓилим, 795; и см. комментарий Раши к Шмот, 38:8). Во время дарования Торы Господь повелел Моше обратиться сначала к женщинам (см. комментарий Раши к Шмот, 19:3, основанный на словах мудрецов). Именно женщина научила нас тому, с каким почтением нужно относиться к Торе и ее мудрецам (см. ниже, гл. 7, п. 1). Мужчины изучают Тору именно благодаря глубокому признанию со стороны женщин (см. Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 17а; ниже, гл. 7, п. 1). Женщины не участвовали в грехе поклонения Золотому тельцу (см. Пиркей де-рабби Элиэзер, 45) и в грехе разведчиков, посланных Моше в Землю Израиля (см. Мидраш Танхума, гл. Пинхас, 7). И еще сказали наши мудрецы: «Каждое поколение удостаивается спасения благодаря праведным женщинам этого поколения» (Мидраш зута, Рут, 4, 11)[1].

Великое достоинство женского начала выражается и в святом языке (иврите), на котором все важнейшие понятия, связанные со святостью, женского рода: вера, Тора, заповедь, молитва, избранность, царственность. Как мы уже говорили, это объясняется тем, что по природе своей женщины ближе к Божественности.

Качество, позволяющее женщинам приблизиться к Божественности, также помогает им усвоить принципы, установленные мужчинами, и воплотить их в жизнь. Если мужчины лучше умеют формулировать идеи, то женщины – реализовывать их. В потенциале зародыш развивается сначала в мужском организме, но женщина дает ему развитие в своей утробе, а потом рожает и вскармливает его. Вот почему мудрецы говорят, что женщина – основа дома, ведь именно она в большей степени претворяет в жизнь великий идеал семьи.

[1]. Из сказанного в тексте следует, что с точки зрения интеллектуального постижения более всеобъемлющим является мужское начало, а с точки зрения интуитивного эмоционального восприятия Божественности – женское. Поэтому женщины более восприимчивы к величайшим историческим процессам, через которые в мире раскрывается Божественное присутствие.

Порядок проявления мужского и женского начал

Прежде всего, необходимо признать высшую ценность Торы и ее изучения, а также заповедей, исполнение которых ограничено временными рамками, ведь они освещают нашу повседневную жизнь. На мужчин возложена миссия хранить универсальные духовные ценности, выраженные в этих заповедях, и заявлять о них во всеуслышание в установленное для этого время, как заповедала Тора. А женщины, признавая значимость мужской миссии, способны привлечь свет этих заповедей во все сферы жизни.

На первый взгляд может показаться, что мужской статус выше женского. Мужчины действуют, проявляют инициативу и руководят миром, тогда как женщины воспринимают их влияние. Но, вникнув в это глубже, мы увидим, что в долгосрочной перспективе женское воздействие на мир становится сильнее. Вот что говорят в связи с этим наши мудрецы (Берешит раба, 17:7): «Жил-был один праведник, и был он женат на одной праведнице, но не было у них детей. Сказали они: ничем мы не помогаем Господу. Взяли и развелись. Пошел праведник и женился на грешнице, и та превратила его самого в грешника. А праведница вышла замуж за грешника и превратила его в праведника. Мы видим, что все – от женщины».

В мужчине ярче выражены человеческие качества, высшим из которых является разум, а женщина глубже осознает и воспринимает Божественность. Поэтому, хотя на мужа возложена заповедь учить Тору и формировать духовные ценности, общее отношение к ним в большей степени определяет жена. Ее праведность или, напротив, греховность, оказывают на мужа влияние. В долгосрочной перспективе ее отношение к вере оказывается более значимым. Поэтому, если жена праведна, это благотворно сказывается на ее связи с мужем, и в конце концов муж тоже станет праведником; а если она греховна, то и муж рано или поздно станет грешником.

В учении Каббалы говорится, что сейчас в мире ярче проявляется мужское начало, однако в будущем в нем во всей полноте раскроется женское начало. На это намекает стих (Ирмеяѓу, 31:21): «Ведь сотворил Господь [нечто] новое на земле: женщина будет управлять мужчиной». В этом мире мы воспринимаем все предметы и явления в их внешнем аспекте, поэтому статус мужчины, играющего в нем главенствующую роль, представляется выше, чем статус женщины. Но в будущем, в дни Машиаха, мы станем взирать на мир более глубоким взглядом, и тогда перед нами раскроются величайшие достоинства интуитивной веры и естественного восприятия Божественности, и тогда статусы мужчины и женщины сравняются. А в Мире грядущем эти достоинства будут столь ценны, что женский статус станет выше мужского. В грядущие времена тоже будет существовать необходимость в интеллектуальном изучении и мировосприятии, однако женское восприятие, основанное на интуиции и чувствах, будет важнее.

Можно сказать, что после грехопадения Адама, когда в человека вошло дурное начало (йецер ѓа-ра), стало труднее полагаться на интуицию и естественные чувства. С дурным началом мы боремся в основном с помощью доводов разума, который должен подчинять себе чувства и управлять ими. Но чем большему исправлению будет подвергаться мир, чем глубже духовность и нравственность проникнут в народные массы, тем слабее будет опасение, что естественные чувства проявятся в неправедной и разрушительной форме, и это поможет устранить сдерживающие факторы, направленные на проявление чувств. И тогда ценность естественных чувств повысится, а вместе с ней – и статус женщины.

И неубедителен довод, что Мир грядущий крайне далек от нас и никак не влияет на нашу жизнь. Он и сегодня глубоко сокрыт в нашей внутренней сущности. Внешний аспект нашей души соответствует нынешнему миру, а внутренний – Миру грядущему. Поэтому и в наши дни мы видим, что женское влияние на мир усиливается. Однако порядок должен быть таков: благодаря скромности, которая позволяет женщине принять достоинство мужчины и его влияние, она сможет все больше и больше раскрывать свое собственное достоинство.

Об этом можно говорить еще долго, но здесь не место углубляться в эту тему. Упомянем лишь, что соотношение между Солнцем, оказывающим влияние, и Луной, воспринимающей его, подобно взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. В начале Творения Солнце и Луна были равноценны, однако в наказание за гордыню Создатель уменьшил Луну. Тем не менее, достоинство Луны очень высоко, ибо она воспринимает влияние Солнца и передает его в этот мир. В некоторой степени это напоминает и соотношение между небом и землей: на первый взгляд, небо более возвышенно, но, если вдуматься, мы понимаем, что все Творение было создано ради земли, и изначальная мысль определяет конечный результат. Нечто подобное можно сказать и про отношения между коленами Йеѓуды и Йосефа: с одной стороны, Йеѓуда царствует в мире, но Йосеф – любимый сын, красивый, словно женщина, наделен способностью претворять в жизнь высокие идеалы с помощью красоты и богатства.

Сотрудничество и любовь

Каждое из вышеописанных качеств, взятое отдельно, имеет недостаток. Разум, исследующий действительность и дающий ей четкие конкретные определения, может потерять жизненную силу, которая поступает в мир благодаря связи с Божественным источником. Так, будучи непрестанно занят теоретическими выкладками, человек может утратить связь с реальной жизнью. С другой стороны, интуиция, основанная на чувствах, может оказаться неспособной организовать и упорядочить мир, отклонившись от точных принципов и законов.

Поэтому законы, в соответствии с которыми мы живем, устанавливают в этом мире мужчины, обязанные изучать Тору и исполнять заповеди, ограниченные временными рамками, а женщины связывают эти принципы с действительностью, благодаря чему мужчины приобщаются к естественной вере и глубже осознают практическое значение принципов и законов, вырабатываемых ими в процессе изучения Торы.

Со стороны может показаться, что миссия мужчин важнее, и потому они удостоились обязанности изучать Тору и исполнять заповеди, ограниченные временными рамками, и по той же причине им отдано управление этим миром. Ведь управлять и руководить должен тот, кто изучает законы Торы. Однако, если всмотреться глубже, мы увидим, что миссия, возложенная на женщин, имеет большее значение. Хотя мужчины прилагают больше усилий к установлению принципов, на которых основана наша жизнь, и к руководству миром, но женщинам в большей степени отдана самая главная сфера жизни – сохранение и укрепление семьи. Более того, женщины больше способны на то, чтобы осуществить высшую цель Творения – воспринять Божественный свет и привлечь его в реальную жизнь.

Благодаря скромности, присущей женщине от природы, она способна воспринять Божественный свет, исходящий от изучения Торы и исполнения заповедей, ограниченных временными рамками, и раскрыть свои собственные достоинства. Поэтому не случайно преимущества мужского начала выражены более явно, а преимущества женского начала сокрыты. «Вся слава дочери царской – внутри» (Теѓилим, 45:14). В свете этого можно понять и смысл одного из утренних благословений, произносимого женщинами: «…сотворивший меня по воле Своей».

Когда уникальность мужского и женского начал замалчивается и между ними возникает борьба и враждебность, они утрачивают способность «оплодотворять» друг друга. В результате молодое поколение сталкивается с огромными трудностями в создании семьи, а существующие семьи слабеют и разрушаются.

Если же общество осознаёт уникальную ценность каждого из полов, что позволяет им взаимодействовать и сотрудничать друг с другом в мире и любви, то в семье между мужем и женой царит гармония и Шхина (Божественное присутствие) пребывает между ними, как говорится в Вавилонском Талмуде (трактат Сота, 17а). Благодаря этому в мире укрепляется вера и умножается радость, разум и чувства объединяются и развиваются, и народ Израиля, состоящий из счастливых семей, ширится и крепнет, провозглашая в мире славу единого Бога.

Общенародный и личный аспекты молитвы

На основе вышесказанного можно глубже понять смысл женской молитвы. Любая молитва имеет два аспекта – личный и общенародный. В личном аспекте молящийся обращается к своему Создателю, и просит его о милости и милосердии. А в общенародном аспекте молитва служит выражением неразрывной связи между Всевышним и народом Израиля, благодаря которой Имя Его освящается в мире и все творения удостаиваются благословения свыше. Общенародный аспект молитвы – это прямое продолжение храмовых жертвоприношений, поэтому молитвы были установлены в память о ежедневных жертвах, приносившихся на храмовом жертвеннике утром и в сумерки.

Порой между личным и общенародным аспектами может возникнуть конфликт. С личной точки зрения было бы желательно, чтобы молитва изливалась свободно из глубины человеческой души, не имея точного канона и установленного времени. Так человек сможет выразить свое пламенное стремление приникнуть к Господу. Именно так было принято поступать в эпоху Первого Храма. Между тем, мужи Великого собрания в своих постановлениях подчеркивали именно общенародный аспект, поскольку понимали, что если молитва будет лишена строгого канона, большинство людей из-за груза повседневных забот не станут читать даже личную молитву. Более того, естественные чувства нередко имеют недостатки и изъяны, а если человек молится вместе с общиной, эти недостатки восполняются и его молитва становится целостной. Поэтому мужи Великого собрания постановили, что молитва, как и ежедневные храмовые жертвоприношения, должна иметь постоянное время. Они также составили молитвенный канон, в котором упоминаются все важнейшие ценности еврейского народа. Текст молитвы написан во множественном числе, и, согласно постановлению мудрецов, читать его следует в синагоге в миньяне, поскольку главное достоинство еврейского народа заключается в том, что он способен раскрыть святость, заложенную в общине, тем самым освящая Имя Господа в мире.

Однако поскольку акцент был поставлен на общенародном и общечеловеческом аспекте молитвы, личный аспект, выражающий естественное горячее чувство, мог пострадать от этого. Об этом нас предупреждает рабби Шимон, говоря: «Пусть молитва твоя будет не повинностью, но [искренней просьбой] о милосердии и мольбой, обращенными к Всевышнему» (Пиркей авот, 2:13). А вот что сказал в связи с этим рабби Элиэзер: «Если молитва человека – повинность, она не может быть искренней мольбой о милосердии» (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 28б).

Тем не менее, мудрецы подчеркивают именно общенародный и универсальный аспект молитвы, чтобы таким образом укрепить принцип веры, который мы реализуем в нашей жизни. С этой точки зрения молитва является прямым продолжением храмовых жертвоприношений: подобно тому, как жертвы выражали связь народа Израиля и всего мира с Господом, так и молитва служит публичным выражением этой неразрывной связи во всех еврейских общинах мира. В эпоху Второго Храма даже на храмовой территории была расположена синагога, где проводились общественные молитвы. И хотя личное чувство может из-за этого отступить на второй план, тем не менее, следует учитывать, что общественная молитва, читаемая в установленное время, оказывает огромное воздействие как на весь мир, так и на каждого отдельного человека. Поэтому мудрецы предпочли установить для молитвы строгий канон и четкие рамки (см. выше, гл. 1, п. 8)

Молитва женщин

В отличие от этого, в женской молитве подчеркивается личный аспект. Ведь поскольку женщины освобождены от заповедей, исполнение которых ограничено временными рамками, они не обязаны читать «Хвалебные гимны» (Псукей де-зимра) и Шма Исраэль с сопутствующими благословениями, а также многие другие отрывки, которые мужчины произносят во время молитвы. И хотя женщины тоже должны читать молитву «Восемнадцать благословений» (Шмоне эсре или амида) согласно канону, составленному мужами Великого собрания, тем не менее, поскольку их молитва короче, есть меньше оснований опасаться, что из-за повседневных хлопот они не смогут достичь во время молитвы необходимого душевного настроя. На практике, даже в отношении молитвы амида женщина вправе решить для себя, сколько раз в день она будет ее читать – два, согласно более строгому толкованию закона, или один, согласно менее строгому.

К тому же, поскольку женщина не обязана молиться в синагоге в миньяне, она может читать молитву тогда, когда почувствует, что ей будет легче сосредоточиться. Темп ее молитвы тоже не зависит от темпа молитвы в миньяне. Из всего этого следует, что в женской молитве акцентируется личный аспект. Более того, если мужчина не умеет молиться, то, согласно постановлению мудрецов, он должен прийти в синагогу и исполнить обязанность, прослушав повторение кантором молитвы амида, тогда как женщина, не умеющая молиться, не обязана слушать кантора. Согласно простому объяснению, женщин нельзя обязывать к этому из-за груза повседневных забот. Но также можно сказать, что поскольку в женской молитве делается акцент на душевный настрой, а не на скрупулезное исполнение обязанности, то если женщина не умеет молиться по установленному канону, она может просто обратиться к Господу своими словами, поскольку главная цель женской молитвы – просьба о милости и милосердии[2].

[2]. Согласно подходу Рамбана, обязанность женщин ежедневно молиться основана на том, что они, как и мужчины, должны просить Всевышнего о милости и милосердии. Также согласно подходу Рамбама, в Гемаре существует версия, по которой дается такое же объяснение. В отличие от этого, в постановлениях мудрецов применительно к мужской молитве акцентируется общенародный аспект, соответствующий ежедневным храмовым жертвоприношениям и проявлению святости в Храме. Ведь синагога называется «малым Храмом». Кроме того, мужчины обязаны читать Шма Исраэль и сопутствующие благословения. В отличие от этого, в женской молитве сохранился первый принцип: что молитва должна состоять из славословия, просьб и благодарения. К тому же, как мы уже говорили, женщины, занятые заботой о детях, освобождены от молитвы, поскольку груз повседневных забот не дает им как следует сосредоточиться, тогда как в отношении мужчин, находящихся в похожей ситуации, менее строгого толкования закона не существует. Это еще раз доказывает, что в женской молитве главное – душевный настрой и просьба о милости, а в мужской – сохранение традиции раскрытия через молитву Божественного присутствия в мире.
Это соответствует сказанному в прим. 2, что с точки зрения разума женское начало является более личным, а с точки зрения веры – более всеобъемлющим. То обстоятельство, что молитвы установлены в память о жертвоприношениях, служит выражением интеллектуального восприятия действительности, которое в большей степени относится к мужчинам. В отличие от этого, у женщин ярче выражен сердечный настрой, соответствующий личному аспекту молитвы, и в этом заключается суть заповеди о женской молитве, которая является в большей степени добровольной, нежели обязательной. Вот почему основы личной молитвы выводятся главным образом из молитвы Ханы, жены Эльканы и матери пророка Шмуэля. Женщины освобождены от чтения отрывков о ежедневном храмовом жертвоприношении, поскольку обязанность женщин молиться продиктована тем, что они обязаны обращаться к Господу с просьбами о милости и милосердии, а не памятью о храмовых жертвоприношениях. Некоторые авторитеты объясняют, что до разрушения Храма Шхина (Божественное присутствие) проявлялась в мире через храмовое служение, поэтому и личная молитва, как правило, была услышана на Небесах. А после разрушения Первого Храма мужи Великого собрания вынесли постановление о молитве в миньяне, чтобы среди молящихся пребывала Шхина и благодаря этому Господь внимал их молитвам.

по материалам сайта "Жемчужины Галахи"

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях