Н. Изаксон

Дорогие друзья!

Ханукальные огни, зажигаемые с наступлением вечера, напоминают нам о прошлом: о войне Хашмонеев против великих сирийских армий; о победе Хашмонеев; об освящении восстановленного Храма; о вновь зажженной в Храме временно потухшей Меноре; о небольшом количестве масла, оказавшемся достаточным на несколько дней горения, и т. д.
Представим себе, что мы сами являемся бойцами маленького партизанского отряда Хашмонеев в те дни. Мы находимся под владычеством могучего сирийского государства, многие из наших братьев оставили нас и приняли язычество и образ жизни врага нашего. Но наши вожди, Хашмонеи, приступили к действию, не вдаваясь в расчеты о численности вражеских войск и мощности их вооружения и не взвесив заранее наши шансы на победу. Ведь Храм был захвачен жестоким врагом.

Р-н Аарон Мосс

Вопрос: В иудаизме большое значение придается зажиганию свечей. Свечи зажигаются в канун Шаббата, накануне каждого праздника. А Ханука – это вообще, по большому счету, сплошное зажигание свечей. Какова связь между свечами и духовностью?

Ответ: На самом деле, есть в свече нечто такое, что роднит ее больше со сферой духовной, нежели материальной. Материальная субстанция, распространяясь, истончается. А духовное, распространяясь, увеличивается и растет.

Хана, Мирьям, Йеудит и еще многие женщины, поднявшие знамя восстания и воодушевлявшие мужчин на борьбу с завоевателями… Ханука – праздник женского мужества.

В еврейских общинах Северной Африки существует традиция устраивать вечеринку для девочек в седьмой вечер Хануки. В этот вечер женщины и девочки отмечают новомесячье тевета: едят блюда с брынзой, напоминающие о подвиге Йеудит, и приходят в синагогу, чтобы поцеловать свиток Торы. Девочек поздравляют и дарят им подарки.

Р-н Зеев Рапопорт

Наверное, многим известно об обычае играть в волчок на Хануку. На иврите ханукальный волчок называется "свивон", на идише - "дрейдел". В волчок играют и дети, и взрослые, а иногда все вместе, целой семьей. Волчок имеет четыре грани. На гранях вырезаны четыре буквы: "нун", "гимель", "эй", "шин" – по одной букве на каждой грани.

Эти буквы принято расшифровывать как аббревиатуру четырех слов: "Нес гадоль ая шам" ("Великое чудо произошло там"). Существуют волчки, на которых вместо буквы "шин" вырезают букву "пей". Тогда эти буквы расшифровываются так: "Нес гадоль ая по" ("Великое чудо произошло здесь"). Различие это объясняют следующим образом: если волчок изготовляют и играют в него в Эрец-Исраэль, то на нем должна быть буква "пей", ибо чудо имело место в Стране Израиля.

В разных еврейских общинах Хануку отмечают по‑разному. Конечно, ханукальные светильники того или иного вида зажигают все. А вот женщины разных общин во время праздника ведут себя по‑разному: у ашкеназов не принято, чтобы женщины занимались домашней работой, пока горят ханукальные огни, а у сефардов женщины освобождены от нее только в первый и последний день праздника. И вообще, Ханука у евреев считается «женским праздником» , а в восточных общинах она порой так и называется — «Ид аль‑банат».

Праздничным обычаем в эти дни издавна было употребление в пищу молочных продуктов, и этот обычай тоже связан с женщинами. Он был установлен в память о поступке Йеудит (Юдифи), героини одноименной книги . Однако она не вошла в еврейский канон, а сохранилась — в переводах на греческий и латынь — благодаря тому, что вошла в христианский (хотя, с точки зрения католиков, она относится именно к т. н. Ветхому Завету). Каким же образом у евреев возник обычай «в память о поступке Йеудит»?

История рождения Аснат – пример того, что даже самые страшные события могут иметь неожиданные для нас последствия…

Согласно Мидрашу, Аснат на самом деле – дочь Дины, родившаяся в результате насилия, совершенного над ней Шхемом. Имя ее происходит от слова "асон" – несчастье, ужас.

Каббалисты утверждают, что Аснат имела очень высокую душу, но душа ее находилась в плену у сил зла, которые олицетворяет Шхем. Поэтому Всевышний сделал так, чтобы Аснат родилась у дочери еврейского народа Дины и смогла освободиться от этих пут. Как это сделать? Как соединить праведницу Дину и злодея Шхема? Только путем насилия.
Братья Дины хотели убить Аснат, чтобы стереть память о грехе, и чтобы окружающие народы не сказали, что у евреев процветает разврат. Но Яаков, дедушка, отсылает ее в Египет, чтобы, когда пробьет час, она встретила Йосефа и стала его женой – единственная ной ееврейкаой в его египетском окружении.

Виктор Франкл - гениальный еврей, основатель логотерапии, суть терапии в том, что у человека должен быть смысл жизни.
Он прошел ВЕСЬ ОСВЕНЦИМ, остался жив, разработал свою терапию, написал труды и статьи о смысле жизни, воспоминания о лагере и свои об этом размышления.
Он был учеником Фрейда, поссорился с ним, основал третью Венскую школу психоанализа. У него был период отчаяния, в который он хотел закрыть школу и уехать, НО РЕБЕ прислал к нему еврейку со словами поддержки от ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ. Это потрясающий человек, еврей с большой буквы.

Обычаи Хануки. Где и почему...

Окунемся в глубокое прошлое. В это время, около ста семидесяти лет до н. э., Иудея была в упадке как в политическом, так и в духовном, и религиозном отношении. Страна стонала под гнетом Антиоха, греко-сирийского царя, который жестоко и беспощадно угнетал евреев. Антиох Эпифан хотел заставить всех евреев отказаться от своей веры и навязать им греческую культуру, основанную на идолопоклонстве. Он издал указы, запрещающие евреям под страхом смерти соблюдать заповеди, и евреи, которые соблюдали Субботу, обрезали своих сыновей и изучали Тору, рискуя жизнью. Притеснения Антиоха достигли предела, когда греки осквернили Храм, установили идола на жертвеннике, чтобы приносить ему жертвы, порвали и сожгли найденные там книги Торы. Народ упал духом; людьми овладели страх и отчаяние. Хотя многие евреи предпочли умереть, освящая Имя Всевышнего, некоторые уступили давлению греков и присоединились к эллинистским кругам. Они отреклись от наследия своих предков и приняли культуру поработителей. Многие евреи бежали из городов нашли прибежище в пещерах и в расселинах гор в пустыне.

Хроника последних дней:

- Леа Кац должна была прочитать лекцию перед аудиторией в сотни людей. Когда она прибыла на рейс, то оказалось, что в её самолёте нет ни одного свободного места. Служащая по ошибке оформила в билете фиктивное место, и Леа попросили покинуть самолёт. С большим  огорчением она направилась к выходу, но тогда один из пассажиров встал и уступил ей место, сказав, что он предпочел лететь завтра.

У женщин есть особый обычай: не совершать никакой работы (здесь подразумеваются виды работ, запрещенные в холь ѓа-моэд – пер.), пока горят ханукальные свечи. А у некоторых женщин принято воздерживаться от работы во все дни Хануки, особенно в первый и восьмой ее дни. Однако на практике обычай заключается в воздержании от работы, лишь пока горят свечи, а точнее, в первые полчаса после зажигания, в течение которых мы исполняем обязательную часть заповеди зажигания ханукальных свечей.

Наши мудрецы приводят два объяснения этого обычая.

Праздник Ханука начинается 25 кислева (в 2021 г. это 28 ноября вечер - 6 декабря)  и продолжается восемь дней
История и символика

Во II-м веке до н.э. в Иудее, находившейся под властью греко-сирийской империи Селевкидов, вспыхнуло восстание. Поводом к нему послужило не столько желание обрести политическую независимость, сколько возмущение жестокими гонениями на иудейскую религию. Они стали совершенно нетерпимыми при императоре Антиохе Эпифане, который повсюду насаждал культ греческих богов (причем в пылу усердия присовокупил к последним также и свою скромную персону), а соблюдение законов Торы запретил под страхом смертной казни.

Когда говорят «спасение», значит была беда. Чудо Хануки и было таким спасением: от беды настоящей, глубокой, подлинной, угрожавшей самому существованию нашего народа.

После величайшего чуда – Исхода из Египта, Всевышний творил чудеса спасения и отдельным людям и целым городам, но только дважды в истории Чудо Его охватывало весь еврейский народ. Так было в 3404 году от сотворения мира, когда Он спас евреев одновременно во всех 127 государствах империи Ахашвероша – на Пурим. И так было два столетия спустя на земле Израиля – в Хануку.

И Пурим, и Ханука – прямое, судьбоносное вмешательство Его, когда не только мы, но и окружавшие нас народы могли понять, «чье мы племя». Однако в этих двух событиях при внешнем сходстве есть и серьезное различие: на Пурим Он спас нашу жизнь, а чудом Хануки сохранил навечно дух и мораль евреев.

Основано на беседах Любавического Ребе

Иосеф же был правителем страны, сам продавал хлеб всему народу страны. И пришли братья Иосефа и поклонились перед ним до земли... И вспомнил Иосеф сны, которые снились ему о них...
Берешит, 42:6, 9

За двадцать лет до описываемого дня Иосеф видел два сна, в которых было предсказано то, что теперь сбылось уже наполовину. В первом сне ему снилось: «Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот поднялся мой сноп и стал, и вот кругом стали ваши снопы и поклонились моему снопу» (Берешит, 37:7). Во втором же сне Иосеф видел: «вот солнце и луна и одиннадцать звезд кланяются мне» (37:9).

Братья, которые и так ревновали Иосефа за то, что отец любит его более других своих сыновей, «еще более возненавидели его за сны и за речи его» (37:8). Яаков же «сохранил в сердце эти слова» (37:11) и «ждал исполнения их и предвкушал это» (Раши).

Брейшит (Бытие) 41:1-44:17

Йосеф наконец выходит из заточения после того, как фараон видит сны о семи тучных коровах, проглоченных семью тощими, и о семи тучных колосьях, проглоченных семью тощими колосьями, и Йосеф дает им истолкование. Он говорит, что наступят семь лет изобилия, вслед за которыми придут семь лет голода, и рекомендует фараону сберегать хлеб на протяжении сытых лет. Фараон назначает Йосефа правителем Египта. Йосеф женится на Аснат, дочери Потифара, и у них рождаются двое сыновей: Менаше и Эфраим.

Из свода "Шулхан Арух"

1. 25-го числа месяца Кислев начинается Ханука - праздник, который продолжается восемь дней. Этот праздник был установлен мудрецами Торы в память о чуде, которое Всевышний совершил для наших предков в эти дни года.

Во II в. до н. э., в эпоху Второго Храма. Страну Израиля оккупировали войска эллинистической Селевкидской империи, которая была основана одним из полководцев Александра Македонского и центр котофой находился в Сирии. На определенном этапе правители Селевкидской империи начали проводить политику тотальной ассимиляции, любыми средствами - и кнутом, и пряником - насаждая греческую культуру и религию. Еврейский народ был подвергнут тяжелому испытанию.

В наше время, когда мы живем среди народов мира, зажигают светильники в доме. Многие ставят светильник на окно, но в ХАБАДе их зажигают в проеме двери одной из комнат. По простому говоря, хабадники ведут себя таким образом только потому, что так вели себя главы ХАБАДа.

Свободный перевод: Шолем Лугов

Источник: «Ликутей Сихот» том 5, стр. 456

Где ставить ханукальные светильники?

Сара Шарфстейн

Началось все это в 1953 г., почти сразу же после моей помолвки. У меня была аудиенция с Ребе, и Ребе спросил меня, собираюсь ли я после свадьбы носить парик.
С детства меня учили говорить только правду. Поэтому я решила не играть в дипломатию, а честно ответила: «Нет, не собираюсь».
Ребе улыбнулся: «А почему?» Я ответила, что мои подруги — девушки из серьезных, религиозных семей — тоже не собираются носить парики после замужества, и добавила: «Парики носят только дамы в возрасте». «Чем же вы будете покрывать волосы?» - спросил Ребе. «Буду носить шляпку. В Бостоне все носят шляпки». «Хорошо», - ответил Ребе, и на этом наш разговор закончился.

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях