Ицхак Стрешинский

Хасмонеи руководили восстанием против Селевкидской Сирии, начавшимся в 167 году до н. э., а затем были правителями еврейского государства на протяжении более чем ста лет. В этой статье мы приведем краткий обзор истории этой династии и выясним, как относились еврейские мудрецы к ее представителям.
Происхождение родового имени «Хасмонеи» – на иврите «Хашмонаим» или «Бейт-Хашмонай» («дом Хасмонеев») – не установлено с полной определенностью. Иосиф Флавий производит его от имени прадеда Матитьяу, родоначальника династии, поднявшего знамя восстания. Отметим: в Первой книге Маккавеев упоминаются только имена отца и деда Матитьяу и то, что он был коеном из рода Йегоярива, а имя его прадеда не упоминается. Исследователи видят связь этого имени с городом Хашмон в Иудее.

Ицхак Стрешинский

25 кислева евреи во всем мире начинают празднование Хануки. Но мало кто знает, что традиционные еврейские источники вовсе не единодушны в описании причин возникновения праздника. Попробуем разобраться в этом.

В не вошедшей в еврейский канон Писания Первой книге Маккавеев — историческом сочинении, написанном, по-видимому, во II веке до н. э., сообщается, что после победы армии Йеуды Маккавея над греческими поработителями и их еврейскими союзниками-коллаборационистами в 164 году до н. э. повстанцы увидели, что Храм опустошен, а жертвенник осквернен. Йеуда собрал коенов, и те занялись очищением Храма, построили новый жертвенник вместо оскверненного, зажгли свечи меноры и возобновили служение. Освящение жертвенника совершали восемь дней, принося жертвы всесожжения и благодарственные жертвы (см. Маккавеев I, 4:36–58). Затем сообщается: «И установил Йеуда и его братья и все собрание Израиля, чтобы дни освящения жертвенника были празднуемы с весельем и радостью в свое время, каждый год восемь дней, с двадцать пятого дня месяца кислева» (Маккавеев I, 4:59).

 С Б-жьей помощью, 7 менахем-ава 5740 г. Бруклин, Нью-Йорк

Мир и благословение:

Я получил ваше письмо и пидьон, и упомяну вас в молитве, когда буду на святом месте упокоения моего тестя, благословенной памяти, во исполнение добрых желаний вашего сердца, в частности, привести ваших детей к Торе, хупе и добрым делам, в добром здравии, физически и духовно. Хотя то, что будет изложено ниже, очевидно, его важность требует, во всяком случае, краткого изложения.

Начнем с того, что очевидно, что указанное благословение на здоровое потомство, как физически, так и духовно, во многом зависит от поведения родителей. Как физическое здоровье и телосложение родителей влияют на физическое здоровье детей, то же относится к здоровью психическому и духовному.

Давайте разберемся, в чем состоит главная духовная миссия еврея.

Итак, чем же отличаются между собой истинный праведник, неполный праведник, неполный грешник, истинный грешник и средний? Для того чтобы понять эту разницу, давайте сначала разберемся, в чем состоит главная духовная миссия еврея.

Еврейская душа состоит из двух частей, первая из которых называется "животная душа". Животная душа отвечает за жизнь тела. Кода человек умирает, в нем перестают протекать жизненные процессы, и душа отделяется от тела. Животная душа является источником всех отрицательных эмоций, таких как гнев, гордыня, желание запретных вещей, кутеж, насмехательство и т.д. В  дальнейшем мы рассмотрим источники этих качеств более подробно. Основой животной души является сторона, противоположная святости, то есть эта душа не является святой, ее природа сугубо физическая. Человек обретает животную душу сразу же после рождения.

В этой статье мы предлагаем вам познакомиться с основными хасидскими дворами и течениями, узнать где они находятся и сколько приверженцев насчитывают.

Михаэль Яфе Ноф

Какие хасидские дворы существуют?
Сегодня существуют сотни хасидутов (хасидских дворов). Часть из них очень велики и включают в себя десятки тысяч последователей, а другие очень немногочисленны. Среди основных хасидских дворов можно назвать:

Девятнадцатое число месяца Кислев (23.11.2021г.) отмечается как "Рош-Ашана хасидизма". В этот день в 1798 году основатель хасидизма Хабад - рабби Шнеур-Залман из Ляд (1745-1812), известный также как Алтер Ребе ("старый Ребе") - был выпущен на свободу после пятидесятитрехдневного заточения в Петропавловской крепости. Это событие было не просто его личным освобождением, оно стало своего рода водоразделом в истории хасидизма, возвестив начало новой эры раскрытия "внутренней" Торы.

Что такое левиратный брак и когда его проводить, согласно Торе?

Общее о левиратном браке в иудаизме 

Суть заповеди о левиратном браке (Ибум на ивр.) заключается в том, чтобы человек, брат которого умер, не оставив потомства, женился на его вдове. И, хотя жена брата в обычной ситуации входит в число женщин, на которых жениться запрещено, тем не менее, в данном случае на его вдове не только разрешено жениться, но и существует важная заповедь построить с ней семью. Родившиеся от левиратного брака дети считаются продолжателями рода не только своего отца, но и, в определенном смысле, также и его покойного брата. В случае отказа от этого брака Тора предписывает выполнить обряд «халица».

Р-н Михаэль Кориц
Вопрос: В Торе нет напрасных слов. Почему подчёркивается, что Йеуда "не познавал более" Тамар?

Ответ: Действительно в Торе нет лишних слов, хотя мы иногда затрудняемся понять их глубокий смысл. Но именно выбранные вами слова не только не излишни, но вполне могут претендовать на одно из самых уважаемых мест во всей Торе.

Прежде всего, написанное в этом месте Торы неоднозначно. Хотя грамматически лучше подходит то понимание слов, которое вами приведено: Йеуда отдалился от Тамар, - но более глубокое изучение этой фразы дает возможность противоположного смысла - связь Йеуды с Тамар никогда более не прекращалась. Такой разброс пониманий уже хорошая индикация насыщенности текста смыслами и его глубины!

Яаков вместе с двенадцатью сыновьями поселяется в Хевроне. Его любимцем становится Йосеф, которому старшие братья завидуют, из-за предпочтения, которое ему оказывает отец, и особых знаков отцовской любви, как, например, подаренная Йесефу многоцветная рубашка. Йосеф рассказывает братьям два увиденных им сна, в которых предсказывается, что в будущем он воцарится над ними. Это еще больше распаляет их ненависть к нему.

Шимон и Леви замышляют убить Йосефа, но Реувен советует бросить его в яму, намереваясь позже вернуться и спасти его. Пока Йосеф сидит в яме, Йеуда предлагает братьям вместо того, чтобы убить, продать его проходящим мимо ишмаэльтянам. Испачкав рубашку Йосефа в крови козленка, братья показывают ее Яакову, чтобы тот поверил, что его любимого сына сожрал дикий зверь.

Недельный раздел «Ваешев» буквально перегружен драматическими эпизодами. Можно сказать, он из них одних и состоит.
Один из них, во всех отношениях стоящая особняком, история Иеѓуды и Тамар.
Сюжет всем хорошо известен: Иеѓуда, тяжело переживающий свои недоработки в случае с Иосифом, решает пожить отдельно. Женится на местной барышне. Она рожает ему сыновей. Троих, как в сказках. Только все три умные. Старший из них  женится на девочке по имени Тамар. Эта девочка оказывается настолько святой и непорочной, что на её фоне даже первенец самого Иеѓуды (от дочери великого праведника, но самой по себе, правда, не великой праведницы) выглядит так плохо, что Небесный суд приговаривает его к безвременной кончине. Чтоб на Тамар тень не бросал. Иеѓуда женит вдову своего первенца левиратским браком на втором сыне. Но с  тем происходит аналогичная история. С аналогичным финалом.

Вот что о Ривке и ее жизни рассказывает Тора в книге “Берейшит”.

Ривка родилась в Харане, как говорит мидраш, в тот самый Йом Кипур, в который происходило жертвоприношение Ицхака. Она была дальней родственницей Авраама, но семья ее не была избрана Всевышним. Мидраш называет Ривку “лилией среди колючек”, так как, несмотря на то, что ее отец, братья и все жители города, где она воспитывалась, были обманщиками, сама Ривка была большой праведницей. Ей были присущи милосердие и скромность.

Впервые Тора упоминает Ривку, когда Авраам посылает своего раба Элиэзера найти для Ицхака невесту среди своих родственников в Харане. Элиэзер приезжает в Харан и просит Всевышнего послать ему знак: невестой, подходящей Ицхаку, будет та девушка, у которой он попросит напиться, и она ему не откажет и при этом еще напоит и его верблюдов .

РЕУВЕН КИПЕРВАССЕР
Недельный раздел Ваишлах (Быт. 32:3 – 36)

В этой недельной главе, вслед за рассказом о трудной встрече Иакова (Яакова) и Исава (Эсава), следует грустная история о том, как Дина, дочь Леи, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли Ханаанской, и увидел ее Шхем, сын Хамора, и учинил ей насилие. Возлюбив свою жертву, он предложил семейству Иакова отдать ему деву в жены. Лукаво поставив ему условием сделки обрезание всех жителей того места, братья Дины, Шимон и Леви, отмщают честь сестры, убивая всех ослабленных малой операцией лиц мужского пола. А затем «взяли они Дину из дома Шхема и ушли» (Быт 34:26).

И помню, как при первом прочтении, я спросил себя: "А что же с ней стало потом?" Но не нашел ответа.
Библейский повествователь, как известно, немногословен. Не тратя лишних слов, он ведет повествование к намеченной цели, и детали, занимательные для суетных смертных, излишни для него. Посему в рассказе о жертвоприношении Исаака сказано только: "…И встал.. и наколол дров…", и единственная деталь - "и пошли вместе" - добавлена со смыслом: юноша согласился со своей судьбой, и отец с сыном вместе пошли к далекой и грозной цели.
История Дины представляет собой подобный пример библейского лаконизма, но только - в отличие от истории о жертвоприношении Исаака - цель повествования не столь ясна. Изнасилование дочери Иакова - лишь деталь в рассказе о мести сыновей Иакова преступным хананеянам, и, по-видимому, интенция всего повествования – подчеркнуть дурные нравы хананеян и тем самым отвратить потомков Иакова от всякой возможной брачной связи с последними.

Дина — дочь праотца Яакова и праматери Леи, родилась в 2199 году (1561 г. до н.э.), в стране Арам, где жил в то время Яаков со своей семьей, когда служил арамейцу-Лавану. Имя «Дина» происходит от слова «дин» —«суд». В Пятикнижии (в книге Берешит) рассказывается известный эпизод, связанный с Диной: Вернувшись в Землю Израиля, Яаков поселился у города Шхем, но в 2206 году (1554 г. до н.э.), здесь произошло несчастье. Дину выкрал и изнасиловал сын правителя Хамора, которого тоже звали Шхем. После этого Шхем, сын Хамора, пришел вместе с отцом к Яакову просить руки Дины. Сыновья Яакова поставили условие: для того, чтобы породниться с их семьей, все мужское население города должно сделать себе обрезание. На третий день после обрезания, когда жители Шхема чувствовали наибольшую слабость, братья Шимон и Леви вошли в город, забрали Дину и убили мечом всех мужчин. Праотец Яаков осудил этот поступок.​

Долгие годы Яаков провел в доме своего дяди Лавана. Там он женился на Рахели, Лее и их рабынях, Бильге и Зильпе. И вот настало время возвращаться в Землю Израиля. Прошло много лет и с тех пор, как Яаков получил благословение, предназначавшееся его старшему брату Эйсаву. Но Яакову не дают покоя тревожные мысли: «Неужели Эйсав по-прежнему меня ненавидит? Отомстит ли он мне за “украденное” благословение?»

Яаков отправляет к Эйсаву посланников, которые по возвращении сообщают, что Эйсав, действительно, намерен отомстить брату. Яаков готовится к встрече, следуя «тройной стратегии»: он молится Б-гу, отдает распоряжения касательно предстоящего боя и отправляет Эйсаву подарок, чтобы смягчить его гнев.

Незадолго до встречи с братом случается нечто странное: Яаков вступает в бой с таинственным «незнакомцем», который пытается помешать ему продолжить путь. Кем был этот незнакомец? И кто победил в битве?

Свадьба дочери шестого Любавичского Ребе, госпожи Хая-Мушки, и Ребе שליט"א состоялась 14 Кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве и известие об этом повлекло великую радость среди евреев Польши в целом, и среди хасидов ХАБАДа в частности.

Ребе РАЯЦ, живший в ту пору в городе Рига в Латвии, хотел, чтобы свадьба состоялась в йешиве «Томхей-Тмимим».

Тринадцатого Кислева тысячи людей собрались на вокзале для того, чтобы встретить Ребе РАЯЦа и его семью. В течение дня в Варшаву прибыло большое число хабадников изо всех городов Польши и Литвы. Прибыли также многочисленные гости из отдаленных мест, среди них тесть Ребе РАЯЦа, реб Авраам Шнеерсон из Кишинева.

Как подготовить девочку к периоду полового созревания? Я имею в виду физические и гормональные изменения. С.

Отвечает Лея Трахтенберг

Уважаемая С.,

Вы спрашиваете, как подготовить девочку к предстоящим изменениям.

Прежде всего, подготовиться самой и подготовить всех членов семьи (особенно мальчиков и мужа). Например, нельзя входить в её комнату без стука, трогать её вещи, прикасаться к её телу и т.д.

Здравствуйте! Дочке через год исполняется 12 лет. Муж и я хотели бы в течение этого года в честь Бат-Мицвы вместе с дочкой изучать какую-нибудь книгу или несколько книг, о роли еврейской женщины — возможно, что-то о выдающихся женщинах из Танаха или что-то из еврейской философии, или об особых мицвах (заповедях) женщины. Не могли бы Вы порекомендовать что-то подходящее?

Дело в том, что дочке, как и многим девочкам ее возраста, как мне кажется, свойственно ощущение, что роль женщины в иудаизме вторична. Я убеждена, что это совершенно не так, хотя на первый взгляд и может так показаться.

Задачи женщины во многом не так очевидны, но точно не менее важны, и хотелось бы помочь дочке это увидеть и немного по-другому посмотреть на этот вопрос — чтобы она поняла уникальность и важность своей будущей роли. Если можно, посоветуйте, пожалуйста, как подступиться к этой теме так, чтобы наши занятия были воодушевляющими для 11-летней девочки. Спасибо! N.


Отвечает Гитель Итахов

Расскажите, пожалуйста, законы шмиты (субботнего года) относятся только к Израилю или также к загранице? И везде ли в Израиле нужно соблюдать шмиту? N. 

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый N.,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Соблюдать заповедь о седьмом годе предписано только в Земле Израиле, как сказано (Ваикра 25:2): «…когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню». При этом законы шмиты распространяются не на всю территорию современного Израиля.

Добрый день!

Есть ли какие-либо объяснения, почему Всевышний не давал детей Рахель (любимой жене Якова, ещё в Торе подчеркнуто, что он полюбил её больше Леи)? N.

Отвечает рав Меир Мучник
Здравствуйте, N.!

Вы затрагиваете болезненную тему. Действительно, почему одним Б-г дает детей, а другим нет, а если и дает, то после долгого, мучительного ожидания и неопределенности?

И наши праматери, Рахель и Лея, вроде бы олицетворяют в этом плане оба пути: Лее Б-г посылает детей без задержки и много, а Рахель долгие годы остается бесплодной, да и после этого рожает только двоих сыновей, причем второго — ценой собственной жизни. Почему же одной так повезло, а другой — нет?

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях