Р-н Цви Фриман

Женщина 1.0 была суровой и придирчивой версией, совсем не удобной для пользователя. Единственный намек на нее содержится в книге Брейшит (Бытие) в загадочной двойственной метафоре Адама: "На этот раз - это кость от кости моей и плоть от плоти моей". "Кость от кости" звали Лилит, и характер ее был несгибаем, как кость. Эту версию Адам довольно быстро забраковал.

"Плоть от плоти моей" относится к Женщине версии 2.0, также известной под именем Хава (как-то превратившимся в Еву). Она была более легка на подъем, не так критично настроена и намного более отзывчива - как плоть по сравнению с костями. Новая версия была вполне пригодна для длительных отношений (в связи с версией 2.0 нельзя говорить об "удобстве пользователя", речь тут идет, скорее об интерактивном взаимодействии двух клиентов, как будет объяснено далее).

Суть обеих версий определялась спецификой примененных технологий. Версия 1.0 опиралась на технологию Мира Хаоса (Тогу). Этот мир, предшествующий нашему, был построен на абсолютности: абсолютный свет, абсолютная тьма, абсолютная тьма и... абсолютная суровость.

Брейшит (Бытие), 1:1 - 6:8

В начале первой главы Торы рассказывается о творении Б-гом вселенной в течение шести дней. В первый день Он сотворяет свет и тьму. Во второй день Он он создает небесный свод, отделяющий "верхние воды" от "нижних вод". На третий день суша поднимается над водами, и земля по велению Свыше производит травяную зелень и деревья. В четвертый день Творец устанавливает расположение солнца, луны и звезд и наделяет их функцией служить ориентирами для отсчета времени и светилами. В пятый день Он сотворяет птиц и рыб. В шестой день - наземных животных и Человека. В седьмой день Б-г прекращает работы творения и освящает его как день покоя.

Сотворив человека из праха земли, Б-г вдыхает в него "душу живую". Изначально создав человека единым существом, Творец провозглашает, что "нехорошо, чтобы человек был один", и, отделив от него одну сторону, формирует ее в женщину, а затем воссоединяет их союзом брака.

Последняя глава Торы "Вэзот-Абраха" перечисляет благословения, которые Моше дал каждому из двенадцати колен Израиля перед своей кончиной. Вторя благословениям, которые Яков дал своим сыновьям пять поколений тому назад, Моше наделяет каждое из колен своей индивидуальной ролью внутри общности народа Израиля.

Затем в этой главе говорится о том, что Моше поднялся на гору Нево, с вершины которой он увидел Землю Обетованную. "И умер там Моше, раб Б-жий, в земле Моавитской, по слову Б-га... И никто не знает места погребения его до сего дня". Тора завершается словами: "И не было более пророка в Израиле, как Моше, которого Б-г знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам... и по руке сильной, и по каждому диву великому, что совершил Моше пред глазами всего Израиля.

по материалам сайта http://www.ru.chabad.org/

Величие заповеди «плодитесь и размножайтесь»

Заповедь «плодитесь и размножайтесь» – одна из величайших заповедей Торы, и поскольку она выражает основной замысел мироздания, это первая заповедь, упомянутая в Торе. После Сотворения мира Всевышний сказал Адаму и Хаве (Берешит, 1:28): «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле». А в разделе Ноах (там же, 9:1) говорится, что после потопа «благословил Бог Ноаха и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Затем, после того как предостерег их от греха убийства, Всевышний повторил (там же, ст. 7): «Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней».

Шолем Лугов

Вопрос: В Торе сказано: «В шалашах живите семь дней; каждый житель страны в Израиле должен жить в шалаше, дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из Страны Египетской» (Ваикра 23:42, 43). О каком шалаше идет речь?

Ответ: Одни мудрецы Устной Торы высказывают мнение, что после исхода сынов Израиля из Египта Всевышний окружил их чудесными облаками («облаками славы»), и весь народ жил как бы в одном огромном шалаше. Поэтому слово «шалаш» следует понимать в переносном смысле.

Изкор (или Азкарат-Нешамот), поминальная молитва за усопших, произносится в синагогах четыре раза в году после чтения Торы в праздничные дни: в Йом-Кипур, в Шмини-Ацерет, в последний день праздника Песах и во второй день праздника Шавуот. Главным поминовением является совершаемое в Йом-Кипур, поскольку этот день - день искупления как для живых, так и для мертвых.

Главная часть молитвы Изкор - даваемое про себя обещание сделать после праздника пожертвование в честь покойного. Давая цдоку, мы физически совершаем доброе дело в этом материальном мире - то, что сам умерший уже сделать не в состоянии. Тем не менее, когда это делается кем-то в память о нем, душа его получает дополнительную заслугу и духовное вознесение.

Глава "Вайэлех" ("И пошел...") описывает события последнего дня земной жизни Моше. "Сто двадцать лет мне сегодня", - говорит он народу - "и я не могу больше выходить и входить..." Моше делает Йеошуа своим преемником, записывает (или завершает записывать) всю Тору на свитке, который вручает левитам для сохранения в ковчеге Завета.

Шолем Лугов

В Бруклине ребецн Хана прожила семнадцать последних лет своей жизни. Она ушла из мира в святую Субботу 6 Тишрея 5725 (1964) года и была похоронена в Нью-Йорке. В память о ребецн во всем мире были основаны еврейские образовательные учреждения, получившие название «Бейт Хана» и «Махон Хана». Ребе учредил в память о своей матери фонд «Керен Хана» для оказания материальной помощи молодым женщинам, желающим продолжить занятия Торой.

Вопрос: Почему Рош ашана не может выпадать на среду, пятницу и воскресенье?

Ответ: Написано в Беур, а-Алаха (428, 1): «Основное в этом — всегда следует смотреть, чтобы Йом Кипур не выпадал на первый день недели (воскресенье) и на шестой день недели (пятницу), чтобы два святых дня, в которые любая работа запрещена Торой, не шли один за другим [о причине этого говорится в трактате Рош, а-Шана 20, см. там]; и чтобы Ошана Рабба не выпадала на субботу — дабы не откладывать выполнение мицвы с ветвями ивы.

Р-н Эли Коган

Как часто, бросая взгляд на циферблат, отрывая календарный лист или завешивая пол-стены новым календарем, мы задумываемся о тех принципах, согласно которым мы ведем отсчет времени? Не часто. А те, кто задумываются, считают это, как правило, простой условностью. Что такое начало года? Произвольно выбранный момент приземления хрустального яблока на одном конце планеты и многозначительного боя курантов на другом? Утренний глоток рассола и взгляд на осыпающуюся елку отрезвляюще напоминают, что все, новый год наступил – пора вывешивать новый календарь...

Р-н Александр Фейгин

Новый год? Нет, мы называем этот день иначе. Рош-Ашана - «Голова года» Странное это название - ну какая у года может быть голова? И думать он не умеет, и замкнут в цикл - с любого дня начни отсчет - к нему же и вернешься. Год даже на старинный символ вечности (змея кольцом, хвост в пасти) не похож, скорее на кольцо «без начала и конца».

Если возьмет человек жену и войдет к ней, то если не понравится она ему, потому что нашел он в ней какой-либо ущерб, то пусть напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отошлет ее из дома своего. Дворим, 24:1

И вот ответ, что дало сообщество Израиля пророку, – обезоруживающий ответ, на который нечего возразить:

«Если развелся муж с женой, разве есть у них еще какие-либо претензии к друг другу?» Талмуд, Сангедрин, 105а

Давая санкцию на развод, Тора при этом подчеркивает, сколь пагубно и нежелательно разрушение брака. Согласно Торе поводом к разводу может быть только «ущерб» – то есть неправедность или иное моральное прегрешение. Школа Шамая придерживается мнения, что это – единственная причина для развода. Однако те, кто принадлежит к школе Гилела, допускают и иные причины для развода, оговаривая при том: «Когда муж разводится с первой женой, даже Алтарь [в Храме] проливает об этом слезы» (Гитин, 90а).
Если мы примем это во внимание, то своеобразные законы Торы покажутся нам еще более удивительными. Тора в Дворим посвящает процедуре развода целый раздел (24:1-4), где она подробно описана.

Среди хабадников прошлых поколений было немало колоритных личностей. Но одна из самых известных,  пожалуй – раби Шмуэль Мункес, эдакий хабадский вариант знаменитого шутника Гершеле Острополера. Мудрец Торы, проникший в ее секреты глубже многих других, он не стеснялся, как говорят евреи, «выкидывать кунцы».

Однажды накануне Рош Ашана, когда евреи начинают читать слихот – особые молитвы с просьбой  о   Прощении и Избавлении – раби Шмуэлю пришлось заночевать в одной деревне, в доме простых неученых евреев.

Нехама Грайзман

Перевод: Шейндл Пугач

Существует множество бесед Ребе, объясняющих природу месяца Элул и фокусирующихся на аббревиатуре предложения из «Песни песней»: «Я принадлежу своему возлюбленному, а мой возлюбленный принадлежит мне». На иврите начальные буквы этого предложения составляют слово «Элул».

Это предложение повествует об отношениях между Б-гом и народом Израиля. На протяжении всего года, и в особенности в месяце Элул — месяце раскаяния с нашей стороны, и месяце проявления милосердия и прощения со стороны Всевышнего.

Обычаи месяца элул

Марина Карпова

В элуле, последнем месяце еврейского лета, нет никаких праздников. Однако в еврейской традиции это время считается крайне важным. Как сказано в «Кицур Шульхан арух», это дни, «когда Всевышний охотно принимает раскаяние человека. И хотя Он во все дни года принимает раскаяние тех, кто всем сердцем возвращается к служению Ему, тем не менее эти дни более всего подходят для раскаяния и специально предназначены для него».

Почему временем для раскаяния был выбран именно месяц элул? Этому можно привести не менее двух объяснений. Одно – вполне очевидное: сразу после месяца элул следуют Дни трепета, когда решается судьба каждого человека, Рош а-Шана и Йом Кипур. Следовательно, готовясь к решению своей судьбы, всем нам стоит вновь пересмотреть устоявшиеся привычки и свое поведение. Ведь даже среди людей раскаяние неизменно предшествует прощению. Тем более когда речь идет о наших взаимоотношениях с Творцом, предстающим перед нами как в ипостаси Отца, так и Владыки мира.

Еврейский народ получил Тору на горе Синай.  Тора с тех пор не изменилась, но меняются люди, окружающий мир. 
Рав Адин Штейнзальц

В Торе даются основные положения кашрута, правила выбора и приготовления пищи, которую евреи могут есть. Все требования, на которых основан выбор рыб, пригодных в пищу еврею, приводятся в следующих четырех строках книги "Ваикра" (11:9 - 11:12 глава "Шмини").
Это ешьте из всего, что в воде: все, что имеет плавник и чешую в воде, в морях и в реках, тех ешьте.  
А все, что не имеет плавника и чешуи в морях и в реках, из всех мелких существ водяных, из всякой живой души, что в воде, - гнусны они для вас.  
И гнусны будут они для вас, от их мяса не ешьте и падали их гнушайтесь. Все, что не имеет плавника и чешуи в воде, гнусно это для вас.

Р. Леви-Ицхак (Левик) Шнеерсон родился 18 нисана 5638-го (1878) года в местечке Подобранка неподалеку от Гомеля. Родословная его восходит к третьему Любавичскому Ребе, Цемах-Цедеку. Р. Леви-Ицхак учился у своего деда, раввина в Подобранке, р.Иоэля Хайкина, получил смиху раввина от раби Хаима из Бриска и раби Элиягу-Хаима из Лодзи. В 1909 году, в возрасте 31 года, раби Леви-Ицхак был приглашен на должность раввина общины Екатеринослава. После революции р.Леви-Ицхак волей обстоятельств оказался одним из лидеров борьбы с «передовым отрядом» красного атеистического террора — «Евсекцией».

Моше продолжает свою последнюю речь к еврейскому народу, обещая им, что если они будут соблюдать заповеди Торы, то их ждет процветание в Земле, в которую они вот-вот должны войти, чтобы поселиться в ней, как обещал Всевышний их праотцам.

Моше также упрекает их за совершенные грехи, напоминая о Золотом Тельце, о бунте Кораха, о грехе разведчиков и о том, как они гневили Б-га в Тавъэйре, Масе, и в Киврот-Атаава. "Вы бунтовали против Б-га, - говорит он, - с того дня, что я вас знаю". Но кроме этого он говорит также о прощении Всевышним их грехов и о Вторых Скрижалях, которые Б-г даровал им после их раскаянья.

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях