Моше рассказывает народу Израиля, как он умолял Всевышнего позволить ему войти в Святую Землю, но Б-г ему отказал, велев вместо этого взойти на гору и взглянуть на Землю Израиля.
Продолжая "повторение Торы", Моше говорит об исходе из Египта и о Даровании Тору, обозначая их как беспрецедентные события в человеческой истории: "Случалось ли когда-нибудь нечто, как это великое дело, или слыхано ли подобное ему? Слышал ли народ голос Б-га, говорящего из среды огня, ... и остался в живых? Тебе было явлено, чтобы ты знал, что Г-сподь есть Б-г, нет другого, кроме Него!"
Подробнее...
Текст свободного перевода на иврит выдержек из бесед, произнесенных Ребе в Субботу недельной главы «Дварим», Субботу «Хазон» (в течение «вытолкнутого» поста) 9 Ава, 10 Ава (перед вечерней молитвой) и в понедельник 11 Ава 5751 года (после вечерней молитвы).
1. Эти дни (особенно выходя из перенесенного поста 9 Ава) в особой степени предуготованы для прихода Мошиаха. Помимо того, что существует обязанность ожидать Мошиаха каждый день, и это одна из основ веры, в течение месяца Ав особенно подчеркнута идея прихода Мошиаха: «Поднялся лев в созвездии льва (Ав) и разрушил Ариэль (Храм), на условии, что придет Лев в созвездии льва и отстроит Ариэль». «Менахем» Ав — в этом месяце происходит утешение Освобождения, за счет переворачивания негативных идея, спускания, в величайшее поднятие.
Подробнее...
Из свода "Кицур Шулхан Арух"
1. После разрушения Второго Храма мудрецы Торы постановили, что даже в самые радостные минуты своей жизни еврей обязан каким-либо образом выразить, что ничто не может заставить нас забыть об этой страшной катастрофе. Сказано в Тегилим (Псалмах) (137:5,6): "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет правая рука моя! Пусть прилипнет язык мой к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не вознесу Иерусалим во главу веселья моего!"
2. Пo установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат размером локоть на локоть (48х48 см) - чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном Храме.
3.Устраивая трапезу - даже в честь исполнения заповеди, - следует ставить на стол только ту дорогую и красивую посуду, которая нужна для трапезы, но не для украшения стола.
Подробнее...
Из свода "Кицур Шулхан Арух"
1. Девятого ава в синагогах в знак траура принято снимать занавес с арон кодеша. Перед хазаном не ставят зажженных свечей, даже если этот день - годовщина смерти его близкого родственника (йорцайт). Днем в синагоге свет не включают вообще, а вечером - только такой, которого будет достаточно для чтения.
2. В "Маариве" читают "Шма" и "Шмонэ-эсрэ" так же, как в будни - только неторопливо и скорбно, как принято во время траура. После того, как хазан произносит "Кадиш шалем", все садятся на пол или на низкие скамейки (не выше 25 см) и читают книгу Эйха (Плач Иеремии) и кинот (траурные элегии) - тоже не торопясь, скорбно. Чтец читает книгу Эйха очень тихо, делая небольшие паузы между стихами и более длительные - между главами. Начало следующей главы он читает громче начала предыдущей и каждую главу заканчивает в полный голос. Все присутствующие в синагоге вслед за чтецом повторяют каждое слово про себя. Последний стих книги ("Верни нас, Г-сподь, к Себе...") громко произносят все молящиеся, и чтец повторяет за ними.
Подробнее...
Марина Карпова
Согласно указу, подписанному испанскими монархами Фердинандом и Изабеллой 31 марта 1492 года, все евреи королевства, не пожелавшие креститься, должны были покинуть Испанию до конца июля того же года.
По еврейскому календарю последний день, когда евреи могли оставаться на испанской земле, пришелся на седьмое ава. Однако один из духовных лидеров изгнанников, бывший министр финансов королевства, выдающийся ученый и комментатор Писания дон Ицхак Абарбанель, в своем комментарии утверждал, что евреи были изгнаны из страны девятого числа того же месяца: «Когда испанский король издал указ об изгнании евреев из своего королевства, он назначил и день изгнания — ровно три месяца спустя после издания указа. Оказалось, что это девятое ава. Король, разумеется, не знал, что это за день!». Впоследствии это утверждение было многократно повторено самыми разными авторами, и на сегодня оно считается общепризнанным мнением традиционного еврейского мира.
Подробнее...
Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма.
Основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача).
Десятого Тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию.
С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях.
Подробнее...
Ицхак Стрешинский
Как известно, пост 9 ава установлен в память о разрушении Храма. Согласно хронологии еврейских мудрецов, Первый храм был разрушен армией вавилонского царя Невухаднецара (на аккадском — Набу-кудурри-уцур, на русском — Навуходоносор) в 3338 году (422 год до н. э.), историки же считают, что это произошло в 586 году до н. э. За одиннадцать лет до разрушения Храма Невухаднецар изгнал в Вавилон царя Йеояхина (Йехонью) и часть жителей, в основном иудейскую знать. На иудейский престол Невухаднецар посадил дядю Йеояхина, Матанью, переменив его имя на Цидкияу. Попробуем разобраться, какие настроения были среди евреев те одиннадцать лет, что предшествовали разрушению Первого храма, и какую позицию выражали пророки.
Подробнее...
После исхода евреев из Египта и до строительства Первого Храма в Иерусалиме временным храмом для евреев служил Мишкан - переносная палатка из ковров и кож, в которой регулярно осуществлялись богослужения и жертвоприношения Единому Б-гу. После строительства Иерусалимского Храма, он стал центром священнослужения всего еврейского народа.
Но давайте посмотрим, можно ли считать Иерусалимский Храм только культовым сооружением. Что означал Храм в жизни еврейского народа и почему вот уже несколько тысячелетий евреи скорбят и оплакивают Иерусалимский Храм.
Подробнее...
В течение восьмисот тридцати лет над Иерусалимом высилось величественное строение, служившее точкой соприкосновения Земли и Неба. Настолько важным было это строение во взаимоотношениях человека с Б-гом, что соблюдение двух третей всех заповедей Торы зависит от существования Храма. Его разрушение является величайшей трагедией в истории нашего народа, а его восстановление ознаменует приход Избавления - восстановление гармонии в мире, созданном Творцом, и гармонии между Ним и Его творением.
Три недели в году, в период "Между Теснин" - между постами 17 Тамуза (в 2018 году - 30 июня(это шабат поэтому переносится пост на 1 июля) и 9 Ава (в этом году 21 июля, это шабат поэтому переносится на 22 июля) - мы справляем траур по разрушенному Храму и по изгнанию - физическому и духовному - в котором мы до сих пор находимся.
Подробнее...
Моше Безродный
Согласно Мишне, 17 тамуза в еврейской истории произошло пять трагических событий: Моше разбил первые скрижали; в конце эпохи Первого храма в окруженном вавилонянами Иерусалиме прекратились ежедневные жертвоприношения; во время Великого восстания римляне, осаждавшие Иерусалим, сделали пролом в городской стене; и, наконец, некто Апостомос «сжег Тору и установил идола в Храме» (Таанит, 4:6).
Что касается трех первых событий, то с ними все более-менее понятно. Однако кто такой Апостомос, совершивший четвертое и пятое преступления, и когда же совершились эти действия?
Подробнее...
Беспричинная любовь
В течение так называемых «Трех Недель», разделяющих 17 Тамуза и 9 Ава (дни поста), мы оплакиваем разрушение Бейт а-Микдаш (Йерусалимского Храма), которое дважды в истории пришлось на эти дни.
Почему мы вспоминаем о разрушении Храма? Не для того, чтобы предаться печали, и не для того, чтобы торжественно отметить этот день. Нам необходимо понять, почему был разрушен Храм, и руководствоваться этим пониманием в своей повседневной жизни.
Талмуд говорит нам, что Храм был разрушен из-за Синат Хинам — «беспричинной ненависти» евреев друг к другу. В связи с этим мы должны постоянно прилагать усилия к тому, чтобы избавиться от этого отрицательного фактора в нашей повседневной жизни. Беспричинную ненависть можно преодолеть с помощью Аават Хинам — «беспричинной любви».
Подробнее...
Приближается месяц Тамуз, когда мы отмечаем наш праздник – День Освобождения предыдущего Любавичского Ребе. Как известно, он был арестован в той стране из-за самоотверженной, в буквальном смысле этого слова, деятельности, которой занимался на протяжении семи лет: распространял идиш-кайт, помогал изучению Торы и исполнению ее заповедей.
В этом ему сопутствовал огромный успех, как и в дальнейшем, после освобождения, когда Ребе смог благополучно продолжить и расширить свою деятельность и заниматься ею еще много лет, до последних дней своей жизни.
Подробнее...
Балак, царь Моава, призывает к себе пророка Билъама, чтобы тот проклял народ Израиля. В пути Билъама порицает его ослица, которая видит ангела, по велению Б-га преграждающего путь Билъаму.
Трижды, с трех различных мест Билъам пытается произнести проклятия, но всякий раз вместо этого из уст его исходят благословения. Кроме того, Билъам предрекает конец дней и приход Машиаха.
Подробнее...
Через год после чудесного освобождения из советских застенков Рабби Иосиф Ицхак Шнеерсон записал историю своего ареста. Даже кратких выдержек из этой книги достаточно, чтобы оценить духовное величие Ребе.
«... Помимо обычных вех жизни, выпадающих на долю каждого, – пишет Ребе, – Всевышний посылает нам дни испытаний, когда сурово проверяются характер и натура человека, резко выявляются скрытые способности.
Подробнее...
12 числа месяца Тамуз 5687 года (1927 г. по нееврейскому летосчислению) произошло событие, которое во многом предопределило историю евреев не только Советского Союза, но и всех других стран. В этот день был освобожден из советских застенков духовный наставник поколения – Любавичский Ребе Иосиф Ицхак Шнеерсон, незадолго до этого приговоренный к смертной казни за распространение религии и еврейскую просветительскую деятельность. Это было не только чудесное избавление, с трудом поддающееся осмыслению, не только спасение Великого еврея от гибели. Происшедшее означало, что ГПУ и Евсекция не всевластны, что и эти устрашающие учреждения вынуждены отступить перед силой еврейского духа, перед вмешательством самого Всевышнего. Этот вдохновляющий факт оказал огромное влияние на дальнейшее развитие Любавичского Движения в Советском Союзе, а через него – и на всю духовную жизнь советского еврейства в последующие десятилетия. Прибытие Ребе в Европу, а позже – в Америку предопределило распространение Любавичского Движения во всем мире, благодаря чему оно стало одним из важнейших факторов еврейской жизни.
Подробнее...
12 июня (3 тамуза) 1994 года душа Седьмого Любавического Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона покинула тело. С тех пор этот день во всем еврейском мире отмечается как День Ребе.
Выдающаяся проницательность Ребе, гуманитарный и мировой опыт, сострадание к другим, лидерские навыки и мудрость сделали его легендой при жизни и завоевали восхищение, уважение и благоговение всех, кому приходилось его знать.
Ребе всегда излучал оптимизм, надежду, энергию и мужество во времена всеобщего смятения, безысходности и отчаяния.
Множество его книг, неиссякаемый поток мыслей, бесчисленное количество публикаций говорят о его уникальной способности разъяснять сложнейшие понятия, о его блестящем методе анализа.
Подробнее...
Ишайя Гиссер
Удивительная дата — третье число еврейского месяца тамуз. На нее пришлись несколько знаменательных событий еврейской истории. Так, во времена завоевания Эрец-Исраэль, именно в этот день, по слову Йеошуа бин Нуна остановились солнце и луна. В решающем сражении, когда стало понятно, что до заката бой не завершить, Йеошуа обратился ко Всевышнему. «И остановилось солнце среди неба и не спешило к заходу почти целый день!» (Йеошуа, 10:13) — столько, сколько было необходимо для завершения разгрома союза пяти эморейских вождей.
Можно спросить: если Творец так помог евреям, то почему бы Ему не поступить более радикально. Способы могли быть разными, были прецеденты: у египтян была тьма, а у евреев — свет в жилищах; войско Санхерива, осадившее Иерусалим, просто вымерло в одно прекрасное утро. Так почему это чудо было каким-то «неполным»: евреям все равно пришлось воевать, проливать свою и чужую кровь?
Оставим на время эту давнюю историю и вспомним о событиях более близкого времени. Предыдущий Любавический Ребе, Йосеф-Ицхак, когда пришла советская власть, был единственным из духовных лидеров евреев, который не уехал, не покорился, а начал выстраивать систему противодействия политике советской власти. Он создал разветвленную подпольную организацию, добивался финансирования из-за границы, получал и распределял его, направлял посланников, расстраивал планы властей.
Подробнее...
Тора запрещает есть пищу и пить напиток, приготовленные из растения, выросшего на территории Земли Израиля, если от него не были отделены «трумот» (возношения) и «маасрот» (десятины). Плоды и съедобные растения, от которых не отделили «трумот» и «маасрот», называются «тевель». Плоды и съедобные растения, относительно которых точно не известно, «тевель» они или нет, называются «дмай». Закон предписывает отделять «трумот» и «маасрот» также и от этих плодов; благословения при этом не произносят.
«Трумот» и «маасрот» включают в себя большую «труму», первый «маасер», «трумат маасер», второй «маасер» и «маасер» бедняков. Во времена Храма большая «трума» предназначалась коэнам; первый «маасер» — левитам (от которого они сами отделяли «трумат маасер» и отдавали ее коэнам); второй «маасер» хозяин плодов был обязан доставить в Иерусалим и съесть там в состоянии ритуальной чистоты; «маасер» бедняков отдавали нуждающимся.
Подробнее...
Мирьям Климовская
— А что ты делаешь? Ничего? Так и напишем — акерет байт.
Чиновник, помогавший мне заполнить анкету, ответил на собственный вопрос быстрее, чем я успела даже мысленно сформулировать, что же именно я делаю. И удивительно, ничто в этом определении меня не покоробило. Действительно, что можно делать, когда у тебя трое погодок (старшему два)? С двумя я еще как-то умудрялась работать, а теперь… Просто сидеть с ними дома отнимает все силы и время.
Сколько бы нам ни говорили, что главная работа женщины — дома, что главное занятие — семья, очень мало женщин, находясь дома, чувствуют себя счастливицами. Мы живем в обществе, где все принято измерять доходами, и, соответственно, на низшей ступени будет находиться домохозяйка.
Подробнее...
По завершении поголовного исчисления Сынов Израиля отдельно подсчитывается количество левитов в возрасте от 30 до 50 лет - 8580 человек - тех, кто были пригодны для служения и переноски Святилища.
Всевышний сообщает Моше закон о соте, распутной жене, заподозренной мужем в неверности. Также дается закон о назире, человеке, давшем обет воздержания от вина, которому запрещено стричь волосы и становиться ритуально нечистым от прикосновения к мертвому телу.
Подробнее...