Нохум-Зеев Рапопорт

Месяц ияр связывает во времени два величайших события в истории еврейского народа: исход из Египта в предшествующем ияру месяце нисан и Синайское Откровение в следующем за ним месяце сиван. В год исхода из Египта, согласно преданию, ияр был отмечен знаменательными событиями во время странствий евреев по пустыне. Хотя в рамках физического мира эти события имели значение для Израиля лишь в сорокалетний период его подготовки к заселению Эрец Исроэл, их духовный и мистический аспекты оказали влияние на все последующие поколения народа. Вот эти события.

Глава "Кдошим" начинается словами: "Святы будьте, ибо Свят Я - Б-г Вс-сильный ваш". За этим следуют десятки заповедей, исполнением которых еврей может освятить себя и связать себя с Б-жественной Святостью.

Эти заповеди в себя включают: запрет идолопоклонства, заповедь о благотворительности, принцип равенства всех людей перед законом, запрет грехоблудия, соблюдение Субботы, честность в деловых отношениях, боязнь и почитание родителей, святость человеческой жизни.

Евгений Левин

Согласно Торе, не только первый, но и седьмой день Песаха, Швии шель Песах (а в странах диаспоры и восьмой, Ахарон шель Песах), считается праздником, и в этот день действенны все запреты на работу в праздничные дни: «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Песах Г‑споду; и в пятнадцатый день того же месяца праздник мацы Г‑споду; семь дней ешьте мацу, в седьмой день также священное собрание; никакой работы не делайте» (Ваикра, 23:5-8). Правда, этот день считается словно завершением всего праздничного недельного цикла Песаха и не рассматривается как отдельный праздник. Поэтому, совершая освящение праздника, кидуш, мы не произносим в Швии шель Песах благословение, выражающее благодарность за то, что нам удалось дожить до очередного праздника, Шеэхияну («Благословен Ты, Г‑сподь, наш Б‑г, Царь вселенной, Который дал нам жизнь, и поддерживал нас, и привел нас к этому времени»). Как и все еврейские торжественные даты и памятные дни, последний день праздника Песах с течением времени «оброс» интересными обычаями, придающими этому дню особенный, неповторимый колорит.

Р-н Йоси Голдман

В начале главы "Шмот" рассказывается о порабощении евреев египтянами. Несмотря на сильнейшее угнетение, трудности и унижения, еврейский народ лишь закалился в огненном горниле изгнания.

В особой степени большие заслуги в приближении нашего последующего освобождения приписываются еврейским женщинам. Как сказано в Талмуде (трактат Сота, 11б): "За заслуги праведных женщин того поколения освободили нас из египетского рабства". Самым важным тогда было то, что женщины были готовы рожать детей, несмотря на самые невыносимые условия жизни. Более того, это они воодушевляли мужчин на создание семей в период рабства. В Талмуде рассказывается о том, как женщины прельщали своих мужей в полях, очаровывая их и склоняя к интимной близости. Благодаря их самоотверженности родилось следующее поколение.

Из воспоминаний рабби Йосеф-Ицхака Шнеерсона

Подготовка к Песаху начинается задолго до самого праздника, почти за год. Маца-шмура ("оберегаемая маца") изготавливается из зерна, которое с момента жатвы тщательно охраняется от любого контакта с влагой, чтобы избежать малейшего риска брожения. В своих мемуарах шестой Любавический Ребе, Раби Йосеф-Ицхак Шнеерсон (1880-1950) вспоминает, как хасиды его деда и отца собирали пшеницу для шмуры более ста лет тому назад.

Евгений Левин

Законы праздника Песах разнообразны и многочисленны, им посвящена почти шестая часть «Орах Хаим» – раздела Шульхан аруха, где обсуждаются законы праздников. В последние годы на русском языке издано много книг об этом празднике. Их задача состоит в том, чтобы евреи бывшего СССР воссоздали традицию, прерванную во многих семьях. Ныне каждый, кто пожелает, имеет возможность провести пасхальный седер и очистить свой дом от запрещенного в Песах квасного в полном соответствии с еврейским законодательством. Но гораздо реже рассказывают о весьма разнообразных обычаях, связанных с этим праздником. Одни из них когда-то распространились повсюду и были хорошо известны, других и раньше придерживались лишь небольшие общины, а порой – только отдельные семьи. К сожалению, в последних поколениях во многих домах традиция прервалась и далеко не все удостоились того, чтобы старшие передали им ее.

1. Не возвращайся!

Тора запрещает евреям возвращаться в Египет: «ибо Б-г сказал вам: «Вы уже не вернётесь в эту землю» в землю, где вас поработили (Дварим 17:16). Египет исчерпал себя. Евреи не должны были иметь никаких отношений с этой страной, даже когда они поселились в соседней земле Израиля.

Когда Ассирийское царство пригрозило вторгнуться в Северное царство Израиля, царь Ошэйа бен Эйла обратился в Египет, чтобы с ним заключить союз против Ассирии. Пророк Йешайягу предостерегал против обращения за помощью к Египту, вместо того, чтобы обращаться к Б-гу: «Горе тем, кто ниспускается в Египет за помощью…» (Йешайя 31:1). В результате Ассирия захватила северную часть Израиля и изгнала десять племён, живших там.

Прискорбно, что не в последний раз евреи древнего Израиля обращались за помощью в Египет. После разрушения Первого Храма, небольшое количество евреев во главе с Йохананом бен Кареахом отправились в Египет искать поддержку в союзе против могущественной империи Вавилона. Пророк Йирмиягу призывал их не ходить: «Если вы обратите своё лицо, чтобы пойти в Египет… тот самый меч, которого вы боитесь, настигнет вас там» (Йирмия 42:15-16). Его пророчество сбылось, когда Вавилон захватил Египет, стерев с лица земли тамошнюю еврейскую общину.

В первый день Песаха мы читаем отрывок из книги Шмот (12:21-51), рассказывающий о принесении пасхальной жертвы, о Казни первенцев и о том, как «в тот самый день Г-сподь вывел сынов Израиля из Египта».

Отрывок, читаемый во второй день Песаха (Ваикра, 22:26-23:44), включает перечисление моадим — праздничных дней еврейского календаря, заповедь отсчета Омера и заповедь прихода в Храм, «чтобы видеть и быть увиденным пред лицом Б-жьим», во время праздников паломничества — Песах, Шавуот и Суккот.

Пасхальный пирог

8 разделенных яиц
стакан сахара
пекарский порошок (сода, погашенная соком лимона или кипятком)
8 ложек крахмала
ложка масла орехового
1/3 стакана воды
100 грамм кокоса.
3 ложки какао
Желтки слегка взбить и добавить воду, масло, сахар, крахмал и какао, пекарский порошок.
Белок взбить. Половину белков добавить в желтковую массу осторожно перемешав, вторую половину смешать с кокосом (можно заменить орехами или миндалем в том же количестве).

Главной составляющей пасхального кугла является картофель, приготовленный по разным рецептам. Очень важно предварительно выжать из картофеля жидкость.
Ниже предлагаются некоторые рецепты куглов без точных количественных показателей. Кстати, из смеси куглов любого вида можно приготовить и жареные котлеты

Кугл из тертого картофеля

Картошку, 1-2 луковицы, 1-2 морковки, немного соли и яйца.
Чистим картошку, натираем ее на крупной терке, затем кладем в цедилку и тщательно отцеживаем жидкость. Затем чистим лук и морковь и также протираем их на крупной терке. Добавляем к картофелю. Чтобы получить единую массу – вбиваем туда же яйца, сколько нужно. Солим по вкусу. Полученную пасту выкладываем в слегка обмасленную форму и печем примерно 50 минут на среднем огне. Из имеющейся смеси можно сделать также картофельные котлеты, если пожарить их на горячем растительном масле.

Салат куриный
Картофель, морковь, курица, лук, яйца (по желанию)
Овощи, яйца и курицу отварить , порезать кубиками и перемешать с луком. Если хочется чтоб был пожирнее - лук, морковку и курицу можно пассеровать в жире. Не забудьте посолить.

Слоеный салат
1 апельсин, 2 вар.яйца, 1 яблоко без кожуры, филе куриное, майонез.
Отваренное куриное мясо нарезать кусочками выложить на тарелку, обмазать майонезом, апельсин нарезанный кубиками выкладываем сверху на майонез и сверху натертые яблоко на терке и майонез сверху натертые  яйца.

Мороженое

Состав: 10 яиц, 2 стакана сахара, 1 стакан растительного масла
Отделить белки от желтков. Охладить Желтки взбить до бела с 1 стаканом сахара. Вливать туда масло тонкой струйкой, продолжая взбивать. Убрать в холодильник. Белки взбивать до густой пены, добавляя сахар постепенно .Влить желтковую массу в белки, взбить их вместе. Можно добавить какао, киви, банан – на ваш вкус. Порционно заморозить.

Марина Карпова

Традиционный текст «Пасхальной агады» окончательно сложился в раннем Средневековье. Но основные элементы пасхального повествования восходят по крайней мере к эпохе Второго храма, когда рассказ об Исходе сопровождал праздничную трапезу, где главным блюдом было мясо жертвенного ягненка. Уже в Мишне, Псахим мы находим упоминание о четырех бокалах вина, выпиваемых во время седера, вопросы, которые сын задает отцу («Если же сын еще неразумный, отец сам наставляет его: чем отличается эта ночь от всех ночей?» — и т. д), чтения Алеля (подборки хвалебных псалмов), запрет есть после афикомана (специального куска мацы, который глава семейства откладывает до конца седера)...

Р-н Шауль-Айзек Андрущак

В главе "Ваякгель" рассказывается, как сыны Израиля, мужчины, женщины и дети (стариков тогда не выносили в отдельную категорию и считали нормальными людьми), жертвовали на возведение Скинии всякие (заповеданные) ценные материалы: золото, серебро, медь, синету, пурпур, червленицу, виссон и т. д. И что характерно: полная разнополосица во всех аспектах. Жертвовал, как уже было упомянуто выше, кто попало, без разбора: всех возрастов, всех полов (двух, больше нет), одного вероисповедания (зато разных направлений!), каждый жертвовал, что у него было, исходя из своих финансовых возможностей, социального статуса и т. п. Из живого, растительного, неживого. А желающие и умеющие смогли и поучаствовать в изготовлении фрагментов конструкции ("И все жены, каких вознесло их сердце в мудрости, пряли козий волос" и т. д.).

И все это – в полную противоположность приношению полушекеля, упомянутому в предыдущей главе "Ки тиса". Там все было ровно наоборот: приносили только полушекели, ни больше, ни меньше, только серебра, только мужчины, только определенного возраста. И никакого личного участия в обработке – сдал и гуляй. Короче говоря, красота и порядок, как их себе представляют завучи и прапорщики.

Каждая пара, стоящая под хупой, мечтает о том, чтобы их брак продлился до конца жизни. В этот момент возникает священный союз, соединяющий две души в одну. Благодаря сочетанию доброй воли, заботы друг о друге, уважения и понимания, двое приходят к любви, которая действительно становится вечной.

К сожалению, так бывает не всегда. Книга Дварим дает нам несколько законов, касающихся брака и развода (Дварим 24). Развод — настоящая трагедия, но и он является частью жизни и, если возникает необходимость расторгнуть брак, Тора говорит о том, что такое решение верно и дает несколько правил о том, как необходимо разводиться. В Талмуде этой теме посвящен целый трактат.

Шалом! Расскажите, пожалуйста, о скромности как о внутреннем качестве еврейской женщины. Что значит быть скромной? Как достичь истинной скромности?

Отвечает Злата Грайбер
Шалом!

Скромность как внутреннее качество можно определить так: это состояние и поведение царской дочери в присутствии царя. Есть еще несколько определений, но это представляется мне наиболее ясным.

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях