Пасхальный пирог

8 разделенных яиц
стакан сахара
пекарский порошок (сода, погашенная соком лимона или кипятком)
8 ложек крахмала
ложка масла орехового
1/3 стакана воды
100 грамм кокоса.
3 ложки какао
Желтки слегка взбить и добавить воду, масло, сахар, крахмал и какао, пекарский порошок.
Белок взбить. Половину белков добавить в желтковую массу осторожно перемешав, вторую половину смешать с кокосом (можно заменить орехами или миндалем в том же количестве).

Из воспоминаний рабби Йосеф-Ицхака Шнеерсона

Подготовка к Песаху начинается задолго до самого праздника, почти за год. Маца-шмура ("оберегаемая маца") изготавливается из зерна, которое с момента жатвы тщательно охраняется от любого контакта с влагой, чтобы избежать малейшего риска брожения. В своих мемуарах шестой Любавический Ребе, Раби Йосеф-Ицхак Шнеерсон (1880-1950) вспоминает, как хасиды его деда и отца собирали пшеницу для шмуры более ста лет тому назад.

Порядок уничтожения квасного (биур хамец) и проведения трех субботних трапез

Когда 14 нисана выпадает на субботу, то поскольку в субботу запрещено искать и уничтожать квасное, проверку квасного (бдикат хамец) делают вечером 13 нисана, произнося при этом соответствующее благословение, а после проверки совершают церемонию аннулирования квасного (битуль хамец), как обычно. На следующий день, в пятницу, сжигают найденный хамец, и желательно сделать это до начала шестого временного часа, как в любой другой год, чтобы не ошибиться в последующие годы (см. Шульхан арух, 444, 1-2). После этого оставляют хамец только для двух первых субботних трапез.

Любавичский Ребе, «Ликутей сихот», том 32

1. В нашей недельной главе приведены законы жертвоприношений. О некоторых из этих жертвоприношений сказано, что они «благоухание – запах, приятный (реах нихоах) для Всевышнего» (Ваикра, 1:10, 13,17). Комментируя заповедь о жертве всесожжения из крупного скота (первое жертвоприношение, о котором идет речь в нашей главе), Раши поясняет: «Благоухание (нихоах) – успокоение духа (нахат руах) Мне, ибо Я сказал и Мое желание исполнилось».

Ранее, комментируя главу Тецаве» (Шмот, 29:18,25), в которой слова раах нихоах употребляются по отношению к жертвоприношениям семи дней освящения жертвенника, Раши также поясняет: «Благоухание (реах нихоах) – успокоение духа (нахат руах) Мне, ибо Я сказал и Мое желание исполнилось».

Б-г призывает Моше из Шатра Собрания и сообщает ему законы корбанот - животных и хлебных жертв, приносимых в Святилище. Что включало следующее:

"Жертва вознесения" (ола), целиком возносимая Б-гу, полностью сжигаемая на жертвеннике;

Пять видов "хлебных даров" (минха), приготовляемых из тонкой муки, оливкового масла и ладана;

В преддверии месяца избавления – хотим предоставить Вашему вниманию краткое руководство по законам и обычаям праздника Песах 5781 года.
Время, указанное в руководстве, - для центра Киева

Месяц Нисан 5781

В течение всего месяца не читают молитву Таханун (Сидур стр. 61). В субботу не читают «Ав арахамим» (Отец, преисполненный милосердия, Сидур) и «Цидкатха цэдэк» (Милость твоя, Сидур). Не постятся, кроме поста, связанного с плохим сном, поста жениха в день свадьбы и первенцев в канун Песах.

Главной составляющей пасхального кугла является картофель, приготовленный по разным рецептам. Очень важно предварительно выжать из картофеля жидкость.
Ниже предлагаются некоторые рецепты куглов без точных количественных показателей. Кстати, из смеси куглов любого вида можно приготовить и жареные котлеты

Кугл из тертого картофеля

Картошку, 1-2 луковицы, 1-2 морковки, немного соли и яйца.
Чистим картошку, натираем ее на крупной терке, затем кладем в цедилку и тщательно отцеживаем жидкость. Затем чистим лук и морковь и также протираем их на крупной терке. Добавляем к картофелю. Чтобы получить единую массу – вбиваем туда же яйца, сколько нужно. Солим по вкусу. Полученную пасту выкладываем в слегка обмасленную форму и печем примерно 50 минут на среднем огне. Из имеющейся смеси можно сделать также картофельные котлеты, если пожарить их на горячем растительном масле.

Салат куриный
Картофель, морковь, курица, лук, яйца (по желанию)
Овощи, яйца и курицу отварить , порезать кубиками и перемешать с луком. Если хочется чтоб был пожирнее - лук, морковку и курицу можно пассеровать в жире. Не забудьте посолить.

Слоеный салат
1 апельсин, 2 вар.яйца, 1 яблоко без кожуры, филе куриное, майонез.
Отваренное куриное мясо нарезать кусочками выложить на тарелку, обмазать майонезом, апельсин нарезанный кубиками выкладываем сверху на майонез и сверху натертые яблоко на терке и майонез сверху натертые  яйца.

Нохум-Зеэв Рапопорт

По словам Иерусалимского Талмуда (Рош а-Шана, 1:2), месяцы еврейского календаря получили свои нынешние названия, когда народ Израиля находился в вавилонском изгнании. Буквальный перевод соответствующей фразы в Талмуде – «названия месяцев поднялись вместе с ними из Вавилона» – предоставляет возможность ее мистического истолкования. Рациональное мышление не позволяет сказать, что названия месяцев «поднялись», так как речь идет о чисто отвлеченном, абстрактном понятии. Составители Талмуда пришли к выводу, что названия месяцев имеют вавилонское происхождение. Возможно, основанием для этого послужило то, что они упоминаются лишь в тех книгах Пророков и Писаниях, которые были составлены в вавилонском плену и по возвращении из него, но не в более ранних. В том же месте Талмуда содержится аналогичное высказывание и по поводу имен ангелов: «Имена ангелов поднялись вместе с ними из Вавилона». Очевидно, и это утверждение основано на том, что впервые имена ангелов встречаются лишь в книге пророка Даниэля (8:6, 10:3): там упоминаются имена Михаэль и Гавриэль. Книга Даниэля была записана после возвращения из плена в Эрец-Исраэль.

25 Адара по еврейскому календарю, исполняется 118 лет со дня рождения Реббецн Хаи-Мушки, супруги Седьмого Любавического Ребе. Предлагаем вашему вниманию отрывки из рассказа о жизни этой замечательной женщины.

Рождение
Реббецн Хая-Мушка Шнеерсон родилась в городке Бабинович неподалеку от Любавичей в субботу 25 адара 1901 г.. Она была средняя дочь Шестого любавического Ребе.
Когда она родилась, ее дедушка, Пятый любавический Ребе Рав Шолом Довбер послал телеграмму ее отцу, находившемуся за границей, в которой писал: «Поздравляю с рождением дочери, мазаль тов! Если вы еще не назвали ее, то дайте ей имя Хая-Мушка, в честь жены Цемах-Цедека».

В последнюю субботу Адара читается четвертая и последняя из Паршиёт — Парашат а-ходеш, «Глава о месяце». Она получила такое название, потому что начинается со слов: «Этот месяц будет у вас главой месяцев» (Шмот, 11). Эта глава представляет собой отрывок из недельного раздела Бо, входящего в Книгу Шмот.

В эту субботу из Арон а-кодеш достают два свитка Торы. По первому из них семь человек читают недельный раздел Торы, а по второй мафтир читает Парашат а-ходеш. После этого читается отрывок из 45-ой главы книги пророка Йехезкеля, начинающийся словами: «В первый день первого месяца возьмешь ты…» — он тематически связан с Парашат Гаходеш.

Моше собирает народ Израиля и вновь повторяет им заповедь о соблюдении Шаббата. Затем он сообщает предписания о сооружении Мишкана (Святилища).

Люди с щедростью жертвуют в изобилии, принося золото, серебро, медь, синие, пурпурные и красные шерстяные ткани, козью шерсть, льняную пряжу, шкуры, дерево, оливковое масло, ароматные вещества и драгоценные камни. Моше вынужден повелеть прекратить приношение.

Арье Барац

С Нисана по Адар

Как известно, в еврейском календаре летоисчисление ведется с месяца тишрей, а отсчет месяцев — с нисана.

1 тишрея Всевышний судит мир. Он подводит итог поступкам, совершенным людьми в течение минувшего года, и на основании этой оценки определяет их судьбу на год вперед: «скольким отойти и скольким быть сотворенными, кому жить и кому умереть».

Неудивительно поэтому, что ощущение года задается у нас в первую очередь именно временем, прошедшим с начала тишрея по конец элула. «Месячный» год, длящийся с нисана по адар, воспринимается гораздо более формально.

Но тем уместнее обратить внимание на то, что этот цикл также имеет хронологический смысл, что он своеобразно «отформатирован» двумя праздниками, лежащими в его конце и истоке, — Пуримом и Песахом.

Вопрос
Мои родители атеисты. Мой муж еврей. У меня 4 детей. Мои дети на вопрос «кто ты» отвечают — еврей. Они не крещены. 7 лет жили в Израиле. Мы верим в единого Б-га. То, что у нас в душе, не достаточно, чтобы быть евреем?
Вопрос
Почему вы — я имею в виду ортодоксальное течение иудаизма в Израиле — захватили монополию на гиюр, будто у вас есть на этот счет мандат Вс-вышнего? Вы что, одни в этом разбираетесь?

Вопрос
Я прошла гиюр за три месяца. Кто-то сказал, что это недействительно. Но я же ничем от остальных евреев не отличаюсь! Почему я должна быть похожа на ортодоксов? Почему еврей по рождению имеет право вести светский образ жизни, а гер обязан быть религиозным?
Вопрос
Хотелось бы спросить, почему так трудно нееврею принять иудаизм? Строятся какие-то препоны, устраиваются какие-то проверки… Почему? Это очень обижает и отталкивает.

 

Четыре главы – ארבע פרשיות

Наш учитель Моше установил обычай, согласно которому необходимо читать Тору по свитку в субботу и в праздники. Принято, что по субботам семь человек читают недельную главу Торы и один – отрывок из Книг Пророков, Афтару. Тот, кто читает Тору седьмым, заканчивает чтение главы; тот, кто читает Афтару, повторяет несколько последних фраз недельной главы Торы (чаще всего три) и после этого начинает читать отрывок из Книг Пророков.

В году есть четыре субботы, в которые читаются две различные главы.

"И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: "Сделай медный умывальник на медном основании - для омовения, и помести его между Шатром Откровения и жертвенником, и налей в него воды. И будут омывать из него Аарон и сыновья его руки и ноги свои"". Эти умывальники были сделаны из медных зеркал, которые использовали женщины, а впоследствии принесли в Храм.

Мидраш повествует, что Моше отнесся к этим зеркалам с пренебрежением, ибо они были предназначены для дурного начала (самолюбования, гордыни и т.д.), но сказал ему Б-г: "Прими их, потому что мне они любы больше всего остального - ведь с их помощью создали женщины множество детей в Египте".

Умывальник, хотя и является принадлежностью Храма, выделен из остальной храмовой утвари, находился вовне Святилища, и заповедь о нем дана отдельно от остальных, касающихся других предметов Храма.

Евреи получают повеление принести в Святилище полшекеля каждый в подношение, именуемое "искуплением души". Также даются указания об изготовлении медного умывальника, масла помазания и смеси для воскурений. "Мудрые сердцем" искусные ремесленники Бецалель и Агалиав назначены руководить возведением Святилища, и народ в очередной раз получает повеление соблюдать Шаббат.

Не дождавшись возвращения Моше с горы Синай, народ изготовляет Золотого Тельца и поклоняется ему. Всевышний изъявляет желание уничтожить неверный народ, но Моше вступается за евреев.

Моше спускается с горы, неся в руках Скрижали Завета, на которых высечены Десять Заповедей. Увидев людей, танцующих вокруг изготовленного идола, Моше разбивает Скрижали, уничтожает Тельца и распоряжается казнить главных виновников.

Праздник Песах, как и любой Йом-тов, должен доставлять наслаждение всем членам семьи, включая женщин. Эта обязанность четко сформулирована в Торе, ее подробно разъяснили мудрецы.
Общие положения
Надо провести уборку, чистку и проверку всего, что имеется в доме, чтобы убедиться в полном отсутствии хомеца, за следующим исключением:
•    Если в течение всего года хомец ни разу не вносили в помещение, то это помещение не подвергают уборке и проверке на наличие хомеца.
•     Все предметы, не используемые во время Песаха, не требуют проверки на хомец, но их надо спрятать, а содержащийся в них хомец продать.
•    Не считаются хомецом такие разложившиеся остатки еды и крошки, которые несъедобны даже для собаки.
•    Общие положения, касающиеся поиска и уничтожения хомеца, не относятся к тем остаткам, которые меньше маслины (кезаит) и достаточно грязны и испорчены, чтобы у человека не возникло желания их съесть.
•    Ниже упоминаемые бытовые очистительные средства призваны разрушить остатки хомеца до такой степени, чтобы человеку не хотелось их съесть.

9. Мордехай действует

"А Мордехй знал всё, что было сделано..."
(Свиток Эстер, 4:1)

В эту ночь Мордехаю снился странный сон. Пророк Элияу, чудесный защитник, появляющийся всегда в трагический момент, чтобы предупредить еврейский народ об угрожающей ему опасности, явился Мордехаю во сне и открыл ему злодейский план Амана. Элияу открыл Мордехаю также и то, что эта угроза является наказанием за нарушение евреями Торы своим посещением трефного праздника Ахашвероша, и что только полное раскаяние спасёт евреев от меча Аман?

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Пиркей авот

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях