Среди хабадников прошлых поколений было немало колоритных личностей. Но одна из самых известных, пожалуй – раби Шмуэль Мункес, эдакий хабадский вариант знаменитого шутника Гершеле Острополера. Мудрец Торы, проникший в ее секреты глубже многих других, он не стеснялся, как говорят евреи, «выкидывать кунцы».
Однажды накануне Рош Ашана, когда евреи начинают читать слихот – особые молитвы с просьбой о Прощении и Избавлении – раби Шмуэлю пришлось заночевать в одной деревне, в доме простых неученых евреев.
Почти все дети мечтают о свадьбе и семейной жизни, однако добрая половина современных браков заканчивается разводами. Почему вообще разводы столь распространены? Почему люди, несмотря на такую частоту разводов, все еще женятся?
Два мира
По мнению еврейских мистиков, развод является результатом хаоса. Когда Всевышний создал наш мир, он был полон духовности, но, вместе с тем, и хаотичен. Согласно Каббале, этот хаос был рожден в результате наполнивших наш мир агрессивных и мощных Б-жественных энергий. Каждая из этих энергий была нацелена лишь на свою миссию, и не была способна сосуществовать с иными энергиями. Каждая из них была независима от остальных и не принимала иное во внимание. В результате возник хаос. Тогда Всевышний установил новый порядок, незыблемые моральные устои, ставшие основой нашего мира. В этом мире силы всех энергий контролируются и управляются, устанавливая друг с другом определенные связи. В результате такого упорядочивания возникает всеобъемлющая и целостная среда, в которой каждый, благодаря помощи окружающих, получает новые силы.
Сказано в нашей главе Торы (22:8): «Когда будешь строить новый дом, то сделай ограду для крыши твоей и не наводи крови на свой дом, чтобы не упал с него кто-нибудь».
Мы делаем ограду для предотвращения источника повышенной опасности, как сказано: «…и не наводи крови на дом твой, чтобы не упал с него кто-нибудь». РАМБАМ постановил (в «Законах о благословениях» 11:4), что мы не произносим благословения на заповеди, которые мы исполняем из-за возможной опасности. Но в той же самой главе (11:8) РАМБАМ пишет, что во время постройки ограды нужно произнести благословение: «Который повелел нам делать ограду». Как понимать это противоречие? По простому можно было бы объяснить, что так как можно предотвратить падение человека с крыши другими путями (можно уменьшить высоту дома или сделать крышу наклонной) и тогда не будет необходимости делать ограду, поэтому нужно произносить благословение на ее строительство.
Есть одна очень старая шутка о том, чем верующий человек отличается от атеиста. Тот, кто верит в Б-га, просыпаясь, смотрит на небо, преданно и радостно восклицая: «Доброе утро, Господи!» Атеист же, напротив, ворочается, зевает и потягивается, затем выглядывает в окно и ворчит: «Господи, ну и утро!»
Верующий человек знает, что каждое пробуждение от сна является подарком Всевышнего. Он ценит каждый миг жизни и с гордостью заявляет о своей благодарности. Тот, в ком веры меньше, принимает все как должное и оценивают свой день, исходя из того, сколько удовольствий ему удалось получить в его продолжение.
Леонид Максимов
Люди, не слишком разбирающиеся в иудаизме, нередко считают раввинов «еврейскими священниками». Между тем более неподходящее определение трудно найти. Институт священства у евреев действительно есть; еврейские священники (коаним) — это потомки Аарона, брата Моше, которым Тора предоставила исключительное право приносить жертвы. Пока существовал Храм, священники, естественно, главенствовали в религиозной, а временами и в политической жизни еврейского народа. Однако сегодня их особая роль сводится к нескольким церемониям, и непосредственного отношения к духовному руководству они не имеют.
Еврейский народ получил Тору на горе Синай. Тора с тех пор не изменилась, но меняются люди, окружающий мир.
Рав Адин Штейнзальц
В Торе даются основные положения кашрута, правила выбора и приготовления пищи, которую евреи могут есть. Все требования, на которых основан выбор рыб, пригодных в пищу еврею, приводятся в следующих четырех строках книги "Ваикра" (11:9 - 11:12 глава "Шмини").
Это ешьте из всего, что в воде: все, что имеет плавник и чешую в воде, в морях и в реках, тех ешьте.
А все, что не имеет плавника и чешуи в морях и в реках, из всех мелких существ водяных, из всякой живой души, что в воде, - гнусны они для вас.
И гнусны будут они для вас, от их мяса не ешьте и падали их гнушайтесь. Все, что не имеет плавника и чешуи в воде, гнусно это для вас.
Рав Имануэль Шохет, из книги "Mashiach"
Ждать Машиаха, предвидеть его приход - не просто хорошее пожелание, но обязанность каждого еврея. Указание на это можно найти во многих фрагментах Писания. "Ибо (есть) еще время до (исполнения) видения, и свидетельствует оно о конце, и не обманет оно; если - замедлит - жди его, ибо придет непременно; не опоздает" (Хавакук, 2:3). "Поэтому ждите Меня, - слово Господа, - до (того) дня, когда встану Я для добычи (разорения) народов, ибо приговор Мой - собрать народы, собрать царства, чтобы излить на них гнев Мой, пыл ярости Моей, ибо огнем гнева Моего пожрана будет вся страна" (Цефания, 3:8). "Счастливы все, ожидающие Его" (Йешайау (Исайя), 30:18).
Автор Rabbi Dr. Asher Meir
Животные и люди – родственные, но далеко не равные творения. Во время неформальных обсуждений и дискуссий, касающихся этических проблем, часто возникает вопрос: запрещено ли покупать продукцию, производство которой сопровождалось страданиями животных, например, испытываемую на животных косметику?
6 советов из Талмуда
Автор рав Реувен Куклин
Есть три основных фактора, благодаря которым полученное знание остается в памяти: повторение, заинтересованность, странность. Вначале разберём эти факторы, а затем приведем дополнительные советы.
Первый фактор: повторение.
Творец создал человека таким образом, что повторяющиеся вещи закрепляются в его памяти. Поэтому, если человек желает что-либо запомнить, ему стоит повторить это несколько раз. Чем больше повторений, тем надежнее запоминание. Следует повторять спокойно, не торопясь, каждый раз заново вдумываясь в выученный материал.
Дорогие наши читательницы! В преддверье 3- го Тамуза мы хотим предложить вам отрывок из книги Ребе Иосифа- Ицкаха Шнеерсона «Записки об аресте», где он с достоинством отвечает своим притеснителям. И объясняет властям суть и смысл движения ХАБАДа.
Не буду спорить, евреи действительно видят во мне авторитет, но я никогда не использовал его в антисоветских целях. Кроме того, не забывайте, это авторитет чисто нравственный, моральный. Я никого не принуждал и не принуждаю, никто из евреев не находится в какой-то зависимости от меня. По вашим представлениям, я властвую над людьми, но это и неверно, и невозможно. Власть и принуждение противоречат самой сути учения Хабад. Главенство у хасидов — означает духовное величие, означает первенство в стремлении достичь моральной цельности, в стремлении усовершенствовать себя настолько, чтобы и другие следовали тем же путем.
Дорогие женщины и девушки!
В наше странное время, время когда нас насильно остановили в бешеном забеге жизни. Когда в первое время, информация о пандемии давила на мозг и требовалась сила воли думать хорошо. Когда многие оказались взаперти, без права движения, именно в это самое время, пробился новый луч света - наш обновленный сайт.
Говорится у наших мудрецов , что любая мицва тянет за собой еще одну мицву, а один лучик пробивает и возможность для еще одного лучика. Если посмотреть вокруг, то можно увидеть, что мы находимся совершенно в невероятное время: пандемия, но есть возможность выжить, нет голода, и есть вода и горячая вода. С другой стороны, такая переоценка ценностей.
Предлагаем вашему вниманию блиц-ответы на 10 самых популярных вопросов о приходе Машиаха, конце дней, воскрешении мертвых и т.д.
1. О чем спросят человека, когда он после смерти предстанет перед Небесным судом?
2. Как Машиах узнает о том, что он Машиах?
3. В конце дней людям тоже придется ходить на работу, чтобы зарабатывать себе на жизнь?
4. Будут ли продолжать рожать детей после воскрешения из мертвых?
5. Будут ли люди болеть после воскрешения из мертвых?
6. «Выкидыши» тоже будут воскрешены?
Рав Давид Кантарович
Подробный разбор проблем, с которыми могут столкнуться супруги, сочетавшиеся светским браком: от Вавилона до наших дней.
Проблема гражданских1 браков, точнее вопрос их «действительности» с точки зрения еврейского закона, стала актуальной в связи с массовой репатриацией евреев из стран бывшего Союза. В советские времена большинство еврейских семей регистрировали брак в ЗАгСе, а о традиционном бракосочетании (хупе) не имели представления. Конечно, пока семья существует — проблема не столь велика: достаточно организовать традиционную церемонию бракосочетания под хупой, а после соблюдать законы семейной чистоты, чтобы привести свою жизнь в соответствие с Торой.
Но вот по какой-то причине брак распался, а таких случаев не мало. Бывшие супруги собираются строить новую семью. Здесь может возникнуть проблема оформления расторжения брака. Достаточно ли гражданской записи об этом? Или же нужно провести довольно сложную процедуру развода с помощью составления разводного письма — «гета»?
В этой статье мы предлагаем вам познакомиться с основными хасидскими дворами и течениями, узнать где они находятся и сколько приверженцев насчитывают.
Михаэль Яфе Ноф
Какие хасидские дворы существуют?
Сегодня существуют сотни хасидутов (хасидских дворов). Часть из них очень велики и включают в себя десятки тысяч последователей, а другие очень немногочисленны. Среди основных хасидских дворов можно назвать: