Нохум-Зеев Рапопорт
Месяц ияр связывает во времени два величайших события в истории еврейского народа: исход из Египта в предшествующем ияру месяце нисан и Синайское Откровение в следующем за ним месяце сиван. В год исхода из Египта, согласно преданию, ияр был отмечен знаменательными событиями во время странствий евреев по пустыне. Хотя в рамках физического мира эти события имели значение для Израиля лишь в сорокалетний период его подготовки к заселению Эрец Исроэл, их духовный и мистический аспекты оказали влияние на все последующие поколения народа. Вот эти события.
Глава "Кдошим" начинается словами: "Святы будьте, ибо Свят Я - Б-г Вс-сильный ваш". За этим следуют десятки заповедей, исполнением которых еврей может освятить себя и связать себя с Б-жественной Святостью.
Эти заповеди в себя включают: запрет идолопоклонства, заповедь о благотворительности, принцип равенства всех людей перед законом, запрет грехоблудия, соблюдение Субботы, честность в деловых отношениях, боязнь и почитание родителей, святость человеческой жизни.
Евгений Левин
Согласно Торе, не только первый, но и седьмой день Песаха, Швии шель Песах (а в странах диаспоры и восьмой, Ахарон шель Песах), считается праздником, и в этот день действенны все запреты на работу в праздничные дни: «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Песах Г‑споду; и в пятнадцатый день того же месяца праздник мацы Г‑споду; семь дней ешьте мацу, в седьмой день также священное собрание; никакой работы не делайте» (Ваикра, 23:5-8). Правда, этот день считается словно завершением всего праздничного недельного цикла Песаха и не рассматривается как отдельный праздник. Поэтому, совершая освящение праздника, кидуш, мы не произносим в Швии шель Песах благословение, выражающее благодарность за то, что нам удалось дожить до очередного праздника, Шеэхияну («Благословен Ты, Г‑сподь, наш Б‑г, Царь вселенной, Который дал нам жизнь, и поддерживал нас, и привел нас к этому времени»). Как и все еврейские торжественные даты и памятные дни, последний день праздника Песах с течением времени «оброс» интересными обычаями, придающими этому дню особенный, неповторимый колорит.
Р-н Йоси Голдман
В начале главы "Шмот" рассказывается о порабощении евреев египтянами. Несмотря на сильнейшее угнетение, трудности и унижения, еврейский народ лишь закалился в огненном горниле изгнания.
В особой степени большие заслуги в приближении нашего последующего освобождения приписываются еврейским женщинам. Как сказано в Талмуде (трактат Сота, 11б): "За заслуги праведных женщин того поколения освободили нас из египетского рабства". Самым важным тогда было то, что женщины были готовы рожать детей, несмотря на самые невыносимые условия жизни. Более того, это они воодушевляли мужчин на создание семей в период рабства. В Талмуде рассказывается о том, как женщины прельщали своих мужей в полях, очаровывая их и склоняя к интимной близости. Благодаря их самоотверженности родилось следующее поколение.
Ребецин Хана Шнеерсон
Одна из обязанностей моего мужа в качестве раввина города состояла в предоставлении еврейскому населению возможности продать перед Песахом принадлежащий им хамец. Надо сказать, во всех своих начинаниях он стремился к абсолютной, стопроцентной истине с углублением в суть проблемы, не ограничиваясь поверхностным постижением. Такого же подхода он придерживался и в вопросе продажи хамеца, добиваясь его полного, стопроцентного аннулирования - в строгом соответствии с требованиями еврейского закона.
Была определенная категория светски настроенных - "просвещенных", как они себя называли, - евреев, которые критически относились к идее продажи хамеца, хотя и продавали его, не желая задевать религиозных чувств раввина.
Из воспоминаний рабби Йосеф-Ицхака Шнеерсона
Подготовка к Песаху начинается задолго до самого праздника, почти за год. Маца-шмура ("оберегаемая маца") изготавливается из зерна, которое с момента жатвы тщательно охраняется от любого контакта с влагой, чтобы избежать малейшего риска брожения. В своих мемуарах шестой Любавический Ребе, Раби Йосеф-Ицхак Шнеерсон (1880-1950) вспоминает, как хасиды его деда и отца собирали пшеницу для шмуры более ста лет тому назад.
Евгений Левин
Законы праздника Песах разнообразны и многочисленны, им посвящена почти шестая часть «Орах Хаим» – раздела Шульхан аруха, где обсуждаются законы праздников. В последние годы на русском языке издано много книг об этом празднике. Их задача состоит в том, чтобы евреи бывшего СССР воссоздали традицию, прерванную во многих семьях. Ныне каждый, кто пожелает, имеет возможность провести пасхальный седер и очистить свой дом от запрещенного в Песах квасного в полном соответствии с еврейским законодательством. Но гораздо реже рассказывают о весьма разнообразных обычаях, связанных с этим праздником. Одни из них когда-то распространились повсюду и были хорошо известны, других и раньше придерживались лишь небольшие общины, а порой – только отдельные семьи. К сожалению, в последних поколениях во многих домах традиция прервалась и далеко не все удостоились того, чтобы старшие передали им ее.
1. Не возвращайся!
Тора запрещает евреям возвращаться в Египет: «ибо Б-г сказал вам: «Вы уже не вернётесь в эту землю» в землю, где вас поработили (Дварим 17:16). Египет исчерпал себя. Евреи не должны были иметь никаких отношений с этой страной, даже когда они поселились в соседней земле Израиля.
Когда Ассирийское царство пригрозило вторгнуться в Северное царство Израиля, царь Ошэйа бен Эйла обратился в Египет, чтобы с ним заключить союз против Ассирии. Пророк Йешайягу предостерегал против обращения за помощью к Египту, вместо того, чтобы обращаться к Б-гу: «Горе тем, кто ниспускается в Египет за помощью…» (Йешайя 31:1). В результате Ассирия захватила северную часть Израиля и изгнала десять племён, живших там.
Прискорбно, что не в последний раз евреи древнего Израиля обращались за помощью в Египет. После разрушения Первого Храма, небольшое количество евреев во главе с Йохананом бен Кареахом отправились в Египет искать поддержку в союзе против могущественной империи Вавилона. Пророк Йирмиягу призывал их не ходить: «Если вы обратите своё лицо, чтобы пойти в Египет… тот самый меч, которого вы боитесь, настигнет вас там» (Йирмия 42:15-16). Его пророчество сбылось, когда Вавилон захватил Египет, стерев с лица земли тамошнюю еврейскую общину.
В первый день Песаха мы читаем отрывок из книги Шмот (12:21-51), рассказывающий о принесении пасхальной жертвы, о Казни первенцев и о том, как «в тот самый день Г-сподь вывел сынов Израиля из Египта».
Отрывок, читаемый во второй день Песаха (Ваикра, 22:26-23:44), включает перечисление моадим — праздничных дней еврейского календаря, заповедь отсчета Омера и заповедь прихода в Храм, «чтобы видеть и быть увиденным пред лицом Б-жьим», во время праздников паломничества — Песах, Шавуот и Суккот.
Пасхальный пирог
8 разделенных яиц
стакан сахара
пекарский порошок (сода, погашенная соком лимона или кипятком)
8 ложек крахмала
ложка масла орехового
1/3 стакана воды
100 грамм кокоса.
3 ложки какао
Желтки слегка взбить и добавить воду, масло, сахар, крахмал и какао, пекарский порошок.
Белок взбить. Половину белков добавить в желтковую массу осторожно перемешав, вторую половину смешать с кокосом (можно заменить орехами или миндалем в том же количестве).
Главной составляющей пасхального кугла является картофель, приготовленный по разным рецептам. Очень важно предварительно выжать из картофеля жидкость.
Ниже предлагаются некоторые рецепты куглов без точных количественных показателей. Кстати, из смеси куглов любого вида можно приготовить и жареные котлеты
Кугл из тертого картофеля
Картошку, 1-2 луковицы, 1-2 морковки, немного соли и яйца.
Чистим картошку, натираем ее на крупной терке, затем кладем в цедилку и тщательно отцеживаем жидкость. Затем чистим лук и морковь и также протираем их на крупной терке. Добавляем к картофелю. Чтобы получить единую массу – вбиваем туда же яйца, сколько нужно. Солим по вкусу. Полученную пасту выкладываем в слегка обмасленную форму и печем примерно 50 минут на среднем огне. Из имеющейся смеси можно сделать также картофельные котлеты, если пожарить их на горячем растительном масле.
Салат куриный
Картофель, морковь, курица, лук, яйца (по желанию)
Овощи, яйца и курицу отварить , порезать кубиками и перемешать с луком. Если хочется чтоб был пожирнее - лук, морковку и курицу можно пассеровать в жире. Не забудьте посолить.
Слоеный салат
1 апельсин, 2 вар.яйца, 1 яблоко без кожуры, филе куриное, майонез.
Отваренное куриное мясо нарезать кусочками выложить на тарелку, обмазать майонезом, апельсин нарезанный кубиками выкладываем сверху на майонез и сверху натертые яблоко на терке и майонез сверху натертые яйца.
Мороженое
Состав: 10 яиц, 2 стакана сахара, 1 стакан растительного масла
Отделить белки от желтков. Охладить Желтки взбить до бела с 1 стаканом сахара. Вливать туда масло тонкой струйкой, продолжая взбивать. Убрать в холодильник. Белки взбивать до густой пены, добавляя сахар постепенно .Влить желтковую массу в белки, взбить их вместе. Можно добавить какао, киви, банан – на ваш вкус. Порционно заморозить.
Марина Карпова
Традиционный текст «Пасхальной агады» окончательно сложился в раннем Средневековье. Но основные элементы пасхального повествования восходят по крайней мере к эпохе Второго храма, когда рассказ об Исходе сопровождал праздничную трапезу, где главным блюдом было мясо жертвенного ягненка. Уже в Мишне, Псахим мы находим упоминание о четырех бокалах вина, выпиваемых во время седера, вопросы, которые сын задает отцу («Если же сын еще неразумный, отец сам наставляет его: чем отличается эта ночь от всех ночей?» — и т. д), чтения Алеля (подборки хвалебных псалмов), запрет есть после афикомана (специального куска мацы, который глава семейства откладывает до конца седера)...
Р-н Шауль-Айзек Андрущак
В главе "Ваякгель" рассказывается, как сыны Израиля, мужчины, женщины и дети (стариков тогда не выносили в отдельную категорию и считали нормальными людьми), жертвовали на возведение Скинии всякие (заповеданные) ценные материалы: золото, серебро, медь, синету, пурпур, червленицу, виссон и т. д. И что характерно: полная разнополосица во всех аспектах. Жертвовал, как уже было упомянуто выше, кто попало, без разбора: всех возрастов, всех полов (двух, больше нет), одного вероисповедания (зато разных направлений!), каждый жертвовал, что у него было, исходя из своих финансовых возможностей, социального статуса и т. п. Из живого, растительного, неживого. А желающие и умеющие смогли и поучаствовать в изготовлении фрагментов конструкции ("И все жены, каких вознесло их сердце в мудрости, пряли козий волос" и т. д.).
И все это – в полную противоположность приношению полушекеля, упомянутому в предыдущей главе "Ки тиса". Там все было ровно наоборот: приносили только полушекели, ни больше, ни меньше, только серебра, только мужчины, только определенного возраста. И никакого личного участия в обработке – сдал и гуляй. Короче говоря, красота и порядок, как их себе представляют завучи и прапорщики.
Предлагаем вам письмо 6-ого Любавичского Ребе, рабби Йосеф-Ицхака Шнеерсона, о семейной жизни. Ребе РАЯЦ объясняет, что достойная семейная жизнь по Торе требует многих вещей, но главную роль при этом играет женщина.
Каждая пара, стоящая под хупой, мечтает о том, чтобы их брак продлился до конца жизни. В этот момент возникает священный союз, соединяющий две души в одну. Благодаря сочетанию доброй воли, заботы друг о друге, уважения и понимания, двое приходят к любви, которая действительно становится вечной.
К сожалению, так бывает не всегда. Книга Дварим дает нам несколько законов, касающихся брака и развода (Дварим 24). Развод — настоящая трагедия, но и он является частью жизни и, если возникает необходимость расторгнуть брак, Тора говорит о том, что такое решение верно и дает несколько правил о том, как необходимо разводиться. В Талмуде этой теме посвящен целый трактат.
Шалом! Расскажите, пожалуйста, о скромности как о внутреннем качестве еврейской женщины. Что значит быть скромной? Как достичь истинной скромности?
Отвечает Злата Грайбер
Шалом!
Скромность как внутреннее качество можно определить так: это состояние и поведение царской дочери в присутствии царя. Есть еще несколько определений, но это представляется мне наиболее ясным.
Еврейка
В этом слове заключено гораздо больше, еврейка - цельность еврейского дома чем просто национальность, пресловутая «пятая графа». Еврейка – это особое достоинство, это знак качества, если хотите – и в глазах окружающих нас народов, и в наших собственных, и – в глазах Всевышнего, нашего Отца и Творца. Давайте попробуем понять, прежде всего, для самих себя, что же вмещает в себя это понятие?
Само существование еврейского народа – заслуга евреек, его самоотверженных дочерей. Вот как говорит об этом наша Традиция: «заслугами праведных женщин вышел еврейский народ из Египта» — а в чем заключалась эта заслуга?