Среди хабадников прошлых поколений было немало колоритных личностей. Но одна из самых известных, пожалуй – раби Шмуэль Мункес, эдакий хабадский вариант знаменитого шутника Гершеле Острополера. Мудрец Торы, проникший в ее секреты глубже многих других, он не стеснялся, как говорят евреи, «выкидывать кунцы».
Однажды накануне Рош Ашана, когда евреи начинают читать слихот – особые молитвы с просьбой о Прощении и Избавлении – раби Шмуэлю пришлось заночевать в одной деревне, в доме простых неученых евреев.
Нехама Грайзман
Перевод: Шейндл Пугач
Существует множество бесед Ребе, объясняющих природу месяца Элул и фокусирующихся на аббревиатуре предложения из «Песни песней»: «Я принадлежу своему возлюбленному, а мой возлюбленный принадлежит мне». На иврите начальные буквы этого предложения составляют слово «Элул».
Это предложение повествует об отношениях между Б-гом и народом Израиля. На протяжении всего года, и в особенности в месяце Элул — месяце раскаяния с нашей стороны, и месяце проявления милосердия и прощения со стороны Всевышнего.
Обычаи месяца элул
Марина Карпова
В элуле, последнем месяце еврейского лета, нет никаких праздников. Однако в еврейской традиции это время считается крайне важным. Как сказано в «Кицур Шульхан арух», это дни, «когда Всевышний охотно принимает раскаяние человека. И хотя Он во все дни года принимает раскаяние тех, кто всем сердцем возвращается к служению Ему, тем не менее эти дни более всего подходят для раскаяния и специально предназначены для него».
Почему временем для раскаяния был выбран именно месяц элул? Этому можно привести не менее двух объяснений. Одно – вполне очевидное: сразу после месяца элул следуют Дни трепета, когда решается судьба каждого человека, Рош а-Шана и Йом Кипур. Следовательно, готовясь к решению своей судьбы, всем нам стоит вновь пересмотреть устоявшиеся привычки и свое поведение. Ведь даже среди людей раскаяние неизменно предшествует прощению. Тем более когда речь идет о наших взаимоотношениях с Творцом, предстающим перед нами как в ипостаси Отца, так и Владыки мира.
Еврейский народ получил Тору на горе Синай. Тора с тех пор не изменилась, но меняются люди, окружающий мир.
Рав Адин Штейнзальц
В Торе даются основные положения кашрута, правила выбора и приготовления пищи, которую евреи могут есть. Все требования, на которых основан выбор рыб, пригодных в пищу еврею, приводятся в следующих четырех строках книги "Ваикра" (11:9 - 11:12 глава "Шмини").
Это ешьте из всего, что в воде: все, что имеет плавник и чешую в воде, в морях и в реках, тех ешьте.
А все, что не имеет плавника и чешуи в морях и в реках, из всех мелких существ водяных, из всякой живой души, что в воде, - гнусны они для вас.
И гнусны будут они для вас, от их мяса не ешьте и падали их гнушайтесь. Все, что не имеет плавника и чешуи в воде, гнусно это для вас.
"Смотри, - говорит Моше народу Израиля, - я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие". Благословение, которое последует в награду за исполнение заповедей Всевышнего, и проклятие - если они будут нарушаться. Эти благословения и проклятия должны быть провозглашены на горе Гризим и на горе Эйвал, когда евреи войдут в Святую Землю.
"В месте, которое изберет Г-сподь, чтобы водворить там имя Свое", должен быть возведен Храм. И только в нем, а не в любом другом месте люди должны будут приносить жертвы Б-гу.
Лжепророки, а также те, кто совращают других на идолопоклонство, должны быть караемы смертью. Город, целиком совращенный на поклонение идолам, должен быть уничтожен.
Вновь повторяется упоминание признаков кошерности животных и рыб, и перечисляются некошерные виды птиц.
Р. Леви-Ицхак (Левик) Шнеерсон родился 18 нисана 5638-го (1878) года в местечке Подобранка неподалеку от Гомеля. Родословная его восходит к третьему Любавичскому Ребе, Цемах-Цедеку. Р. Леви-Ицхак учился у своего деда, раввина в Подобранке, р.Иоэля Хайкина, получил смиху раввина от раби Хаима из Бриска и раби Элиягу-Хаима из Лодзи. В 1909 году, в возрасте 31 года, раби Леви-Ицхак был приглашен на должность раввина общины Екатеринослава. После революции р.Леви-Ицхак волей обстоятельств оказался одним из лидеров борьбы с «передовым отрядом» красного атеистического террора — «Евсекцией».
Моше продолжает свою последнюю речь к еврейскому народу, обещая им, что если они будут соблюдать заповеди Торы, то их ждет процветание в Земле, в которую они вот-вот должны войти, чтобы поселиться в ней, как обещал Всевышний их праотцам.
Моше также упрекает их за совершенные грехи, напоминая о Золотом Тельце, о бунте Кораха, о грехе разведчиков и о том, как они гневили Б-га в Тавъэйре, Масе, и в Киврот-Атаава. "Вы бунтовали против Б-га, - говорит он, - с того дня, что я вас знаю". Но кроме этого он говорит также о прощении Всевышним их грехов и о Вторых Скрижалях, которые Б-г даровал им после их раскаянья.
Текст свободного перевода на иврит выдержек из бесед, произнесенных Ребе в Субботу недельной главы «Дварим», Субботу «Хазон» (в течение «вытолкнутого» поста) 9 Ава, 10 Ава (перед вечерней молитвой) и в понедельник 11 Ава 5751 года (после вечерней молитвы).
1. Эти дни (особенно выходя из перенесенного поста 9 Ава) в особой степени предуготованы для прихода Мошиаха. Помимо того, что существует обязанность ожидать Мошиаха каждый день, и это одна из основ веры, в течение месяца Ав особенно подчеркнута идея прихода Мошиаха: «Поднялся лев в созвездии льва (Ав) и разрушил Ариэль (Храм), на условии, что придет Лев в созвездии льва и отстроит Ариэль». «Менахем» Ав — в этом месяце происходит утешение Освобождения, за счет переворачивания негативных идея, спускания, в величайшее поднятие.
Из свода "Кицур Шулхан Арух"
1. После разрушения Второго Храма мудрецы Торы постановили, что даже в самые радостные минуты своей жизни еврей обязан каким-либо образом выразить, что ничто не может заставить нас забыть об этой страшной катастрофе. Сказано в Тегилим (Псалмах) (137:5,6): "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет правая рука моя! Пусть прилипнет язык мой к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не вознесу Иерусалим во главу веселья моего!"
2. Пo установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат размером локоть на локоть (48х48 см) - чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном Храме.
3.Устраивая трапезу - даже в честь исполнения заповеди, - следует ставить на стол только ту дорогую и красивую посуду, которая нужна для трапезы, но не для украшения стола.
Из свода "Кицур Шулхан Арух"
1. Девятого ава в синагогах в знак траура принято снимать занавес с арон кодеша. Перед хазаном не ставят зажженных свечей, даже если этот день - годовщина смерти его близкого родственника (йорцайт). Днем в синагоге свет не включают вообще, а вечером - только такой, которого будет достаточно для чтения.
2. В "Маариве" читают "Шма" и "Шмонэ-эсрэ" так же, как в будни - только неторопливо и скорбно, как принято во время траура. После того, как хазан произносит "Кадиш шалем", все садятся на пол или на низкие скамейки (не выше 25 см) и читают книгу Эйха (Плач Иеремии) и кинот (траурные элегии) - тоже не торопясь, скорбно. Чтец читает книгу Эйха очень тихо, делая небольшие паузы между стихами и более длительные - между главами. Начало следующей главы он читает громче начала предыдущей и каждую главу заканчивает в полный голос. Все присутствующие в синагоге вслед за чтецом повторяют каждое слово про себя. Последний стих книги ("Верни нас, Г-сподь, к Себе...") громко произносят все молящиеся, и чтец повторяет за ними.
Марина Карпова
Согласно указу, подписанному испанскими монархами Фердинандом и Изабеллой 31 марта 1492 года, все евреи королевства, не пожелавшие креститься, должны были покинуть Испанию до конца июля того же года.
По еврейскому календарю последний день, когда евреи могли оставаться на испанской земле, пришелся на седьмое ава. Однако один из духовных лидеров изгнанников, бывший министр финансов королевства, выдающийся ученый и комментатор Писания дон Ицхак Абарбанель, в своем комментарии утверждал, что евреи были изгнаны из страны девятого числа того же месяца: «Когда испанский король издал указ об изгнании евреев из своего королевства, он назначил и день изгнания — ровно три месяца спустя после издания указа. Оказалось, что это девятое ава. Король, разумеется, не знал, что это за день!». Впоследствии это утверждение было многократно повторено самыми разными авторами, и на сегодня оно считается общепризнанным мнением традиционного еврейского мира.
Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма.
Основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача).
Десятого Тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию.
С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях.
Ицхак Стрешинский
Как известно, пост 9 ава установлен в память о разрушении Храма. Согласно хронологии еврейских мудрецов, Первый храм был разрушен армией вавилонского царя Невухаднецара (на аккадском — Набу-кудурри-уцур, на русском — Навуходоносор) в 3338 году (422 год до н. э.), историки же считают, что это произошло в 586 году до н. э. За одиннадцать лет до разрушения Храма Невухаднецар изгнал в Вавилон царя Йеояхина (Йехонью) и часть жителей, в основном иудейскую знать. На иудейский престол Невухаднецар посадил дядю Йеояхина, Матанью, переменив его имя на Цидкияу. Попробуем разобраться, какие настроения были среди евреев те одиннадцать лет, что предшествовали разрушению Первого храма, и какую позицию выражали пророки.
После исхода евреев из Египта и до строительства Первого Храма в Иерусалиме временным храмом для евреев служил Мишкан - переносная палатка из ковров и кож, в которой регулярно осуществлялись богослужения и жертвоприношения Единому Б-гу. После строительства Иерусалимского Храма, он стал центром священнослужения всего еврейского народа.
Но давайте посмотрим, можно ли считать Иерусалимский Храм только культовым сооружением. Что означал Храм в жизни еврейского народа и почему вот уже несколько тысячелетий евреи скорбят и оплакивают Иерусалимский Храм.
В течение восьмисот тридцати лет над Иерусалимом высилось величественное строение, служившее точкой соприкосновения Земли и Неба. Настолько важным было это строение во взаимоотношениях человека с Б-гом, что соблюдение двух третей всех заповедей Торы зависит от существования Храма. Его разрушение является величайшей трагедией в истории нашего народа, а его восстановление ознаменует приход Избавления - восстановление гармонии в мире, созданном Творцом, и гармонии между Ним и Его творением.
Три недели в году, в период "Между Теснин" - между постами 17 Тамуза (в 2018 году - 30 июня(это шабат поэтому переносится пост на 1 июля) и 9 Ава (в этом году 21 июля, это шабат поэтому переносится на 22 июля) - мы справляем траур по разрушенному Храму и по изгнанию - физическому и духовному - в котором мы до сих пор находимся.
Моше Безродный
Согласно Мишне, 17 тамуза в еврейской истории произошло пять трагических событий: Моше разбил первые скрижали; в конце эпохи Первого храма в окруженном вавилонянами Иерусалиме прекратились ежедневные жертвоприношения; во время Великого восстания римляне, осаждавшие Иерусалим, сделали пролом в городской стене; и, наконец, некто Апостомос «сжег Тору и установил идола в Храме» (Таанит, 4:6).
Что касается трех первых событий, то с ними все более-менее понятно. Однако кто такой Апостомос, совершивший четвертое и пятое преступления, и когда же совершились эти действия?
Приближается месяц Тамуз, когда мы отмечаем наш праздник – День Освобождения предыдущего Любавичского Ребе. Как известно, он был арестован в той стране из-за самоотверженной, в буквальном смысле этого слова, деятельности, которой занимался на протяжении семи лет: распространял идиш-кайт, помогал изучению Торы и исполнению ее заповедей.
В этом ему сопутствовал огромный успех, как и в дальнейшем, после освобождения, когда Ребе смог благополучно продолжить и расширить свою деятельность и заниматься ею еще много лет, до последних дней своей жизни.