Когда Пурим выпадает на пятницу (то есть канун субботы), принято изначально (лехатхила) начинать праздничную трапезу до полудня, из почтения к субботе. Тот, кто не успел начать трапезу до полудня, должен постараться начать ее по крайней мере за три часа до захода солнца. А постфактум (бедиавад) ее можно начинать вплоть до захода солнца. Так или иначе, если человек приступил к трапезе незадолго до субботы, он должен постараться не есть слишком много, чтобы сохранить аппетит для вечерней субботней трапезы.

Есть также обычай, согласно которому праздничная трапеза Пурима переходит непосредственно в вечернюю субботнюю трапезу. Этого обычая придерживались некоторые из величайших законоучителей, но есть мнение, что так можно поступать только постфактум (бедиавад). Вот как это происходит: послеполуденную молитву минха читают перед праздничной трапезой и приступают к трапезе в Пурим после полудня, а приблизительно за полчаса до захода солнца зажигают субботние свечи и принимают субботу.

Рав И.-М. Лау


Иерусалим - один из нескольких городов, окруженных стеной со времен Иеошуа Бин Нуна. В них Пурим отмечают 15 Адара

Мы празднуем Пурим 14-го и 15-го адара в память о спасении евреев от полного истребления во времена царя Ахашвероша, правившего громадной Персидской империей. Сановник царя Гаман замыслил погубить всех евреев и бросал жребий (пур), чтобы узнать, когда наиболее подходящее для этого время. По слову пур праздник называется Пурим, а все связанные с ним события описаны в Мегилат Эстер (книге Эстер). В городах, не обнесенных стеной, Пурим празднуется 14 адара, а в городах, обнесенных стеной еще со времен Йегошуа бин Нуна, — 15 адара. Этот день, 15 адара, называется Шушан-Пурим по имени древней столицы Персидской империи города Шушан, евреи которого именно в этот день избавились от угрожавшей им смертельной опасности.

Р-н Ниссан Мангел

1. Ахашверош восходит на царский престол

"И было в дни Ахашвероша... "
(Свиток Эстер, 1:1)

Ахашверош взошёл на трон персидской империи более чем две тысячи лет тому назад (в 3392 году от сотворения мира). Хотя он не был законным наследником персидского престола, ему удалось привлечь к себе народ своим богатством и силой и распространить, таким образом, свое владычество над всеми землями Персии. Он провёл много успешных войн, пока ему не удалось стать властелином огромного царства, включающего 127 провинций и простирающегося от Индии до Эфиопии.

Марина Карпова

Еще в глубокой древности Пурим превратился в один из самых веселых еврейских праздников. Уже в Талмуде говорится об обычае предаваться в этот день обильным возлияниям, а также упоминается традиционная пуримская игра «Мешаварта бе-Пурим», во время которой дети прыгали через костер. Со временем в разных общинах по­явилось немало других элементов праздника, предававших Пуриму неповторимую атмосферу.

Одна из наиболее известных и распространенных пуримских традиций — это маскарад, где дети и взрослые облачаются во всевозможные костюмы и маски. Как полагают исследователи, этот обычай зародился в Италии под влиянием знаменитых местных карнавалов. Первое упоминание о пуримском маскараде мы находим в респонсах р. Йеуде Минцу (1408[?]–1506), который в течение многих лет возглавлял общину выходцев из Германии в Падуе.

Б-г говорит Моше повелеть сынам Израиля принести чистейшего оливкового масла для зажигания светильника "постоянного горения", который Аарон будет зажигать в Святилище, чтобы тот горел "от вечера до утра".

Описываются одеяния священников (коэнов), в которые те должны быть одеты во время храмовых служений: 1) ктонет - длинная льняная рубаха; 2) михнасаим - льняные штаны; 3) мицнефет или мигбаат - льняной тюрбан; 4) авнет - длинный пояс.

Статус малых постов в наши дни

Когда, после разрушения Первого Храма, пророки установили четыре поста, они взяли за образец пост Йом Кипура, поскольку мудрецы, как правило, выносят постановления по примеру заповедей Торы. Как пост Йом Кипура длится полные сутки, так постановили пророки и в отношении четырех малых постов. В Йом Кипур установлены пять запретов: есть и пить, мыться и умываться, умащать тело, носить кожаную обувь и вступать в интимную близость; те же самые запреты относятся и к постам в память о разрушении Храма. Эти законы евреи соблюдали все семьдесят лет Вавилонского изгнания.

Когда же евреи взошли из Вавилона в Землю Израиля, чтобы отстроить Второй Храм, малые посты были отменены, а их дни стали днями радости и веселья. Об этом сказано (Зхарья, 8:19): «Так сказал Господь Цеваот: пост четвертого (месяца тамуза) и пост пятого (9 ава), и пост седьмого (3 тишрея), и пост десятого (10 тевета) будет для дома Йеѓуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими, и правду и мир любите».

Ицхак Стрешинский

Седьмой день месяца адар – это день рождения и смерти Моше, пророка, который по слову Всевышнего вывел евреев из Египта. Его жизнь и деятельность подробно описаны в четырех книгах Торы (Шмот, Ваикра, Бемидбар и Дварим). В этой статье мы не будем пересказывать общеизвестные факты жизни Моше: о том, как он вывел сынов Израиля из Египта и странствовал с ними по пустыне, о том, как получил Тору. Мы рассмотрим лишь два интересных вопроса, касающихся биографии пророка, основываясь на классических и современных комментариях.

«Шабат захор» – это второй по счёту шабат, когда читаются специфические для месяца Адар дополнительные отрывки из Торы. Сейчас, в ближайший шабат, нам предстоит в дополнении к недельному разделу читать краткий отрывок их книги Дварим. Чтение этого отрывка является обязанностью из Торы, поэтому очень желательно всем прийти в Синагогу и послушать чтение этого отрывка  из Свитка , как полагается в миньяне. Это конец раздела «Ки-тецэ», три стиха, в которых  сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек в дороге, когда вы вышли из Египта».

Еврейский календарь считается одним из самых сложных среди всех существующих календарей. Наиболее резкое отличие еврейской календарной системы от всех других известных систем заключается в том, что она непериодическая. Еврейское летоисчисление ведется от сотворения мира. В течение нескольких первых веков календарь европейских народов, принявших христианскую веру, соответствовал еврейскому. Лишь в 325 г. на Никейском соборе была установлена условная дата "Рождества Христова", с которой и началось времяисчисление реформированного христианского календаря. К тому времени по еврейскому летоисчислению наступил уже 3760 год. Это значит, что к общепринятому теперь европейскому летоисчислению надо прибавить 3760 лет, или 3761 год, чтобы получить датировку еврейского года.

Шмот (Исход) 25:1-27:19

Всевышний велит еврейскому народу принести подношение - пятнадцать видов различных материалов: золото, серебро, медь; синюю, пурпурную и красную шерсть; лен, козью шерсть, кожи бараньи красные, и кожи тахаша, дерево шитим, оливковое масло, пряности, камни ониксовые и самоцветы, - из которых, как повелевает Б-г, они "пусть сделают Мне Святилище, и Я буду пребывать среди них!"

На вершине горы Синай Моше получает подробные указания о том, как должно быть устроено это "жилище Б-гу", чтобы евреи могли его разбирать, переносить и снова возводить во время странствий по пустыне.

В те времена, когда существовал Храм, народ Израиля был осенен духом святости, и все евреи соблюдали законы ритуальной чистоты, поэтому наши мудрецы уменьшили количество особых запретов, связанных с нечистотой ниды * Однако позднее, после разрушения Храма, когда законы ритуальной чистоты были отменены, мудрецы умножили запреты ниды, чтобы отдалить евреев от греха * У этого есть и внутренняя, духовная причина: когда Храм был разрушен, радости супружеского единения был нанесен ущерб, поэтому умножились запреты, с этим связанные * В наши дни некоторые хотят отменить постановление Рабби (рабби Йеѓуды ѓа-Наси) об отсчете «семи чистых дней», и хотя их доводы вполне убедительны, мы не имеем необходимых полномочий, чтобы отменить постановления мудрецов прошлого

Ѓалаха гласит: если еврей утверждает, что приготовленная им пища кошерна, то ему следует доверять. Однако этот закон не действует в отношении промышленных пищевых продуктов, так как возникает опасение, что люди, производящие и продающие эти продукты, могут пойти на обман ради прибыли. Поэтому необходимо наблюдение за кошерностью таких продуктов * Список ингредиентов, напечатанный на упаковке, не может служить заменой сертификата кошерности, поскольку в нем не указаны все без исключения вещества, входящие в состав продукта: эмульгаторы, стабилизаторы, усилители вкуса и пр. * Пищевые добавки могут быть проблематичными с точки зрения кашрута. Это в особенности касается двух веществ: глицерина и желатина * Поскольку обычный потребитель не знает законов Ѓалахи в отношении всех пищевых добавок и не знаком с полемикой ѓалахических авторитетов по этому вопросу, любой продукт питания промышленного производства должен быть непременно снабжен сертификатом кошерности                        

 

Повелительные заповеди

20. Заповедь, повелевающая в субботу отдыхать от работы

Сказано в Торе: «А на седьмой день отдыхай (от работы), чтобы отдохнул твой бык и твой осел» (Шемот 23:12).

Как видим, заповедь предписывает нам предоставлять субботний отдых также и нашим домашним животным. Мудрецы дополнили ее постановлением, согласно которому нам запрещено давать в субботу работу неевреям, – такое действие называется швут (см. далее, 6-я запрещающая заповедь).

Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде – мужчины и женщины.

Эта недельная глава начинается словами «И вот законы, которые ты разъяснишь им (буквально – «поставишь перед ними»). Конец фразы привлекал внимание многих комментаторов. Есть несколько толкований слов «разъяснишь им», и они взаимосвязаны. Безусловно, нуждается в разъяснении и термин «законы», на иврите – мишпатим. В Торе «мишпатим» обозначает общие правила, регулирующие отношения между людьми, то есть общее, или социальное, законодательство. Не будь они даны Всевышним, такие законы могли бы быть логически выведены самим человеком благодаря здравому смыслу.
Иной характер носят «свидетельства», на иврите – эйдот, такие, как законы Субботы и праздников: хотя они и доступны пониманию, но никогда бы не были установлены человеком самостоятельно; а также «установления», на иврите – хуким, – заповеди, в принципе не поддающиеся рациональному объяснению. Почему же тогда только «законы» выделены из всех заповедей? Отвечая на этот вопрос, Ребе исследует сложное соотношение между выполнением и пониманием Б-жественных заповедей.

С наступлением месяца адар умножают радость

Сказали наши мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Таанит, 29а): «С наступлением месяца ав убавляют радость», «С наступлением месяца адар умножают радость». Мудрецы учат нас: ничто в мире не случайно, и всякое время имеет уникальный характер и особые свойства. Если Первый и Второй Храм были разрушены 9 ава, это знак того, что начало месяца ав – время, чреватое бедствиями. А если чудо Пурима произошло в середине месяца адар, из этого следует, что месяц адар обладает особым качеством – способностью обращать зло в добро. Во все прочие времена мы радуемся добру, что есть в мире, но наша радость не может быть полной, ибо в мире пока еще присутствуют также зло и страдание. Когда же зло превращается в добро, то радость возрастает и становится полной.

Ребецн Ципора Хеллер

Мы знаем, что еврейский год начинается в тишрее с праздника Рош а-Шана. Этот известный отсчет, начинающийся с месяца тишрей, был придуман мудрецом Гиллелем в эпоху Талмуда, когда нашим месяцам были даны вавилонские названия – тишрей, хешван и так далее. Но сюрприз! Можно считать наш год с другого момента, и иной способ отсчета находится в самой Торе, называющей наши месяцы просто по цифрам – первый, второй и так далее. Первый месяц – нисан – время Песаха, когда мы выходили из Египта, однако по системе Гиллеля нисан будет седьмым месяцем. Складывается впечатление, будто евреи всегда хотели усложнить себе жизнь! Так кажется на первый взгляд, но при более глубоком подходе раскрывается совсем иной смысл.

Рав Берл Лазар

Наши мудрецы говорят: «Когда приходит Адар, прибавляют в радости». Эти слова символизируют отношение еврейской традиции к тому, что принято называть судьбой.

Определяетcя ли наше будущее расположением звезд, положением луны и другими подобными астрологическими обстоятельствами? Существуют ли «хорошие», благоприятные дни, когда нас ждет удача? Следует ли доверять гороскопам?

Каждая суббота и каждая неделя еврейского года носит название того недельного раздела Торы, который в эти дни читают. Однако есть субботы, которые из-за своей близости к праздникам удостоились особого названия и особого статуса. В такие дни помимо соответствующего раздела Торы читают дополнительный раздел, связанный с приближающимся праздником. Вот эти субботы.

Шабат шкалим - в эту субботу дополнительно читают отрывок из книги «Исход»-«Шмот» (30:11-16), где говорится о взносе в размере половины шекеля на приобретение животных, приносившихся в жертву от имени всей общины. Обычно эта суббота бывает перед новомесячием адара, но иногда выпадает на первый день этого месяца, и тогда в синагоге читают три фрагмента из Торы: а) недельный раздел, б) текст о жертвоприношениях, который принято читать в любое новомесячие («Бемидбар» - «Числа», 28:9-15), в) фрагмент о половине шекеля.

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Пиркей авот

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях