Всевышний являет себя Моше и обещает вывести Сынов Израилевых из Египта, избавить их от рабства, спасти их и взять себе избранным народом у горы Синай, а также привести их в Страну, которую Он обещал праотцам во владение вечное.
Моше и Аарон несколько раз являются к фараону, требуя от имени Б-га: "Отпусти народ Мой, чтобы они послужили мне в пустыне!" Фараон всякий раз отвечает отказом. Посох Аарона превращается в змея и пожирает волшебные жезлы египетских колдунов. Вслед за этим Всевышний насылает казни на Египет.
Подробнее...
Мирьям была дочерью Амрама и Йохевед, то есть сестрой Моше и Аарона.
Это одна из семи пророчиц еврейского народа – харизматичная, сильная и яркая личность.
День ее смерти – 10 нисана.
Фараон, правитель Египта, поработил евреев и издал множество указов против них, самый страшный из которых был таким: новорожденных еврейских мальчиков выбрасывать в Нил, чтобы евреи не размножились и не стали врагами Египта.
Имя Мирьям содержит намек на горечь – горечь рабства евреев в Египте.
Мать Мирьям, Йохевед, сказала мужу: «Ради чего нам рожать детей? Все равно фараон их убьет!» Амрам согласился с ней, и они решили развестись. А поскольку Амрам был среди евреев человеком известным и уважаемым, многие последовали этому примеру.
Подробнее...
24-го декабря (6 января для православных стран) по христианскому календарю (нитл), начиная с захода солнца и до полуночи не учат Тору. Смысл этого обычая, по объяснению Любавического ребе, рабби Шалома Дов-Бера, заключается в том, чтобы "не придавать сил скверне".
Что же означает еврейское название Рождества нитль или ниттлнахт? Nacht на идиш, как и по-немецки значит «ночь», а вот по поводу происхождения слова «нитль» нет единого мнения. Наш знакомый раввин из Манси производит его от талмудического арамейского нитуль – лишать, потерять. Мол, «день потому и называется нитль, что мы лишаемся учебы в Святой Торе».
Подробнее...
Рабби Моше бен Маймон – одна из самых выдающихся фигур, которая возникла в среде еврейского народа за последнюю тысячу лет. Он оставил свой след в жизни тысяч людей своего поколения и в целом на весь народ в наше время. Его способность сочетать изучение Торы с медицинскими премудростями получила заслуженную благодарность у лидеров многих стран. За Тору и её учеников он стоял, как каменная стена. «От Моше и до Моше не было никого, подобного Моше»
20 Тевета - день смерти Рамбама (1135-1204), великого человека, религиозного авторитета, философа и врача, который посвятил всю свою жизнь народу Израиля. Рамбам, рабби Моше бен Маймон, заботился о своих современниках, как преданный пастух, что нашло своё отражение, среди прочего, в написании трудов, в которых он поддерживал народ и укреплял его веру.
Подробнее...
Р-н Янки Таубер
"Маргарита" - это имя. "Папа", "Доктор" и "Ваше высочество" - тоже имена. Точно также как и "Следующий!" или "Вот-вы-в-красном-галстуке-второй-в-третьем-ряду". Номер вашего паспорта - тоже в некотором роде имя, точно также как ваш размер обуви или марка и модель вашей машины. Идя по жизни, вы попутно получаете множество самых разных наименований - своеобразных рукояток вашей личности, за которые окружающие могут хвататься и тянуть.
Но где во всем этом вы? Ведь существует в мире полным-полно других Маргарит, и конечно же бесчисленное количество пап и докторов. "Ваших высочеств" немножечко меньше, но если поискать, то можно найти парочку. Вы можете быть единственным вторым в третьем ряду человеком в красном галстуке, но значит ли это, что, одень вы утром желтый галстук, вы бы уже не были собой?
Подробнее...
После того, как Дети Израилевы чрезвычайно размножились в Египте, напуганный их числом фараон делает евреев рабами и приказывает еврейским повитухам по имени Шифра и Пуа умерщвлять всех еврейских мальчиков при появлении их на свет. После того, как повитухи проявляют неповиновение, фараон приказывает своим людям бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков.
У Йохевед, дочери Леви, и ее мужа Амрама рождается сын. Его помещают в осмоленную корзину и оставляют ее в камышах у берега Нила. Дочь фараона, придя купаться к Нилу, обнаруживает мальчика, усыновляет его и нарекает ему имя Моше.
Подробнее...
О Иерусалиме можно много чего написать. Иерусалим можно увидеть, например, по телевизору. В этом городе можно жить и считать это само собой разумеющимся. В этот город можно стремиться всегда.
Есть еще один вариант: сделать Иерусалим вокруг себя. Об этом пишет Ребе в своих размышлениях:
«Иногда хочется бежать оттуда, где сейчас находишься, в поисках своего Иерусалима. Где бы вы ни были, что бы ни делали, сделайте это Иерусалимом».
Подробнее...
Брейшит (Бытие) 47:28-50:26
Яаков проживает в Египте последние 17 лет своей жизни. Перед кончиной он берет с Йосефа клятву, что тот похоронит его в Святой Земле. Яаков благословляет сыновей Йосефа - Менаше и Эфраима - и приравнивает их статус к статусу собственных сыновей в качестве родоначальников колен народа Израиля.
Яаков хочет раскрыть своим детям "конец дней", но оказывается не в состоянии это сделать. Вместо этого он благословляет своих сыновей, присваивая каждому из колен свою роль: из колена Йеуды выйдут вожди, законодатели и цари; священники выйдут из колена Леви; ученые мудрецы - из Иссахара; купцы-мореходы- из Зевулуна; учителя - из Шимона; искусные воины - из Гада; судьи - из Дана; оливководы - из Ашера и т. д. Реувен получает порицание за вмешательство в семейную жизнь отца, а Шимон и Леви - за уничтожение Шхема и заговор против Йосефа. Нафтали наделяется легкостью и быстротой лани, Биньямин - свирепостью волка, а Йосеф благословляется красотой и плодовитостью.
Подробнее...
Четыре дня в году напоминают нам о разрушении двух Иерусалимских храмов. Каждый из этих дней соответствует определенному эпизоду трагедии: 10 тевета — день начала осады Иерусалима, 17 тамуза — день разрушения городской стены, 9 ава — день разрушения Первого и Второго храмов и, наконец, пост Гедалии (3 тишрея) — день в память о гибели правителя евреев.
Десятого тевета 3336 от сотворения мира (425 до н. э.) вавилонский царь Невухаднецар I (Навуходоносор) начал осаду Иерусалима. Вот как это описывается в Книге ЦарейКомментарий: «И было: на девятом году царствования Цидкияhу, в десятом месяце, в десятый день месяца пришел Невухаднецар, царь Вавилона, со всем своим войском под Иерусалим, и расположился лагерем возле него, и выстроил вокруг него осадный вал. И попал город в осаду до одиннадцатого года правления царя Цидкияhу…».
Подробнее...
Незадолго до смерти благословляя своих сыновей, Яаков напомнил первенцу Реувену о грехе, который тот совершил, после того, как усмотрел в поведении отца оскорбление своей матери.
За это отец лишил своего первенца права на священничество и царство. Царскую власть он отдал Йеуде, объяснив это словами: "Молодой лев - Йеуда, от насилия ты, сын мой, удалился. Преклонился, лег он, как лев и как леопард, кто посмеет потревожить его". Комментарий Раши вносит ясность: Яаков ведет речь о двух добрых поступках сына - о совете, который он дал своим братьям, предложив продать Йосефа, тем самым спасая брата от гибели, и о признании греха, совершенного им по отношению к своей невестке Тамар.
Подробнее...
Статус малых постов в наши дни
Когда, после разрушения Первого Храма, пророки установили четыре поста, они взяли за образец пост Йом Кипура, поскольку мудрецы, как правило, выносят постановления по примеру заповедей Торы. Как пост Йом Кипура длится полные сутки, так постановили пророки и в отношении четырех малых постов. В Йом Кипур установлены пять запретов: есть и пить, мыться и умываться, умащать тело, носить кожаную обувь и вступать в интимную близость; те же самые запреты относятся и к постам в память о разрушении Храма. Эти законы евреи соблюдали все семьдесят лет Вавилонского изгнания.
Когда же евреи взошли из Вавилона в Землю Израиля, чтобы отстроить Второй Храм, малые посты были отменены, а их дни стали днями радости и веселья. Об этом сказано (Зхарья, 8:19): «Так сказал Господь Цеваот: пост четвертого (месяца тамуза) и пост пятого (9 ава), и пост седьмого (3 тишрея), и пост десятого (10 тевета) будет для дома Йеѓуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими, и правду и мир любите».
Подробнее...
Евгений Левин
Согласно Талмуду, праздник Ханука был установлен в память о «чуде с маслом», которое произошло в Храме сразу после того, как Хасмонеи выбили греков и их еврейских союзников из Иерусалима. Овладев Храмом, Маккавеи решили зажечь храмовый семисвечник, однако нашли лишь небольшой сосуд с неоскверненным маслом, которого хватило бы только на один день. Хасмонеи все же решили возжечь менору, и произошло чудо – масла хватило на восемь дней непрерывного горения, а за это время евреи успели изготовить новое чистое масло.
Однако что за светильник стоял в это время в Храме и какова была его дальнейшая судьба?
Подробнее...
Йеуда Векслер
День пятого тевета 5747 года[1] в здании всемирного центра Хабада в Бруклине начался обыденно. Но около одиннадцати часов утра раздался громкий клич — он нарастал, приближался, его подхватывали все новые и новые голоса, и, наконец, он зазвучал со всех сторон: «Дидан ноцах!!!»[2] Всеобщее ликование взорвалось пением и пляской, подобной которой не видали уже давно. Так у любавичских хасидов появился новый праздник, и отмечается он с тех пор каждый год.
Подробнее...
Йеуда подступает к Йосефу, умоляя его освободить Бинъямина, и предлагает, чтобы правитель Египта взял его себе рабом вместо Бинъямина. Убедившись в преданности братьев друг другу, Йосеф раскрывает себя братьям. "Я - Йосеф!" - провозглашает он. - "Жив ли еще мой отец?"
Братья охвачены стыдом и раскаянием, но Йосеф утешает их, говоря, что на самом деле не по их воле он оказался в Египте, но Всевышний послал его туда для будущего спасения семьи от голода.
Подробнее...
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Месяц Тевет — десятый месяц в году, начиная с Нисана. Его название, как и названия других месяцев, привезено из Вавилонии возвратившимися оттуда изгнанниками.
Во второй главе Книги Эстер мы читаем: «…в десятом месяце, месяце Тевет…»
Рош Ходеш Тевет отмечается два дня или один день, в зависимости от того, полным или неполным был предшествующий ему месяц Кислев. Сам же Тевет никогда не бывает полным; он всегда продолжается двадцать девять дней, и новомесячье следующего за ним месяца Швата всегда празднуется только один день.
Подробнее...
Р-н Йоси Голдман
Мудрейший из людей сказал, что есть время, когда нужно плакать. Это означает, что есть ситуации, когда плакать неуместно. И хотя точная фраза Царя Соломона звучит как "время плакать и время смеяться", очевидно, что есть времена, когда необходимы другие реакции. Очевидно, что жизнь не ограничивается лишь плачем и смехом.
Подробнее...
Из трудов Любавического Ребе; адаптировано равом Джонатаном Саксом
Позаботившись о запасах зерна в годы изобилия, Йосеф не только спас египтян от семилетнего голода и умножил богатства фараона, но, как мы узнаем из этой недельной главы, сумел позаботиться и о собственной родне, несмотря на то, что братья в свое время причинили ему много боли. За такую его заслугу в одном из псалмов весь еврейский народ назван именем Йосефа. Каково же скрытое значение этой личности? И чему нас учит отрывок из Мидраша, где к Всевышнему возносятся просьбы относиться к народу Израиля, как Йосеф к своим братьям.
Подробнее...
Моше Гринвальд
Мой отец, Авраам-Цви Гринвальд, родился в польском городе Лодзь. Ему было всего восемь лет, когда умер его отец, и мать осталась одна с детьми. Маленького Авраама она отправила к своему двоюродному брату, рабби Менахему Зембе, который был известным раввином в довоенной Варшаве.
Подробнее...
Йеуда Фридзон
«Что такое Ханука? Учили наши учителя: 25 кислева начинаются дни Хануки, и восемь этих дней – запрещенные для надгробных речей и поста.
Когда греки ворвались в Храм, они осквернили все масло в чертоге, но когда царство дома Хасмонеев набрало силу и победило их, то искали, но не нашли чистого масла, кроме одного кувшинчика, запечатанного печатью первосвященника, и не было в нем масла более, чем чтобы лишь один раз зажечь менору. Однако произошло с ним чудо, и зажигали из него восемь дней.
На другой год установили и исполнили эти дни как праздничные, с восхвалением Всевышнего и вознесением Ему благодарности» (Шабат, 21б).
Подробнее...
Йеуда Векслер
Есть заповеди в Торе, смысл которых принципиально недоступен человеческому разуму. К ним, в частности, относятся законы, ритуальной чистоты и нечистоты. Однако Тору мы обязаны изучать, то есть понимать и осмысливать. Но если эти законы априори выше возможностей нашего постижения — как может вместить их наш ум? Это возможно — но при условии, что мы полностью подчиним наш разум и логику логике Торы. Другое дело, если свою логику человек сделает основой понимания Торы и исполнения заповедей. В учении хасидизма подобный подход называется «скверна эллинизма», — а Тора требует, чтобы человек, приходящий в соприкосновение со святыней, был чист. Что же такое эта чистота с точки зрения Торы и в свете учения хасидизма?
Подробнее...