Последние три казни обрушиваются на Египет: полчища саранчи сжирают весь урожай и всю зелень; кромешная, ощутимая на ощупь тьма окутывает всю страну; все первенцы Египта погибают ровно в полночь 15 Нисана.

Всевышний дает закон - первая заповедь из данных еврейскому народу: установить календарь, отсчитывая месяцы по рождению новой луны. Евреи также получают повеление принести пасхальную жертву Б-гу: ягненка, чьей кровью должны быть отмечены косяки и притолоки дверей всех еврейских домов, чтобы Б-г, придя убивать египетских первенцев, миновал ("пасах" на иврите) эти дома. Запеченное на огне мясо этой жертвы в ту же ночь должно быть съедено вместе с мацой (опресноками) и горькой зеленью.

Вопрос

Шалом! Моя жена говорит, что есть традиция дарить супруге цветы перед Шаббатом. Правда ли это, и если да, то в чем смысл? К тому же, зачем дарить срезанные цветы, которые погибнут, а не горшечные растения? Элимелех

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте, Элимелех!

Это не является полноценным обычаем, поскольку обычай («минhаг») подразумевает некую долю обязанности — а дарить супруге цветы перед субботой обязанности нет. Тем ни менее, во многих религиозных семьях заведено покупать цветы к субботе и праздникам.

Самое чистое проявление души
Подобно тому как вода отражает лицо, одно сердце отвечает другому.
Книга Притчей, 27:1
Любовь – это превосходство души человека над его телом.

Ребе

По воскресеньям, после полудня, Ребе у дверей своего кабинета стоя приветствовал каждого пришедшего, давал ему благословение, совет по личному делу или духовному вопросу, Приходили, к нему тысячи людей, так что стоял он часто на одном месте по 7-8 часов. Как-то Ребе спросили, где он берет силы, чтобы держаться на ногах так долго. «Когда я смотрю на этих людей, мне кажется, что я считаю бриллианты, – ответил он с улыбкой. – Никто не испытывает усталости или слабости, когда считает нечто такое же прекрасное, как бриллианты».

1. Не возвращайся!

Тора запрещает евреям возвращаться в Египет: «ибо Б-г сказал вам: «Вы уже не вернётесь в эту землю» в землю, где вас поработили (Дварим 17:16). Египет исчерпал себя. Евреи не должны были иметь никаких отношений с этой страной, даже когда они поселились в соседней земле Израиля.

Когда Ассирийское царство пригрозило вторгнуться в Северное царство Израиля, царь Ошэйа бен Эйла обратился в Египет, чтобы с ним заключить союз против Ассирии. Пророк Йешайягу предостерегал против обращения за помощью к Египту, вместо того, чтобы обращаться к Б-гу: «Горе тем, кто ниспускается в Египет за помощью…» (Йешайя 31:1). В результате Ассирия захватила северную часть Израиля и изгнала десять племён, живших там.

Прискорбно, что не в последний раз евреи древнего Израиля обращались за помощью в Египет. После разрушения Первого Храма, небольшое количество евреев во главе с Йохананом бен Кареахом отправились в Египет искать поддержку в союзе против могущественной империи Вавилона. Пророк Йирмиягу призывал их не ходить: «Если вы обратите своё лицо, чтобы пойти в Египет… тот самый меч, которого вы боитесь, настигнет вас там» (Йирмия 42:15-16). Его пророчество сбылось, когда Вавилон захватил Египет, стерев с лица земли тамошнюю еврейскую общину.

После того, как Римская империя разрушила Второй Храм и разорила Иерусалим, она вторглась в Египет, убила и изгнала бесчисленное количество жителей. Есть такие законодатели, которые считали, что сейчас, когда Египетской империи больше не существует, евреям уже разрешено жить в Египте. Разрешено посещать Египет без намерения жить в нём, как когда-то перебирались туда из стран третьего мира (по мнению многих мыслителей, это не нарушало библейского запрета о возвращении в Египет из земли Израиля).

2. Процветающая еврейская община в Александрии

Греческий царь Птолемей I правил древним Египтом, начиная с IV века до н.э., основав там греческую культуру. Вскоре в Александрии возникла еврейская община. Александрийские евреи говорили по-гречески и занимали многие видные места в греческом правительстве и бизнесе. Община была большой; некоторые учёные полагают, что в то время насчитывалось до миллиона человек.

Александрийские евреи продолжали расцветать во времена Римской империи. Еврейский историк Иосиф Флавий описывал полуавтономную общину: «В их главе стоит этнарх, который управляет и судит народ». Он также отметил, что александрийские евреи досконально следовали соблюдению закона в своей общине.

Египетские римляне восстали против александрийских евреев в жесточайших антиеврейских мятежах в 38 году н.э. Долгое время евреи были предметом назревающего конфликта, будучи униженными в годы пребывания царя Агриппы в Александрии. Разодетый клоун, насмешливо чествующий Агриппу как царя — это тот образ, который высмеивал его правление в пантомиме того времени. Неевреи Александрии присоединялись к насмешкам и просили местного римского правителя воздвигнуть статую римского императора Калигулы во всех синагогах. Массовая чернь требовала ещё больше ограничить права евреев, запрещая им голосовать, и, в конечном счёте, настаивала на постановлении о принятии участия в восстании против евреев Александрии. Сжигались и уничтожались еврейские здания и магазины, а бесчисленное количество евреев было зверски убито. Местный правитель собрал вместе 38 глав еврейских общин и публично высек плетями, а некоторых забили до смерти. Права евреев восстановили только после того, когда император Клавдий снял Калигулу с должности в 54 году.

3. Рав Саадия Гаон

Рав Саадия Гаон бен Йосеф, известный как Саадия Гаон (Саадия Гений) родился в Египте в 882 году н.э. в небольшой деревне близ города Файюм, традиционно называемой древним городом Питом, который построили еврейские рабы тысячи лет назад.

Жизнь и труды рава Саадии Гаона наглядно показывают конфликты, с которыми сталкивались еврейские общины на Ближнем Востоке в то время, когда мусульманские вожди ввели статус еврейской второсортности, а еврейским общинам приходилось отстаивать свои права, подчас даже посредством конфликта. Большая часть ранних трудов рабби Саадии Гаона была направлена против караимов, еврейской секты, отвергнувших Талмуд и установивших свои собственные обычаи и религиозные традиции. Со временем Саадия столкнулся с ещё большим гонением со стороны караимов: они ворвались в его дом и уничтожили его книги и писания. Ему пришлось бежать в Израиль и жить там, поселиться в Сирии, а затем вновь вернуться в Египет прежде, чем он стал главой знаменитой еврейской академии Суры в Вавилоне.

4. Зимми: второсортные граждане

Поскольку Египет перешёл от Римского правления к мусульманскому, ряд законов вытеснил евреев на задний план, присвоив ему статус «зимми». Евреев заставили носить жёлтый цвет, символизируя их низший уровень. Их вынудили платить ежегодный налог, а способ оплаты подчёркивал их низший статус. Уполномоченные лица заставляли евреев ждать, когда те приходили оплачивать налог, кричали на них, отшвыривали и даже били. Евреям, оплачивающим налог, не позволялось поднимать руку выше руки должностного лица. Им также запрещалось присутствовать на нееврейских свадьбах, праздниках, похоронах и иных публичных мероприятиях.

Несмотря на эти унизительные ограничения, жизнь евреев в Египте процветала, хотя и за закрытыми дверьми. Евреи наслаждались вечерами и щедро принимали гостей во дворах своих домов. Сохранившиеся многочисленные документы повествуют о том, как евреи собирались вместе после обеда в Шаббат поиграть в настольные игры. Популярным времяпрепровождением были голубиные гонки: на крышах некоторых синагог располагались голубятники, и евреи посылали голубей друг другу из Александрии в Каир. Даже жёлтое одеяние, в которое они облачались по принуждению, не умаляло их чувство стиля. В письме, датированном XI веком от некого еврейского жителя Египта Саламы бен Муса бен Ицхака, описывается жёлтая рубашка в Йом Кипур: «короткая, подчёркивающая фигуру, соткана из тонкого, негрубого материала».

5. Рабби Йегуда Галеви в Александрии

Рабби Йегуда Галеви — великий еврейский учёный, писатель и поэт, — родился в Испании в 1070 году. Его философская работа «Кузари» продолжает оставаться классикой еврейской литературы, а его возвышенная поэзия до сих пор вдохновляет многих. Йегуда жаждал посетить Израиль перед смертью:

«Моё сердце на Востоке,

Запад приковал к себе.

Как еды вкусить истоки,

Коль она пришла во сне?»

В этих строках он описывает жажду целых поколений евреев, желающих увидеть землю Израиля.

В 1140 году рабби Йегуда наконец-то отправляется со своим зятем покорять землю Израиля. В те дни любое дальнее путешествие было необычайно сложным: морские суда часто подвергались риску кораблекрушения, а также становились жертвами пиратов. Сам рабби Йегуда много раз

помогал собирать средства для выкупа еврейских пассажиров, которых похитили в море. Предвкушая страх подобной участи, он сочиняет такие строки:

«Корабль в бурю как песчинка:

Его штормит и вверх, и вниз.

И мачта гнётся как тростинка,

Балласт сорвёт — лишь прикоснись.

Молитва к Б-гу о спасеньи

Мечта любого без сомненья»

Наконец рабби Йегуда прибыл на свою первую остановку по пути в Израиль — прибрежный город Александрия в Египте. Много веков спустя учёные обнаружили кучу писем, написанные александрийскими евреями за несколько месяцев до его прибытия. Множество поклонников известнейшего человека, казалось, застыли в ожидании, кому же выпадет честь оказывать гостеприимство и находиться в компании великого поэта. Остальные же, с нескрываемым разочарованием, досадовали, когда сосед удостаивался чести принимать Йегуду. Приехав незадолго до Рош а-Шана, рабби Йегуда остался в Александрии на весь курортный сезон, но мысли о предстоящем морском путешествии тревожили его сердце. «Может быть,» — размышлял он, — «мне следует держать путь в Израиль караваном?». И стал собираться в путь.

Тем временем рабби Йегуда наслаждался красотой еврейской общины в Александрии, сочиняя свои новые прекрасные стихи:

«Трепетно время одежду снимает,

Чтобы одеться в богатство и роскошь.

Так же и землю оно покрывает

Славным убранством золота броско»

Пробыв несколько месяцев в Александрии, Йегуда забронировал место на корабле, откуда и отправился в Израиль после Песаха. 7 мая 1041 года он отплыл в израильский порт Акко. Имеются противоречивые сведения, что произошло дальше: кто-то утверждает, что корабль рабби Йегуды затерялся в море, другие указывают на свидетелей, которые видели его прибывшим этим летом в Иерусалим ко дню оплакивания разрушенного Храма. По некоторым данным, вскоре, после прибытия в Израиль, Йегуда Галеви умер от того, что его сбил арабский всадник.

6. Маймонид: царский лекарь

Рав Моше бен Маймон, известный как Рамбам, был одним из величайших еврейских мудрецов. Родился в 1135 году в Кордове, Испания. Когда ему было тринадцать лет, он вынужденно бежал со своей семьёй от фанатичной мусульманской секты альмохадов, которая захватила Кордову и принуждала насильно принимать ислам под страхом смерти. Ещё следующие 12 лет семья Рамбама скиталась по христианской Испании, а потом переселилась в Фес в Марокко. Но и там она столкнулась с притеснением иудаизма, где каждый еврей предавался смерти, и вновь двинулась в Каир, где могла свободно исповедовать веру своих отцов.

К тому времени Рамбам уже был автором и величайшим раввином. Также он стал врачом и работал на первого султана Египта и Сирии Саладина (Салах ад-Дина). Письмо, написанное Рамбамом, выражает высокое почтение, которое он испытывал к семье султана, неевреям Каира и еврейской общине, где его почитали как своего раввина:

«Я живу в Фустате (еврейская часть Каира), в то время как султан живёт в Каире (около мили). Мне назначена трудная встреча с султаном, где предстоит его видеть на заре каждого дня. Во время болезни султана, одного из его сыновей или кого-то из его придворных, я не могу покинуть Каир и проводить большую часть дня во дворце. Тогда мне требуется следить за гвардией султана…»

Когда Рамбам возвращался домой, он объяснял: «Как только я, голодный как волк, прихожу домой, я вижу, что мои залы заполнены язычниками, знатными и простыми, судьями и магистратами вперемешку с толпой… я спускаюсь с горы, умываю свои руки и уговариваю их немного подождать, пока не перекушу чего-нибудь. Затем отправляюсь исцелять их, выписывая каждому свой рецепт, в чём больной имел нужду. Иногда тратятся все мои часы на их врачевание…, а порой моя усталость настолько велика, что мне приходится разговаривать с больными уже лёжа… С наступлением ночи я чувствую себя настолько опустошённым и уничтоженным, что уже не могу вымолвить ни слова».

В Шаббат Маймонид целый день проводит за обучением со своими еврейскими прихожанами, отвечая на все их вопросы и руководя общиной. Вдобавок он вёл достаточно оживлённую переписку с еврейскими общинами всего мира, излагая насущные вопросы. Многие проницательные ответы Рамбама до сих пор читаются и хранятся среди евреев по всему миру.

7. Каирская гениза

Древнейшая синагога в Египте, а, по некоторым сведениям, старейшая синагога в мире, — это синагога Бен Эзры в Каире. Традиция повествует, что она была основана писцом Эзрой в VI веке до н.э. и, что она стоит на месте, где дочерью фараона был найден Моше. (Воды Нила до сих пор продолжают топить подвал синагоги). Это здание весьма древнее, хотя оно и было недавно отреставрировано; коптская церковь её продала еврейской общине в IX веке и её переделали в синагогу.

В синагоге Бен Эзры находилась потайная комната — гениза, что в переводе с иврита означает «тайное место», в которой хранились тысячи религиозных книг, писем и других документов. Поскольку все эти труды содержали Б-жье имя, литературу нельзя было просто выбросить. Вместо этого, в течение нескольких поколений, все письменные источники разместили в генизе. Обычно подобные документы хоронят, но, к счастью для будущих историков, каирская община их сохранила. Прохладный сухой климат в помещении создал идеальные условия для хранения нежных страниц рукописей.

Со временем гениза обросла легендами. Говорилось, что со всяким, кто попытается прикоснуться к тайным документам, произойдёт нечто ужасное. Но, несмотря на это, кажется, в XIX веке, некоторые антиквары наткнулись на генизу и похитили часть её содержимого, продавая коллекционерам на чёрном рынке.

В 1986 году два брата-христианина выкупили некоторые украденные документы из генизы и доставили профессору Талмудической литературы в Кембриджском университете Соломону Шехтеру. Он посчитал эти рукописи весьма важными еврейскими текстами и повёл группу учёных в Каир, где сам тщательно изучил писания и возвратил их в коллекцию Кембриджа (где большинство из них хранятся и по сей день).

Документы из генизы обрисовывают яркую картину вековой жизни евреев. Существует рассказ очевидца о том, как крестоносцы обыскивали Иерусалим: «В этот день я была с ним и видела их убитыми зверским образом… Я, больная женщина, обезумела от пика голода, проникнувшего в мою семью; со мной маленькая девочка и эта ужасная весть о моём сыне».

Есть и более прозаичные документы. Старейший из известных еврейских свадебных контрактов — непревзойдённая находка. Другой документ — это письмо женщины к мужу, которая устала жить с его родственниками, платя им арендную плату, что наносило ей тяжкие душевные раны. Он переехал, но возвращался каждый Шаббат к своей жене. (Жена, очевидно, не была рада этому и пообещала найти более подходящее место для их проживания).

8. Второй Исход

В ноябре 1945 года антиеврейский студенческий протест привёл к мятежу в Каире, который быстро распространился в Александрию и за её пределы. Тысячи египтян, проезжая по улицам Каира, пронзительно вопили: «Смерть евреям!». Разграбили еврейские магазины, сожгли дома, предали огню синагоги, а из свитков Торы и других еврейских книг соорудили огромный костёр. В этом погроме было убито шесть человек, сотни получили ранения.

В отчёте Еврейского Телеграфного Агентства того времени сообщалось: «Этот корреспондент видел, как молодые египтяне выходили из еврейских магазинов, волоча за собой рулоны шерсти, обувь, полотенца, можно было наблюдать и другие предметы, выпирающие из их карманов. А египетская полиция… оставалась в стороне и наблюдала за ними или попросту отворачивалась». В эпицентре мятежа уполномоченные пяти арабских организаций представили послание всем иностранным дипломатам Египта: «Мы просим уведомить вашу страну, что весь арабский мир, начиная с сегодняшнего дня, ведёт активную борьбу против сионистов, которые угрожают арабскому миру своим существованием в Палестине».

Их слова стали пророческими: безудержная дискриминация вскоре стала нормой для древнееврейской общины. Начиная с 1945 года, евреи постепенно были вынуждены уволиться с общественных работ. В 1947 году еврейские школы поставили под наблюдение и ввели учебную программу, ориентированную на арабов. В 1948 году еврейские организации вынудили подать списки своих членов властям. В 1949 году евреям запретили поселяться близ любого дворца правителя Фаруха.

После провозглашения независимости в 1948 году тысячи евреев арестовали и поместили в лагеря. Синагоги, еврейские дома и принадлежащие евреям предприятия подвергли бомбардировке. По мере того, как еврейское государство вновь начало своё существование, в надежде на бегство, начался второй Исход. Несмотря на законы, запрещающие египетским евреям перебираться в еврейское государство, между 1948 и 1968 годами, свыше 70 тысяч евреев сумели бежать из Египта в Израиль.

9. Последние евреи Египта

В 1948 году из более ста тысяч евреев осталось менее сотни. Во время службы в Рош а-Шана в 2016 году Магда Харун, глава еврейской общины Каира, сообщила приглашённому репортёру: «Уже не знаю, останутся ли в следующем году члены еврейской общины». Помимо г-жи Харун, которой 64 года, все евреи в Каире — это женщины, которым за 80 лет. В то же время в Александрии жили трое других пожилых еврея. Когда скончался предыдущий глава каирской еврейской общины Кармен Вайнштейн в 2013 году, оставшимся евреям пришлось лететь в Париж за раввином для осуществления надлежащих похорон.

Г-жа Харун объяснила, что сегодня жизнь в Египте для еврея весьма сложна. Хотя она и является полноценной египтянкой, её вероисповедание напечатано на её удостоверении личности. Египтяне зачастую отказываются верить в то, что какой-либо египтянин может быть евреем. «Иногда в банке заявляют,» — говорит г-жа Харун, «“Мы должны получить разрешение в посольстве“. Я спрашиваю: „О каком посольстве идёт речь? Я и не подозревала, что в Египте существует египетское посольство!“»

Сегодня в Египте по-прежнему царит антисемитизм. «Вероятно, это единственная идеологическая составляющая, с которой согласны все египетские фракции, будь то исламисты, светские или даже те, которых Запад считает либералами или демократами,»- объясняет политолог Самуэль Тадро. «Антисемитизм сегодня — это язык, на котором говорит Египет».

по материалам сайта https://imrey.org/

Шват – одиннадцатый месяц года, если считать с Нисана, и пятый, если считать с Тишрей, от Рош Гашана.

Тора и Танах называют его «одиннадцатым месяцем».

Новомесячье Швата продолжается только один день, поскольку предшествующий ему месяц Тевет всегда неполный. Соответственно, месяц Шват всегда полный и продолжается тридцать дней.

Всевышний являет себя Моше и обещает вывести Сынов Израилевых из Египта, избавить их от рабства, спасти их и взять себе избранным народом у горы Синай, а также привести их в Страну, которую Он обещал праотцам во владение вечное.

Моше и Аарон несколько раз являются к фараону, требуя от имени Б-га: "Отпусти народ Мой, чтобы они послужили мне в пустыне!" Фараон всякий раз отвечает отказом. Посох Аарона превращается в змея и пожирает волшебные жезлы египетских колдунов. Вслед за этим Всевышний насылает казни на Египет.

Р-н Йоси Голдман

В начале главы "Шмот" рассказывается о порабощении евреев египтянами. Несмотря на сильнейшее угнетение, трудности и унижения, еврейский народ лишь закалился в огненном горниле изгнания.

Рабби Моше бен Маймон – одна из самых выдающихся фигур, которая возникла в среде еврейского народа за последнюю тысячу лет. Он оставил свой след в жизни тысяч людей своего поколения и в целом на весь народ в наше время. Его способность сочетать изучение Торы с медицинскими премудростями получила заслуженную благодарность у лидеров многих стран. За Тору и её учеников он стоял, как каменная стена. «От Моше и до Моше не было никого, подобного Моше»

20 Тевета - день смерти Рамбама (1135-1204), великого человека, религиозного авторитета, философа и врача, который посвятил всю свою жизнь народу Израиля. Рамбам, рабби Моше бен Маймон, заботился о своих современниках, как преданный пастух, что нашло своё отражение, среди прочего, в написании трудов, в которых он поддерживал народ и укреплял его веру.

Адин Штейнзальц

Представление о рабах – эксплуатируемых, униженных, терпящих побои и издевательства – кажется совершенно тривиальным. Раб занят тяжелым, изнурительным трудом, его подгоняют безжалостные надсмотрщики, награда за его труд мизерна. Все это действительно так, но в этом ли суть рабства? В современном мире почти каждый свободный человек прилагает немалые усилия, чтобы добыть средства к существованию. Редко выпадают моменты, когда не поджимает время и человек позволяет себе расслабиться. Немногие готовы сказать, что не страдают от необходимости трудиться до изнеможения, выполнять нормы и выносить притеснения начальников. Почти беспрерывная борьба за существование ложится тяжким бременем на плечи людей. Можно ли только на этом основании назвать их рабами?

Р-н Янки Таубер

"Маргарита" - это имя. "Папа", "Доктор" и "Ваше высочество" - тоже имена. Точно также как и "Следующий!" или "Вот-вы-в-красном-галстуке-второй-в-третьем-ряду". Номер вашего паспорта - тоже в некотором роде имя, точно также как ваш размер обуви или марка и модель вашей машины. Идя по жизни, вы попутно получаете множество самых разных наименований - своеобразных рукояток вашей личности, за которые окружающие могут хвататься и тянуть.

Но где во всем этом вы? Ведь существует в мире полным-полно других Маргарит, и конечно же бесчисленное количество пап и докторов. "Ваших высочеств" немножечко меньше, но если поискать, то можно найти парочку. Вы можете быть единственным вторым в третьем ряду человеком в красном галстуке, но значит ли это, что, одень вы утром желтый галстук, вы бы уже не были собой?

После того, как Дети Израилевы чрезвычайно размножились в Египте, напуганный их числом фараон делает евреев рабами и приказывает еврейским повитухам по имени Шифра и Пуа умерщвлять всех еврейских мальчиков при появлении их на свет. После того, как повитухи проявляют неповиновение, фараон приказывает своим людям бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков.

У Йохевед, дочери Леви, и ее мужа Амрама рождается сын. Его помещают в осмоленную корзину и оставляют ее в камышах у берега Нила. Дочь фараона, придя купаться к Нилу, обнаруживает мальчика, усыновляет его и нарекает ему имя Моше.

24-го декабря (6 января для православных стран) по христианскому календарю (нитл), начиная с захода солнца и до полуночи не учат Тору. Смысл этого обычая, по объяснению Любавического ребе, рабби Шалома Дов-Бера, заключается в том, чтобы "не придавать сил скверне".

Что же означает еврейское название Рождества нитль или ниттлнахт? Nacht на идиш, как и по-немецки значит «ночь», а вот по поводу происхождения слова «нитль» нет единого мнения. Наш знакомый раввин из Манси  производит его от талмудического арамейского нитуль – лишать, потерять. Мол, «день потому и называется нитль, что мы лишаемся учебы в Святой Торе».

Девятнадцатое число месяца Кислев (4.12.2020) отмечается как "Рош-Ашана хасидизма". В этот день в 1798 году основатель хасидизма Хабад - рабби Шнеур-Залман из Ляд (1745-1812), известный также как Алтер Ребе ("старый Ребе") - был выпущен на свободу после пятидесятитрехдневного заточения в Петропавловской крепости. Это событие было не просто его личным освобождением, оно стало своего рода водоразделом в истории хасидизма, возвестив начало новой эры раскрытия "внутренней" Торы.

Распространение учения хасидизма началось, в принципе, двумя поколениями раньше. Основатель хасидизма рабби Исраэль Баал-Шем-Тов (1698-1760) раскрыл своим последователям сияние мистического учения Торы, бывшее до тех пор уделом лишь избранных каббалистов.

Из трудов Любавического Ребе; адаптировано равом Джонатаном Саксом

Мы узнаем о замене имени Яакова на Исраэль (что указывает на принципиальное изменение и в характере личности). Впервые об этом поведал ангел, не сумевший его побороть (традиция сообщает: то был ангел Эйсава, а сама схватка олицетворяет неизбежно предстоящую тяжелую борьбу потомков двух братьев, в которой Эйсав не победит). Во второй раз говорит Всесильный: "Не Яаков должно быть впредь имя твое, а Исраэль". И тем не менее в Торе еще упоминается имя Яаков. В случае же с Авраамом после изменения его изначального имени – Аврам – оно уже никогда не повторяется в Торе. Чем это объяснить? И имеет ли это для нас значение сегодня?
Почему сохраняется имя Яаков?

Р-н Михаэль Кориц

Среди многих загадок личности рабби Шнеур-Залмана (Алтер Ребе) обращает на себя внимание его особенная связь с Российским государством. Известен спор основателя Хабада с главами польских хасидов, в котором рабби Шнеур-Залман встал на сторону России против Наполеона. Традиционно это объясняют тем, что эмансипация, по мнению Альтер ребе, представляла собой большую угрозу, чем грядущие погромы. Патриотическое настроение Алтер Ребе и помощь, оказываемая его хасидами, вызывали изумление русских военных и правительства, были отмечены и вошли в историю

Моше-Мордехай Гинзбург

Среди методов изучения и толкования Торы есть такой, который называется пилпул. Это слово однокоренное со словом «пилпел» («перец») и означает острую, «приперченную» дискуссию. Особенность метода – попеременное доказательство правоты различных (иногда диаметрально противоположных, исключающих друг друга) мнений. Однако в процессе настоящего пилпула, не выливающегося в бесплодные схоластические прения, всегда оказывается, что противоположные точки зрения не исключают, а дополняют и обогащают друг друга.

Наши обязанности и наше поведение, поведение евреев, соблюдающих Тору, определяют законы (Диним), которые дополнены многочисленными обычаями (Минхагим), и вместе они проникают во все области нашей повседневной жизни. Эти Диним и Минхагим основываются на тех шестистах тринадцати Мицвот (заповедях), которые были открыты Моше Рабейну, мир его праху, на горе Синай.
Мицвот, предписываемые Торой, так называемые Мицвот Деорайта, насчитывают 248 Мицвот Асе (предписывающих заповедей) и 365 Мицвот Лo Таасе (запрещающих заповедей). Мицвот Асе, предписывающие заповеди, часто называются также Хийувим (обязанности), а Мицвот Ло Таасе — Исурим (запреты).
Типичные примеры первых, т.е. Мицвот Асе, это Мицвот Тфилин и Маца, каждая из которых требует исполнения некоего позитивного действия.

Шалом! Расскажите, пожалуйста, о скромности как о внутреннем качестве еврейской женщины. Что значит быть скромной? Как достичь истинной скромности?

Отвечает Злата Грайбер
Шалом!

Скромность как внутреннее качество можно определить так: это состояние и поведение царской дочери в присутствии царя. Есть еще несколько определений, но это представляется мне наиболее ясным.

Здравствуйте, уважаемый раввин! Я слышал от одного раввина, что депрессия — это признак духовной нечистоты. Действительно ли это так или я неправильно понял? Что говорит Тора о депрессии и о том, как от неё избавиться? Есть ли какие-то советы, данные мудрецами? Константин

Здравствуйте, Константин!

Что именно имел в виду упомянутый Вами раввин, в принципе, нужно спросить его. Мы же можем только попытаться рассмотреть в общих чертах депрессию и ритуальную нечистоту (тума) и понять, есть ли между ними связь. Напрямую — «одна является признаком другой» — они вряд ли связаны. Но какую-то связь, возможно, обнаружим. Оговоримся только, что обе темы очень обширные, поэтому полностью постичь и объяснить их в одной статье невозможно. Но частично и вкратце — попробуем.

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Пиркей авот

Зажигание свечей

 

Ребе не игнорирует тот факт, что современная женщина работает, занимается общественными делами, а не выполняет только домашние обязанности. Ребе принял во внимание все существующие факты, чтобы извлечь из них максимальную выгоду. То есть, Ребе не приказал женщине вернуться домой, как ей подобает, напротив, Ребе требует от женщины использовать все свои силы, например, силу влияния в пользу Торы и заповедей.

Он направил это стремление женщины к равноправию в духовность, воспитание и другие ценности. Ребе потребовал от женщин выйти из дома и распространять свет Торы в своем окружении. И даже если женщина занимается, на первый взгляд, материальными делами, как, например, дизайн одежды, то и там она соблюдает все правила, такие как скромность, и также влияет на других женщин, чтобы и они одевались соответственно. Вместе с этим она растит и воспитывает детей, живущих по законам Торы и соблюдающих заповеди, тем самым выражая свой огромный женский еврейский потенциал.

Важно отметить, что вместе с этим Ребе не отказывается от основных вещей: семьи и скромности. Все, чем занимается женщина для достижения своих целей, должно соответствовать законам скромности в одежде и поведении и, естественно, не должно мешать созданию большой семьи и воспитанию детей.

Ребе с самого начала своего лидерства беспокоился о том, чтобы вся деятельность женщин была организована таким образом, чтобы они смогли еще чему-то научиться и влиять на других женщин. На этих принципах Ребе создал большую женскую организацию «Общество женщин и девушек Хабад», то есть Ребе предвидел появление женских организаций по всему миру, и уже 60 лет назад он создал свою организацию, в которой до сегодняшнего дня с удовольствием состоят тысячи женщин.

Указания Ребе женщинам затрагивают многие сферы. Если мы попробуем перечислить их, то увидим, что это дом, что, в сущности, является главной обязанностью женщины - отношения с мужем, создание семьи, воспитание детей, кашрут, зажигание шабатних свечей, скромность, изучение Торы и т.д. И вне дома - воспитание еврейских детей, помощь ближнему, создание еврейских центров, помощь роженицам и т.д.

Также Ребе выделил специально для женщин письма с просьбами, указаниями, дающими поддержку. Например, ношение парика после замужества, а не платка, установка цдаки на кухне и вложение в нее денег перед началом приготовления пищи и другое.

Одна из причин того, что Ребе уделил так много времени делам женщин, - исключение распространенной ошибки, что якобы иудаизм не очень ценит женщину в духовной сфере (изучение Торы и т.д.). И поэтому при каждой возможности Ребе отмечает, что именно женщины находятся в центре духовной жизни еврейского народа. Начиная с исхода из Египта, который произошел, как написано, благодаря женщинам-праведницам, дарование Торы, о котором говорится, что Моше обратился с Торой сначала к женщине, а потом только к мужчине, а также будущее избавление придет тоже только благодаря женщине, и более того, именно тогда раскроется наивысшая её значимость.

Женщина получила от Ребе полную уверенность, что именно она главная от природы, даже если не получила образования в университете и не сделала карьеру. Ведь это она исполняет главные функции дома и в семье, и в обществе.

Если в мире, к примеру, рождаемость не определяется как наивысшая ценность, то Ребе показал, что это не является умалением достоинства женщины - рожать много детей, а напротив, этим выражается ее особенная сила, которой нет у мужчины. Это и ответственность (и не только физическая!), которую Всевышний дал только женщине! Также и воспитание детей. Все эти моменты определяются как наиболее важные, чем карьера и общественное и экономическое положение. Это вещи, которые, в сущности, продолжают наш путь, чтоб появилось новое поколение. И только в женской власти и силе это совершить.

Ребе действительно верил в женщину, и это не пустые слова. Это было доказано различными указаниями и особенными назначениями, в частностях и в общем, которые Ребе возложил на женщин, потому что действительно ценил и знал, что у женщины есть такие силы, каких нет у мужчины. Назначение, которое было дано женщине, - находиться рядом с мужем в послании Ребе, чтобы открыть центры Хабад в каждой точке мира и помочь евреям во всем.  Ребе  сказал  - "...у хасидов равноправие между женщиной и мужчиной, и в определенных областях женщины преуспеют даже больше мужчин».

Так представлял Ребе современную женщину. Она центр дома, она центр народа и она строит будущее всего нашего народа.


рабанит Яэль Бергман

по материалам сайта  jewishwoman.ru

 

Ребецн Хая Мушка Шнеерсон. Дочь предыдущего, шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона (Раяца), она родилась в субботу 25 адара 5661 (1901) года в местечке Бабиновичи, недалеко от столицы хасидизма Хабад — Любавичей. Когда она была еще маленькой девочкой, ее дед, пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер (Рашаб), завел однажды разговор о том, за кого предстоит выдать ее замуж, и сказал: «Стоит подумать о сыне Лейвика» — то есть о Менахеме-Мендле, юном сыне раввина г. Екатеринослава, известного хасида и каббалиста рабби Леви-Ицхака Шнеерсона. Но сватовство осуществилось много позже, в 1924 году, когда Раяц со всей семьей переехал в Ленинград.

Как дочь Любавичского Ребе, ставшего религиозным лидером еврейства в Советской России 1920-х годов, и как невеста его помощника, самоотверженно исполнявшего опаснейшие поручения Раяца и жившего фактически на нелегальном положении, Хая-Мушка также подвергалась постоянной опасности. Она проявляла поразительную силу и твердость духа: известно ее бесстрашное поведение в момент ареста ее отца (15 сивана 1927 года), смелые слова, которые она бросила в лицо «евсеков»[2], предателей еврейского народа, разоблачив их ложь и лицемерие. И она первая запустила процесс, который в конечном счете привел к спасению и осво­бождению ребе Раяца. Когда в их квартире шел обыск, Хая-Мушка стояла у открытого окна и вдруг увидела, что к ней идет жених. Перегнувшись через подоконник, она негромко и выразительно проговорила: «У нас — гости». Менахем-Мендл сразу понял, что это значит, и поспешил в германское посольство. Благодаря этому уже на следующий день утром в европейских газетах появилось сенсационное сообщение: «В Совдепии арестован Любавичский Ребе», и тем самым план тайно арестовать и расправиться с Ребе прежде, чем об этом станет кому-либо известно, был сорван.

Когда смертный приговор Раяцу был заменен на ссылку в Костроме, Хая-Мушка поехала туда с отцом, чтобы заботиться о нем и обеспечивать ему нормальный быт. И она же, узнав о приказе об освобождении Ребе, послала телеграмму в Ленинград с этой доброй вестью.

Когда осенью 1927 года ребе Раяц готовился к отъезду из Советской России, он включил жениха Хаи-Мушки, Менахема-Мендла, в список членов семьи. Это вызвало сопротивление со стороны советских чиновников, и один из них насмешливо сказал Ребе: «Ну, ты-то легко найдешь любого жениха для твоей дочери и за границей!» На что Ребе ответил с чрезвычайной серьезностью: «Нет, такого жениха больше нигде не найти». Он поставил условие: если не выпустят Менахема-Мендла, то и он сам не уедет добровольно. Поскольку советские власти старались как можно скорее отделаться от еврейского религиозного лидера, причинившего им столько неприятностей и внутри страны, и за границей, они согласились на это условие.

Свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки состоялась 14 кислева 5689 года (27.11.1928) в Варшаве в помещении любавичской ешивы «Томхей тмимим». Перед началом бракосочетания ребе Раяц провозгласил: «Во время свадебного веселья из Мира Истины приходят души трех поколений отцов жениха и невесты. Так — у всех, но у некоторых больше и еще больше. Сейчас я скажу маамар, чтобы пригласить сюда души всех Рабеим: пусть придут и благословят молодых». И Ребе произнес знаменитый маамар «Леха доди», в который вплетены отрывки маамаров всех глав Хабада, начиная с Алтер Ребе, и с тех пор эти слова повторяют на всех свадьбах хасидов Хабада.

С этого времени жизнь Хаи-Муш­ки оказалась полностью посвящена мужу: она во всем помогала ему, духовно поддерживала и создавала максимально удобные условия для жизни и учебы. Вместе с ним она жила в Берлине, где рабби Менахем-Мендл учился в университете, и бесстрашно отправилась в самое логово нацистского зверя, чтобы получить разрешение на выезд во Францию. Трудности возникли, когда оказалось, что ее девичья фамилия — такая же, как у ее мужа, но ей удалось найти объяснение, которое служащий принял, хоть и очень неохотно. «Когда мы придем в Париж, — пригрозил он, — мы вас еще проверим».

Рабби Менахем-Мендл снова принялся за учебу — теперь уже в парижском Политехническом институте, а ребецн была его надежным тылом. Вместе они бежали в неоккупированную часть вишистской Франции, и только благодаря неизменной поддержке жены рабби Менахему-Мендлу удавалось продолжать самому учить Тору и преподавать ее другим, а также помогать евреям исполнять заповеди Торы даже в экстраординарных условиях войны. Вместе с мужем ребецн прошла через все треволнения, связанные с получением американской визы, и наконец они буквально чудом отплыли на пароходе из пылающей огнем мировой войны Европы.

28 сивана 5701 года (23.06.1941) Менахем-Мендл и Хая-Мушка Шнеерсон сошли на американскую землю, здесь и начался новый этап их жизни. Ребе Раяц возложил на своего зятя огромные полномочия по руководству рядом хабадских учреждений. Р. Менахем-Мендл отвечал за все, что касалось образования и воспитания юношества и в особенности издания книг по хасидизму. А 10 швата 5711 года (17.01.1951), ровно через год после кончины тестя, ребе Раяца, рабби Менахем-Мендл принял на себя руководство движением Хабад и стал седьмым Любавичским Ребе. Жизнь ребецн Хаи-Мушки, соответственно, обрела новый смысл. И в этой роли она осталась неизменной в своей преданности мужу, любви к нему и действенной поддержке во всех его начинаниях и свершениях. Супруга самого известного руководителя еврейского народа в последних поколениях, она всегда оставалась в тени, неузнанной и незнакомой подавляющему большинству людей.

Мы в социальных сетях