Б-г приказывает Моше дать повеления Аарону и его сыновьям в отношении их обязанностей и привилегий в качестве коаним (священников), приносящих корбанот (жертвы) в Святилище.
На жертвеннике должен был постоянно гореть огонь. На нем сжигались жертвы всесожжения, жилы и тук мирных, грехоочистительных и повинных жертв, а также "пригоршня", отделяемая от хлебных даров.
Моше собирает народ Израиля и вновь повторяет им заповедь о соблюдении Шаббата. Затем он сообщает предписания о сооружении Мишкана (Святилища).
Люди с щедростью жертвуют в изобилии, принося золото, серебро, медь, синие, пурпурные и красные шерстяные ткани, козью шерсть, льняную пряжу, шкуры, дерево, оливковое масло, ароматные вещества и драгоценные камни. Моше вынужден повелеть прекратить приношение.
На встречу с раввином Дов Бер Байтманом, который был специально приглашен в синагогу Бродского, пришло много людей разных возрастов, в том числе и молодежи. Дов Бер - не только посланник Любавического Ребе, преподаватель философии колледжа «Бет-Хана» и замечательный рассказчик , но и блистательный лектор. На лекциях рав Байтмана люди испытывают настоящее эмоциональное потрясение, а видео- и аудиоуроки в Интернете пользуются большой популярностью. Но послушать его «вживую» - это нечто особенное.
На этот раз в зале «Симха» негде было яблоку упасть, а рав Байтман посвятил свою лекцию недельной главе «Бо», которая так и переводится: «Иди». В этой главе Вс-вышний нам указывает на необходимость подъема: ведь если мы не поднимаемся вверх, то, следовательно, опускаемся. Предлагаемый вашему вниманию текст - лишь небольшой отрывок разнообразных тезисов двухчасовой лекции известного раввина, желанного гостя в синагоге Бродского.
Р-н Йоси Голдман
В начале главы "Шмот" рассказывается о порабощении евреев египтянами. Несмотря на сильнейшее угнетение, трудности и унижения, еврейский народ лишь закалился в огненном горниле изгнания.
В особой степени большие заслуги в приближении нашего последующего освобождения приписываются еврейским женщинам. Как сказано в Талмуде (трактат Сота, 11б): "За заслуги праведных женщин того поколения освободили нас из египетского рабства". Самым важным тогда было то, что женщины были готовы рожать детей, несмотря на самые невыносимые условия жизни. Более того, это они воодушевляли мужчин на создание семей в период рабства. В Талмуде рассказывается о том, как женщины прельщали своих мужей в полях, очаровывая их и склоняя к интимной близости. Благодаря их самоотверженности родилось следующее поколение.
Р-н Шауль-Айзек Андрущак
В главе "Ваякгель" рассказывается, как сыны Израиля, мужчины, женщины и дети (стариков тогда не выносили в отдельную категорию и считали нормальными людьми), жертвовали на возведение Скинии всякие (заповеданные) ценные материалы: золото, серебро, медь, синету, пурпур, червленицу, виссон и т. д. И что характерно: полная разнополосица во всех аспектах. Жертвовал, как уже было упомянуто выше, кто попало, без разбора: всех возрастов, всех полов (двух, больше нет), одного вероисповедания (зато разных направлений!), каждый жертвовал, что у него было, исходя из своих финансовых возможностей, социального статуса и т. п. Из живого, растительного, неживого. А желающие и умеющие смогли и поучаствовать в изготовлении фрагментов конструкции ("И все жены, каких вознесло их сердце в мудрости, пряли козий волос" и т. д.).
И все это – в полную противоположность приношению полушекеля, упомянутому в предыдущей главе "Ки тиса". Там все было ровно наоборот: приносили только полушекели, ни больше, ни меньше, только серебра, только мужчины, только определенного возраста. И никакого личного участия в обработке – сдал и гуляй. Короче говоря, красота и порядок, как их себе представляют завучи и прапорщики.
Эта недельная глава начинается тем, что Моше созывает всех сынов Израиля 11 Тишрея, наутро после Йом Кипура, чтобы повторить им заповедь о Cубботе. При чтении этого фрагмента возникает несколько вопросов, один из которых связан с использованием страдательного залога в начале второго стиха главы: «Шесть дней может совершаться работа». В этой беседе Ребе затрагивает и один из величайших парадоксов веры. Если Всевышний – источник всех благ, то зачем необходимо работать? А если надо работать, то как избавиться от мысли, что материальные блага создаются исключительно нашим трудом? Перед нами довольно странная альтернатива: с одной стороны, полное бездействие, с другой – отрицание участия Б-га в делах этого мира. Ребе развивает идею «инертного труда» и снимает это противоречие, благодаря чему Суббота видится в новом свете.
"И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: "Сделай медный умывальник на медном основании - для омовения, и помести его между Шатром Откровения и жертвенником, и налей в него воды. И будут омывать из него Аарон и сыновья его руки и ноги свои"". Эти умывальники были сделаны из медных зеркал, которые использовали женщины, а впоследствии принесли в Храм.
Мидраш повествует, что Моше отнесся к этим зеркалам с пренебрежением, ибо они были предназначены для дурного начала (самолюбования, гордыни и т.д.), но сказал ему Б-г: "Прими их, потому что мне они любы больше всего остального - ведь с их помощью создали женщины множество детей в Египте".
Умывальник, хотя и является принадлежностью Храма, выделен из остальной храмовой утвари, находился вовне Святилища, и заповедь о нем дана отдельно от остальных, касающихся других предметов Храма.
Евреи получают повеление принести в Святилище полшекеля каждый в подношение, именуемое "искуплением души". Также даются указания об изготовлении медного умывальника, масла помазания и смеси для воскурений. "Мудрые сердцем" искусные ремесленники Бецалель и Агалиав назначены руководить возведением Святилища, и народ в очередной раз получает повеление соблюдать Шаббат.
Не дождавшись возвращения Моше с горы Синай, народ изготовляет Золотого Тельца и поклоняется ему. Всевышний изъявляет желание уничтожить неверный народ, но Моше вступается за евреев.
Моше спускается с горы, неся в руках Скрижали Завета, на которых высечены Десять Заповедей. Увидев людей, танцующих вокруг изготовленного идола, Моше разбивает Скрижали, уничтожает Тельца и распоряжается казнить главных виновников.
Б-г говорит Моше повелеть сынам Израиля принести чистейшего оливкового масла для зажигания светильника "постоянного горения", который Аарон будет зажигать в Святилище, чтобы тот горел "от вечера до утра".
Описываются одеяния священников (коэнов), в которые те должны быть одеты во время храмовых служений: 1) ктонет - длинная льняная рубаха; 2) михнасаим - льняные штаны; 3) мицнефет или мигбаат - льняной тюрбан; 4) авнет - длинный пояс.