Даниэль Булочник


Источник: «Ликутей Сихот» том 10, стр. 27

15 число каждого месяца всегда особый день, потому что это день полнолуния. Но именно 15 ава выделяется из всех месяцев и стоит выше их. Выше 15 Швата, выше 15 Тишрей (праздник Суккот), выше 15 Нисана (праздник Песах), выше 15 Адара (Шушан Пурим). Как сказано в Вавилонском Талмуде (трактат Таанит): «не было праздников у евреев, подобных 15 Ава и Йом Кипуру».

В Мишне сказано: «Никогда не было у Израиля более великих праздников, чем 15 Ава и Йом Кипур». В Талмуде приводится несколько объяснений, почему 15 Ава — праздник, по значению превосходящий все остальные.

6 причин

1. «В этот день коленам Израилевым было разрешено смешиваться между собой». Ранее, в силу закона о наследовании, женщине, получившей по наследству имущество отца, было запрещено вступать в брак с мужчиной из другого колена. Этот запрет был отменен 15 Ава.

Александр Элькин

Умел Яаков и хитрить, умел и бороться. Умел и любить, и четырнадцать лет служил батраком за любимую женщину. Жизнь его была и осталась самой увлекательной поэмой,
какая только рассказана была на земле.

Владимир Жаботинский, «Четыре сына»

Говоря о летнем месяце ав, евреи обычно вспоминают девятый день этого месяца, когда были разрушены Первый и Второй храмы и произошло много других трагических событий. Однако ав – не только время траура.

Предшествующая 9-му Ава суббота называется «Шабат Хазон» («Суббота видения»). Это название произошло от первых слов отрывка из книги Пророков, который читают после Торы: «Видение Йешаяу, сына Амоца».

Недельную главу «Дварим» всегда читают в Субботу накануне 9 ава, годовщины падения обоих Храмов. Эти трагедии отражаются и в выборе афтар для ближайших недель. В предшествующие недели в этих отрывках, соответствующих главам Торы, пророки упрекают народ за грехи, послужившие духовной причиной разрушений. После 9 ава читаются афтары с утешениями.

Йоэль Кан

Известно, что ангелы-«крувы», изваянные на крышке Святого ковчега, стоявшего в самом святом помещении Храма, Святая святых, служили «индикатором» отношения Всевышнего к Своему народу. Когда евреи прилежно исполняли волю Творца и Он благоволил к ним, «крувы» смотрели друг другу в лицо. Однако когда евреи нарушали волю Его – небрежно исполняли заповеди, недобросовестно изучали Тору и плохо относились друг к другу – и потому Всевышний сердился на них, «крувы» стояли на Ковчеге, понурив головы от стыда.

Но во время первой в истории еврейского народа Катастрофы, разрушения первого Храма, враги, ворвавшись в Святая святых, увидели несомненное свидетельство благоволения Всевышнего к Своему народу. Ангелы-«крувы» на священном Ковчеге с великой любовью смотрели друг другу в лицо!

Месяц Ав — пятый месяц года, если отсчитывать месяцы от Нисана, как требует еврейская традиция. Именно так — «пятым месяцем» — называет его Тора, где, например, сказано: «И взошел Агарон… на гору Гор… и умер там в сороковой год по выходе сынов Израиля из земли Египетской, в пятый месяц, в первый день месяца» (Бемидбар, 33,38). Название «Ав» — вавилонского происхождения (так же как и названия остальных месяцев). Этот месяц называют также Менахем-Ав («Утешитель Ав»), ибо именно в нем мы ждем утешения за горести, которые он нам принес — прежде всего, за гибель Первого и Второго Храмов. Существует мнение, что это название месяца связано с тем обстоятельством, что Книга Эйха, повествующая о гибели Храма, состоит из стихов, первые буквы которых выстраиваются в алфавитном порядке, и, таким образом, Всевышний дарует утешение всему еврейскому алфавиту (алеф-бету) в месяце Ав (это слово состоит из букв алеф и бет).

Каков был тайный план разведчиков? Почему 9 Ава стал траурной датой? Об этом и многом другом — в нашей недельной главе.

Евреи приблизились к Эрец Исраэль и решили, прежде чем войти в страну, провести разведку.

В главе «Шлах» («Отправь») рассказывается, как Моше-рабейну по настоянию народа послал разведчиков осмотреть Страну Обетованную. Десять из двенадцати разведчиков сказали, что войти в нее невозможно. И евреи, даже не пытаясь усомниться, приняли этот отзыв и отказались от своей цели. Только благодаря просьбе Моше Б-г сдержал Свой гнев на народ и не истребил его, а обрек на сорокалетнее скитание по пустыне. Наутро евреи раскаялись в своем малодушии и решили пойти туда, куда указал им Б-г. Моше объяснял им, что сейчас этого уже нельзя делать, но те пошли и потерпели поражение от амалекитян и кнаанейцев.

Р. Леви-Ицхак (Левик) Шнеерсон родился 18 нисана 5638-го (1878) года в местечке Подобранка неподалеку от Гомеля. Родословная его восходит к третьему Любавичскому Ребе, Цемах-Цедеку. Р. Леви-Ицхак учился у своего деда, раввина в Подобранке, р.Иоэля Хайкина, получил смиху раввина от раби Хаима из Бриска и раби Элиягу-Хаима из Лодзи. В 1909 году, в возрасте 31 года, раби Леви-Ицхак был приглашен на должность раввина общины Екатеринослава. После революции р.Леви-Ицхак волей обстоятельств оказался одним из лидеров борьбы с «передовым отрядом» красного атеистического террора — «Евсекцией».

Текст свободного перевода на иврит выдержек из бесед, произнесенных Ребе в Субботу недельной главы «Дварим», Субботу «Хазон» (в течение «вытолкнутого» поста) 9 Ава, 10 Ава (перед вечерней молитвой) и в понедельник 11 Ава 5751 года (после вечерней молитвы).

1. Эти дни (особенно выходя из перенесенного поста 9 Ава) в особой степени предуготованы для прихода Мошиаха. Помимо того, что существует обязанность ожидать Мошиаха каждый день, и это одна из основ веры, в течение месяца Ав особенно подчеркнута идея прихода Мошиаха: «Поднялся лев в созвездии льва (Ав) и разрушил Ариэль (Храм), на условии, что придет Лев в созвездии льва и отстроит Ариэль». «Менахем» Ав — в этом месяце происходит утешение Освобождения, за счет переворачивания негативных идея, спускания, в величайшее поднятие.

Страница 1 из 2

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

Мы в социальных сетях