Из свода "Кицур Шулхан Арух

1. Семнадцатого тамуза началась полоса бед, завершившаяся разрушением Храма. Поэтому этот период времени называется на иврите бейн гамецарим ("в теснинах") - по словам книги Эйха (которую читают Девятого ава): "Все преследователи настигли ее в теснинах" (Эйха, 1:3). В течение трех недель - от Семнадцатого тамуза до Девятого ава - соблюдают ряд траурных обычаев.

01. Дни «меж теснин» (бейн ѓа-мецарим)

Три недели, которые начинаются вечером после наступления 17 тамуза и продолжаются вплоть до 9 ава, – это время скорби, о котором сказано (Эйха, 1:3): «Скитается Йеѓуда из-за гнета и тяжкого труда, расселился среди народов, [но] не нашел покоя; все преследовавшие его настигли его в беде (букв. «меж теснин»)». Мудрецы советуют нам быть максимально осторожными в эти дни, чреватые бедствиями. Например, если человек собирается в путешествие или на пляж, где и в обычные дни надлежит быть осторожным, в этот период ему следует остерегаться еще больше (см. Эйха раба, 1:29).
Для того, чтобы отметить особый характер этих недель, мудрецы постановили читать в три субботы периода «меж теснин» ѓафтарот 1, в которых повествуется о бедствиях. А в семь суббот после 9 ава читают семь ѓафтарот со словами утешения (см. Шульхан арух, 428, 8, на основе сказанного в Мидраш Псикта).

Статус малых постов в наши дни

Когда, после разрушения Первого Храма, пророки установили четыре поста, они взяли за образец пост Йом Кипура, поскольку мудрецы, как правило, выносят постановления по примеру заповедей Торы. Как пост Йом Кипура длится полные сутки, так постановили пророки и в отношении четырех малых постов. В Йом Кипур установлены пять запретов: есть и пить, мыться и умываться, умащать тело, носить кожаную обувь и вступать в интимную близость; те же самые запреты относятся и к постам в память о разрушении Храма. Эти законы евреи соблюдали все семьдесят лет Вавилонского изгнания.
Когда же евреи взошли из Вавилона в Землю Израиля, чтобы отстроить Второй Храм, малые посты были отменены, а их дни стали днями радости и веселья. Об этом сказано (Зхарья, 8:19): «Так сказал Господь Цеваот: пост четвертого (месяца тамуза) и пост пятого (9 ава), и пост седьмого (3 тишрея), и пост десятого (10 тевета) будет для дома Йеѓуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими, и правду и мир любите».

01. Установление постов

После того, как Первый Храм был разрушен и народ Израиля отправился в изгнание, пророки установили посты в память об этих трагических событиях, чтобы народ скорбел о разрушенном Храме и о том, что был изгнан со своей земли. Пророки хотели, чтобы народ раскаялся в совершенных грехах, которые послужили причиной всех страданий и бедствий, выпавших на долю Израиля с той поры и до сегодняшнего дня.
10 тевета был установлен пост, потому что в этот день вавилонский царь Навуходоносор начал осаду Иерусалима. В тамузе был установлен пост, потому что в этом месяце была пробита стена Иерусалима. 9 ава был установлен пост, потому что в этот день был разрушен наш Храм. 3 тишрея был установлен пост в память об убийстве Гедальи бен Ахикама, который возглавил евреев, оставшихся в Иудее после разрушения Первого Храма. С его смертью был уничтожен последний очаг еврейского суверенитета в Земле Израиля.

Нохум-Зеэв Рапопорт

Мыслители-мистики связывают тяжелую духовную атмосферу, свойственную месяцу тамуз, с рассказом Торы о том, как Моше по требованию народа послал разведчиков, чтобы собрать сведения о стране Ханаан, которую евреи должны были завоевать. Вернувшись, лазутчики сообщили: страну населяют могучие народы, живущие в неприступных крепостях. Они утверждали также, что Израиль не сможет победить их. Рассказ лазутчиков поверг народ в уныние, и люди перестали верить обещаниям Творца привести их в Землю обетованную.

После исхода евреев из Египта и до строительства Первого Храма в Иерусалиме временным храмом для евреев служил Мишкан - переносная палатка из ковров и кож, в которой регулярно осуществлялись богослужения и жертвоприношения Единому Б-гу. После строительства Иерусалимского Храма, он стал центром священнослужения всего еврейского народа.
Но давайте посмотрим, можно ли считать Иерусалимский Храм только культовым сооружением. Что означал Храм в жизни еврейского народа и почему вот уже несколько тысячелетий евреи скорбят и оплакивают Иерусалимский Храм.

В течение восьмисот тридцати лет над Иерусалимом высилось величественное строение, служившее точкой соприкосновения Земли и Неба. Настолько важным было это строение во взаимоотношениях человека с Б-гом, что соблюдение двух третей всех заповедей Торы зависит от существования Храма. Его разрушение является величайшей трагедией в истории нашего народа, а его восстановление ознаменует приход Избавления - восстановление гармонии в мире, созданном Творцом, и гармонии между Ним и Его творением.

Три недели в году, в период "Между Теснин" - между постами 17 Тамуза (в 2018 году - 30 июня(это шабат поэтому переносится пост на 1 июля) и 9 Ава (в этом году 21 июля, это шабат поэтому переносится на 22 июля) - мы справляем траур по разрушенному Храму и по изгнанию - физическому и духовному - в котором мы до сих пор находимся.

Моше Безродный

Согласно Мишне, 17 тамуза в еврейской истории произошло пять трагических событий: Моше разбил первые скрижали; в конце эпохи Первого храма в окруженном вавилонянами Иерусалиме прекратились ежедневные жертвоприношения; во время Великого восстания римляне, осаждавшие Иерусалим, сделали пролом в городской стене; и, наконец, некто Апостомос «сжег Тору и установил идола в Храме» (Таанит, 4:6).

Что касается трех первых событий, то с ними все более-менее понятно. Однако кто такой Апостомос, совершивший четвертое и пятое преступления, и когда же совершились эти действия?

Беспричинная любовь

В течение так называемых «Трех Недель», разделяющих 17 Тамуза и 9 Ава (дни поста), мы оплакиваем разрушение Бейт а-Микдаш (Йерусалимского Храма), которое дважды в истории пришлось на эти дни.

Почему мы вспоминаем о разрушении Храма? Не для того, чтобы предаться печали, и не для того, чтобы торжественно отметить этот день. Нам необходимо понять, почему был разрушен Храм, и руководствоваться этим пониманием в своей повседневной жизни.

Талмуд говорит нам, что Храм был разрушен из-за Синат Хинам — «беспричинной ненависти» евреев друг к другу. В связи с этим мы должны постоянно прилагать усилия к тому, чтобы избавиться от этого отрицательного фактора в нашей повседневной жизни. Беспричинную ненависть можно преодолеть с помощью Аават Хинам — «беспричинной любви».

Страница 1 из 2

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

Мы в социальных сетях