Р-н Эли Коган

Как часто, бросая взгляд на циферблат, отрывая календарный лист или завешивая пол-стены новым календарем, мы задумываемся о тех принципах, согласно которым мы ведем отсчет времени? Не часто. А те, кто задумываются, считают это, как правило, простой условностью. Что такое начало года? Произвольно выбранный момент приземления хрустального яблока на одном конце планеты и многозначительного боя курантов на другом? Утренний глоток рассола и взгляд на осыпающуюся елку отрезвляюще напоминают, что все, новый год наступил – пора вывешивать новый календарь...

Р-н Александр Фейгин

Новый год? Нет, мы называем этот день иначе. Рош-Ашана - «Голова года» Странное это название - ну какая у года может быть голова? И думать он не умеет, и замкнут в цикл - с любого дня начни отсчет - к нему же и вернешься. Год даже на старинный символ вечности (змея кольцом, хвост в пасти) не похож, скорее на кольцо «без начала и конца».

В день Рош-Ашана – еврейский Новый год (1-2 Тишрей, в 2019 году выпадает на 18 сентября - 20 октября) – провозглашается царство Б-га над всем миром. В этот день был создан прародитель человечества – Адам. И в тот же день он нарушил данный ему Б-гом запрет и был осужден на изгнание из Эдена. Это был первый Рош-Ашана, и тогда свершился первый суд над человеком. С тех пор ежегодно в этот день творит Всевышний суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году.

В канун первого дня Рош-Ашана принято зажигать праздничные свечи до захода солнца. При этом произносят следующие благословения:

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидэшону Бэмицвойсов Вэцивону Лэадлик Нэйр Шэль Шабат вэ Йойм Азикоройн.

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

После атмосферы трепета, царившей в дни Рош-Ашана и Йом-Кипур, наступает веселье праздника Суккот. Есть глубокая связь между этими, казалось бы, противоположными праздниками. Несмотря на внешнние отличия, все то духовное содержание, что наполняет Рош-Ашана и Йом-Кипур, есть и в празднике Суккот. Отличие лишь в том, что, будучи в состоянии сокрытия до сих пор, в Суккот оно становится явным.

Праздник, наступающий сразу после Суккот, называется Шмини-Ацерет (22 Тишрей в Израиле, в диаспоре – 22-23 Тишрей; в 2020 году выпадает на 9-11 октября). Название праздника взято из слов Торы (Бэмидбар, 29:35): «В день восьмой (шмини) – праздничное собрание (ацерет) да будет у вас!»

В Суккот решается Свыше, обильными ли будут дожди в этом году. Однако мы не упоминаем о дожде в своих молитвах вплоть до Шмини-Ацерет. В книге Зогар сказано, что приговоры окончательно запечатываются на рассвете Шмини-Ацерет.

Праздник Симхат-Тора отмечает завершение цикла чтений недельных глав Торы в течение года. В этот день мы читаем заключительную часть Торы и опять начинаем первую ее главу.

Краткое изложение беседы Ребе

Вслед за неделей праздника Суккот наступает Шмини-Ацерет – Симхат-Тора. Слово "ацерет" означает "собрание", а также "задержка". Сказано о Шмини-Ацерет, что Всевышний как бы говорит: "каша алай прэдатхэм" - "тяжело Мне расставаться с вами" (буквально - "расставание ваше"). Всевышнему, словно, трудно расстаться с евреями после праздничных дней.

Мудрецы поясняют это притчей: царь пригласил гостей к себе на праздник. Окончился праздник, все разъезжаются и царь говорит: "Тяжело мне расстаться с вами, останьтесь со мной еще немного". Но, если, так или иначе, разлука неизбежна, чему поможет короткая задержка?! Ответ поможет найти внимательное прочтение слова "придатхэм" (разлука ваша) - почему не сказано "придатейну" (разлука наша)?

Промежуток времени между первым и последним днем праздников Песах и Сукот называется холь а-моэд, т.е. "праздничные будни". "Праздничные" - потому что холь а-моэд надлежит чтить так же, как праздничные дни: по-праздничному одеваться, устраивать трапезы, более обильные, чем в обычные дни, веселиться самому и поддерживать праздничное настроение в семье; "будни" - потому что в холь а-моэд разрешено выполнять многие, хотя и не все, будничные работы.

К работам, которые разрешено выполнять в холь а-моэд, относятся прежде всего те, что связаны с приготовлением пищи, а также любые работы по дому, которые необходимо выполнить в холь а-моэд. При этом должно быть соблюдено одно обязательное условие - эти работы надо выполнять подчеркнуто непрофессионально. Например, зашивая одежду, не следует делать ровный и крепкий шов, как сделал бы портной. Кроме того, в холь а-моэд разрешается выполнять работы, которые не терпят отлагательства и неисполнение которых грозит крупными убытками.

Феликс Ручаевский

Каждый праздник требует своих кулинарных акцентов — но необязательно строгого меню. Если на Рош а-Шана положено подавать яблоки с медом, рыбью голову (чтобы быть в голове, а не в хвосте жизни) и морковные колечки в цимесе, на Хануку принято готовить жареные пончики суфганийот и латкес, напоминающие о чуде ханукального масла, а на Пурим — печь оменташн или озней Аман («уши Амана»), то к Суккоту особых кулинарных привязок нет. Разве только одна: в Суккот едят плоды нового урожая, ну и, конечно, блюда из них.

Ликутей Cихот том 29, стр. 211-215


1. В поведении Ребе РАЯЦ по отношению к нахождению в сукке мы видели две противоположные вещи. Что касается еды и питья в сукке, то он устрожал в этом вопросе до крайности — вне сукки он не пил даже воды (и вел себя так даже в Шмини Ацерет). А что касается сна в сукке, то напротив — люди видели, что он спал не в сукке, а дома. И на первый взгляд должно быть наоборот — ведь обязанность спать в сукке более важная, чем обязанность есть и пить в сукке. Ведь можно перекусить что-нибудь и тем более выпить воды вне сукки, но запрещено даже вздремнуть вне сукки.

Если начало месяца Тишрей проникнуто атмосферой покаяния, стремления духовно возвысить себя и подняться к Б-жественному, то вторая часть месяца имеет другое значение – привнести Б-жественое в мир, проникнуться всем, что Им заповедано, до такой степени, чтобы это вызывало великую радость. И в этом – главный смысл праздника Суккот, который называется “Время нашей радости”.

В дни Суккот (15 – 21 Тишрей, в 2020 году выпадает на 2-11 октября) евреи живут в покрытых ветками временных строениях, называемых сукка, в которых пируют и славят Всевышнего все семь дней праздника.

Страница 1 из 4

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

Мы в социальных сетях