В Йом кипур я вынуждена остаться дома и не попадаю на молитвы общины. Я дома с ребенком возрастом 1,8 лет. Из каких элементов должны состоять мои молитвы, и сколько их должно быть — пять? А если по времени получится так, что надо будет кормить (грудью, в смысле, не отвлечешься) малыша, укладывать-развлекать, и я не состыкуюсь по времени с положенным часом молитвы — что делать?

Отвечает рав Яков Шуб

Поскольку Йом-Кипур является днем искупления и очищения для еврейского народа, мы обязаны в этот день раскаяться и произнести видуй («признание грехов», см. Махзор), которое является неотъемлемой частью раскаяния. Эта обязанность — первоочередная в Йом-Кипур (Хинух 364). Даже женщина, которая остается дома, обязана произнести молитву Видуй 10 раз, а именно: в дневной молитве (Минха) до Йом-Кипура, в вечерней молитве (Маарив) Йом-Кипура, два раза в утренней молитве (Шахарит — один за молитву про себя, другой — за повторение молитвы кантором), два раза в молитве Мусаф, два раза в дневной молитве и два раза в завершающей молитве Неила.

В день Рош-Ашана – еврейский Новый год (1-2 Тишрей, в 2019 году выпадает на 18 сентября - 20 октября) – провозглашается царство Б-га над всем миром. В этот день был создан прародитель человечества – Адам. И в тот же день он нарушил данный ему Б-гом запрет и был осужден на изгнание из Эдена. Это был первый Рош-Ашана, и тогда свершился первый суд над человеком. С тех пор ежегодно в этот день творит Всевышний суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году.

В канун первого дня Рош-Ашана принято зажигать праздничные свечи до захода солнца. При этом произносят следующие благословения:

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидэшону Бэмицвойсов Вэцивону Лэадлик Нэйр Шэль Шабат вэ Йойм Азикоройн.

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

После атмосферы трепета, царившей в дни Рош-Ашана и Йом-Кипур, наступает веселье праздника Суккот. Есть глубокая связь между этими, казалось бы, противоположными праздниками. Несмотря на внешнние отличия, все то духовное содержание, что наполняет Рош-Ашана и Йом-Кипур, есть и в празднике Суккот. Отличие лишь в том, что, будучи в состоянии сокрытия до сих пор, в Суккот оно становится явным.

Ѓошана раба

Седьмой день праздника Суккот называется Ѓошана раба (Великая Ѓошана). Вот как объясняется это название. Как мы уже говорили, в Суккот на Небесах выносится приговор о дождях на ближайший год, а в последний день праздника этот приговор скрепляется печатью. А поскольку от воды зависит жизнь всего живого – растений, животных и человека, – в этот день мы читаем множество молений, начинающихся словами ѓоша-на («спаси нас»). В конце чтения ѓошанот мы берем в руки ветки плакучей ивы, так как это дерево нуждается в воде больше, чем многие другие растения, и на нем особенно плохо сказывается засуха. Мудрецы рассчитали еврейский календарь таким образом, чтобы Ѓошана раба никогда не выпадал на субботу, поскольку в этот день очень важно читать моления ѓоша-на и просить Всевышнего о дожде, а в субботу запрещено обращаться к Нему с просьбами и мольбами о наших повседневных нуждах (см. Рокеах, 221).

Праздник, наступающий сразу после Суккот, называется Шмини-Ацерет (22 Тишрей в Израиле, в диаспоре – 22-23 Тишрей; в 2021 году выпадает на 27-29 сентября). Название праздника взято из слов Торы (Бэмидбар, 29:35): «В день восьмой (шмини) – праздничное собрание (ацерет) да будет у вас!»

В Суккот решается Свыше, обильными ли будут дожди в этом году. Однако мы не упоминаем о дожде в своих молитвах вплоть до Шмини-Ацерет. В книге Зогар сказано, что приговоры окончательно запечатываются на рассвете Шмини-Ацерет.

Праздник Симхат-Тора отмечает завершение цикла чтений недельных глав Торы в течение года. В этот день мы читаем заключительную часть Торы и опять начинаем первую ее главу.

Краткое изложение беседы Ребе

Вслед за неделей праздника Суккот наступает Шмини-Ацерет – Симхат-Тора. Слово "ацерет" означает "собрание", а также "задержка". Сказано о Шмини-Ацерет, что Всевышний как бы говорит: "каша алай прэдатхэм" - "тяжело Мне расставаться с вами" (буквально - "расставание ваше"). Всевышнему, словно, трудно расстаться с евреями после праздничных дней.

Мудрецы поясняют это притчей: царь пригласил гостей к себе на праздник. Окончился праздник, все разъезжаются и царь говорит: "Тяжело мне расстаться с вами, останьтесь со мной еще немного". Но, если, так или иначе, разлука неизбежна, чему поможет короткая задержка?! Ответ поможет найти внимательное прочтение слова "придатхэм" (разлука ваша) - почему не сказано "придатейну" (разлука наша)?

Р-н Александр Фейгин

"В шалашах живите семь дней, чтобы знали потомки ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел Я их из Египта".

Сорок лет странствовали праотцы наши по пустыне, шли к неведомой земле, ели небесный "хлеб", пили воду из чудесного странствующего источника и жили под звездами.

Это еще что за ностальгия? Хорошо ли быть бездомным? Чего уж хорошего.

А вот контрвопрос: хорошо ли жить безбедно? Здесь интуитивный ответ "Да!" оказывается отнюдь неоднозначным.

Заповедь о празднике Суккот гласит: «В шалашах живите семь дней... дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из страны египетской» («Ваикра», 23:42-43).

Лучше всего начать строить шалаш ночью на исходе Йом-Кипура.

Каждый еврей обязан принять участие в строительстве суки (шалаша): заготовке схаха (веток для крыши), сколачивании стен и украшении суки (этим с особенным удовольствием занимаются дети).

Если начало месяца Тишрей проникнуто атмосферой покаяния, стремления духовно возвысить себя и подняться к Б-жественному, то вторая часть месяца имеет другое значение – привнести Б-жественое в мир, проникнуться всем, что Им заповедано, до такой степени, чтобы это вызывало великую радость. И в этом – главный смысл праздника Суккот, который называется “Время нашей радости”.

В дни Суккот (15 – 22 Тишрей, в 2021 году выпадает на 21-28 сентября) евреи живут в покрытых ветками временных строениях, называемых сукка, в которых пируют и славят Всевышнего все семь дней праздника.

Исторические летописи единодушно подтверждают особую торжественность, великолепие и удивительное веселые праздника Суккот во времена Храма.

Необычайно торжественно отмечался праздник Суккот до падения Иудеи, во времена Иерусалимского Храма. Говорят наши мудрецы: кто не видел «Радость черпания воды» (Симхат Бейт а-Шоэва) в Храме на Суккот — тот не видел в своей жизни настоящего веселья.

Во дворе Храма стояли золотые подсвечники, высотой в пятьдесят локтей (около 25 метров), с четырьмя золотыми чашами наверху, куда заливали кувшинами ароматическое масло. Не было дома в Иерусалиме, который не освещало бы их высокое пламя. В эти ночи, пишут современники, было настолько светло, что женщины могли сортировать пшеницу.

Страница 1 из 4

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

Мы в социальных сетях