Девятнадцатое число месяца Кислев (4.12.2020) отмечается как "Рош-Ашана хасидизма". В этот день в 1798 году основатель хасидизма Хабад - рабби Шнеур-Залман из Ляд (1745-1812), известный также как Алтер Ребе ("старый Ребе") - был выпущен на свободу после пятидесятитрехдневного заточения в Петропавловской крепости. Это событие было не просто его личным освобождением, оно стало своего рода водоразделом в истории хасидизма, возвестив начало новой эры раскрытия "внутренней" Торы.

Распространение учения хасидизма началось, в принципе, двумя поколениями раньше. Основатель хасидизма рабби Исраэль Баал-Шем-Тов (1698-1760) раскрыл своим последователям сияние мистического учения Торы, бывшее до тех пор уделом лишь избранных каббалистов.

Р-н Михаэль Кориц

Среди многих загадок личности рабби Шнеур-Залмана (Алтер Ребе) обращает на себя внимание его особенная связь с Российским государством. Известен спор основателя Хабада с главами польских хасидов, в котором рабби Шнеур-Залман встал на сторону России против Наполеона. Традиционно это объясняют тем, что эмансипация, по мнению Альтер ребе, представляла собой большую угрозу, чем грядущие погромы. Патриотическое настроение Алтер Ребе и помощь, оказываемая его хасидами, вызывали изумление русских военных и правительства, были отмечены и вошли в историю

Евгений Левин

Согласно Талмуду, праздник Ханука был установлен в память о «чуде с маслом», которое произошло в Храме сразу после того, как Хасмонеи выбили греков и их еврейских союзников из Иерусалима. Овладев Храмом, Маккавеи решили зажечь храмовый семи­свечник, однако нашли лишь небольшой сосуд с неоскверненным маслом, которого хватило бы только на один день. Хасмонеи все же решили возжечь менору, и произошло чудо – масла хватило на восемь дней непрерывного горения, а за это время евреи успели изготовить новое чистое масло.

Однако что за светильник стоял в это время в Храме и какова была его дальнейшая судьба?

Йеуда Фридзон

«Что такое Ханука? Учили наши учителя: 25 кислева начинаются дни Хануки, и восемь этих дней – запрещенные для надгробных речей и поста.

Когда греки ворвались в Храм, они осквернили все масло в чертоге, но когда царство дома Хасмонеев набрало силу и победило их, то искали, но не нашли чистого масла, кроме одного кувшинчика, запечатанного печатью первосвященника, и не было в нем масла более, чем чтобы лишь один раз зажечь менору. Однако произошло с ним чудо, и зажигали из него восемь дней.

На другой год установили и исполнили эти дни как праздничные, с восхвалением Всевышнего и вознесением Ему благодарности» (Шабат, 21б).

Йеуда Векслер

Есть заповеди в Торе, смысл которых принципиально недоступен человеческому разуму. К ним, в частности, относятся законы, ритуальной чистоты и нечистоты. Однако Тору мы обязаны изучать, то есть понимать и осмысливать. Но если эти законы априори выше возможностей нашего постижения — как может вместить их наш ум? Это возможно — но при условии, что мы полностью подчиним наш разум и логику логике Торы. Другое дело, если свою логику человек сделает основой понимания Торы и исполнения заповедей. В учении хасидизма подобный подход называется «скверна эллинизма», — а Тора требует, чтобы человек, приходящий в соприкосновение со святыней, был чист. Что же такое эта чистота с точки зрения Торы и в свете учения хасидизма?

Н. Изаксон

Дорогие друзья!

Ханукальные огни, зажигаемые с наступлением вечера, напоминают нам о прошлом: о войне Хашмонеев против великих сирийских армий; о победе Хашмонеев; об освящении восстановленного Храма; о вновь зажженной в Храме временно потухшей Меноре; о небольшом количестве масла, оказавшемся достаточным на несколько дней горения, и т. д.
Представим себе, что мы сами являемся бойцами маленького партизанского отряда Хашмонеев в те дни. Мы находимся под владычеством могучего сирийского государства, многие из наших братьев оставили нас и приняли язычество и образ жизни врага нашего. Но наши вожди, Хашмонеи, приступили к действию, не вдаваясь в расчеты о численности вражеских войск и мощности их вооружения и не взвесив заранее наши шансы на победу. Ведь Храм был захвачен жестоким врагом.

Р-н Аарон Мосс

Вопрос: В иудаизме большое значение придается зажиганию свечей. Свечи зажигаются в канун Шаббата, накануне каждого праздника. А Ханука – это вообще, по большому счету, сплошное зажигание свечей. Какова связь между свечами и духовностью?

Ответ: На самом деле, есть в свече нечто такое, что роднит ее больше со сферой духовной, нежели материальной. Материальная субстанция, распространяясь, истончается. А духовное, распространяясь, увеличивается и растет.

Хана, Мирьям, Йеудит и еще многие женщины, поднявшие знамя восстания и воодушевлявшие мужчин на борьбу с завоевателями… Ханука – праздник женского мужества.

В еврейских общинах Северной Африки существует традиция устраивать вечеринку для девочек в седьмой вечер Хануки. В этот вечер женщины и девочки отмечают новомесячье тевета: едят блюда с брынзой, напоминающие о подвиге Йеудит, и приходят в синагогу, чтобы поцеловать свиток Торы. Девочек поздравляют и дарят им подарки.

Р-н Зеев Рапопорт

Наверное, многим известно об обычае играть в волчок на Хануку. На иврите ханукальный волчок называется "свивон", на идише - "дрейдел". В волчок играют и дети, и взрослые, а иногда все вместе, целой семьей. Волчок имеет четыре грани. На гранях вырезаны четыре буквы: "нун", "гимель", "эй", "шин" – по одной букве на каждой грани.

Эти буквы принято расшифровывать как аббревиатуру четырех слов: "Нес гадоль ая шам" ("Великое чудо произошло там"). Существуют волчки, на которых вместо буквы "шин" вырезают букву "пей". Тогда эти буквы расшифровываются так: "Нес гадоль ая по" ("Великое чудо произошло здесь"). Различие это объясняют следующим образом: если волчок изготовляют и играют в него в Эрец-Исраэль, то на нем должна быть буква "пей", ибо чудо имело место в Стране Израиля.

Страница 1 из 3

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

Мы в социальных сетях