Пророчица Мирьям

Мирьям была дочерью Амрама и Йохевед, то есть сестрой Моше и Аарона.

Это одна из семи пророчиц еврейского народа – харизматичная, сильная и яркая личность.

День ее смерти – 10 нисана.

Фараон, правитель Египта, поработил евреев и издал множество указов против них, самый страшный из которых был таким: новорожденных еврейских мальчиков выбрасывать в Нил, чтобы евреи не размножились и не стали врагами Египта.

Имя Мирьям содержит намек на горечь – горечь рабства евреев в Египте.

Мать Мирьям, Йохевед, сказала мужу: «Ради чего нам рожать детей? Все равно фараон их убьет!» Амрам согласился с ней, и они решили развестись. А поскольку Амрам был среди евреев человеком известным и уважаемым, многие последовали этому примеру.

«Мудрость женщин строит их дом»

Маленькая Мирьям очень горевала. Она пришла к отцу и сказала ему: «Папа, твой поступок хуже, чем указ фараона! Тот приказал уничтожать только мальчиков, а ты решил уничтожить и девочек. Лучше молись, чтобы Всевышний отменил указ фараона!»

Амрам признал, что его дочь права, и снова сошелся с женой, а вслед за ним так же поступили и остальные евреи.

Наши мудрецы удивляются: неужели Амрам, лидер того поколения, должен был выслушать нравоучение маленькой девочки, чтобы увидеть свою ошибку!? И отвечают: и Амрам, и Мирьям верили полной верой в избавление, которое должен послать Всевышний. Но у взрослого и мудрого Амрама эта вера была задавлена логикой, по которой не следовало рожать детей – ведь они погибнут! И когда пришла маленькая Мирьям с ее чистой верой и обратилась не к его логике, а к его вере – холодная логика была повержена.

После того, как Амрам снова сошелся с женой, у них родился Моше – будущий избавитель еврейского народа.

Спасительница брата и избавителя всех евреев

Некоторые комментаторы считают, что Мирьям напророчила рождение Моше и то, что он станет избавителем евреев.

Поэтому, когда Йохевед положила Моше в корзинку и пустила плыть по Нилу, чтобы спасти его от фараона, Мирьям почувствовала себя ответственной за судьбу этого малыша и, спрятавшись в зарослях тростника, следила за ним. Она видела, как Батья, дочь фараона, вышла на берег, как она заметила плачущего младенца и подобрала его. Ребенок плакал и не хотел пить предложенное ему молоко. Тогда Мирьям вышла из своего убежища и предложила принцессе найти для него кормилицу. Излишне говорить, что этой кормилицей стала мать Моше, Йохевед.

Шифра и Пуа

Но Мирьям и Йохевед спасли не только Моше – своего сына и брата. Они спасли еще множество еврейских младенцев. Мирьям и Йохевед были повитухами. Шифра и Пуа, о которых говорится в Торе, – это они и есть.

Фараон призвал еврейских повитух Шифру и Пуа и приказал им топить всех младенцев мужского пола. Но они ответили: «Еврейки сильные, как звери, и рожают еще до того, как успеет прибежать повитуха». На самом же деле они, конечно, продолжали заниматься своей работой и спасали родившихся мальчиков.

Бубен Мирьям

В следующий раз Мирьям упоминается в Торе в связи с переходом Красного моря.

Евреи вышли из Египта в спешке, даже тесто для хлеба, который они хотели взять в дорогу, не успело подойти. Но при этом женщины не забыли взять с собой… бубны. Они, с их простой цельной верой, были непоколебимо уверены, что Всевышний спасет их и выведет из рабства, и готовились петь Ему благодарственную песнь.

Весь народ ожидает Мирьям

В третий раз Мирьям упоминается в Торе в связи с тем, что позлословила с Аароном о Моше и его жене. И Всевышний наказал ее за это: облако Славы над ее шатром исчезло, а сама Мирьям заболела проказой.

Нет, проказа в Пятикнижии – это не знакомая нам понаслышке болезнь лепра. Словом «проказа» принято переводить на русский язык название болезни «цараат». Собственно, это и не совсем болезнь в привычном нам понимании. Это некое состояние, которое может постигать имущество или тело еврея в наказание за злословие.

Мирьям была помещена в изоляцию за пределами стана, и Моше семь дней молился за ее выздоровление, пока Всевышний не исполнил его просьбу и не вылечил Мирьям.

Комментаторы добавляют, что любовь и уважение к Мирьям были так велики, что пока она не излечилась и не вернулась в стан, весь народ ждал ее, не трогаясь со стоянки.

Колодец Мирьям

Вот как говорят наши мудрецы: «Три вождя было у евреев – Моше, Аарон и Мирьям, и три подарка получили евреи через них… Через Мирьям – колодец. Умерла Мирьям – исчез колодец».

Во время скитаний по пустыне чудесный колодец передвигался вместе с евреями, не давая им умереть от жажды. Было у него и много других чудесных свойств. В народе его называли колодец Мирьям.

Некоторые комментаторы считают, что колодец Мирьям не исчез окончательно, а спрятан в озере Кинерет или в Средиземном море недалеко от побережья горы Кармель.

Мирьям умерла 10 нисана, в последний год скитаний евреев по пустыне, и похоронена в Кадеше, что в Синайской пустыне. До сегодняшнего дня ее имя – одно из самых распространенных еврейских женских имен.


по материалам сайта http:http://dlyatebya.kz

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

Мы в социальных сетях