Праматерь Сара – первая еврейка

Сара была дочерью Арана, сына Тераха и брата Авраама.  Тора ничего не рассказывает нам о детстве Сары. Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она становится женой Авраама. С этого момента Сара стала первой в истории человечества еврейкой, а с рождении Ицхака – первой из четырех праматерей еврейского народа.

В Торе и мидрашах повествуется о многочисленных достоинствах Сары: ее мудрости, доброте, чистой и сильной вере во Всевышнего. Целая глава Торы названа в честь нее: «Жизнь Сары».

Сара вышла замуж за Авраама, еще будучи в Ур Касдим, и вместе с ним отправилась в Ханаан. Комментаторы Торы говорят, что приказание Аврааму идти в землю неизведанную было одним из его десяти испытаний. Сара без колебаний последовала за мужем. Но они не сразу достигли цели путешествия, по дороге задержавшись в Харане. Лишь когда Саре исполнилось 65 лет, они продолжили свой нелегкий путь в Ханаан.

Однако им не пришлось задержаться здесь надолго: в Ханаане начался голод, который вынудил их спуститься в Египет. Авраам, зная нравы египтян и красоту своей жены, опасался за свою жизнь и попросил Сару говорить всем, что она его сестра. Опасения Авраама подтвердились: фараон, увидев Сару,  и будучи уверен, что она не замужем, забрал ее в свой гарем. В этой, казалось  бы,  безвыходной ситуации,  Сара не потеряла присутствия духа и уверенности во Всевышнем: она продолжала вести себя скромно, как подобает еврейской женщине, и молиться о спасении. Ее молитвы были услышаны, и фараона поразила необычная болезнь. Он сразу понял, что причина – в похищении замужней женщины, вернул Сару Аврааму и отпустил их из Египта.

Всю свою жизнь Сара плечо к плечу с мужем распространяла на земле знание о едином Б-ге. Авраам действовал  среди мужчин, а Сара – среди женщин. О словах из Торы «… души, которые они создали в Харане» комментаторы говорят, что это – прозелиты, которых Авраам и Сара приблизили к вере в единого Б-га.

Комментаторы утверждают, что Сара была более великой пророчицей, чем Авраам. Каждое мгновение своей жизни она была связана со Всевышним прямой и непосредственной связью. Что бы она ни делала, ее действия были продиктованы стремлением исполнить волю Всевышнего и доставить Ему радость. Это стремление она старалась привить всем окружавшим ее женщинам.

Много лет Сара мечтала о ребенке. Когда ей исполнилось 75 лет, она уже  отчаялась стать матерью и  тогда приняла решение: пусть хотя бы у Авраама будет потомство! Она привела к мужу свою рабыню Агарь – шаг, требовавший настоящего самопожертвования, большой души и истинного желания следовать воле Всевышнего, забыв о своих собственных интересах.

Забеременев, Агарь стала вести себя пренебрежительно по отношению к госпоже. Она теперь считала себя выше Сары. Сара терпела  от нее немало унижений и жаловалась на это Аврааму, но Авраам решил не вмешиваться в отношения женщин.

У Агарь родился сын Ишмаэль (Исмаил), и Сара была рада за мужа, но продолжала страдать от того, что сама не удостоилась стать матерью.

И вот, когда Ишмаэлю исполнилось уже 13 лет, Всевышний открылся Аврааму и сообщил ему, что обещание сделать его отцом большого потомства, которое овладеет Ханааном, связано не с Ишмаэлем, а с сыном Сары. Авраам не мог поверить этому и лишь смиренно ответил, что был бы рад и потомству от Ишмаэля, но Всевышний вновь пообещал ему, что он получит потомство именно от сына Сары.

Надо сказать, что до этого момента Авраам и Сара носили не привычные нашему слуху имена, а несколько иные: Аврам и Сарай. Теперь Всевышний добавляет к их именам букву «hей», присутствующую в его имени, и они становятся Авраамом и Сарой.

Вскоре поле этого откровения к шатру Авраама приближаются три путника, по виду – бедуины. На самом деле то были три ангела – посланники Всевышнего. Авраам и Сара проявляют по отношению к ним свое обычное гостеприимство: приглашают в шатер, приносят воды для омывания ног, готовят для них самые изысканные блюда. Гости возвещают им, что в течение года у них родится сын. Сара, которой уже исполнилось 90 лет, про себя смеется над этим обещанием.

Однако вскоре у Сары вновь появляется женский месячный цикл, и в течение года у нее действительно рождается сын – Ицхак. Он назван так в память о том, как Сара посмеялась над обещанием о рождении сына (Ицхак – от слова цхок, смех). Во время пира по случаю рождения Ицхака Всевышний сделал для Сары еще одно чудо: чтобы злые языки не сплетничали, что это не ее родной сын, Он дал Саре столько молока, что та смогла накормить детей всех женщин, пришедших на пир.

Ицхак подрастает, и Сара убеждается, что Ишмаэль оказывает на брата отрицательное влияние. И тут она уже не жалуется, а решительно требует от Авраама изгнать из дома Агарь вместе с сыном. Авраам не уверен в правильности этого шага, но Всевышний велит ему: «Всего, что скажет тебе Сара, слушайся». Аврааму приходится подчиниться. Понятно, что в этой истории праведница Сара действует не из мести или ревности, но только лишь заботясь о воспитании Ицхака.

О последних годах жизни Сары  сказано в Мидраше, что ей было уже около ста лет, но она все еще была красива как двадцатилетняя и безгрешна как семилетняя.

Вот как рассказывает Мидраш о доме Сары:

«Все дни ее жизни облако стояло у входа в ее шатер,

А когда умерла – исчезло облако.

Все дни ее жизни двери ее дома были открыты для всех,

А когда умерла – закрылись.

Все дни ее жизни почило благословение на ее тесте,

А когда умерла – исчезло благословение.

Все дни ее жизни субботние свечи горели всю неделю,

А когда умерла – погасли».

Святость Сары оказывала влияние на весь ее дом и на все ее окружение.

Сара умерла в возрасте 127 лет в Кирьят Арба и похоронена в пещере Махпела на поле, которое Авраам купил у хеттейца Эфрона специально для этого.

по материалам сайта http://dlyatebya.kz

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

Мы в социальных сетях