Адин Штейнзальц

И Тора, и еврейский народ дают много различных названий празднику Исхода. Песах, Праздник весны, Праздник мацот, Время нашего Освобождения… Песах – самое известное и наиболее часто применяемое из них. Пожалуй, это название и самое удивительное, хотя в Пятикнижии недвусмысленно объяснено его значение, напоминающее нам о том, что Б‑г «миновал (ивр. “пасах”) дома сынов Израиля в Египте, когда Он поразил египтян, а наши дома спас» (Шмот, 12:26, 27). Ведь на первый взгляд оно относится лишь к определенному историческому событию, происшедшему в конкретном географическом регионе и, стало быть, не имеющему столь универсальной и непреходящей ценности. Порой кажется, будто со временем подлинный смысл этого названия (с экзистенциальной точки зрения) был нами утрачен.

Ближайший шабат – это шабат  перед праздником Песах,  один из    тех шаббатон года, который имеет специальное собственное имя «Шабат hа-гадоль». Есть множество объяснений, почему он называется именем «гадоль», почему это «великий шабат».  Самое простое техническое объяснение такое, что почти всегда особое имя для шабата связывают с тем, что говорится в hафтаре. Глава из Пророков, которая читается в этот шабат, – это программный отрывок из книги пророка Малахи, в котором говорится, что «наступает великий день» – день открытия Божественного присутствия в этом мире – «Йом hа-гадоль», и с этим связано это название.

Порядок уничтожения квасного (биур хамец) и проведения трех субботних трапез

Когда 14 нисана выпадает на субботу, то поскольку в субботу запрещено искать и уничтожать квасное, проверку квасного (бдикат хамец) делают вечером 13 нисана, произнося при этом соответствующее благословение, а после проверки совершают церемонию аннулирования квасного (битуль хамец), как обычно. На следующий день, в пятницу, сжигают найденный хамец, и желательно сделать это до начала шестого временного часа, как в любой другой год, чтобы не ошибиться в последующие годы (см. Шульхан арух, 444, 1-2). После этого оставляют хамец только для двух первых субботних трапез.

Праздник Песах, как и любой Йом-тов, должен доставлять наслаждение всем членам семьи, включая женщин. Эта обязанность четко сформулирована в Торе, ее подробно разъяснили мудрецы.
Общие положения
Надо провести уборку, чистку и проверку всего, что имеется в доме, чтобы убедиться в полном отсутствии хомеца, за следующим исключением:
•    Если в течение всего года хомец ни разу не вносили в помещение, то это помещение не подвергают уборке и проверке на наличие хомеца.
•     Все предметы, не используемые во время Песаха, не требуют проверки на хомец, но их надо спрятать, а содержащийся в них хомец продать.
•    Не считаются хомецом такие разложившиеся остатки еды и крошки, которые несъедобны даже для собаки.
•    Общие положения, касающиеся поиска и уничтожения хомеца, не относятся к тем остаткам, которые меньше маслины (кезаит) и достаточно грязны и испорчены, чтобы у человека не возникло желания их съесть.
•    Ниже упоминаемые бытовые очистительные средства призваны разрушить остатки хомеца до такой степени, чтобы человеку не хотелось их съесть.

Адин Штейнзальц

Представление о рабах – эксплуатируемых, униженных, терпящих побои и издевательства – кажется совершенно тривиальным. Раб занят тяжелым, изнурительным трудом, его подгоняют безжалостные надсмотрщики, награда за его труд мизерна. Все это действительно так, но в этом ли суть рабства? В современном мире почти каждый свободный человек прилагает немалые усилия, чтобы добыть средства к существованию. Редко выпадают моменты, когда не поджимает время и человек позволяет себе расслабиться. Немногие готовы сказать, что не страдают от необходимости трудиться до изнеможения, выполнять нормы и выносить притеснения начальников. Почти беспрерывная борьба за существование ложится тяжким бременем на плечи людей. Можно ли только на этом основании назвать их рабами?

Из воспоминаний рабби Йосеф-Ицхака Шнеерсона

Подготовка к Песаху начинается задолго до самого праздника, почти за год. Маца-шмура ("оберегаемая маца") изготавливается из зерна, которое с момента жатвы тщательно охраняется от любого контакта с влагой, чтобы избежать малейшего риска брожения. В своих мемуарах шестой Любавический Ребе, Раби Йосеф-Ицхак Шнеерсон (1880-1950) вспоминает, как хасиды его деда и отца собирали пшеницу для шмуры более ста лет тому назад.

Поиск

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Зажигание свечей

Мы в социальных сетях