Get Adobe Flash player

Адин Штейнзальц

 

Подавляющее большинство сфер человеческой деятельности направлено на неодушевленные, лишенные человеческого разума объекты и так или иначе связано с манипулированием вещами. Лишь педагог имеет дело с высшим проявлением бытия — человеческой личностью.

Писание учит, что заложенный в человеке потенциал огромен. Его раскрытие дает возможность достигнуть беспредельных высот. О том, сколь велика роль человека в мире, каково его место во вселенной и его сила, говорит псалмопевец: «Ты воцарил его над созданием рук Своих; все сущее положил подношением ему» (Теилим, 8:6).


Человеческая природа такова, что «лишь немного Ты не восполнил его до Б-га; славой и величием Ты увенчал Его» (Теилим, 8:5). Но при всем том человек появляется на свет бесконечно далеким от своего потенциального совершенства. Новорожденный не только беззащитен физически и слаб телесно, но и его будущий облик еще едва оформлен и лишен содержания. Хотя еврейская традиция часто обращается за примером к младенческой чистоте и цельности детской натуры, ей не свойственна идеализация ребенка. Известное изречение, гласящее, что «зло в сердце человека от юности его» (Берешит, 8:21), отнюдь не возводит хулу на человеческий род. Напротив, оно свидетельствует в его защиту. Ибо при всех своих талантах, при всех интеллектуальных и эмоциональных способностях человек не рождается совершенным. Он приходит в мир, обуреваемый желаниями, не защищенный от множества ошибок и заблуждений. Иов говорит: «Диким осленком рождается человек» (11:12).

И вот тут приходит время педагогу взяться за свой вечный труд. В самые нежные годы ребенок — удивительно податливый материал в руках воспитателя. Этот «материал» подобен целому миру разнообразием составляющих его элементов, изобилует неописуемым богатством возможностей, таит бездны невозвратимых утрат. Из подобного материала — пластичного, незавершенного — воспитателю предстоит изваять, сотворить человека, создать полноценную личность.

Нежность и податливость детской души способна ввести в заблуждение. Не будем забывать о том, что множество черт будущего характера все же предопределены. Подобно телосложению и цвету глаз, фундамент будущей личности унаследован от родителей. Сотни поколений отцов и матерей, склонившись над колыбелью, всматриваются в лицо новорожденного, каждая клеточка тела которого, любая черточка, будущие особенности личности в основе своей переняты от них.

Тем не менее из поколения в поколение родители и воспитатели повторяют одну и ту же ошибку. Им кажется, будто они в состоянии из ребенка, воспитанника, ученика вылепить того, кто соответствует некоему идеальному образу, который они видят своим внутренним взором. И точно так же из поколения в поколение, в конце концов им приходится признать свое поражение. Невозможно полностью переделать или заново создать личность по образу и подобию придуманного воспитателем идеала. Дурные качества характера (к счастью, как и хорошие) не исчезают совершенно, склонности натуры не изменяются, способности остаются прежними. Конечно, что-то можно развить, к чему-то приучить, в чем-то убедить, а что-то даже навязать силой. Достигнутый успех, однако, никогда не станет необратимым, все достижения так и останутся непрочными. И все же не стоит печалиться и тем более предаваться отчаянию. Отчетливое осознание границ между возможным и невозможным само по себе служит воспитателю предостережением и одновременно ведет его избранным им путем. Труд педагога, знающего, что ему дано, а что не дано исправить, сложен и тонок, требует больших усилий и напряженной работы мысли, но именно этот труд в конце концов удостаивается благословения и приносит желанные плоды.

Великий педагогический принцип был сформулирован тысячи лет назад царем Шломо: «Воспитывай отрока в согласии с нравом его» (Мишлей, 22:6). Учитель, способный различить путь, по которому следует направлять вот этого конкретного ребенка, может содействовать его развитию и успешно корректировать его. Благодаря труду внимательного и вдумчивого педагога ребенок, развиваясь в соответствии со своими склонностями, с большой вероятностью достигнет успеха, которым сможет гордиться и он сам, и его воспитатель. Настоящий педагог — художник. Но его искусство не требует красок и полотна, глины или металла. Материал педагога — прекраснейшее из всего сотворенного: душа ребенка. И как истинный художник, педагог должен в совершенстве знать свой материал, различать в нем малейшие нюансы и оттенки, видеть за наносным, внешним — подлинное (может быть, глубоко скрытое и тайное). В чем заключается искусство? Художник умеет разглядеть красоту, заключенную в материале, извлечь ее на свет и придать ей нужную форму. Педагогические приемы, которыми пользуется учитель, сродни инструменту художника. В арсенале педагога знания и личный пример. Педагог должен давать ребенку духовную пищу, необходимую для правильного развития, давать ему необходимые знания. С другой стороны, он должен научить своего подопечного правильно пользоваться полученными знаниями, и это даже важнее, чем дать их ему.

Цель учителя можно считать достигнутой тогда, когда знания, полученные учеником, органично прививаются к его натуре, облагораживая развивающийся характер. Так, постоянными усилиями учителя и под воздействием его личного примера, постепенно складывается духовный мир личности.

На первый взгляд подобное понимание призвания учителя выглядит весьма претенциозно — учитель выступает в роли мудреца, художника и праведника одновременно. Разве это возможно в реальной жизни? Истинного учителя отличает в первую очередь скромность, умение оставаться в тени. Его труд требует колоссального творческого усилия, хотя любой его успех обречен оставаться неполным, незавершенным, ибо такова специфика воспитания — оно всегда вынуждено довольствоваться лишь частью, ограничивать свою великую цель рамками достижимого.

Когда строят дворец, каждый каменщик должен сложить свой участок стены. И он может лишь молиться, надеясь, что строительство будет когда-нибудь завершено: быть может, другими руками, быть может, руками самого владельца возводимого ныне дворца — сегодня ребенка, завтра взрослого.

Труд воспитания настолько велик, что его не дано завершить тому, кто его начал, поэтому берущийся за этот труд должен обладать верой, терпением и любовью. И он никогда не вправе забывать, что залогом воспитания других может быть только воспитание самого себя.

 

по материалам журнала "Лехаим"

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения