Get Adobe Flash player

Адин Штейнзальц

 

Подавляющее большинство сфер человеческой деятельности направлено на неодушевленные, лишенные человеческого разума объекты и так или иначе связано с манипулированием вещами. Лишь педагог имеет дело с высшим проявлением бытия — человеческой личностью.

Писание учит, что заложенный в человеке потенциал огромен. Его раскрытие дает возможность достигнуть беспредельных высот. О том, сколь велика роль человека в мире, каково его место во вселенной и его сила, говорит псалмопевец: «Ты воцарил его над созданием рук Своих; все сущее положил подношением ему» (Теилим, 8:6).


Человеческая природа такова, что «лишь немного Ты не восполнил его до Б-га; славой и величием Ты увенчал Его» (Теилим, 8:5). Но при всем том человек появляется на свет бесконечно далеким от своего потенциального совершенства. Новорожденный не только беззащитен физически и слаб телесно, но и его будущий облик еще едва оформлен и лишен содержания. Хотя еврейская традиция часто обращается за примером к младенческой чистоте и цельности детской натуры, ей не свойственна идеализация ребенка. Известное изречение, гласящее, что «зло в сердце человека от юности его» (Берешит, 8:21), отнюдь не возводит хулу на человеческий род. Напротив, оно свидетельствует в его защиту. Ибо при всех своих талантах, при всех интеллектуальных и эмоциональных способностях человек не рождается совершенным. Он приходит в мир, обуреваемый желаниями, не защищенный от множества ошибок и заблуждений. Иов говорит: «Диким осленком рождается человек» (11:12).

И вот тут приходит время педагогу взяться за свой вечный труд. В самые нежные годы ребенок — удивительно податливый материал в руках воспитателя. Этот «материал» подобен целому миру разнообразием составляющих его элементов, изобилует неописуемым богатством возможностей, таит бездны невозвратимых утрат. Из подобного материала — пластичного, незавершенного — воспитателю предстоит изваять, сотворить человека, создать полноценную личность.

Нежность и податливость детской души способна ввести в заблуждение. Не будем забывать о том, что множество черт будущего характера все же предопределены. Подобно телосложению и цвету глаз, фундамент будущей личности унаследован от родителей. Сотни поколений отцов и матерей, склонившись над колыбелью, всматриваются в лицо новорожденного, каждая клеточка тела которого, любая черточка, будущие особенности личности в основе своей переняты от них.

Тем не менее из поколения в поколение родители и воспитатели повторяют одну и ту же ошибку. Им кажется, будто они в состоянии из ребенка, воспитанника, ученика вылепить того, кто соответствует некоему идеальному образу, который они видят своим внутренним взором. И точно так же из поколения в поколение, в конце концов им приходится признать свое поражение. Невозможно полностью переделать или заново создать личность по образу и подобию придуманного воспитателем идеала. Дурные качества характера (к счастью, как и хорошие) не исчезают совершенно, склонности натуры не изменяются, способности остаются прежними. Конечно, что-то можно развить, к чему-то приучить, в чем-то убедить, а что-то даже навязать силой. Достигнутый успех, однако, никогда не станет необратимым, все достижения так и останутся непрочными. И все же не стоит печалиться и тем более предаваться отчаянию. Отчетливое осознание границ между возможным и невозможным само по себе служит воспитателю предостережением и одновременно ведет его избранным им путем. Труд педагога, знающего, что ему дано, а что не дано исправить, сложен и тонок, требует больших усилий и напряженной работы мысли, но именно этот труд в конце концов удостаивается благословения и приносит желанные плоды.

Великий педагогический принцип был сформулирован тысячи лет назад царем Шломо: «Воспитывай отрока в согласии с нравом его» (Мишлей, 22:6). Учитель, способный различить путь, по которому следует направлять вот этого конкретного ребенка, может содействовать его развитию и успешно корректировать его. Благодаря труду внимательного и вдумчивого педагога ребенок, развиваясь в соответствии со своими склонностями, с большой вероятностью достигнет успеха, которым сможет гордиться и он сам, и его воспитатель. Настоящий педагог — художник. Но его искусство не требует красок и полотна, глины или металла. Материал педагога — прекраснейшее из всего сотворенного: душа ребенка. И как истинный художник, педагог должен в совершенстве знать свой материал, различать в нем малейшие нюансы и оттенки, видеть за наносным, внешним — подлинное (может быть, глубоко скрытое и тайное). В чем заключается искусство? Художник умеет разглядеть красоту, заключенную в материале, извлечь ее на свет и придать ей нужную форму. Педагогические приемы, которыми пользуется учитель, сродни инструменту художника. В арсенале педагога знания и личный пример. Педагог должен давать ребенку духовную пищу, необходимую для правильного развития, давать ему необходимые знания. С другой стороны, он должен научить своего подопечного правильно пользоваться полученными знаниями, и это даже важнее, чем дать их ему.

Цель учителя можно считать достигнутой тогда, когда знания, полученные учеником, органично прививаются к его натуре, облагораживая развивающийся характер. Так, постоянными усилиями учителя и под воздействием его личного примера, постепенно складывается духовный мир личности.

На первый взгляд подобное понимание призвания учителя выглядит весьма претенциозно — учитель выступает в роли мудреца, художника и праведника одновременно. Разве это возможно в реальной жизни? Истинного учителя отличает в первую очередь скромность, умение оставаться в тени. Его труд требует колоссального творческого усилия, хотя любой его успех обречен оставаться неполным, незавершенным, ибо такова специфика воспитания — оно всегда вынуждено довольствоваться лишь частью, ограничивать свою великую цель рамками достижимого.

Когда строят дворец, каждый каменщик должен сложить свой участок стены. И он может лишь молиться, надеясь, что строительство будет когда-нибудь завершено: быть может, другими руками, быть может, руками самого владельца возводимого ныне дворца — сегодня ребенка, завтра взрослого.

Труд воспитания настолько велик, что его не дано завершить тому, кто его начал, поэтому берущийся за этот труд должен обладать верой, терпением и любовью. И он никогда не вправе забывать, что залогом воспитания других может быть только воспитание самого себя.

 

по материалам журнала "Лехаим"

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения