Get Adobe Flash player

Рав Гиссер:Наша традиция очень неодобрительно относится к заключению браков в состоянии влюбленности.

Лекции Ишаи Гиссера - это всегда в некотором роде фейерверк - эмоций, юмора, ожидаемых и неожиданных философских откровений.  Каждый раз, когда рав Гиссер приезжает в Киев, его уроки проходят с  аншлагом. На этот раз его урок был посвящен еврейскому шидуху. Шидух - это не просто еврейское сватовство, а один важных законов в иудаизме, которым не только нельзя пренебрегать, а необходимо обязательно следовать. Но рав Гиссер, как обычно, вышел за рамки озвученной темы и много говорил о воспитании детей вообще.

- Рав Гиссер, вы сказали, что вы деспотичный отец. У вас две дочки, в чем же состоит ваша безжалостность?


- За что мы обычно напрягаем своего ребенка? Тут вопрос скорее нужно формулировать по-другому: не «за что», а «почему»? Для любого нормального родителя естественно, если он хочет видеть ребенка счастливым, но в этом и заключается главная ошибка. Каждый родитель должен для себя понять, что он хочет видеть в процессе воспитания своих детей. Я в первую очередь не пытался делать из своих девочек  счастливых, для меня в ходе воспитания было важным сделать их подготовленными к жизни. Ключевая ошибка родителей - бесконечное «продление» искусственным путем детства своих чад. Большинство родителей забывают о том, что детство, юность - всего лишь подготовительный этап перед длинной самостоятельной жизнью. Если родители не пытаются формировать своих детей, а пытаются их «обслуживать» , пусть на самом высоком уровне, то им придется очень скоро за это расплачиваться. При этом мне абсолютно не жаль таких родителей: мне жаль в данном случае детей. Когда я был раввином Одессы, то мне пришлось выслушивать немалое количество стариков, забытых и брошенных своими детьми. И меня всегда охватывал ужас оттого, как взрослые дети жестоко поступали со своими родителями.


- А как воспитывать, чтобы не только «обслуживать»? Что для этого требуется от нас? Большинство родителей так и поступают: «на тебе вот это», «а что тебе купить еще?»

- Именно, а в отношении девочек это еще более опасно. Что касается девочек, то они гораздо пластичнее мальчиков, их проще деформировать психологически, сломать их характер и следовательно судьбу.  И вот такая девочка, воспитанная «обслуживанием» по высокому разряду, будет всю жизнь пожинать плоды такого воспитания. Лозунг «все лучшее – детям» - миф, особенно это касается  слабого пола.

- Но для девушки очень важно выйти замуж, причем она хочет это сделать однажды и на всю жизнь. Как не ошибиться и реализовать эти идеалы?

- Человек должен выбирать себе партнера, исходя из двух очень важных принципов: исходить важно из собственных недостатков, а, во- вторых, отдавая себе отчет в том, что человек пытается выстроить жизнь, а не решить свои временные проблемы за счет брака. Любой человек, который пытается решить с помощью замужества-женитьбы свои проблемы, столкнется с разочарованием. Еврейская семья создается с определенными целями. Считается, что мужчина и женщина по отдельности являются личностями неполноценными и поэтому их союз как бы компенсирует эту неполноценность и гармонизует личности в паре, реализует их цели в жизни. Когда Вс-вышний создавал мужчину и женщину, то он их создавал взаимозависимыми друг от друга, чтобы они в паре достигли исходного совершенства. На всем этом  казалось бы благополучном фоне, идеалистическом  существует чудовищная статистика разводов, причем как в религиозной среде, так и светских семьях в Израиле количество разводов сравнялось.

- В чем состоит это совершенство?

- В реализации своего потенциала - личностного, морального, человеческого, и в том, чтобы нивелировать собственные слабости или даже избавиться от них. Подавляющее число людей стремится создать семью, потому что им тяжело одиночество, а вместе они хотят многого добиться в жизни. И в паре это сделать значительно проще. То есть мотивация брака вполне очевидна. Мужчина чаще всего женится от надоевшей безысходной ситуации: неупорядоченности быта, неупорядоченности связей, которые его измучили или наоборот - чрезмерного воздержания. На него также оказывает давление социум. Женитьба для еврея- это обязательное предписание Вс- вышнего. Это как раз то, что ждет от него Б-г, не больше и не меньше, так как заложил эту потребность в человеческую природу.

- А девочки? Какова их мотивация?
Женская реализация связана в первую очередь с созданием семьи, и это заложено в генах.
- Девочки реализуют в браке свою потребность в материнстве, в ласке, в опеке над кем-то… И они в подавляющем большинстве также хотят, чтобы о них заботились материально. У женщин потребность в браке продиктована куда в меньшей степени сексуальными потребностями, а в намного большей степени - социальными. Социум от них ждет, что они выйдут замуж. И вот тут возникает очень важный момент: традиционное еврейское воспитание не предполагает женитьбу и замужество по влюбленности, так как состояние влюбленности, по сути, полностью отключает мозги. Наша традиция очень неодобрительно относится к заключению браков в состоянии влюбленности, так как в этом состоянии очень сложно критически отнестись к своему избраннику. Чаще всего такой брак, если он заключен по сильной любви и был долгим и счастливым, это – исключение из правила. И в этом смысле шидух- замечательный инструмент, который может помочь будущей супружеской паре состояться. Огромное число моих знакомых женились по шидуху, даже не подозревая о нем. Всегда кто-то находился, чтобы порекомендовать юношу или девушку, чтобы те встретились как бы случайно, а получалось, что отнюдь не случайно. И это -тоже шидух.

- А чем отличается еврейский шидух от обычного сватовства, знакомства по рекомендации?

- Да, по сути, ничем, кроме того, что в еврейской среде это делается профессионально. Так, например, в еврейских местечках браки заключались между семьями, где дети знали друг друга чуть ли не с рождения или, по крайней мере, с детства. И поэтому среди евреев был высок процент родственных браков.
В наше время шидух становится более актуальным, так как в социуме высока разобщенность людей. И шидух становится важной составляющей всей еврейской этической системы, без которой еврейский брак затруднителен. Своим ученицам я предложил написать, какими они бы хотели видеть своих мужей, а на втором листике - своих сыновей. Ни по одному из пунктов их пожелания не совпали. Я долго думал, как это могло случиться. Так вот, когда они писали о мужьях, то они это делали в силу общественных стереотипов, а вот в отношении сыновей они писали более искренне и интуитивно. Практически все написали в отношении будущих сыновей в разных комбинациях: честный, умный, добрый, красивый, заботливый по отношению к родителям.

- А богатый?

- Нет, этого определения не было на том листочке, где они писали о сыновьях.

- Но о мужьях-то наверняка было?

- Да, там где речь шла о мужьях, то они это качество отметили чуть ли не главным пунктом. Вывод я сделал очень простой - люди себя не видят со стороны. А шадхен может подобрать пару одним лишь профессиональным взглядом. Совсем немного времени порой достаточно, чтобы понять, кто подойдет именно этой девушке или этому  юноше.

- Рав Шая, можно ли отказаться от шидуха?

- Да, разумеется. И более того, нужно отказаться, если человек оказывается неприятен физически. Но при этом идти все равно нужно, молясь чтобы Б-г ему дал именно того человека, которого он хочет. Прелесть шидуха состоит в том, что всегда можно сказать: «Нет». Все ошибки в будущем браке заключаются чаще всего в неверной самооценке человека. Но если появляется мысль, что человек, который окажется с тобой в одной постели, тебе неприятен, то ни в коем случае нельзя идти на этот брак, не стоит пробовать такие «отношения».

- Почему? Можете это пояснить…

Я всегда  говорю своим ученикам: не надо выходить замуж после третьей встречи на шидухе. Не надо спешить в самом главном. Ведь хороший муж - это не только тот, который умеет помыть посуду. При этом, если пара готова развестись «из- за волоса в супе», то есть из-за мелочей - лучше им это сделать как можно быстрее.

- Так в чем же, если резюмировать, состоит важность шидуха, Рав Шая?

- Если говорить о шидухе, то один факт того, что евреи в этом мире ищут друг друга и делают это все активнее - уже огромный плюс для нас всех.



Записала Эстер Месежникова.

 

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Мазаль тов

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения