Get Adobe Flash player

Почему в ХАБАДе не спят в сукке?

Ликутей Cихот том 29, стр. 211-215


1. В поведении Ребе РАЯЦ по отношению к нахождению в сукке мы видели две противоположные вещи. Что касается еды и питья в сукке, то он устрожал в этом вопросе до крайности — вне сукки он не пил даже воды (и вел себя так даже в Шмини Ацерет). А что касается сна в сукке, то напротив — люди видели, что он спал не в сукке, а дома. И на первый взгляд должно быть наоборот — ведь обязанность спать в сукке более важная, чем обязанность есть и пить в сукке. Ведь можно перекусить что-нибудь и тем более выпить воды вне сукки, но запрещено даже вздремнуть вне сукки.

Известно, что из-за трудностей связанных со сном в сукке (по условиям места и времени), возможно освобождение от сна в сукке по закону. Закон гласит, что «в холодной местности, где человек спящий в сукке будет страдать от холода, он не должен спать в сукке,.. так как кто страдает от пребывания в сукке освобожден от этого». Тем не менее, этого недостаточно для того, чтобы объяснить поведение Ребе РАЯЦ, так как он не обращал внимания на физические трудности связанные с выполнением заповедей. И это видели в его поведении касающегося еды и питья в сукке — что он устрожался в этом до крайности, даже когда шел ливень (а в этом случае по закону разрешается есть в доме) он не ел вне сукки.

Понятно, что Ребе РАЯЦ не спал в сукке не из-за физических трудностей и страданий.

2. Известно высказывание Мителер Ребе по поводу сна в сукке: «как можно спать в „макифим де-бина“» (окружении сфиры бина). И смысл этого в том, что в сукке светит сильный Божественный свет не способен проникнуть внутрь в человека. Этот свет окружает человека (как сукка в простом смысле окружает человека находящегося в ней) и не только самого человека (по крайней мере голову и большую часть тела, а также и стол, таким образом, что все вещи нужно делать в сукке — «тешву кеэйн тадуру»). И так как в ней светит такой сильный свет, то как можно вообще спать там!Это наподобие сказанного в Торе: «вот, есть Всевышний в этом месте, а я не знал (если бы знал, то не спал бы в таком святом месте)»

И понятно, что это находится в соответствии с законом: когда человек идет спать в сукку, он никак не может заснуть и тогда в соответствии с Шулхан Арух очевидно, что он идет спать домой. И если это несомненно у него, что он не сможет заснуть в сукке, то ему даже не требуется изначально пробовать заснуть там.

Это простая причина того, что Мителер Ребе не спал в сукке: во время пребывания в сукке у него светил в открытом виде окружающий свет сукки, и это не давало ему возможности заснуть в сукке.

И можно добавить к этому и прояснить разницу в законе по отношению к еде в сукке и ко сну в ней.

Что касается определения «тешву кеэйн тадуру» («нужно находиться в сукке, как жить дома») объясняет Алтер Ребе, что «человек сидящий в сукке не обязан делать любую дополнительную работу от которой он не страдает и не уклоняется сидя в доме». И наподобие этому касательно сна — если бы было так тяжело человеку, что он бы не спал дома, то и в сукке он не должен спать, ведь «всякий, кто страдает от пребывания в сукке, освобожден это этого» (как он объясняет, что освобождение страдающего в сукке дается по правилу «тешву кеэйн тадуру», что «круглый год человек не живет в месте, где он страдает» и поэтому на все, что не относится к «как жить» дома, не распространяется правило «находиться» в сукке).

И наподобие этого в нашем случае: из ситуации, о которой говорит Мителер Ребе, и из поведения Ребе РАЯЦ следует, что раз наличие божественного света в сукке препятствует сну в ней, это само по себе является причиной освободить человека от сна в сукке, ведь также и дома не смог бы спать в таком состоянии.

И надо сказать, что это объяснение относится к распространению учения ХАБАД, идея которого привлечь идеи внутренней части Торы таким образом, что человеческий разум будет способен постигнуть их и это окажет влияние на тело и душу — и посредством этого облекающей свет сукки будет ощутим телом как оно есть по его природе и материальности (поэтому Мителер Ребе требовал от хасидов, чтобы они не спали в сукке. И поэтому у всех глав ХАБАДа было соответствующее поведение (хотя понятно, что их сон был как у тех избранных людей).

Отсюда понятна причина, что эту идею раскрыл именно Мителер Ребе, цель которого была продолжить учение хасидизма в форме сфиры «бина» — так как кроме того, что поступление облекающего света внутрь относится к сфире «бина» — свет в сосудах — также и облекающая идея сукки это окружение сфиры «бина».

3. Но нужно еще объяснить.

Как говорилось много раз, наша Тора — истинное учение, в котором внутренняя ее часть (и обычаи) составляет единое целое с законодательной частью. В книге «Зоар» сказано, что открытая и скрытая части Торы связаны между собой как тело и душа. Это значит, что все части Торы соответствуют одна другой, следовательно, обычаи мудрецов (и идущих по их стопам) изначально основанные на внутренней части Торы, обязаны быть в соответствии с законом.

Поэтому непонятно в нашем случае: так как по закону заповедь пребывания в сукке обязывает спать в ней*, то как может быть, что внутренний аспект сукки (облекающий свет в ней) препятствует этому и не позволяет спать в сукке?

Кроме этого, наше объяснение (п. 2) это только «эйтер» (разрешение) не спать в сукке, но ведь в конце-концов на первый взгляд в этом есть недостаток в выполнении заповеди. И как может быть, что внутренний аспект сукки повлечет за собой ослабление в выполнении заповеди (в простом смысле, по закону) как следует, в совершенстве? Ведь должно быть наоборот: к внутреннему аспекту заповеди (в данном случае — облекающему свету) можно прийти именно выполняя заповедь в простом физическом смысле!

4. И на первый взгляд, можно сказать на основе написанного в книге «Цафнат Панеах» — что есть существенная разница между едой и питьем в сукке и сном в ней. Еда и питье — это выполнение заповеди сукки, а сон в сукке «не является самостоятельной заповедью, а только запрещено спать вне сукки». И на основании этого автор книги объясняет, почему в Талмуде и у РАМБАМа в описании заповеди пребывания в сукке не упоминается сон, а только еда и питье — «ест и пьет и гуляет в сукке».

(И этим он также дает ответ на вопрос, почему мы не произносим благословения на сон в сукке. Так как во время сна в сукке не исполняется на практике заповедь пребывания в сукке, а только отвергается нарушение запрета спать вне сукки.)

Отсюда понятно, что тот, кто спит разрешенным образом вне сукки, так как он ест и пьет в сукке, то у него нет никакого недостатка в выполнении заповеди пребывания в сукке.

И отсюда понятно, что нет никакого противоречия в том, что с одной стороны внутренний аспект сукки препятствует сну в ней, а с другой — что по закону нужно спать в ней, так как сон в сукке не является частью заповеди сидеть в сукке. Обязанность спать в сукке это только результат запрета спать вне сукки. А в нашем случае, так как это вызывает страдания,.. то изначально запрет не существует.

(И не надо возражать, что это, дескать, не совершенное оправдание — как может быть, что по закону заповедь сукка вызовет запрет спать вне сукки*, в то время как по ее внутреннему аспекту наоборот — сон вне сукки это разрешенная вещь и более того, желательная?

Ведь Тора говорит о большинстве. И так как большинство людей не чувствуют облекающий свет сукки, они обязаны спать в сукке (так как должно выполнятся правило «тешву кеэйн тадуру»). Поэтому нет противоречия в том, что у меньшинства — особых людей («йехидей сгула») — которые чувствуют этот свет, он влечет за собой такую ситуацию, что они освобождаются по закону от сна в сукке).

5. Но на самом деле нельзя объяснить таким образом обычай наших ребе, так как в соответствии с постановлением Алтер Ребе в его Шулхан Арухе сон в сукке является частью заповеди пребывания в сукке. Как он пишет: «Как заповедь пребывания в сукке, когда человек ест, пьет, спит, гуляет и живет в сукке».

И источник этого в РАМО который к словам рабби Йосефа Каро (и так же пишет РАМБАМ): «Как заповедь пребывания в сукке, когда человек ест, пьет и живет в сукке» добавляет слова «и спит и гуляет». То есть, РАМО считает, что заповедь пребывания в сукке включает в себя сон в ней.

И на первый взгляд, это также мнение ТУРа, который добавляет к словам Талмуда «и спит». И это соответствует мнению РАШИ (приведенное в «Цафнат панеах»), что «основа в заповеди пребывания в сукке — это еда, питье и сон».

И наподобие этого мы находим, что так постановляет Алтер Ребе, что благословение на заповедь сукки распространяется также на сон в ней (но нет специального благословения на сон, так как оно включено в благословение на еду в сукке).

И теперь мы вернулись к первоначальной проблеме: раз в соответствии с мнением Алтер Ребе заповедь пребывания в сукке включает в себя и сон в ней, то как может быть, что внутренний аспект заповеди противоречит этому?

6. И станет это понятно, если сначала вспомнить сказанное в книгах о веселье черпания воды — что «когда были радостны во время веселья черпания воды... не чувствовали вкус сна, так как дремали на плече друг у друга».

Отсюда понятно, что во время веселья черпания воды мудрецы («танаим») не спали в сукке (так как объяснение «дремали на плече друг у друга» имеет в виду, что дремали они не в сукке, а в месте где все праздновали.

И на первый взгляд не все «чисто» — несмотря на то, что дремание вне сукки несомненно было разрешено Торой — но понятно, что мудрецы старались выполнить заповедь пребывания в сукке все семь дней (в сукке живите семь дней») самым тщательным образом. Как сказано в Мишне «все семь дней человек делает сукку постоянным местом»:

И так как самое важное в нахождении в сукке это еда, питье и сон, то как может быть, что установят празднование суккот таким образом, что будут дремать вне сукки и поэтому появится у них недостаток в совершенстве выполнения сделать сукку постоянным местом, так как здесь отсутствует сон?

Отсюда следует, что когда спят (по разрешению Торы) вне сукки, можно исполнить по всем мнениям (также и по мнению Алтер Ребе, что заповедь проживания в сукке включает и сон) указание «в сукке будете жить» в совершенстве (со всей тщательностью — «идур» — как мудрецы выполняли эту заповедь).

7. И нужно дать объяснение этому:

То, что заповедь проживания в сукке включает в себя сон в ней, не значит, что заповедь проживания в сукке создает обязанность сна в ней как отдельную вещь. Ведь тогда бы было так, что если кто-то не спит в сукке (по любой причине, даже когда Тора разрешает ему это), то у него был бы недостаток на практике в выполнении заповеди проживания в сукке как следует.

Поэтому, это только деталь в общем правиле «проживать в сукке, как жить дома». Указание Торы заключается в словах «в сукке живите семь дней»: должно быть проживание в сукке, но так как проживание человека связана с местом где он делает самые важные вещи — ест, пьет и спит — то обязанность «жить в сукке» включает в себя эти три вещи.

И так как главный аспект в определении проживания человека определяется не местом сна, а именно местом еды, поэтому из этих трех вещей, главный аспект проживания в сукке связан с едой. Как четко пишет об этом Алтер Ребе: «Еда которая главная в заповеди проживания в сукке». И по этой причине мы произносим благословение именно на еду и это благословение включает в себя питье, сон и прогулки, так как они «второстепенны по отношению к еде».

Поэтому у мудрецов не было необходимости идти дремать в сукку, чтобы было у них сукка постоянным местом проживания, так как это они исполнили в совершенстве едой в сукке. И так как еда влечет за собой главный аспект проживания в сукке, то у них не было никакого недостатка в выполнении заповеди.

Отсюда понятно также и в нашем случае: несмотря на то, что внутренний аспект праздника препятствует сну в сукке, нет никакого недостатка в выполнении заповеди по закону. А то, что по закону сон в сукке является частью заповеди находиться в сукке, это потому, что Тора говорит о большинстве, а большинство людей не чувствуют облекающий свет сукки (см. п. 4).

8. Однако вышесказанное объясняет только слова Мителер Ребе и поведение Ребе РАЯЦ и других избранных людей, которые чувствуют облекающий свет в сукке.

Но мы видим что многие люди, которые не находятся на уровне восприятия этого света, тем не менее не спят в сукке (хотя в еде и питье они скрупулезные даже тогда, когда нет обязанности).

И объяснение этому простыми словами:

Для хасидов которые связанны («мекушарим») с рабеим, учат их учение (для того, чтобы выполнять) и идут по их путям — обычай рабеим для них является руководством к действию.

Это похоже на то, что сказано в Талмуде, что «Рав Аха... старался взять 2 и 1» (взять миртовую ветвь, в которой только два листа на одном черенке и один лист снизу нависает над ними) по мнению Рава Каана, несмотря на то, что сам Рав Каана сказал, что «даже два и один», но «три на одном черенке несомненно кошерно». Но так как это «вышло из уст Рав Каана», то его ученики следовали этому с большей скрупулезностью («идур») сделать именно так.

И еще: вести себя на практике противоположно указанию Ребе влечет за собой страдание (а страдающий освобожден от заповеди сукки).

Более того, в нашем случае Мителер Ребе требовал такое поведение от хасидов (как рассказывает Ребе РАЯЦ в беседе62) — не может он (относящийся к рабеим) тихо и мирно спать в сукке. Ибо хоть свет сукки не препятствует его сну, он страдает от этого — почему он не находится на таком уровне, чтобы свет сукки светил в нем до такой степени, что он не сможет заснуть.

И даже тот, кому не мешает, что он не чувствует свет — он страдает, что слова Мителер Ребе не оказывают на него своего действия. И с этой стороны сон в сукке  вызывает у него страдания — как может быть, что может спать в сукке без страданий — а страдающий освобожден от заповеди сукки.

И несмотря на то, что это страдание не вызвано самой суккой, а сторонними вещами — в любом случае правило «страдающий освобожден от заповеди сукки» действует тогда, когда страдания вызваны самой суккой, а также63 когда причина страданий (при нахождении в сукке) внешняя, как холод или дожди.

И в нашем случае, так как на практике сон в сукке связан со страданиями (со стороны «холода», факта, что это не соответствует желанию Мителер Ребе), то он освобожден от заповеди сукки.

И да будет так, чтобы удостоились мы в скором будущем сукки из шкуры левьятана65 и вообще «раскинет над нами сукку мира» — раскрытие будущего (наподобие которому есть сейчас в облекающем свете сукки66) — во время истинного и полного Освобождения посредством Мошиаха, праведника нашего, немедленнов наши дни, буквально.

По материалам сайта http://www.moshiach.ru/

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения