Get Adobe Flash player

«…и зажгли светильники в Твоих святых дворах…»

Обычаи Хануки. Где и почему...

Окунемся в глубокое прошлое. В это время, около ста семидесяти лет до н. э., Иудея была в упадке как в политическом, так и в духовном, и религиозном отношении. Страна стонала под гнетом Антиоха, греко-сирийского царя, который жестоко и беспощадно угнетал евреев. Антиох Эпифан хотел заставить всех евреев отказаться от своей веры и навязать им греческую культуру, основанную на идолопоклонстве. Он издал указы, запрещающие евреям под страхом смерти соблюдать заповеди, и евреи, которые соблюдали Субботу, обрезали своих сыновей и изучали Тору, рискуя жизнью. Притеснения Антиоха достигли предела, когда греки осквернили Храм, установили идола на жертвеннике, чтобы приносить ему жертвы, порвали и сожгли найденные там книги Торы. Народ упал духом; людьми овладели страх и отчаяние. Хотя многие евреи предпочли умереть, освящая Имя Всевышнего, некоторые уступили давлению греков и присоединились к эллинистским кругам. Они отреклись от наследия своих предков и приняли культуру поработителей. Многие евреи бежали из городов нашли прибежище в пещерах и в расселинах гор в пустыне.


«Потом вошли сыны Твои в Святилище Дома Твоего, и освободили Дворец Твой, и чистым сделали Храм Твой, и зажгли светильники в Твоих святых дворах, и установили эти восемь дней Хануки (освящения), чтобы воздавать благотворение и хвалу великому Имени Твоему”.

ВОССТАНИЕ ПРОТИВ ГРЕКОВ

Когда уже казалось, что пришел конец еврейскому народу, Матитьягу Хашмоней и пятеро его сыновей, которые жили в маленьком горном селении Модиин, подняли знамя восстания против греческого порабощения. Восстание началось, когда один из евреев-эллинистов собирался принести жертву идолу на помосте, установленном на центральной площади селения. Матитьягу не смог сдержать свой гнев. Он бросился на предателя и на сопровождавшего его царского служителя и убил их обоих. Затем Матитьягу разрушил помост и стал призывать евреев, находящихся в толпе: “Кто за Бога, за мной! Кто боится Господа, любит Его Тору и помнит Его завет, за мной!”

О призыве Матитьягу узнали евреи во всей стране, и вскоре вокруг него собрались все те, кто готов был сразиться с поработителями. Так образовалось народное войско, которое вышло на борьбу против воинов Антиоха.

ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА

Матитьягу не дожил до победы восстания, он умер в год его начала и был похоронен в своем родном городе Модиине. После его смерти его сыновья-герои во главе с Иегудой продолжали священную борьбу. Они одерживали одну победу за другой. Через два года они сумели войти в Иерусалим и сразу же направились в Храм, чтобы очистить его от скверны и восстановить разрушенный жертвенник. 25 кислева они торжественно отметили восстановление Храма и жертвенника. Празднование продолжалось восемь дней подряд. С тех пор евреи празднуют праздник Ханука (ханука на иврите “новоселье”) каждый год в течение восьми дней.

МАОЗ ЦУР

Из всех песен и пиютов праздника самым известным является “Маоз Цур”, который поют после зажигания ханукальных свечей на известную мелодию. Пиют возносит хвалу Всевышнему, Который всегда приходит на помощь еврейскому народу и спасает его от беды и безысходности, Который вывел евреев из Египта, освободил их из вавилонского плена, спас от злодея Амана и явил им чудеса в дни Хашмонеев. Автором пиюта, написанного в 13 веке, был поэт по имени Мордехай. Этот пиют полюбили евреи, живущие во всех странах мира. Он является неотъемлемой частью ритуала зажигания ханукальных свечей.

ЙЕГУДИТ

Традиция рассказывает о храброй женщине по имени Йегудит, которая рисковала жизнью для спасения своего города, осажденного врагами. Своим умом и красотой Йегудит покорила вражеского военачальника Олоферна и отрезала ему голову. После гибели предводителя вражеская армия пришла в замешательство - город был спасен. По традиции считают, что это событие произошло в период Хашмонеев; некоторые утверждают, что Йегудит была дочерью Матитьягу Хашмонея и сестрой Иегуды Маккаби. Поэтому образ Йегудит стал одним из символов праздника Ханука. Отсюда также происходит обычай, согласно которому женщины не выполняют никакой работы, пока горят ханукальные свечи. Этот обычай напоминает о том, что чудо произошло благодаря женщине.

ОБЫЧАИ ХАНУКИ

Неповторимые обычаи ханукальных вечеров любят евреи всех стран. Каждый вечер вся семья собирается за столом; хозяйка готовит вкусные блюда, дети играют в традиционные игры.

В дни Хануки принято готовить ханукальные кушанья: картофельные оладьи («латкес») и пончики с вареньем («суфганиет»). Этот обычай напоминает о чуде с кувшином масла, поэтому пончики и оладьи жарят в масле.

В праздничные вечера дети играют в волчок.

По обычаю, в ночь на четвертый или пятый день Хануки родители дают детям (независимо от их возраста) «ханукальные деньги» («хануке гелт» на идиш или «дмей ханука» на иврите), которые, в принципе, могут быть ими использованы по своему усмотрению. Однако часть этих денег надо отдать на цдаку. Детей следует приучать к этому с малых лет, тем более что в дни Хануки принято давать на цдаку больше денег, чем обычно.

ХАНУКАЛЬНЫЕ СВЕЧИ

Чтобы придать празднику должное великолепие и рассказать всем о замечательном чуде, случившемся в эти дни, мудрецы постановили зажигать свечи Хануки восемь дней. Эта заповедь является основой праздника. Сначала было несколько обычаев зажигания свечей, но с годами закрепился один, согласно которому каждый вечер ханукальные свечи устанавливают справа налево и зажигают в первый вечер - одну, во второй - две и т.д. Каждый раз после прогорания светильник очищается, и на следующий день снова устанавливаются свечи в том же порядке. Каждый раз сначала зажигается служебная свеча «шамаш», а потом от ее огня слева направо - основные свечи. Таким образом, в первый день горят две свечи - основная и служебная, во второй - три (две основных и одна служебная), в последний день Хануки горят восемь основных свечей и одна служебная.

Свечи устанавливают у входа в дом снаружи, чтобы таким образом прославить чудо. Те, кто живут на верхних этажах, ставят свечи в окне, чтобы своим сиянием они напоминали людям о чуде.

ШАМАШ

Свет и огонь ханукальных свечей нельзя использовать для какой-либо практической цели. Поэтому существует обычай зажигать дополнительную свечу, которая называется «шамаш» («служебная»), потому что она служит для освещения и для зажигания праздничных свечей. Шамаш ставят в подсвечник, расположенный выше всех остальных, чтобы его можно было отличить от ханукальных свечей. Существует обычай зажигать ханукальные свечи также и в синагоге, где ханукию ставят в южной части. Наши мудрецы говорят: «Тот, кто хочет быть умным, пусть повернется к югу». Обычай зажигать свечи в синагоге был установлен для тех людей, которым негде зажечь свечи. Есть и другое объяснение этого обычая: чудо произошло в Храме, а синагога - это «маленький Храм».
Как и все наши праздники и праздничные даты, перипетии далеких событий Хануки повторяются в наши дни. И сегодня так же, как и тогда, каждый еврей ищет тот самый кувшинчик с «чистым маслом» еврейства в своей душе. И порой необходимы мужество и решимость, чтобы зажечь его. Именно тогда этот слабый огонек разгорится в яркий свет еврейской веры. Мы верим, что Всевышний пошлет нам чудо, и этот огонь будет гореть вечно!

КАК ПОЯВИЛОСЬ НАЗВАНИЕ «ХАНУКА»

Название праздника, очевидно, связано с тем, что Хашмонеи освятили жертвенник в Храме (ханука на иврите также «освящение»). Это событие описано в Первой книге Хашмонеев: «И было в двадцать пятый день седьмого месяца, кислева, в году сто сорок восьмом, встали на рассвете и принесли жертвы всесожжения на новом жертвеннике, как положено по закону. И освятили жертвенник в этот день после осквернения необрезанными, и возносили хвалу Г-споду песнями и игрой на кинорах, свирелях и цимбалах. И пали ниц и поклонились Г-споду, Который поддержал их своей силой и дал спасение, и праздновали освящение жертвенника восемь дней» (Первая книга Хашмонеев 4:51-57).

Еще одно объяснение названия праздника связано с восстанием Хашмонеев и ханукальными свечами, потому что сказано: «Слово «Ханука» состоит из слов «хану» и «кафей», т.е. «остановились двадцать пятого». Макковеи боролись против греков до 25 кислева, а в этот день закончилась битва. Этот день стал днем Хануки.

по материалам сайта http://www.jewishwoman.ru

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения