Get Adobe Flash player

История одежды евреев от древности до наших дней

Одежда выполняет несколько различных функций и изменяется под воздействием различных факторов - климата, типа хозяйства, традиционных занятий населения. Помимо утилитарных функций - защищать человека от воздействий внешней среды, она может также обладать важными семиотическими функциями. То есть по всему комплексу одежды или по ее отдельным частям можно судить об имущественном, социальном, половозрастном, семейном статусе человека. Особенно это относится к традиционному обществу, в котором все элементы костюма воспринимаются окружающими как определенный знак, символизируют принадлежность его носителя к той или иной группе.

Например, в Древнем Риме тогу мог носить только свободный взрослы римский гражданин (подростки носили особые тоги) и пр. Определенные элементы одежды соответствовали царскому или священническому титулу. Нередко по головным уборам, украшениям, прическам можно было узнать, из какой конкретной местности или к какому племени относится тот или иной человек.

В понятие одежда, или костюм входят также головные уборы, обувь и так называемые аксессуары - пояса, передники, сумки и пр. Кроме того, нередко в едином комплексе с одеждой рассматривают украшения и прически, поскольку они в традиционном обществе тоже выполняли ярко выраженную знаковую функцию.

На очень раннем этапе развития одежды выявилась также ритуальная одежда - маски, особые головные уборы и облачения, а также свадебная и погребальная одежда.

Материалом для одежды могут служить всевозможные ткани, войлок, кожа, шкуры животных, выделанная кора дерева, птичьи шкурки и перья и пр. Для обуви используется также дерево, веревки, лыко и пр.

По способу изготовления различают шитую и нешитую одежду. Нешитая одежда наиболее архаична; она представляет собой кусок ткани, который тем или иным способом обматывают, завязывают или закрепляют особыми пряжками-фибулами или поясами вокруг тела. Примерами такой одежды может служить древнеримская тога, древнегреческий хитон и гиматий, индийское сари, малайский саронг, разнообразные шали, покрывала, накидки, чалма и пр.

Постепенно из нешитой одежды развилась шитая, края которой закрепляются с помощью разнообразных швов. (Переходный тип между ними - так называемая подкроенная одежда - прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы и иногда разрезом посередине - типа южноамериканского пончо, одежды жителей древней Месопотамии и др.)

Нешитая обувь - сандалии, деревянная или кожаная подошва которых крепится к ноге с помощью ремешков или веревок; есть также чисто плетеная обувь - из веревок, ремешков или лыка, деревянная обувь - сабо и пр. Более поздняя обувь - шитая - из разных материалов или комбинированная - различные башмаки, сапоги, ботинки и пр.

Различается плечевая одежда, которая может покрывать тело до пояса или целиком (пиджак, кофта, пальто, платье) и поясная, которая закрывает только нижнюю часть тела (набедренная повязка, передник, юбка, штаны). Плечевая одежда бывает глухая, надеваемая через голову (типа рубахи) или распашная (камзол, тулуп). Наиболее древний и широко распространенный тип плечевой одежды - туника - рубаха из одного полотнища, перегнутого пополам в плечах. Постепенно шло развитие и усложнение кроя - оформился горловой вырез, потом ворот, вставлялись боковые клинья, привязывались или пришивались рукава, оформлялись полы одежды, усложнялся ее крой. Довольно давно распространилось деление одежды на верхнюю и нижнюю (так в Древней Греции мужчина не мог выйти на улицу в одном хитоне, но надевал еще гиматий, женщины во многих странах не выходили из дома без покрывала, накидки, платки и пр.). Собственно же нижнее белье развилось гораздо позднее.

Прическу обычно рассматривают в комплексе с одеждой: определенному типу одежды соответствует и особая прическа - праздничная, свадебная и пр. - она также имеет функцию знака, по прическе можно определить этническую, половозрастную, профессиональную, социальную принадлежность человека. Прическа часто определяется религиозными предписаниями (бритые головы буддийских монахов, пейсы и борода у религиозных евреев и пр.). Уже в древности прически четко делились на мужскую и женскую. Широко пользовались также париками.

Ношение прически связано также с тем, что у множества народов мира существовали различные поверья, связанные с волосами. Иногда волосы считали вместилищем жизненной силы человека, и в этом случае их запрещалось стричь или брить, из опасения лишиться жизненной силы или здоровья, за ними предписывалось тщательно ухаживать, а срезанные концы волос (если все же приходилось это делать), тщательно берегли и прятали. Напротив, остричь врага - значило лишить его жизненной силы – таков библейский рассказ о Самсоне, лишившемся своей богатырской силы после того, как Далила срезала их). Кроме того, жизненная сила, заключенная в волосах, в ряде случаев рассматривалась как источник опасности для остальных людей (в средневековой Европе женщин, подозреваемых в колдовстве, стригли, как бы уничтожая вместе с волосами их зловредную силу). Особенно вредоносной силой наделяли женские волосы (отсюда распространенный обычай, согласно которому женщина, особенно замужняя, должна непременно тщательно скрывать волосы). Прически менялись при переходе в соответствующую возрастную или социальную группу. Так, у многих народов юноша после вступления в категорию совершеннолетних мужчин менял прическу.

К украшениям обычно относят снимающееся убранство в отличие от неподвижных украшающих элементов - татуировки, прически и пр. Украшения известны с древнейших времен - с эпохи палеолита. Первоначально украшения, безусловно, выполняли магические функции - служили оберегом от различных духов, способствовали удаче начинания, плодовитости, силе, ловкости и др. Кроме того, украшения издавна выполняли знаковую функцию - по ним особенно четко определяли статус, этническую и религиозную, возрастную и социальную принадлежность человека, его имущественный статус. Материалы для изготовления украшений бывают самыми различными - всевозможные металлы, камни, кость, дерево, стекло, кожа, керамика и т.д. В силу своих знаковых функций украшения нередко являются самой устойчивой частью костюма - они передаются из поколения в поколение неизменными, в то время как крой, расцветка, отделка меняется быстрее. Украшения часто были личной собственностью человека и служили информацией для окружающих о его статусе. Украшения чрезвычайно разнообразны не только по материалу и форме, но и по тем местам, на которых их носят (в волосах, на разных частях головы, в ушах, в носу, на пальцах рук и ног, на руках, ногах, поясе, на шее, на одежде и пр.).

I. Одежда в библейский период.

Трудно сказать что-либо вполне определенное об одежде древних евреев. Можно только предположить, что как на всем древнем Ближнем Востоке наиболее древние ее формы - нешитая одежда типа набедренных повязок или передников, подобных тем, что изображены на древнеегипетских фресках. Таковы повязки, которые, согласно книге Бытие, сделали себе Адам и Ева после грехопадения; впоследствии Б-г сделал им кожаные одежды. Возможно, в этом отрывке нашли неясное отражение ранние формы и материал изготовления одежды. По-видимому, в глубокой древности употреблялся эзор (ср. арабское izar) - кусок тканей, обертываемый вокруг бедер, набедренная повязка.

В Ветхом Завете для обозначения одежды имеется несколько терминов - бегед, ксут, левуш, шалбуш. Не всегда можно вполне определенно сказать, что имеется в виду в каждом конкретном случае. Наряду с нешитой одеждой получает распространение также шитая одежда, развившаяся из нешитой, - типа туники различной длины - короткая нательная рубаха (куттонет, кеттонет – см. Бытие, 17:3; Левит, 17:4). Кеттонет обычно был ниже колен, но иногда мог быть и до щиколоток. Поверх нее надевалась длинная туника - ее носили мужчины и женщины - симла, самла (Исход, 12:34;1 Царей 11:30). Как куттонет, так и симла, очевидно, первоначально представляли собой кусок ткани, обернутый вокруг тела и скрепленный на плечах (типа греческого хитона), потом одежду стали сшивать по бокам и на плечах, к ней стали привязывать или пришивать рукава (как в римской тунике). Одежда женщин была более длинной и широкой. Сначала одежды были, по-видимому, однотонные, но позднее распространились и узорчатые одежды.

Упоминаются разнообразные верхние одеяния, а также полотняные нижние штаны, надевавшиеся священниками (Исх., 28:42; 44:18), пояса (Лев. 8:7). К сожалению, за исключением этих упоминаний, трудно сказать что-либо определенное о покрое, цвете, отделке одежды в библейскую эпоху. По-видимому, одежда древних евреев в целом была сходна с одеждой окружавших их народов и входила в ближневосточный комплекс, хотя отдельные варианты одежды внутри этого комплекса довольно сильно различались. Нередко полагают, что одежда древних евреев напоминала костюм арабов-феллахов - земледельческого населения Ближнего Востока. Постепенно крой одежды усложнялся - появились туникообразные одежды с длинными рукавами - ме’ил, изготовлявшиеся из более тонких тканей, а на смену куттонет пришел полотняный садун, по-видимому, тоже туникообразного покроя. У священнослужителей на смену простым одеждам, о которых уже говорилось, пришли пышные облачения.

Хотя типологически мужская и женская одежда была весьма сходна - нижняя и верхняя туники, но между ними, по-видимому, имелись значительные различия - они могли касаться длины, ширины, особенностей кроя - во всяком случае, в Ветхом Завете строго запрещается ношения одежды другого пола (Втор, 22 5: «Да не будет одежды мужской на женщине и да не наденет мужчина женское платье»).

Основным материалом, из которого производилась одежда, был лен, а также шерсть; ношение одежды из ткани, в которой шерстяные и льняные нити смешаны - шаатнез - запрещено (Втор., 22:16: “не надевай одежды из смешанной ткани - из шерсти и льна вместе”). Это один из древнейших запретов в иудаизме.

Развитие международных отношений привело к распространению ввозных тканей - финикийцы ввозили пестро окрашенные ткани, в том числе пурпурные; распространились вышитые ткани из Вавилона, тонкие льняные ткани из Египта.

Обувь - наалаим – была сшита из кожи и завязывалась вокруг ноги ремешками или шнурками, типа сандалий из кожи или дерева с кожаными ремешками (Быт., 14: 23 и др.). В знак траура обувь снимали, снимали ее также в Иерусалимском храме.

О головных уборах известно мало, хотя Ветхом Завете упоминаются покрывала женщин, возможно, ими покрывали и голову. Известны также головные уборы первосвященников - видимо, что-то типа тюрбанов, а также медные и кожаные шлемы воинов (кова). На некоторых ассирийских барельефах еврейские пленные носят на головах шапочки, отдаленно напоминающие кипу. Кроме покрывал, известен простой шнур, поддерживающий волосы, а также головной убор жениха - пеэр (Ис. 3:20). В Ветхом Завете и Талмуде нет прямых предписаний покрывать голову, из ряда библейских текстов можно понять, что нередко ходили и с непокрытой головой. Позднее покрытие головы стало обычаем - для мужчин и для замужних женщин.

Одним из отличительных знаков еврейской одежды в библейскую эпоху были, по-видимому, цицит. Цицит - слово аккадского происхождение (сисикту), первоначально обозначавшее часть ткацкого станка, потом пучок нитей. Как свидетельствуют древние изображения, находимые в ближневосточном регионе, в том числе ханаанские, края одежды вельмож было принято украшать кистями, а также бахромой. Поэтому первоначально кисти не были этноотличительным признаком еврейской одежды. Но в ней они имеют свою особую специфику. В книге Числа (15: 38-41) цицит с голубой нитью, окрашенной тхелет (секрет окрашивания тхелет был утрачен уже в талмудическую эпоху) предписывается носить на четырех концах всякого платья. Это предписание соответствует тому периоду, когда одежда была нешитой и делалась из одного куска ткани, к краям которого пришивали цицит. В каждый пучок следовало вплетать нить, окрашенную в голубой цвет. Цицит на одежде имеют ритуальное значение, первоначально цицит выполняли функцию оберега; апотропейную функцию выполнял также голубой цвет, который считался особенно действенным против нечистой силы. Согласно некоторым поверьям, нечистая сила может гнездиться в углах, поэтому обереги следовало помещать там.. Об апотропейной функции цицит косвенно свидетельствует высказывание Талмуда: “...всякий, у кого тфиллин на голове, тфиллин на руке, цицит на одежде, мезуза при входе, укреплен против греха” (Мен. 43б). В трактате Цицит (Циц.1:3) указывается, что цицит должны быть видны из-под одежды.

Талит (на идиш - талес) первоначально шерстяное, потом хлопчатобумажное или шелковое четырехугольное покрывало с голубыми, синими или черными полосами по краям. К углам талита пришиваются кисти цицит. В древности талит представлял собой часть повседневной одежды - покрывало, с привязанными кистями цицит. Постепенно с изменением одежды одеяние из одного куска ткани стало редкостью. Цицит стал принадлежностью талита.

Борода и усы в библейскую эпоху, как и на всем Востоке, считались признаком мужского достоинства. Законом запрещалось брить бороду. За бородой тщательно ухаживали - выражением скорби была непричесанная или остриженная борода (Ис. 15:2; Иер. 41:5; 48:37). В древности у евреев, как и у арабов до недавнего времени, приветствие или выражение благоволения выражалось прикосновением к бороде или целованием ее. (2 Сам. 20:9), а лишение бороды считалось позором (2 Сам. 4:9). Священникам вообще было воспрещено бритье головы (Лев., 21:5). Особенно строг был закон по отношению к назореям, у которых бритва не должна была касаться головы (Чис., 6:8). Волосы назорея считались священными, посвященными Б-гу; после завершения обета и сбривания волос их следовало сжечь или предать земле (Темура 34а). В то же время мирянам, по-видимому, запрещено было только сбривать волосы у висков, так называемые пейсы (от иврит. peot - “края” - Лев,, 119:27). Однако в римскую эпоху под влиянием римской моды бритье распространилось среди знати (Флав. Древн. 16. 11. 6).

В то же время стрижка волос - ножницами, а не бритвой, была дозволена. Во время 30-дневного траура по умершему запрещено брить и стричь волосы.

Многие обычаи, касающиеся волос, связаны с широко распространенными в архаических обществах поверьями.

Одежда, как и всюду, имела знаковые функции, отражая статус человека - так, различались одежды пленников и узников (2 Царей, 25:29), царские одежды (Эстер, 6:8), одежда пророков - власяница (Зх, 13:14), вдовьи одежды (Быт,, 38:14).

Постепенно евреи перенимали у окружающих их народов отдельные элементы одежды. Например, длинные, волочащиеся по земле одежды ханаанеев ярких цветов (Быт., 12:11: 2 Царей, 4:29). Такие одежды можно видеть на египетских фресках, изображающих сирийских послов. На стеле ассирийского царя Сенахериба пленные евреи изображены в длинных туниках с короткими рукавами.

Пророки, бичующие современные им нравы, в частности, пристрастие к роскоши, особенно обрушиваются на женские наряды - из этого следует, что платья бывали богато вышиты, в том числе золотом, пурпурные, длинные, женщины носили длинные покрывала, разнообразные украшения. (Особенно подробное перечисление дает пророк Исайя, но покрой одежд и форма украшений нам не известны).

II. 1. Одежда эпохи 2 Храма.

После Вавилонского плена под влиянием персидской моды произошли некоторые изменения в одежде. Так распространилась плечевая распашная одежда типа халата разной длины, а также штаны для верховой езды (одежда кочевников), высокая войлочная шапка. Впоследствии элементы этого костюмного комплекса стали непременными атрибутами традиционной одежды евреев в разных общинах.

По-видимому, в эпоху 2 Храма для особых случаев - первоначально для Субботы (а впоследствии для Дня искупления и Пасхального седера) предназначался китл - плечевая одежда род белого халата с длинными рукавами; позднее он стал во многих местах частью свадебного костюма жениха. В то же время ношение китла в Субботу было прекращено уже в первые века новой эры.

Что касается цветов, то, хотя было известно много различных цветов и их оттенков, но излюбленными были четыре цвета - темно красный (пурпурный), голубой (также получаемый из пурпурной раковины), шарлаховый (желто-красный или светло-оранжевый) и белый. Символика цвета была широко распространена в древности, в том числе у евреев. Так, голубой цвет, цвет неба, небесных вод, “Престола славы” - небесной, то есть сакральной чистоты. Он использовался в оформлении Скинии Завета и в одежде первосвященника; это также был цвет царских одежд; цвет полос на талите; в дальнейшем в народной культуре голубой цвет, а также драгоценные камни голубого цвета - сапфир и особенно бирюза использовались в качестве оберега от нечистой силы. Красный цвет - цвет крови, ритуально чистой субстанции и носительницы жизненной силы - также использовался в оформлении Скинии Завета; красный цвет и камни красного цвета - рубин, сердолик - считались способствующими укреплению жизненной силы. Шарлаховый цвет - цвет пламени - цвет ритуального очищения и ритуальной чистоты. Особая же роль принадлежала белому цвету, который означал ритуальную чистоту и праведность - это цвет одежд первосвященника, а также очищения от грехов и Божественного одеяния, но в то же время это цвет смерти - цвет савана и китла - ритуальной одежды, долженствующей напоминать о смерти.

В греко-римскую эпоху а Палестине и в некоторых странах диаспоры - в Египте, в Сирии - получила довольно широкое распространение греческая и римская одежда - на фресках и мозаиках синагоги в Дура Эвропос (эллинистическая Сирия) персонажи библейских сюжетов изображены в одеждах, весьма напоминающих греческие хитоны, гиматии и прочие элементы костюма греков того периода. По греческой моде одевались также евреи Александрии, Палестины новозаветного периода.

II. Одежда талмудической эпохи.

В талмудическую эпоху одежде придавали большое значение как знаку достоинства. Согласно Талмуду, человеку следует есть меньше, чем позволяют средства, но одеваться по средствам (Хул. 84б).

Обычная мужская одежда того времени надельная рубаха без рукавов и штаны, которые именно в это время получили широкое распространение на Востоке. Сверху надевалась одежда типа халата - халлук и верхний плащ. Женщины, а также богатые и знатные люди носили нательную рубаху длинной до щиколоток. Сверху женщины тоже надевали халлук. Он считался необходимой частью одежды, изготовлялся изо льна, шерсти, реже войлока, даже папируса. Халлук нередко был пестрым, его подпоясывали поясом, а женщины иногда носили и передники. Первосвященники носили халлук лаван - белое облачение.

В талмудическую эпоху получили распространение хлопчатобумажные ткани - сначала из привозного хлопка, потом его начали выращивать на юге Палестины, а также из привозного шелка-сырца. Употребляли и полупрозрачные, сетчатые ткани - их носили проститутки.

Головные уборы были очень разнообразны, при этом, по-видимому, нередко ходили и с непокрытой головой, так как имеется указание, что во время траура голова должна быть покрыта. Женщины носили покрывала, поддерживаемые обручем. По-видимому, в это время распространился обычай, по которому замужняя женщина не могла выйти на улицу с непокрытой головой; тогда же начали носить и парики. (Однако обычай брить голову и носить парик возник в ряде ашкеназских общин гораздо позднее; известно, что многие раввины осуждали этот обычай). По-видимому в Персии распространился головной убор в виде конической шапки (возможно, компонент древнеиранской одежды), который впоследствии стал характерным головным убором евреев во многих местах, в то время как, например, мусульмане носили тюрбаны.

Обувью служили кожаные или деревянные сандалии, реже башмаки. Босиком ходили на Храмовую гору, а также те, на кого был наложен херем - отлучение.

Особые требования предъявляли к одежде ученых людей - она должна была быть безукоризненно чистой, скромной, не оставлять открытым ни одного участка тела: ученые люди должны были носить талит - и обязательно покрывать голову.

Талит в талмудическую эпоху стал обязательным атрибутом одежды ученых людей и покрывал их почти до пят. Более богатые люди и мудрецы носили более дорогой вид талита.

В целом же за исключением талита и цицит, ношение которых предписывалось Торой и которые в глубокой древности выполняли магическую апотропейную функцию, еврейская одежда талмудической эпохи, как и прежде, представляла комплекс одежды, характерный для всего ближневосточного региона той эпохи.

III. Одежда евреев в эпоху средневековья и начале Нового времени.

В дальнейшем еврейская одежда продолжала испытывать сильнейшее воздействие галахических постановлений - в частности, о ношении цицит и о запрете шаатнеза, кроме того, из опасения следовать в одежде обычаям язычников, предписывалось соблюдать скромность в одежде, порицалась роскошь в одежде - пестрые и вышитые золотом ткани и т.д. В различных галахических сборниках, в том числе в Шулхан Арухе постоянно подчеркивается, что еврей не должен носить одежду, принятую у неевреев. В то же время влияние моды окружающих народов в той или иной степени было неизбежным. В результате в разных странах с различными обычаями и климатом евреи нередко носили как бы вышедшую из моды в данной местности одежду - устаревшего покроя или более скромных цветов и пр.

С эпохи средневековья талит сохранился как ритуальное облачение. С тех пор посередине одной из длинных сторон талита часто стали пришивать прямоугольный кусок материи - атара (корона), отличающий верхнюю и наружную сторону от нижней и внутренней, иногда его прошивают серебряными нитями и при облачении в талит он служит подобием воротника. Иногда талит украшают вышивкой и бахромой. Талит носят исключительно мужчины во время молитвы Щахарит (кроме особых случаев - 9 ава, когда в талит облачаются только во время молитвы Минха, а в Йом-Кипур талит надевают во время всех молитв). В разных общинах существуют различные обычаи ношения талита - у ашкеназов мальчики до достижения бар-мицвы носят детский талит, у сефардов в талит облачается жених во время свадьбы. Мужчину принято хоронить в его талите, с которого срезаны цицит. После того как талит окончательно вышел из употребления в качестве повседневной одежды, стали носить так называемый талит катан, или арба канфот (четыре угла); впервые упоминается в XIV в. - перегнутый четырехугольный кусок ткани, который в средневековых гетто служил верхней одеждой и бывал богато вышит. (Его до сих пор носят в ортодоксальных кругах под верхним платьем, выпуская цицит наружу.)

III. 1. Одежда евреев в Западной Европе.

Собственно говоря, до IX в. о еврейской одежде в странах Западной Европы практически нет сведений. Впоследствии еврейская одежда здесь сохраняла отпечаток глубокого консерватизма. Консерватизм еврейской одежды проявлялся в том, что евреи не носили платье по последней моде, предпочитали темные цвета, особенно черный, и длинные, просторные одежды.

Определенное влияние на одежду евреев оказали дискриминационные меры властей и христианского духовенства, предписывавших евреям в разное время и в разных местах носить одежду, отличающую их от остального населения - это мог быть цвет одежды, цвет или форма головного убора, наконец, отличительный знак, нашитый на одежду. Последнее, кстати, свидетельствует, что евреи мало отличались в одежде от окружающего населения, и для того, чтобы специально выделить их, им предписывалось носить особые отличительные знаки или головные уборы.

В 1215 г. на IV Латеранском соборе отмечалось, что евреев и сарацин по одежде зачастую невозможно отличить от добрых христиан, поэтому евреям было предписано носить одежды определенного покроя и цветов, кроме того, для них был введен обязательный отличительный знак. В Австрии и Силезии евреи должны были носить отличительный знак на одежде и особую остроконечную шапку, в некоторых странах определялся цвет шапки - желтый, красный, белый или желто-красный; шапки могли быть разных форм, в том числе конической, по-видимому, традиционная шапка персидских евреев. Знаки могли быть в виде желтого, красного или красно-белого кружка, звезды разных цветов, и нашиты на одежду - на грудь, на плечо или на спину.

В Испании евреям одно время предписывалось носить длинную черную одежду типа рясы с капюшоном и пр. Во многих странах женщины на головных покрывалах должны были носить две нашитые голубые ленты (или просто покрывало с голубыми полосками). Иногда стремились ограничить ношение тех или иных тканей или отделки, например, в Кельне евреям было запрещено отделывать платье мехом и кружевами; кроме того, предписывалась определенная ширина и длина платья. На практике это далеко не всегда соблюдалось, евреи откупались от отличительных знаков и прочих выделяющих их элементов одежды, уплачивая особый налог или попросту давая взятку.

В целом избегание ношения таких знаков и головных уборов свидетельствует о том, что евреи не стремились выделяться в одежде среди остального европейского населения. Судя по средневековым гравюрам и миниатюрам, евреи одевались в целом, как европейские горожане. Мужчины носили узкие панталоны и длинную тунику с поясом, а также плащ: женщины - длинные платья с узкими рукавами и с поясом, разнообразные чепцы и накидки. В XIV в. получает распространение кафтан с широкими рукавами и капюшоном - каппа.

Первоначально он был распространен среди христиан, но потом стал отличительной одеждой евреев. Мужчины, преимущественно ученые люди, раввины, носили также длинное темное одеяние до земли, под ним поверх туники надевали талит катан с цицит. Вместе с тем, на довольно многочисленных картинах более позднего времени (XV в.) можно видеть мужчин евреев в просторном одеянии поверх туники, а также каппе или остроконечной шапке, у женщин та же просторная одежда поверх длинного платья и каппа, скрепленная под подбородком брошью.

В эпоху Возрождения еврейский костюм испытывает все больше влияние европейской моды, представляя сочетание модных и анахроничных черт. Только раввины носили длинные просторные одеяния - длинную тунику и плащ с капюшоном и своеобразного головного убора типа тиары.

В XVII - XVIII вв. евреи переняли костюм горожан - камзолы, плащи, плоеные воротники, шляпы и пр. В мужском костюме сохранялись некоторые старомодные черты - большие круглые плоские шляпы типа беретов, круглые большие воротники, кафтаны без рукавов. Женщины чаще одевались по последней моде – в употреблении были корсеты со шнуровкой, рукава с буфами, вырезы, воротники, пышные юбки в складку и пр.

Значительно дольше удерживались элементы синагогальной одежды. До конца XVIII в. евреи в синагогу надевали шулмантл - черный складчатый плащ и берет или шабес декл - черную круглую фетровую или шерстяную шапку. В течение XIX в. синагогальный стиль меняется - в обиход входят приталенный кафтан, треугольная шляпа, короткие штаны и башмаки с пряжками - то есть в еврейской синагогальной одежде сохранились элементы городского костюма XVIII в.

III. 2. Одежда евреев странах ислама.

В странах Востока евреи, как и прочие иноверцы (но не язычники), имевшие статус зимми должны были носить отличительную одежду или ее отдельные компоненты. Наиболее раннее постановление такого рода было издано халифом аль-Мутавакилом в 850 г. В нем шла речь о ношении евреями и христианами в Египте особой желтой накидки и веревочного пояса, кроме того, евреи должны были носить желтые тюрбаны.

Впоследствии во многих местах были предписаны черные одеяния. В Турции в XVI в. местные евреи носили желтый головной убор, а прибывшие после изгнания сефарды - красный.

В восточных общинах существовали лишь немногочисленные примеры одеяния раввинов. Так, в Марокко в XVIII в. раввины носили одеяние с очень широкими рукавами и шапку, вокруг которой обматывался голубой шарф; особые шапки или тюрбаны носили раввины в XIX в. в Стамбуле. По субботам сефардские раввины - хахамы - надевали капос (европейскую каппу).

В Османской империи, где положение евреев было довольно благоприятным, ограничительные законы применялись редко, и евреи долго сохраняли самобытный костюм. При этом одежда прибывших сюда сефардов отличалась от одежды проживавших здесь прежде евреев - романиотов (на Балканах), мустарабов (в Сирии и Палестине). Эти различия сохранялись примерно два столетия, т.е. примерно до XVIII в. В XVI в. турецкие евреи носили длинную плечевую одежду типа кафтана, надевавшегося на длинную полотняную тунику; на голове носили желтые тюрбаны.

В дальнейшем во всей Османской империи основным компонентом еврейского костюма был так называемый антари, или джубба - короткий или длинный халат или жакет, расширявшийся книзу, с разрезами или без; их нередко надевали несколько один поверх другого.

В Греции одежда евреев походила на турецкую - длинные кафтаны под горло, обычно красного цвета, высокие войлочные шапки без полей. Женщины обматывали голову длинным куском белого полотна с узлами на концах, свисавших через плечи. Женщины также носили длинные стеганые жилеты с разрезами по бокам, а сверху - просторный халат, обычно пурпурно-красного цвета.

В Турции, по сообщениям путешественников, в XVII в. евреи имели немного отличий в одежде от турок - не носили зеленый цвет и белые тюрбаны. Обычным цветом их одежд был фиолетовый. К XVIII в. одежда турецких евреев была черной или фиолетовой, широкой, а также фиолетовый головной убор (ковезе), мест - род носков и фиолетовые туфли без задников типа шлепанцев.

Своеобразный костюмный комплекс оформился у евреев Смирны и Салоник - шаровары, туника, длинный широкий халат и шапка с обвитой вокруг нее тканью. Одежда отличалась исключительным богатством и роскошью, особенно у женщин. Женский костюм состоял из трех длинных халатов, или узких длинных жакетов, надетых друг на друга, и с разрезами на бедрах и широких турецких шаровар. Грудь прикрывали нижней туникой из тонкой или грубой (смотря по достатку) ткани. На улицы надевали широкую накидку, отороченную мехом и белое покрывало с бахромой, прикрывавшее лицо. В Стамбуле вместо накидки носили короткие свободные жакеты. Замужние женщины убирали волосы в особый шелковый чехол, украшенный вышивкой, жемчугом и бахромой. Этот чехол прикрепляли к небольшой бархатной шапочке, надеваемой на макушку - все это покрывалось тонким муслиновым шарфом, завязывавшимся под подбородком и тоже украшенным жемчугом или золотыми монетами. Кроме того, носили разнообразные плащи всевозможных покроев и расцветок.

Во многих местах Османской империи еврейки носили подушкообразный головной убор вроде шара, набитого обрезками ткани, возможно, на высокой прическе, обмотанный длинным белым покрывалом - хотоз или халеби, скрывавший всю голову. У некоторых модниц хотозы достигали таких огромных размеров, что это вызывало насмешки мусульман и христиан, так что по просьбе великого визиря стамбульский раввин запретил их к великому неудовольствию женщин.

Сходную одежду носили евреи Ирака, Сирии и Палестины. Женщины в Сирии и в других местах Османской империи также носили на голове хотоз или фотоз - род огромной подушки, обмотанной шарфом, украшенным драгоценными камнями и нитками жемчуга. Женская одежда сильно варьировалась в разных странах, сохраняя некоторые еврейские признаки. Например, в середине XVIII в. английский консул описывал наряд палестинской еврейки, состоявший из белой шелковой юбки, расшитой серебром, из под которой выглядывали бледно-желтые или голубые шаровары и черные шлепанцы; наряд довершали голубой халат и тюрбан, обмотанный белым муслином, а также обилие украшений.

Одежда и ювелирные украшения среднеазиатских евреев почти не отличались от одежды окружающих народов - таджиков и узбеков, в частности, евреи тоже носили пестрые шелковые халаты. Сохранились отдельные ограничения в одежде - отделанная мехом коническая шапка и веревочный пояс. Женщины носили сложные и разнообразные головные уборы. Праздничная одежда копировала придворную моду. На Йом-Кипур надевали белый балахон. Платье и фата невесты шились из белого тюля с блестками и нередко украшались особой вышивкой, сохранившей разнообразные архаические мотивы.

Типичное одеяние евреев стран Магриба было черным. Мужчины носили разного покроя штаны, туникообразную рубаху, бурнус (плащ), ермолку (круглую шапочку) и шлепанцы (носить туфли было запрещено). В Египте мужчины в XIX в. носили красные головные уборы типа фески с кистями из шелковых нитей, к которым привязывали множество серебряных монет, так что головной убор был очень тяжелым и достигал 4 - 5 кг. Во многих местах основным компонентом женского костюма были антари или энтери, надеваемые на одну или две туники, а также широкие шелковые или сатиновые шаровары, плотно облегавшие ногу от колена до щиколотки. В Алжире и Тунисе женщины по праздникам носили высокий конический головной убор типа суживающейся трубы на металлическом каркасе, хотя среди неевреев он вышел из моды.

В Тунисе женский костюм отличался заметным своеобразием и включал обтягивающие белые панталоны, короткую белую сорочку и короткий вышитый золотом бархатный жакет; все это дополнялось коническим вышитым головным убором.

Праздничной одеждой марокканских евреек была кесва кбира - праздничная одежда - богато украшенная вышивкой, которой славились вышивальщицы города Тетуана: широкая красная или зеленая юбка с широкой вышивкой по краю, широкий, вышитый же пояс (обычный подарок к свадьбе), длинная тонкая рубашка с широкими рукавами, сверху надевался шерстяной или бархатный кафтан до бедер. Носили множество украшений. Девушки заплетали волосы в косы, носили шелковые повязки; замужние женщины покрывали голову красным шелковым платком, который завязывали сзади, и шелковые покрывала, свободно свисающие на спину. В этом костюмном комплексе явственно прослеживаются элементы испанского костюма (короткие корсажи - открытые или наоборот, закрывающие грудь, широкие юбки, в том числе с запaхом) и местного костюмного комплексов.

Одежда евреев Йемена в будни состояла у женщин и мужчин из шаровар и длинной рубахи, а сверху женщины носили длинные черные плащи; в Адене женщины носили парики и закрывали лицо. Праздничная одежда была очень яркой, украшенной своеобразной вышивкой. Особенно отличался костюм невесты, включающий своеобразный головной убор - высокий капюшон, натянутый на каркас, так что получалось нечто вроде короны, на которой закрепляли серебряные и золотые монеты, драгоценные подвески, бисер, украшения и пр., высота его достигала 1 метра и вес был весьма внушительным. Кроме того, невесты надевали многочисленные украшения, в частности, массивные ожерелья, представляющие несколько рядов (до 16) серебряных или золотых бус, поверх шаровар надевали особые вышитые поножи.

Одежда горских и грузинских евреев мало отличалась от одежды окружающих народов, но у них отсутствовал кинжал, кроме того, папаха к концу XIX в. сменилась картузом.

Одежда бени-исраэль в Индии также представляла сочетание местного костюма и элементов еврейской одежды и прически - мужчины носили пейсы, черные круглые шапочки и белые хлопчатобумажные брюки; женщины носили саронг (нешитую юбку), короткую кофточку, головной платок. Выходцы из Багдада (багдади) носили джуббы, антари, тюрбаны.

Кочинские (белые) евреи одевались в смешанном индийско-исламском стиле: мужчины носили широкие длинные шаровары, длинные рубахи и халаты разных цветов, а также туфли с загнутыми носками. Женщины носили костюм, отчасти напоминающий костюм марокканских евреек. Черные кочинские евреи одевались практически так же, как окружающее население (женщниы в сари, а мужчины в дхоти - нешитую поясную одежду типа юбки; верхняя часть туловища оставалась у них открытой (признак внекастовости); на голове плоская цветная шапочка, у женщин платок).

В Китае об одежде евреев можно сказать что-то определенное лишь начиная со средних веков. В это время евреи нередко переселялись в Китай из Персии и Средней Азии и их одежда сильно напоминала одежду среднеазиатских евреев. Китайские евреи не носили талиты, но на праздник Симхат-Тора надевали красный шелковый шарф, который завязывали под правой рукой. Мужчины в синагоге носили синие шапочки, а женщины должны были снимать головные уборы. У входа в синагогу снимали обувь - все, кроме раввинов, которые носили синие туфли. Уже в XVIII в. путешественники и миссионеры-иезуиты, посещавшие Китай, не видели разницы между одеждой китайских евреев и китайской.

Фалаши по праздникам носили белую одежду, включая белый плащ и белый тюрбан. Женская одежда украшалась разноцветной вышивкой.

III. 3. Одежда евреев Восточной Европы.

Самое раннее изображение XII в. представляет еврея одетого в длинную византийскую тунику и плащ. В XIII в. в Калишском статуте польского князя Болеслава Благочестивого упоминается талес, китл и «шапка жидовская» в качестве обязательных элементов еврейской одежды. В позднее средневековье одежда евреев испытывает влияние одежды окружающего населения, прежде всего городского.

В Восточной Европе неоднократно предпринимались попытки регламентировать еврейскую одежду, в том числе предписывалось ношение особых шапок и отличительных знаков. В Польше церковные соборы ввели ношение отличительного знака в виде красного кружка на одежде, мужчины должны были носить желтые шапки, а женщины - желтые повязки, чтобы одежда их была заметна для всех. Евреям также периодически запрещалось носить золотые цепочки, оружие, дорогие ткани. Власти еврейских общин в своих постановлениях также пытались ограничить роскошь одежд. Ваад в 1628 г. издал постановление, запрещающее носить бархатную и атласную одежду, украшенную жемчугом и пр. Однако эти постановления мало выполнялись. Уже в XIV - XV вв. еврейская одежда мало отличалась от шляхетской, евреи носили даже сабли.

К XVI в. формируется характерный комплекс одежды восточноевропейского еврея, сочетавший в себе ряд элементов, вышедшей из моды одежды польской шляхты (шуба с меховым воротником и меховая шапка), а также элементы одежды восточных евреев (видоизмененный персидский кафтан - бекеше, капоте, подпоясанный широким кушаком или шнуром). Мужские капоте нередко шили из дорогой ткани - бархата или атласа.

Кроме того, мужской комплекс одежды включал рубашку, штаны до колена, бархатный жилет (вестл), белые носки, черный шелковый пояс с кистями (гартл). Головными уборами служили ермолка, круглая меховая шапка (штреймл) или огромный соболий колпак и так называемый споден (тарелка) отделанный мехом головной убор с плюшевым основанием. Восточное влияние обнаруживается и в женской одежде - в ношении одежды ярких цветов, в том числе из шелка, с обилием вышивки, головных уборов в виде высоких тюрбанов с тремя “хвостами” и пр.

Хасиды носили брюки по щиколотку, белые чулки, длинную капоте и гартл; цадики носили белую атласную одежду.

Женский наряд XVIII - XIX вв. был более ярким, но его носили в основном дома, в целом он следовал общепринятой моде, немного отставая от нее. Так женщины носили поверх платья своего рода корсаж - вестл или камизол, отделанные вышивкой или галуном. Одежда украшалась так называемой бруст-тух, или брустех - широкой парчовой лентой с серебряной застежкой или застежкой из полудрагоценного камня. Позднее лента стала делаться из бархата и почти целиком покрывалась вышивкой серебряной нитью. Набожные женщины непременно носили передник - фартех - отделанный кружевом и вышивкой.

В средние века в ашкеназских общинах получил распространение обычай, по которому замужние женщины сбривали волосы на голове и носили парики; иногда носили головные уборы, совершенно скрывавшие волосы. До XVII в. не было особых женских головных уборов. Так, еврейки Польши надевали парчовые капоры, украшенные кружевами и вышивкой, в Литве и России носили кружевную накидку, украшенную вышивкой, бисером, стеклянными бусами.

Своеобразным был убор женщин Галиции и Венгрии - сложный парчовый убор, закрывающий волосы и украшенный искусственными цветами, этот убор состоял из трех частей, надеваемых последовательно. Особенно набожные женщины носили семислойный головной убор, который надевался в строго определенном порядке. По Субботам женщины носили своего рода тиару - бинде из двух полос бархата, у богатых женщин украшенных жемчугом и бриллиантами. В XIX в. опять же у богатых женщин в моду вошел штернтихл – головной убор, обильно украшенный жемчугом и бриллиантами, закрепленный на металлическом каркасе и бархатной подкладке. На штернтихл, как и на ювелирных украшениях, оставляли незаполненное место, что символизировало невозможность полной радости, пока Иерусалим разрушен. В Литве носили подобие белого тюрбана - фачейле - из длинного белого полотнища, обмотанного вокруг головы и увенчанного металлической шишечкой - кноп.

В XIX - начале XX в. в Польше носили разнообразные головные уборы - купке, нередко имитирующие женскую прическу (вместо парика), для чего их делали из коричневого сатина. Иногда к купке прикреплялись две пары подвесок. Позднее они приняли форму шляпы, украшенной цветами, лентами, перьями и пр.

Начиная с XVIII в. появились различные проекты реформы еврейской одежды, в частности, проекты ее упразднения (что вызывало возражения ортодоксов, опасавшихся проявлений эмансипации, которая могла повлечь за собой вероотступничество). Так, в 1831 г. те евреи, которые хотели примкнуть к польским повстанцам, принимались в гвардию лишь под тем условием, что они сбреют бороды и откажутся от еврейской одежды, те же кто отказался, образовали особые подразделения.

В России ношение еврейской одежды было ограничено законодательно в 1804 г. Учеников гимназий обязали носить немецкое или польское платье, лишь учащимся в приходских училищах разрешалось носить традиционную еврейскую одежду. «Немецкое», т.е. европейское платье должны были носить евреи, находившиеся вне черты оседлости, в том числе в столицах - нарушителей полиция немедленно выдворяла. Этот запрет отменялся и возобновлялся в разные годы по ходатайству евреев. Положение 1839 г. о коробочном сборе установило налог на шитье еврейской одежды - верхнего мужского и женского платья стоимостью более 10 рублей. Образованный в 1840 г. Комитет для определения мер коренного образования евреев в 1841 г. постановил запретить ношение еврейской одежды. Указывалось, что эта одежда - древняя польская, которую поляки сохранили у евреев для отличия от господствующего народа. Это отличие полагалось вредным, разделяющим и отталкивающим евреев как народ презренный от христиан. Однако это постановление было отложено, стали взимать налог на ношение еврейского платья, от которого были освобождены лица старше 60 лет. Новое положение от 1844 г. о коробочном сборе имело целью окончательно заставить евреев отказаться от традиционного платья. За ношение традиционной одежды налог был резко увеличен, а с 1850 г. предусматривалось полное запрещение еврейской одежды. Взимался налог даже на ношение отдельных ее частей - например, на ношение ермолки. Одновременно объявлялось, что если евреи носят русскую одежду, то они могут оставить бороды, но сбрить пейсы.

В 1850 г. последовал указ об окончательном запрете ношении еврейской одежды. Исключение было сделано для престарелых при условии уплаты особого налога. Появлялись также разнообразные дополнения и пояснения – например, запрет женщинам брить голову и носить парики, ношение пейсов. Талиты, ермолки и тфиллин разрешались надевать только в синагоге. За выполнением этих предписаний должны были следить раввины, которым в случае невыполнения грозили штрафы.

Несмотря на указы и местами (в Царстве Польском) даже личное принуждение, полностью искоренить еврейскую одежду не удалось. При Александре II этот вопрос был поднят вновь, и искоренение еврейской одежды было возложено на наместника Царства Польского М. Берга. Однако, понимая, что выполнение будет неизбежно сопряжено с насильственными действиями, Берг всячески медлил с этим. В результате отдельные элементы еврейской одежды и прически – пейсы, бороды, парики у женщин, ермолки, длинные кафтаны-лапсердаки и пр. так и не были до конца искоренены.

В настоящее время элементы восточноевропейской одежды сохранились в ортодоксальных кругах Израиля, Амстердама, Нью-Йорка. Ортодоксальные евреи носят талит-катан и кипу, пейсы и бороды. Женщины покрывают головы платком.

Елена Носенко

по материалам сайта http://www.sem40.ru

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения