Get Adobe Flash player

Не еврейский Новый год

В канун праздника Новый год, известный раввин Шая Гиссер ответил на вопросы прихожан синагоги Бродского : « Что нам не еврейский Новый год? «.

- Рав Шая, скоро наступает праздник Новый год. Мы все тоже что-то хотим отмечать. Но евреям этот день отмечать нежелательно. Можете пояснить, почему?

- Начнем издалека. Евреи, в отличие от других народов - народ общинный. Во многом мы и есть очень большая и сложная, но семья. В нашей ментальности любая реакция на поведение евреев, даже самое идиотское - в первую очередь семейная, и поэтому острая, живая.

И у этой квази-семьи, которая именуется еврейством, существуют свои семейные верования и обычаи, именуемые иудаизмом. У нас, как известно, довольно-таки жесткие законодательные рамки по отношению к «членам» семьи, к их поступкам и поведению в частности. Но, в первую очередь, у нас существуют свои особые отношения с Б-гом. Так исторически сложилось, что само понятие «избранный народ» возмущало и продолжает возмущать другие этносы и народы. Еврейская претензия на наши особые отношения с Б-гом вызывает сильное отторжение, негатив.

- Можете пояснить свою мысль?

- Очевидно, что у нас есть основания для этой особой формы причастности евреев к Вс- вышнему, однако люди думают примерно так: наверное, евреи таки с Б-гом, но почему тогда мы, другие народы, следуем за ними во втором эшелоне? Почему они первые? Если рассматривать этот нюанс с точки зрения психологии, то есть такая особенность человеческой психики, на которой как раз зиждется антисемитизм: если я не могу присоединиться, то хочу, чтобы этого явления, общности не было бы вообще. Это очень жестокий парадокс.

- Разве мы не открыты для всех? Ведь на Горе Синай Тору предлагали всем народам?

- Мы вполне можем взять в семью чужого ребенка, но только при условии, если тот захочет соблюдать наши правила, то есть жить по кодексу нашей семьи. Почему такое неприятие? Вот как раз поэтому, что хотят, но не могут. В то же время другие народы не отрицают того факта, что евреи - народ философов. За историческим примером далеко ходить не надо: плотники, столяры, сапожники, лудильщики, портные, парикмахеры - все они занимались своим делом, но при этом люди, профессия которых была незатейлива и бесхитростна, изучали Тору и… искали смысл жизни. Не признавать богоизбранность евреев было бы нечестным даже для самого простого человека, не сведущего в вопросах теологии.

- Но все культуры давно взаимно проникают одна в другую, многое заимствуют. Разве не так? Это же эволюционный процесс.

- Действительно, нельзя отрицать того факта, что за тысячелетия существования различных культур произошло их взаимопроникновение, и людям удавалось «размешать» свое еврейство в культуре, науке, спорте. Но с точки зрения иудаизма в еврейском организме рано или поздно возникал болезненный иммунный ответ на вторжение других сил. Во многом еврейство - это своеобразный кластер, который не принимает чужаков, которые не разделяют его непростой идеологии.

Безусловно, сегодня можно говорить о том, что выросли поколения людей, впитавших в себя эллинскую культуру, и это вполне закономерно. Но как бы евреи не «пристраивали» себя на разных поприщах, от искусства до спорта - все равно еврейский организм, семья, будет давать на это свой иммунный ответ, наподобие аллергической реакции. И поэтому языческие праздники с колядками, засеваниями, «вышиванками» и их вертепами - это не что иное, как недоразумение еврея и непонимание того, где он находится. Когда какая-нибудь Циля Ципперштейн звонит по телефону или поздравляет в фейсбуке подругу с Рождеством Христовым, то она, как минимум, не понимает, что делает. Поздравлять не евреев с праздником тех, кто воинствующе не выносит нашей идеологии и философии - абсурд!

- Мы живем в окружении христиан, как католиков, так и православных. Как же не поздравить народ, в окружении которого ты живешь?

- На самом деле автором христианства был Апостол Павел, который предложил морально-этические принципы иудаизма, но при этом позволил людям не соблюдать те законы, которые ему присущи. И это вероучение охватило миллионы людей. Ведь что произошло? С одной стороны, христиане отринули иудаизм как таковой, но при этом его последователи базировались на священном еврейском писании. Христиане объявили себя «Новым Израилем», а также объявили новые «договорные» отношения с Б-гом, при котором первый договор дезавуировался полностью. Удивительно другое - на протяжении практически всей истории христиане ставили перед евреев перед выбором: либо полный отказ от иудаизма, либо гибель. Но при этом на протяжении тысячелетий евреи продолжали оставаться верными своему Б-гу, с которым они вступили в завет Авраама. Нас пытались переделать очень долго, причем именно этим противостоянием объясняется тот факт, что Ватикан длительное время не признавал государство Израиль, вплоть до начала 70-х годов прошлого века. Израиль уже своим существованием никак не подтверждал унижение иудаизма, которого требовала католическая церковь от евреев.

- Каким образом это связано с завяленной темой?

- Мы живем в очень странное время, в котором размыты устои и у каждого болит «свое». Что нам на самом деле мешает не отмечать чужие праздники? Нам мешает своя, доморощенная еврейская несостоятельность и половинчатость и постоянный компромисс, на который мы идем в своем внутреннем мире. Мы постоянно идем на уступки, а это губительно для еврейства. Воспринимать без враждебности, спокойно, толерантно чужие теологические идеи можно лишь тогда, когда ослабели собственные убеждения и идеи, или они совсем размыты. К сожалению, за многие годы произошла полная потеря еврейского иммунитета. Априори христианство враждебно иудаизму, и это нужно принимать как факт. Стоит сказать, что даже буддизм с его «маразмом» менее враждебен, чем христианство - ведь буддисты никогда не объявляли себя нашими преемниками. Религиозная правда может быть только одна: Б-г - единственный источник мироздания, и иные Б-ги несопоставимы с Тв-рцом.

- То есть, наша еврейская правда несовместима с правдой христиан?

-Таки да! Евреи, которые празднуют Новый год и Рождество, празднуют собственные поминки. Это праздник легитимно уничтожает право евреев на собственное существование. Если Б-г списал нас в отходы, разочаровавшись в некачественном материале, то отмечайте, пожалуйста, на здоровье. Творец обособил нас от других народов не просто так.

- Выходит, что нельзя быть евреем наполовину…

- У нас не получается: подумал и… передумал быть евреем. Вы правы. Действительно, нельзя быть немного евреем. У нас нет вариантов, как быть евреями от начала и до конца, так как невозможно сидеть на двух стульях одновременно. А пока мы существуем, у идеологов христианства покоя не будет.

- Но ведь христиане, в первую очередь - обычные люди, очень разные. Им-то что до наших еврейских дел?

- К сожалению, мы путаем теологические концепции и человеческие отношения. Любой человек, который не противопоставляет себя Вс-вышнему, вызывает уважение. Но при этом надо понять – чем меньше у нас своего, тем беспомощнее мы перед окружающими. Мы должны учить Тору.

Теперь касательно праздников. Евреи не учат Тору в дни католического и православного Рождества. Это – особые дни, которые называются «нитл», а когда евреи учат Тору, они тем самым дают свет и дополнительные силы окружающему миру. В «нитл» мы не должны «кормить» и подпитывать другие народы. Есть еще сугубо исторический аспект – новогодние и рождественские погромы. В рождественские дни особенно часто били и убивали евреев. И, что еще очень важно – мы не отмечаем Новый год, но при этом мы никогда не пытались переделать людей под себя.

Взаимоотношение иудаизма и христианства - это взаимодействие жертвы и палача, к сожалению. И после этого вы хотите праздновать Новый год? Поздравление других народов от имени евреев и еврейской общины должно быть очень ограничено, лаконично, если мы хотим поздравить людей с христианскими праздниками. Можно сказать: «Я вам желаю счастья и всего самого наилучшего». И все. Ничего более. Взаимодействие с носителями другой религии должно происходить на уровне обмена информацией. Любой теологический спор заведет нас в тупик, приведет к драме и разрыву отношений. Давайте жить своей семьей, а не чужой. Своя тусовка у нас не такая уж большая, но ничего, Б-гу нас хватает!

Записала Галит Лебединская

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения