Get Adobe Flash player

Месяц адар: о чем молчат рыбы

Ребецн Ципора Хеллер

Мы знаем, что еврейский год начинается в тишрее с праздника Рош а-Шана. Этот известный отсчет, начинающийся с месяца тишрей, был придуман мудрецом Гиллелем в эпоху Талмуда, когда нашим месяцам были даны вавилонские названия – тишрей, хешван и так далее. Но сюрприз! Можно считать наш год с другого момента, и иной способ отсчета находится в самой Торе, называющей наши месяцы просто по цифрам – первый, второй и так далее. Первый месяц – нисан – время Песаха, когда мы выходили из Египта, однако по системе Гиллеля нисан будет седьмым месяцем. Складывается впечатление, будто евреи всегда хотели усложнить себе жизнь! Так кажется на первый взгляд, но при более глубоком подходе раскрывается совсем иной смысл.

Тишрей – месяц сотворения человека. Для нас – людей это центральный момент истории. Именно поэтому обычно мы считаем тишрей первым месяцем. Вс-вышний же видит вещи немного в другой перспективе. Как написано в Его Торе, все начинается с момента, когда мы стали Его народом. Именно поэтому нисан для Него – первый месяц. Перед нисаном идет месяц адар, в котором у нас есть веселый праздник Пурим. С позиции Торы адар – последний месяц еврейского календаря. Адар называют также месяцем темноты, потому что именно в эпоху Амана мы были ближе всего к полному истреблению. Свет нисана – свет свободы мог быть полностью уничтожен, претворись декрет Амана в жизнь. Но благодаря известному чуду Пурима темнота превратилась в свет.

РЫБЫ

В месяце адар евреям сопутствует удача, а Пурим является самым веселым временем года. Написано у наших мудрецов, «когда приходит адар – увеличивается наша радость». Каким образом адар заслужил такую замечательную репутацию? По гороскопу месяц адар – это рыбы. Они были благословлены многочисленным потомством, из-за чего рыбы  являются символом благословения и плодородия. Еврейское слово для  благословения – браха, корень ее «бейт, реш и каф» по гематрии (числовому значению) – это цифры 2, 200 и 20, символизирующие умножение, благословение; это как бы больше, чем должно быть. Еврейский концепт благословения связан с идеями плодотворности, умножения, которые как раз и присутствуют в месяце адар. Антоним к благословению – ограниченность. Адар – это время, когда Аман не просто хотел уменьшить наше число или уменьшить нас, он хотел полностью нас истребить. Но у Вс-вышнего на этот счет был иной план.

СМЕРТЬ И РОЖДЕНИЕ МОШЕ

Во время разрушения Первого Храма евреи были уведены в Вавилон, который позже был завоеван персами. В какой-то момент евреи находились под властью персов вне зависимости от того, где они жили. Злодей Аман – министр Персии кидал жребий, для того чтобы определить день уничтожения евреев. Его счастливым числом было 13 – 13-й день месяца адара, и когда выпало это число, он очень обрадовался, ведь 7-го адара был день смерти Моше, который является своеобразной квинтэссенцией любого еврея. Мудрецы говорят, что он подобен голове, полностью ведущей за собой тело еврейского народа. У Амана был прекрасный план стереть, уничтожить навсегда все то, что построил Моше. Но злодей не знал одну подробность: 7-го адара был еще и день рождения Моше, который умер и родился в один день. Выходит, что день полного истребления еврейского народа по замыслу Амана на самом деле будет днем нашего национального возрождения.

Есть и другой смысл, почему рыбы являются символом адара. Рыбы живут всю жизнь под водой и их не видит человеческий глаз. Наши мудрецы говорят, что благословение пребывает там, где есть тишина, где нет человеческих глаз, куда мы не можем порой добраться. Это из-за того, что существует непосредственная связь между скромностью и благословением. Конечно, для западного миропонимания, где успех всегда связан со славой, скромность кажется, напротив, антонимом благословения. Тора учит нас, что чаще всего в гонке за славой мы теряем себя, пытаясь быть не собой, а одной из наиболее удобных для общества масок. Моше описан в Торе как самый скромный из людей. Он жил в скромности и поэтому стал символом нашего народа. Мы всегда предпочитали скромность гордости. Именно поэтому месяц адар – рыбы являются знаком радости для еврейского народа.

ПРАЗДНОВАНИЕ СКРЫТЫХ ЧУДЕС

Было бы ожидаемо, чтобы в мегиле (свитке «Мегилат Эстер») много места уделялось нашей победе над Аманом и мы бы по этому поводу прославляли Вс-вышнего – автора этих чудес. Но мы находим совершенно иное – Вс-вышнего вообще нет в «Мегилат Эстер», Его имя ни разу не упомянуто. Как будто главный герой всегда находится за сценой, но все ощущают Его присутствие. Безусловно, не каждый, кто читает мегилу, ощущает присутствие Вс-вышнего. Те события, которые Вс-вышний оркестровал, покрыты слоями видимых случайностей – политических механизмов, природных эффектов и так далее.

Мудрецы говорят, что все это – скрытые чудеса, которые необходимо научиться видеть и ценить. Здесь не мешало бы задаться вопросом: почему все так сложно? Почему Вс-вышнему не было правильнее освободить нас с помощью громов и молний, чтобы все было ярко, чтобы это стало запоминающимся зрелищем для евреев и неевреев. Для ответа на этот вопрос следует задать более важный: почему вообще мир такой сложный, наполненный противоречиями? В мире столько красоты и гармонии, но в то же время столько хаоса и ужаса. Почему? Ответ заключается в том, что все зависит от нас: можем ли мы посмотреть глубоко или смотрим только на поверхности.

Еврейский взгляд на эту проблему заключается в том, что и хаос, и гармония  в нашем мире имеют место быть; и то, и другое существует во взаимосвязи и у каждого из них есть своя цель. Мы должны в этом мире проходить множество испытаний и находить вдохновение для их прохождения в красоте и радости, присутствующих в нашем мире. Очень часто мы замечаем, что в момент, когда нам тяжелее всего, вдруг появляется что-то прекрасное совершенно ниоткуда. Таким образом Вс-вышний посылает нам сообщение: Я здесь. Я здесь был все это время и буду всегда с тобой, не только когда раскается море, не только когда ты чувствуешь каждой фиброй своей души Мое присутствие, но когда ты сам выбираешь Меня увидеть. Ты сам делаешь такой выбор – увидеть Меня. И в этом главная задача Пурима. Мы должны сделать выбор – увидеть ли Вс-вышнего там, где Он не на поверхности, не на виду. Это вообще самый важный и, более того, самый радостный выбор, который человек может сделать в своей жизни.

Так редко в нашей жизни выбор ассоциируется с радостью! Однако месяц адар учит нас возможности и необходимости радоваться выбирая. Вот четыре заповеди Пурима, которые учат нас «технологии» приумножения веселья. Первое – мы читаем два раза мегилу – и ночью, и днем. Ночью читаем в память о том, что сохранили веру в темное время – время испытаний и несчастий. И днем – когда все было хорошо и мы смогли радоваться чудесам Вс-вышнего.

Второе – мы дарим два вида угощений хотя бы одному из наших друзей, и это не для того, чтобы его накормить, но для создания элемента единства. Мы празднуем сам факт, что все вместе являемся частью одного народа, удостоившегося чудес.

Третье – мы даем деньги бедным, тем самым радуясь возможности переживать, сочувствовать и открывать наши сердца тем, кому это нужно. И четвертое – мы пытаемся упрочить веру во Вс-вышнего в нашем реальном мире через устройство трапезы, пуримского торжества. В этот день мы приглашаем гостей, надеваем особенные наряды.

Главная идея Пурима – скрыть от глаза то, что есть на самом деле. Мы пьем до такого состояния, пока не можем отличить героев от злодеев. Но ведь и те, и другие являются героями Вс-вышнего в не заканчивающейся постановке, в которой есть самое главное – Его присутствие и Его любовь.

по материалам сайта http://www.tmtz.ru

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения