Get Adobe Flash player

Краткая биография жизни Ребецн Хаи Мушки Шнеерсон, супруги Ребе.

Перевод  на русский язык  Довида Шулькина с книги «hаРабанит».

Детство.

Первые годы своей жизни Ребецин Хая Мушка провела в Ялте, в доме бабушки и дедушки, там она выросла и получила настоящее хасидское воспитание. Она была самой любимой внучкой Ребе Рашаба.

Однажды, когда Ребецин бежала, она нечаянно столкнулась с дедушкой. Поняв, что произошло, девочка очень расстроилась. Ребе Рашаб поднял Ребецин на руки и поцеловал ее в лоб.

Другой случай показывает, насколько Ребе Рашаб серьёзно воспринимал её слова, притом, что ей только исполнилось пять лет.


Это было в «Ахрон шель Песах» (последний день праздника Песах) 5666 года. Ребецин играла со своей сестрой в столовой, и спросила её: «Что такое Ахрон шел Песах?». Сестра пыталась объяснить, что это такой же праздник, как и все остальные, но Ребецн Хая Мушка не приняла такой ответ: «Ведь в «Ахрон шель Песах» не говорят «шегехейону» во время зажигания праздничных свечей». В соседней комнате находился Ребе Рашаб, который услышал разговор внучек.

Это совсем непростой вопрос. Им задавался Ребе Рашаб сорок лет до этого. Слова Ребецн Хаи Мушки побудили его рассказать на трапезе историю, которая произошла с ним в детстве.

«5625 год. Посреди трапезы я спросил у папы (Ребе Магараш): «Почему «Ахрон шель Песах» считается Йом-Товом (праздником)?». Папа обратился к моему брату Раз'о и сказал: «Залман Агарон, может быть, ты можешь ответить на этот вопрос?». Но Раз"о тоже не знал ответа.

Моя сестра Двора Лея сидела с нами и сказала, что знает ответ. Тогда папа сказал ей, чтобы она ответила. «Когда евреи соблюдают семь дней праздника Песах согласно закону, остерегаются хомеца - они делают последний день праздником. Евреи празднуют, что прошел Песах, и они не нарушили самый большой запрет - «хомец в Песах» - сказала Двора Лея».

Рав Залман Агарон, который присутствовал на той трапезе (в Ялте 5666 году) продолжил рассказ: «Папа был очень доволен сказав, что у Дворы Леи светлая голова». «После мы пошли навестить дедушку Ребе Цемах Цедека, продолжил Ребе Рашаб, и папа рассказал ему о том разговоре. Дедушка сказал тогда, что это очень интеллектуальный ответ. А потом начал объяснять тайный смысл «Ахрон шель Песах».

Всю эту историю рассказал Ребе Раяц на трапезе «Ахрон шель Песах» в 5700 году.

Много лет спустя, в 5725 году, Ребе подробно объяснил эту историю. Ребе дал объяснение каждой детали истории, и даже почему история с Ребе Рашабом в 5625 году случилось ночью, а в Ялте в 5666 году днём и т.п.
Свадьба.

Уже в молодости Ребецн Хая Мушка была сосватана своим дедушкой за Ребе. Хасидим рассказывают, что однажды, когда Ребе Рашаб обсуждал со своей супругой - Ребецн Штерной Сорой шидух для своей внучки, он сказал:. «Нужно иметь в виду сына Лейвика (р. Леви Ицхак Шнеерсон - папа Ребе)».

Составление свадебного контракта состоялось 6 Кислева 5689 года.

Париж.

После свадьбы Ребе и Ребецн переехали жить в Берлин. Ребецн следовала за Ребе с радостью, вместе с тем, что она была оторвана от семьи.

С лета 5689 года по зиму 5693 года Ребе и Ребецн жили в Берлине. Но с момента прихода к власти нацисткой партии всю Германию охватили антисемитские настроения, которые привели к преследованию евреев. Тогда Ребе решил переехать из Берлина в Париж - столицу Франции.

По приезду в Париж они получили письмо от р. Леви Ицхока (эрев Песах 5693 года):

«Мы очень сильно ждали твоё письмо из Парижа, и наконец-то получили его в конце прошлой недели. Обживитесь на новом месте, дай Б-г, чтобы не было никаких забот, чтобы все у вас получилось. И чтобы мы удостоились встретиться с вами в радости».

В Париже тот, кто хотел исполнять заповеди, сталкивались с большими проблемами, тем более тот, кто хотел исполнять их с устрожениями и гидурим (украшениями). Но вопреки этим сложностям, Ребе соблюдал все законы, устрожения и гидурим кашруса до последнего из них. В свою очередь Ребецн делала всё, что возможно, чтобы приготовить пищу, со всевозможными устрожениями.

Ребецн рассказывала:

«Ребе обычно покупал хлеб в еврейской пекарне «Плецил», но только после того, как проверил на стопроцентную кошерность. Однажды, когда Ребе пришёл в пекарню, один еврей обратился к нему и сказал с удивлением: «Что? Такой Б-гобоязненный еврей, как вы, покупает здесь хлеб?!»

В конце концов, выяснилось, что этот еврей был заинтересован в привлечении клиентов в другую пекарню. Но с того дня Ребе больше не покупал в «Плецил» хлеб».

Относительно периода, проведенного в Париже, сказала Ребецн одной из посланниц Ребе в Париже: « Мы (Ребе и Ребецн) вспахали и посеяли, а вы должны собрать урожай».

С началом Второй Мировой войны прекратились мирные дни в Париже - когда никто не знал ни Ребе, ни Ребецн. С того момента начался период, когда Ребе и Ребецн подолгу не оставались в одном городе, постоянно переезжая с места на место. До того, как 28 Сивана 5701 года они прибыли в Америку.

 


5701-5748

До последних дней жизни Ребецн всевозможно помогала Ребе в его святой работе, чтобы Ребе меньше работал. Это выражалось еще в том, что в ночи, когда проходили фарбренгены и аудиенции (ехидус) Ребецн никогда не шла спать, пока Ребе не возвращался домой.


Перевернуть вверх дном.


Один из мешамшим (служка-помощник) рассказывал, что однажды после фарбренгена Симхас Тойро зашел навестить Ребецн. Ребецн поинтересовалась у него, как прошёл фарбренген, и он сказал, что это был особенный фарбренген. Посреди фарбренгена Ребе приказал сказать «лехаим», а пустые стаканы перевернуть вверх дном.

На столе у Ребецн стояла маленькая бутылка водки, как только Ребецн услышала, что рассказал ей хосид - она немедленно взяла бутылку и перевернула вверх дном.


Она тоже может благословлять.

Однажды организация «Женщины Хабада» в честь дня рождения Ребецн послала ей букет цветов, которому прилагалась записка, где перечислялись имена нескольких женщин, которые нуждались в благославлении.

Р. Хэсэд (р. Хананья Синай Довид Эльберштом -помощник по дому) передал букет Ребецн, а записку передал Ребе. Посмотрев записку, Ребе обратил внимание, что она написана на имя Ребецн, и спросил р. Хэсэда, почему тот принес записку ему, а не Ребецн. Когда р. Хэсэд ответил, что в ней перечисляются женщины, нуждающиеся в благословении, Ребе серьёзно ответил: «Ну! Она тоже может благословить их».

Папа и книги принадлежат хасидам.

Летом 5745 года обнаружилось, что были украдены книги из библиотеки «Агудас Хасидей Хабад». Вор не захотел судиться в еврейском суде, а настаивал, чтобы разбирательство прошло в Федеральном суде.

Когда Ребецн услышала об этом, она попросила у р. Ш.З. Гурарие немедленно проверить мезузы на первом этаже 770.

Основной вопрос, обсуждавшийся на суде, был: «Кому принадлежат книги: Хасидам или Ребе?» В определенный момент суду потребовалось свидетельство Ребецн.

Ребецн отвечала на все вопросы предельно чётко и ясно, никак не обращая внимания на адвоката другой стороны, который пытался вытянуть из показаний Ребецн что-нибудь в пользу своего клиента.

В последствии Ребецн произнесла: «Папа принадлежал хасидам и его имущество, (книги) принадлежат хасидам».

Поняв, что «война» уже проиграна, адвокат яростно кинул свою ручку.

В конце концов, эта фраза решила исход суда в пользу Ребе. И 5 Тейвеса 5747 года было оглашено решение суда: «Ребе и книги принадлежат хасидам». Наша взяла! (Дидан Ноцах!)

Гисталкус.

Признаки «ухода из мира».

За неделю до гисталкус Ребецн вела себя таким образом, что можно было истолковать это как расставание. Вопреки своей привычке, Ребецн провела много часов в телефонных разговорах со своими родными и знакомыми.

Ребецн подарила серебряный поднос госпоже Элберштром (к свадьбе, которая состоялась 12 лет назад), объясняя это тем, что в своё время были подарены только подсвечники для субботних свечей. Поэтому Ребецн сейчас дополняет подарок.

Консилиум врачей.

20 Швата Ребецн почувствовала сильную слабость. Но ничего не сказала Ребе, чтобы не огорчать его.

Уже вечером в дом к Ребецн был приглашен д-р Фельдман.

После обследования был поставлен диагноз: кровавая язва и Ребецн должна поехать в госпиталь.

Ребе попросил связаться с Шнеур Залманом Гурарие, чтобы он пригласил врачей на консилиум относительно диагноза и госпитализации Ребецин.

На следующее утро просьбу сообщили Ш.З.Гурарие, который в течение дня нашел высококвалифицированных специалистов: д-р Фельдман, д-р Мушкович, д-р Вег.

Поскольку был уже вечер и врачи пришли в дом к Ребе после работы, Ребецн настояла на том, чтобы перед обследованием её состояния они поужинали.

Доктора постановили, что Ребецн нужно госпитализировать на две недели. Ш.З. Гурарие зашел к ней в комнату, чтобы сообщить о постановлении. Ребецн попросила, чтобы Ребе на несколько минут зашел к ней в комнату для короткой беседы.

Поездка в больницу.

Р. Егуда Крынский доставил Ребецн в больницу в Карнел в Манхетене.

Ребецн сама спустилась к машине. На протяжении всей поездки из Бруклина в Манхетен была очень напряжённая атмосфера. Но Ребецн разрядила её, начав говорить о её знакомых, которые вот-вот должны пожениться и расспрашивала о подготовке к свадьбе и есть ли у них квартира.

За несколько минут до этого в больницу выехала г-жа Эстер Штренберг, чтобы уладить все технические вопросы подготовки к принятию Ребецн. Поскольку состояние Ребецн не было критическим, подготовка её комнаты проводилась с обычной скоростью.

От входа до комнаты было довольно далеко, поэтому доктора предложили Ребецн проделать этот путь, сидя на кресле-каталке.

Гисталкус.

Во время того, как готовили комнату, один из докторов задавал стандартные вопросы о ее самочувствии. Во время разговора Ребецн попросила стакан воды. Г-жа Штенберг передала стакан через Ш.Б.Ганзбург (помощник Ребе и его семьи)

Ребецин взяла стакан, сказала «Шегаколь» и чуть отпила, потом она сказала: «Как и ты даёшь мне хаюс (жизненность), пусть Вс-вышний будет давать хаюс тебе (г-же Штенберг)».

Беседа с врачом продолжалась еще некоторое время и вдруг лицо Ребецин начало белеть. Доктор сразу проверил её пульс, (пульс был учащённый) и спросил: «Вы с нами?». На этот раз Ребецн не ответила - её голова запрокинулась назад. Это было через несколько минут после полуночи.

Просьба исполнилась.

Ребе Раяц рассказывал, что перед гисталкус Ребецн Ривки (жены Ребе Магараша) она попросила стакан воды и сразу же после того, как выпила его, вышла её святая душа. Когда Ребецн Штерна Сора (жена Р. Рашаба) узнала про это, она сказала: «Дай Б-г, чтобы и у меня была такая же Птира (уход из мира)». И просьба исполнилась.

Поэтому Хая Мушка тоже «просила» этого и поэтому, когда вдруг почувствовала себя нехорошо, за считанные минуты до гисталкус попросила стакан воды...

Страшная новость.

На протяжении всего времени пребывания Ребецн в больнице Ш.Д.Б. Ганзбург постоянно был на связи с Ребе. Один раз в четверть часа он звонил Ребе и сообщал об изменениях в состоянии Ребецн. Всё это время Ребе занимался проверкой Сихи за 15 Швата того года.

Когда состояние Ребецн начало ухудшаться, Ребе попросил Ш.Д.Б. Ганзбурга передать врачам, чтобы использовали все нужные лекарства. Когда Ш.Д.Б. Ганзбург понял, что Ребецн находиться в очень тяжёлом состоянии, он прекратил давать отчёт Ребе, поскольку не хотел сам сообщать о таком тяжёлом состоянии.

Когда д-р Фельдман приехал из больницы в дом Ребе, он просил р. Лебл Гронера сообщить Ребе о гисталкус. Однако р. Лебл Гронер отказался, мотивируя это тем, что д-р Фельдман был личным врачом Ребецн и это его обязанность. У доктора не оставалось выбора, и он был вынужден связаться с Ребе из своей машины и сообщить эту страшную новость.

Похороны.

Реально никакого порядка во время похорон не было. Все просьбы и пожелания не были услышаны. Все бежали, чтобы увидеть лицо Ребе, за ним около тридцати важных раввинов.

Больше десяти тысяч человек участвовали в похоронах: мужчины, женщины и дети.

До пятницы Ребе выглядел очень серьёзным. Каждый раз, когда Ребе начинал говорить, он не мог сдержать слёзы.

В пятницу после минхи, когда Ребе общался с Биньямином Нитаньгу, полномочным представителем Израиля в ООН, Ребе первый раз за всё время улыбнулся.

Жизнь в Краун-Хайтс вернулась в обычное русло, но в 770 было ощущение пустоты. Несмотря на то, что возобновились уроки, машгиахи вели запись присутствующих, тмимим не могли сидеть за столом и учить обычный материал. Все учили те разделы Мишны или Геморы, которые приняли на себя (один из обычаев Йорцайт).

Единственное желание общины и тмимим было, чтобы Ребе в честь Шабоса вернулся в 770 и устроил Фарбренген. В частности, поскольку это был Шабос-Меворхим

(Шабос, когда благословляют новый месяц) Месяца Адара. Плюс ко всему существует запрет в Шабос «находиться в трауре публично» - поэтому сохранялась надежда, что Фарбренген всё-таки состоится.

После прочтения Торы в четверг, когда давали имена новорождённым девочкам, четверо были названы именем Хаи Мушки. Это доставило Ребе огромное удовольствие.

В субботу «Лехо Дойди» пели на мотив «Хаёлей Адойнейну». Ребе помогал поющим, делая движения своей рукой. Когда Ребе выходил из 770, община тоже пела (когда Ребе заходил в 770 - не пели). Было видно, как в Шабос изменилось выражение лица Ребе.

В Шабос состоялся Фарбренген, на котором Ребе дал указание открыть ряд организаций, которые будут носить имя Ребецн.

На протяжении всех семи дней траура Ребе встречался с сотнями великих знатоков Торы и общественных деятелей, которые беседовали с Ребе на всевозможные темы.

Одному из утешающих Ребе сказал: «По-моему, все достоинства, которые можно сказать про неё - не полностью отразят все её достоинства. Её достоинства по-настоящему знает только Вс-вышний».


Акции «День Рождения»


Примерно через месяц после гисталкус Ребецн в понедельник 25 Адара 5748 года был День рождения Ребецн. Ребе объяснил в беседе, что, по мнению Раби Егошуа, что создание первого человека в шестой день творения было 1-го Нисана, таким образом, первый день сотворения был 25 Адара. Поэтому выходит, что «день рождение» всего сотворенного было 25 Адара. Указание к действию из этого было, для поднятия души Ребецн, Ребе начал новую акцию -акция «День рождение». В день рождения каждый человек должен проанализировать себя и выявить вещи, нуждающиеся в исправлении, сделать фарбренген и принять на себя хорошие решения. В сам день рождения нужно добавить по всем трем направлениям: Тора, Работа (молитва), Милосердие (Гмилус Хасодим)

Ребе сформулировал десять обычаев, которые каждый человек должен постараться сделать в свой день рождения.
Обычаи дня рождения:

1. Подняться к Торе в Шабос, который до дня рождения. Когда День рождения выпадает на день, когда читают Тору - тоже нужно подняться к Торе.

2. Дать больше цдоки перед молитвами Шахарис и Минха. Если День рождения выпало на Шабос или Йом-Тов - дать в Эрев Шабос или Эрев Йом-Тов (и очень хорошо, если на исходе Шабоса или Йом-Това тоже даст цдоку)

3. Добавить в молитве - добавить в кавоне, больше раздумывать о Величии Вс-вышнего. А также сказать весь Теилим (как минимум - одну книгу)

4. Выучить капитл Теилим, который начинает читать в этот день рождения (согласно возрасту именинника)

5. Добавить в изучении раскрытой части Торы (ниглэ) и в изучении Хасидуса, кроме того, что он обычно учит: Хитас и Рамбам.

6. Выучить хасидский маймар наизусть (весь или часть) и пересказать его прилюдно, в сам день рождения или при удобном случае, в частности в Шабос, который после Дня рождения (во время 3-ей трапезы)

7. Добавить в помощи ближнему - распространение Торы и её «источников» Торы наружу с любовью (аhавас Исроель)

8. Уединиться и придаться воспоминаниям, проанализировать, что из них нужно исправить, т.е. проанализировать своё поведение за весь прошедший год. Принять на себя решение на весь последующий год.

9. Принять на себя какое либо устрожение (как в Рош-а-Шона)

10. Устроить фарбренген с домочадцами, друзьями и товарищами. Если возможно, найти новый фрукт и благословить на него «Шеехейону». И чтоб весь фарбренген проходил с радостью (связанной с Торой и заповедями).

по материалам сайта http://chassidus.ru

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения