Get Adobe Flash player

МЕЖДУ ДВУМЯ ИЗГНАНИЯМИ

Ицхак Стрешинский

Как известно, пост 9 ава установлен в память о разрушении Храма. Согласно хронологии еврейских мудрецов, Первый храм был разрушен армией вавилонского царя Невухаднецара (на аккадском — Набу-кудурри-уцур, на русском — Навуходоносор) в 3338 году (422 год до н. э.), историки же считают, что это произошло в 586 году до н. э. За одиннадцать лет до разрушения Храма Невухаднецар изгнал в Вавилон царя Йеояхина (Йехонью) и часть жителей, в основном иудейскую знать. На иудейский престол Невухаднецар посадил дядю Йеояхина, Матанью, переменив его имя на Цидкияу. Попробуем разобраться, какие настроения были среди евреев те одиннадцать лет, что предшествовали разрушению Первого храма, и какую позицию выражали пророки.

После изгнания бывшая иудейская элита оказалась в Вавилоне, а в Иудее остались более бедные слои населения. И в Танахе, и в вавилонских источниках царем Иудеи называют одновременно и изгнанного в Вавилон Йеояхина, и оставшегося в Земле Израиля Цидкияу. Получается, что оба они в течение тех одиннадцати лет считались царями еврейского народа.


Среди изгнанников пророчествовал Йехезкель, а в Иудее — Ирмеяу. На основе данных, содержащихся в книгах этих пророков, один из выдающихся исследователей Танаха, профессор Йеуда Элицур (1911–1997), делает вывод, что было четыре группы евреев, и каждая из них по-разному воспринимала новую, тяжелую ситуацию, в которой оказался еврейский народ.

К первой из этих групп относятся евреи, оставшиеся в Земле Израиля, которые считали, что именно они, а не изгнанники являются теперь элитой Иудеи. Получая материальную выгоду от того, что к ним перешли земли и имущество, они прикрывались идеологическими соображениями, говоря, что евреи, изгнанные в Вавилон, должны «отдалиться от Всевышнего».

Упоминание об этой группе евреев и их доводах можно увидеть в пророчестве Йехезкеля[1]:

И было мне слово Г-спода: «Сын человеческий! Твоим братьям, твоим братьям, твоим близким родственникам и всему дому Израиля — кому сказали жители Иерусалима: “Отдалитесь от Г-спода! Нам она отдана, эта земля, во владение!” Поэтому скажи: “Так сказал Г-сподь Б-г: хотя отдалил Я их среди народов и хотя рассеял Я их по странам, буду Я им малым святилищем в странах, куда пришли они”. Поэтому скажи: “Так сказал Г-сподь Б-г: созову Я вас из народов, и соберу Я вас из стран, в которых вы рассеялись, и отдам вам землю Израиля”» (Йехезкель, 11:14-17).

Вторая группа — это евреи, оказавшиеся в Вавилоне, которые считали, что теперь им нужно стать обычными вавилонянами и служить вавилонским идолам. О них Йехезкель говорил так:

А то, что вы вообразили себе, — этому не бывать! То, что вы говорите: «Будем как народы, как племена стран служить дереву и камню». Жив Я, — слово Г-спода Б-га, — что сильной рукой и великой мощью и изливаемой яростью воцарюсь Я над вами. И выведу Я вас из народов и соберу вас из стран, в которых вы рассеяны, сильной рукой и великой мощью и изливаемой яростью (Йехезкель, 20:32-34).

В той же главе рассказывается о том, как к Йехезкелю пришли старейшины из народа Израиля, чтобы вопросить Всевышнего. Далее приводится ответ Всевышнего, в котором, среди прочего, говорится:

Но на святой горе Моей, на горе в самом высоком месте Израиля, — слово Г-спода Б-га, — там будет служить Мне весь дом Израиля — весь он в этой стране. Там Я буду к ним благоволить, и там потребую возношения ваши и первинки даров ваших во всех ваших святынях (там же, 20:40).

Комментаторы и исследователи приходят к выводу, что старейшины спрашивали Йехезкеля о возможности построить Храм Всевышнего в Вавилоне. Значит, третья группа — это те представители изгнанной элиты, которые хотели сохранить связь с прошлым и заботились о будущем еврейского народа. Они считали, что раз евреи теперь пребывают в Вавилоне, то они должны построить здесь и Храм.

В отличие от уже перечисленных трех групп, каждая из которых приняла новую участь, четвертая группа не смирилась с новой реальностью. И в Вавилоне, и в Земле Израиля были евреи, выступавшие за восстание против Вавилона и немедленное возвращение изгнанников. Лидеры этой группы утверждали, что являются пророками и Всевышний якобы послал их возвестить о том, что Невухаднецар падет, изгнанники вскоре вернутся в Иудею и Йеояхин вновь будет царствовать. Йехезкель так говорил об этих лжепророках:

И было мне слово Г-спода: «Сын человеческий! Пророчествуй о пророках Израиля, что пророчествуют, и скажи пророчествующим то, что пожелает их сердце: “Слушайте слово Г-спода! Так сказал Г-сподь Б-г: горе подлым пророкам, которые следуют своему духу и не видели ничего”…

Провидение их — тщета и лживая ворожба! Они говорят “Слово Г-спода”, а Г-сподь их не посылал — и они сеют надежду, что исполнится их слово?!..» (Йехезкель, 13:1-3, 6).

В послании, которое Ирмеяу направил евреям, находившимся в Вавилоне, содержались указания, которые прямо противоречили призывам лжепророков, упомянутых выше в пророчестве Йехезкеля:

Так сказал Г-сподь Воинств, Б-г Израиля, всем изгнанникам, которых изгнал Я из Иерусалима в Вавилон: «Стройте дома и в них живите, сажайте сады и ешьте плоды их. Женитесь и рожайте сыновей и дочерей, жените ваших сыновей, а дочерей ваших выдавайте замуж, и будут рожать они сыновей и дочерей: умножайтесь там, а не уменьшайтесь. И заботьтесь о благополучии города, куда Я изгнал вас, и молитесь за него Г-споду, так как при его благополучии и вы будете благополучны». Ведь так сказал Г-сподь Воинств, Б-г Израиля: «Пусть не обольщают вас ваши пророки, которые есть в вашей среде, и кудесники, и не слушайте толкователей снов, которых вы побуждаете видеть сны. Ведь ложно пророчествуют они вам от Моего имени — не посылал Я их! — слово Г-спода».

Ведь так сказал Г-сподь: «Потому что по исполнении семидесяти лет Вавилону Я вспомню вас и осуществлю для вас Мое доброе обещание вернуть вас на это место» (Ирмеяу, 29:4-10).

Таким образом, первая группа — это те, кто предпочел отказаться от своих изгнанных братьев, вторая группа — те, кто, оказавшись в изгнании, выбрал ассимиляцию, третья группа — те, кто считал, что и в изгнании можно вести полноценную еврейскую жизнь, а четвертая группа — это те, кто надеялся вернуться из изгнания раньше того срока, о котором возвестили пророки. Йехезкель в Вавилоне и Ирмеяу в Стране Израиля не разделяли ни одну из этих позиций. Й. Элицур отмечал, что мнение пророков было в некоторой мере близко мнению старейшин, которые также полагали, что нужно хранить верность еврейским традициям, но, в отличие от них, пророки считали, что пребывание в изгнании не может быть нормой и Храм в Вавилоне строить невозможно. Йехезкель и Ирмеяу говорили о том, что у тех, кто остался в Иудее, нет будущего, и основой возрожденного еврейского народа станут именно изгнанники. Однако само изгнание продолжится семьдесят лет, и не следует надеяться на возвращение в ближайшее время.

Обращаясь к евреям, которые пока еще оставались в Земле Израиля, Ирмеяу предсказывал, что и они в скором времени уйдут в изгнание:

Было мне сказано слово Г-спода: «Так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: подобными этим хорошим плодам смоковницы — такими признаю Я изгнанных из Иудеи, которых Я выслал из этого места в страну халдеев к добру. Я направлю Мой глаз на них ради добра их, и верну их на эту землю; и устрою Я их, а разрушать не стану, и насажу Я их, а искоренять не стану. Я дам им сердце, способное Меня познавать, так как Я — Г-сподь, и будут они Мне народом, а Я — буду им Б-гом, так как вернутся они ко Мне всем своим сердцем!

Но подобными этим плохим плодам смоковницы — настолько испорченным, что их невозможно есть, — ведь так сказал Г-сподь! — такими буду считать Я Цидкияу, царя Иудеи, и его вельмож, и остаток жителей Иерусалима, оставшихся в этой стране и живущих в стране Египетской. И сделаю их ужасом, несчастьем для всех царств земли, позором и притчей, посмешищем и проклятьем во всех местах, куда Я их заброшу…» (Ирмеяу, 24:4-9).

Пророчества подтвердились. Царь Цидкияу послушался своих сановников и восстал против Вавилона, надеясь на помощь Египта. В результате войском Невухаднецара был взят Иерусалим, а Храм оказался разрушен. Прошло около пятидесяти лет, и Вавилон был завоеван персами. Персидский царь Кореш (Кир) объявил о возвращении евреев в Сион. Началось возвращение изгнанников, и в 3408 году (352 год до н. э.) согласно хронологии еврейских мудрецов, а согласно хронологии, принятой в научном мире, — в 516 году до н. э., ровно через семьдесят лет после разрушения Первого храма, был построен Второй храм.

по материалам журнала "Лехаим"

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения