Get Adobe Flash player

Заступница сынов Израиля

Ицхак Стрешинский

11 хешвана еврейский народ отмечает годовщину смерти праматери Рахели, заступницы еврейского народа. Благодаря ее мольбам и слезам Всевышний готов вернуть евреев из изгнания.

Праматерь Рахель была второй женой праотца Яакова, матерью двух из его сыновей, Йосефа и Биньямина. В книге Берешит рассказано о том, как Яаков работал за Рахель семь лет, но ее отец Лаван обманул его и подменил Рахель своей старшей дочерью Леей. Лаван объяснил этот обман тем, что не выдают младшую дочь замуж раньше старшей, и предложил отдать Рахель Яакову, если тот согласится работать на него еще семь лет. Яакову пришлось принять это условие Лавана. Рахель была отдана ему в жены, и он работал еще семь лет. После того как Лея и Рахель стали женами Яакова, Лаван дал в служанки Лее рабыню Зильпу, а Рахель – рабыню Бильгу.


В Торе говорится, что Рахель была «красива станом и лицом» и Яаков любил ее больше, чем Лею. Однако Лея родила Яакову четырех сыновей, а Рахель была бесплодной. По обычаю того времени Рахель, чтобы тоже иметь сына, предложила Яакову свою служанку, Бильгу. Та родила ему двух сыновей, и Рахель дала им имена Дан и Нафтали. После того как Лея родила Яакову шесть сыновей и дочь, Рахель тоже забеременела и родила сына, которого назвала Йосеф. Рахель умерла во время родов второго сына – на пути из Бейт-Эля в Эфрат. Умирая, она назвала своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), но Яаков дал ему имя Биньямин.

В книге Берешит (35:19-20) сказано, что Яаков похоронил Рахель на дороге в Эфрат (он же Бейт-Лехем) и воздвиг над ее могилой памятный знак. Отметим, что в книге Шмуэль I, 10:2 пророк Шмуэль, после помазания на царство потомка Рахели, Шауля из колена Биньямина, говорит ему: «Когда пойдешь ты от меня сегодня, найдешь двух людей у могилы Рахели на границе Биньямина в Цельцахе…» Мудрецы спрашивали, как может быть, что могила Рахели находится «на границе Биньямина в Цельцахе»? Ведь согласно книге Берешит, Рахель погребена на дороге в Эфрат, в пределах колена Йеуды. Они объясняют этот стих так: в то время, когда Шмуэль говорил с Шаулем, те два человека были возле могилы Рахели. Шмуэль имел в виду, что и они, и Шауль пойдут навстречу друг другу и он найдет их на границе колена Биньямина (Тосефта Сота, 11:11). Комментаторы и исследователи Танаха, как обычно, расходились в понимании стихов о могиле Рахели, но не это тема данной статьи.

Если книга Берешит рассказывает в основном о частной, семейной жизни Рахели, то другие упоминания в Танахе подчеркивают, что она сыграла роль матери всего народа Израиля. Так, в книге Рут народ благословляет Боаза, который берет Рут в жены: «Пусть сделает Б‑г жену, входящую в твой дом, подобной Рахели и Лее, которые вдвоем построили дом Израиля…» (Рут, 4:11). Можно отметить, что, хотя речь идет о жителях Бейт‑Лехема из колена Йеуды, потомках Леи, народ вначале упоминает Рахель, а затем уже Лею, и этим определено значение Рахели. После разделения объединенного царства на северное Израильское и южное Иудейское потомки Рахели оказались по обе стороны границы. Потомки сыновей Йосефа, Эфраима и Менаше оказались в Израильском царстве, а потомки Биньямина связали свою судьбу с потомками Йеуды и Иудей­ским царством.

Очень важно упоминание Рахели в пророчестве Ирмеяу, пророка времен разрушения Первого храма и начала Вавилонского изгнания: «Так сказал Б‑г: “Голос слышится в Раме (другой вариант перевода – „в выси“. – И. С.), рыдание, горестный плач: Рахель оплакивает своих сыновей; отказывается утешиться из-за сыновей своих, потому что нет их”. Так сказал Б‑г: “Удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез, потому что есть воздаяние за труд твой, – слово Б‑га, – вернутся они из вражьей страны. И есть надежда будущему твоему, – слово Б‑га, – вернутся сыновья к своим пределам”» (Ирмеяу, 31:14-16). В пророчестве Ирмеяу подчеркнута связь Рахели с ее сыновьями в широком смысле этого слова, то есть со всем народом Израиля, и историческая роль Рахели в процессе Избавления еврейского народа.

Мысль о том, что Рахель – заступница народа Израиля в изгнании, получила развитие в словах мудрецов в мидрашах. Так, в мидраше «Берешит раба» сказано: «По какой причине праотец Яаков решил похоронить Рахель на дороге в Эфрат? Потому что праотец Яаков предвидел, что изгнанники пройдут там и Рахель будет просить смилостивиться над ними» (Берешит раба, 82:10). В мидраше «Псикта рабати» (3, 11б) приводится диалог между Яаковом и Йосе­фом, в котором Яаков объясняет сыну, по какой причине он не похоронил Рахель в семейной гробнице в Пещере праотцев, в Хевроне. Согласно этому тексту, Всевышний не дал Яакову похоронить Рахель в Пещере праотцев, поскольку знал, что Храм будет разрушен и евреи пойдут в изгнание. Изгнанники будут просить праотцев, чтобы те молились за них, но это им не поможет. По дороге они припадут к могиле Рахели, и она попросит Всевышнего о милости и скажет Ему: «Властелин мира, прислушайся к голосу моего плача и смилуйся над моими сыновьями». Всевышний услышит ее молитву.

В мидраше «Эйха рабати» (Петихта, 24) приводится диалог Рахели со Всевышним, основанный на сообщении книги Берешит о том, что Лаван подменил Рахель Леей после того, как Яаков отработал за Рахель семь лет. Рахель так обращается к Всевышнему: «Властелин мира, известно Тебе, что раб Твой Яаков сильно любил меня и работал за меня на моего отца семь лет. И когда закончились те семь лет и пришло время моей свадьбы с моим мужем, задумал мой отец подменить меня моей сестрой. Это было мне очень тяжело. Так как стало известно мне об этом замысле, я сообщила моему мужу и передала ему приметы, чтобы он различал между мной и моей сестрой, чтобы не мог отец подменить меня. После этого я передумала, стерпела и смилостивилась над моей сестрой, чтобы та не опозорилась. Вечером я передала своей сестре все тайные знаки, о которых я договорилась с моим мужем, чтобы он считал, что она – Рахель». Затем, согласно этому мидрашу, Рахель обратилась ко Всевышнему и сказала, что если она, обычный человек, не завидовала своей сестре и не опозорила ее, то почему милостивый Всевышний возревновал из-за идолопоклонства и изгнал ее сыновей, и враги убивали их и делали с ними все, что хотели. В мидраше сообщается, что Всевышний смилостивился и сказал: «Ради тебя, Рахель, я возвращаю народ Израиля на его место». И как подтверждение этому приводятся слова пророчества Ирмеяу.

Почему именно Рахель стала заступницей еврейского народа в изгнании? Можно указать несколько причин этого, опираясь на то, что рассказано о ее судьбе в книге Берешит. Рахель, умирая, дала жизнь своему сыну Биньямину, и в этом можно увидеть символ материнского самопожертвования. А то, что Рахель была похоронена при дороге у Бейт-Лехема, а не в Пещере праотцев в Хевроне, как остальные праотцы и праматери, – знак своего рода «изгнания». В соответствии с этим именно Рахели подобает сопровождать своих сыновей-изгнанников, и она утешится, когда сыновья вернутся в свою страну и на пути туда посетят ее могилу.

На протяжении веков праматерь Рахель упоминалась в молитвах евреев. Например, известный хасидский мудрец рабби Нахман из Брацлава составил молитву, которую следует читать возле могилы Рахели. Рахель постоянно упоминается в еврейской литургической поэзии, а также в ивритоязычной поэзии XX века. Образ Рахели, оплакивающей своих сыновей, использовался в литературе и произведениях пластического искусства, посвященных страшнейшим событиям в истории еврейского народа – уничтожению евреев в годы второй мировой войны. После Шестидневной войны, когда могила Рахели вместе со всей Иудеей и Самарией, а также Газой, Голанскими высотами и Синаем была возвращена еврейскому народу, в Израиле стала популярна песня с такими словами: «Смотри, Рахель, смотри, они вернулись к своим пределам».

по материалам журнала "Лехаим"

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения