Get Adobe Flash player

РЕАЛИИ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА

Сегодня 17 хешвана - по традиции в этот день начался потоп.

Йеуда Векслер

Рассказывая о Всемирном потопе, Тора скрупулезно придерживается хронологической точности – указывает даты начала, конца и основных его этапов.

«В шестисотом году жизни Ноаха, во втором месяце, на семнадцатый день этого месяца, – в день этот разверзлись все родники великой бездны, и небесные окна распахнулись, и был дождь на земле сорок дней и сорок ночей» (Берешит, 7:11, 12). «В тот самый день» (Берешит, 7:13) Ноах с тремя сыновьями и четырьмя женщинами – их женами – вошли в Ковчег и разместили в нем все пришедшие к ним живые существа, которым предстояло обновить жизнь на земле после окончания Потопа.

«И был Потоп на земле сорок дней, и умножились воды, и понесли Ковчег, и он поднялся с земли; и выросли воды, и чрезвычайно умножились на земле, и двинулся Ковчег по поверхности вод. И воды росли все больше, все больше над землей – и покрыли все высокие горы, которые только есть под небесами: на пятнадцать локтей выше выросли воды – и покрыли те горы» (Берешит, 7:17-20). Водная толща росла над землей в целом сто пятьдесят дней (Берешит, 7:24), и все живые существа, остававшиеся на земле, погибли.


Хронология Потопа

По истечении этих ста пятидесяти дней Всевышний пронес над землей дух умиротворения, отчего безбрежный океан, покрывший всю землю, перестал бушевать; закрылись все земные и небесные источники воды, и она начала очень медленно, но непрерывно убывать (Берешит, 8:1-3). «В месяце седьмом, на семнадцатый день этого месяца» произошло очень важное событие: Ковчег зацепился дном за «горы Арарата» (Берешит, 8:4) и остановился. В течение последующих двух с половиной месяцев воды все время продолжали убывать, а в десятом месяце, в первый его день, над поверхностью воды «показались вершины гор» (Берешит, 8:5). Прошло еще два месяца, и вот: «В шестьсот первом году (жизни Ноаха), в первом месяце, в первом дне месяца, высохли воды на земле...» (Берешит, 8:13). Ноах снял кровлю с Ковчега, и его обитатели в первый раз вдохнули полной грудью свежий воздух, «а во втором месяце, на двадцать седьмой день этого месяца, обсохла земля» (Берешит, 8:14) окончательно.

Раши, который в своем комментарии неоднократно подчеркивает, что его цель – объяснять только простой смысл Письменной Торы, укладывает весь период Потопа ровно в один год. От «семнадцатого дня второго месяца» до шестнадцатого дня того же месяца на следующий год – это лунный год (еврейского календаря), а еще одиннадцать дней до двадцать восьмого – солнечный год (принятый у других народов) (см. его комм. к Берешит, 8:14). В этом Раши следует хронологии Потопа, представленной в древней исторической книге «Седер олам» («Мировой порядок»; гл. 4) и Мидраше (Берешит раба, 33:7). Однако несколько парадоксально, что для приведения наиболее простого в целом комментария Раши пришлось допустить некоторые отступления от буквального смысла слов Торы, и эти отступления могут показаться натяжками. А именно: обозначения месяцев начала и конца Потопа он считает принятыми в Торе порядковыми номерами месяцев года («переводя» их на имена, которые они имеют в наше время). При этом Раши ссылается на два мнения, приводимые в Гемаре (Рош а-Шана, 11б): «месяц второй» (см. комм. Раши к Берешит, 7:11) – это, по мнению рабби Элиэзера, мархешван[1], а по мнению рабби Йеошуа – ияр[2]; «месяц первый» (Берешит, 8:13), когда «высохли воды на земле», – это, по мнению рабби Элиэзера, тишрей, а по мнению рабби Йеошуа – нисан (комм. Раши к Берешит, 8:13). А вот в обозначениях месяцев, на которые пришлись отдельные этапы Потопа, у Раши нет единообразия. И прежде всего, следует отметить, что здесь он следует только мнению рабби Элиэзера (которое стало общепринятым в отношении Потопа). Так, Раши указывает, что сорок дней ливней закончились двадцать восьмого кислева (в комм. к Берешит, 7:12) (то есть третьего месяца после тишрея), а сто пятьдесят дней Потопа – первого сивана (комм. к 8:3)[3] (после чего вода начала убывать). Однако в объяснении, что такое «месяц седьмой» (комм. к 8:4), когда Ковчег зацепился за гору Арарат, Раши преподносит сюрприз, утверждая, что это – сиван. Хотя при отсчете месяцев от тишрея сиван – девятый, а при отчете от нисана – второй, здесь, по мнению Раши, исходная точка – кислев – момент прекращения дождей. А «месяц десятый», когда «показались вершины гор», – это ав, который становится десятым при отсчете от... мархешвана, то есть начала дождей (комм. Раши к Берешит, 8:5)![4] Правда, в этих отклонениях от простого смысла слов Торы Раши также следует очень авторитетному источнику – уже упомянутому труду «Седер олам», и поэтому мы не будем углубляться в вопрос, какие основания есть для такого – весьма неожиданного на первый взгляд – истолкования. Наша цель – только показать, что история Всемирного потопа не так уж проста, как может показаться при поверхностном чтении рассказа о нем. Того, кто заинтересуется другими возможными истолкованиями его хронологии, отсылаем к комментариям Хизкуни, рабби Авраама Ибн-Эзры и рабби Давида Кимхи (Радака). Каждый из них старается по-своему более точно следовать буквальному смыслу слов Торы, но в конце концов получает результат, совершенно отличный от других.

Осадка Ковчега и скорость убывания вод Потопа

Комментируя сообщение Торы о том, что, когда из-за ливней и открывшихся подземных источников воды на земле стало так много, что Ковчег «поднялся с земли» (Берешит, 7:17), Раши попутно замечает: «Погружен был он (Ковчег) в воду на одиннадцать локтей – как тяжело нагруженный корабль, который погружается частично в воду». Очевидно, это замечание нужно для того, чтобы мы представили себе: к этому моменту над землей уже выросла толща воды в одиннадцать локтей (по крайней мере, больше пяти метров). Откуда Раши взял величину осадки Ковчега, он подробно объясняет гораздо позже, комментируя сообщение Торы о том, что Ковчег сел на вершину горы Арарат «в месяц седьмой, на семнадцатый день этого месяца» (Берешит, 8:4).

«Отсюда ты учишь, – говорит Раши, – что был Ковчег погружен в воду на одиннадцать локтей». Как именно получается этот результат? «Ибо написано: “В (месяце) десятом, в первый день этого месяца, показались вершины гор (над поверхностью воды; Берешит, 8:5)”. Этот месяц – ав, то есть десятый (после мархешвана) от начала дождей, а воды стояли выше вершин гор на пятнадцать локтей[5]. И убыли воды от первого сивана до первого ава – за шестьдесят дней – на пятнадцать локтей: следовательно, на один локоть за четыре дня. Получается, что к шестнадцатому сивана воды убыли только на четыре локтя, и назавтра Ковчег уже опустился (настолько, чтобы зацепиться за вершину горы). Так выучил ты, что был Ковчег погружен на одиннадцать локтей в воды, которые стояли над вершинами гор».

Напомним, что вся высота Ковчега была тридцать локтей (Берешит, 6:15), – следовательно, он был погружен в воду немного больше, чем на треть. То есть под водой был его «трюм»: нижний ярус, куда сбрасывались все отходы (комм. Раши к Берешит, 6:16), служившие, очевидно, балластом.

Однако расчет Раши содержит в себе грозный «подводный камень»: он вызывает чрезвычайно острый вопрос. Ведь от первого ава до первого тишрея, дня, когда «высохли воды на земле» (Берешит, 8:13), – тоже шестьдесят дней; если же скорость убывания воды оставалась прежней – локоть за четыре дня, – то выходит, что «все горы высокие, которые только есть под небесами» в высоту были... всего пятнадцати локтей! Если же скорость убывания воды изменялась, то на это должен быть в Торе хоть какой-то намек. Раши же молчит – как обычно в тех случаях, которые совершенно ясны и не вызывают никакого вопроса даже у самого дотошного ученика. Значит, одно из двух: или самые высокие горы (в то время, по крайней мере) действительно были лишь пятнадцати локтей высотой, или же скорость убывания воды не была постоянной. Какое же из этих двух предположений правильное?

Две точки зрения в Мидраше

Мидраш раба (32:17) приводит два мнения о том, что практически означает «на пятнадцать локтей выше (вершин самых высоких гор) выросли воды». «Рабби Йеуда говорит: “Пятнадцать на горе и пятнадцать в долине”; рабби Нехемья говорит: “Пятнадцать на горе, а в долине – все, что были”». Иными словами, по мнению рабби Йеуды, вся суша земного шара чудесным образом «оделась» в водный покров повсюду одинаковой толщины: в пятнадцать локтей, рабби Нехемья же считает, что на всем земном шаре произошло наводнение, по своей форме совершенно естественное: вода поднималась все выше и выше, пока не поднялась на пятнадцать локтей выше вершин самых высоких гор. Значит, согласно точке зрения рабби Нехемьи, воды на земле было несравненно больше, чем по мнению рабби Йеуды: толщина водного покрова достигала высоты самых высоких гор плюс пятнадцать локтей, а над вершинами более низких гор вода поднялась намного выше!

Какой же из этих двух точек зрения соответствует комментарий Раши? Рассмотрим обе возможности.

По мнению рабби Йеуды, возникает трудность: если от первого сивана до первого ава – за шестьдесят дней – вода убыла на пятнадцать локтей (как высчитывает Раши), то что же происходило за следующие шестьдесят дней – до первого тишрея? Целых два месяца вода «высыхала на земле», пока не исчезла окончательно (после чего земля, пропитавшаяся ею, высыхала еще месяц и двадцать шесть дней)? Не логичней ли предположить, что и по мнению рабби Йеуды толща воды росла не равномерно по всей суше, но сначала «одела» более низкие места, а потом уже поднялась на горы? Однако это как будто бы не очень-то соответствует простому смыслу слов Торы. А в свете комментария Раши рисуется такая картина: Ковчег застрял на вершине какой-то горы; через шестьдесят дней – когда она обнажилась – выяснилось, что это вершина горы Арарат, и еще шестьдесят дней Ковчег торчал там, пока вода отступала сверху вниз, в долину, и затем – через месяц и семьдесят шесть дней – высохла окончательно, после чего обитатели Ковчега вышли из него и спустились с горы в долину. Однако для того, чтобы представить все это, необходимо домыслить комментарий Раши – а комментарий этот, ориентируясь на простой смысл слов Торы, сам построен на простом смысле слов. Правда, в его содержании есть все уровни содержания Торы вплоть до самого глубокого – каббалистического, однако в дополнениях он не нуждается. Чего в нем не сказано – того, согласно позиции его автора, в нем быть не должно.

Поэтому представляется более правильным сделать вывод, что Раши разделяет точку зрения рабби Нехемьи: внизу, между горами, объем воды был меньше, нежели на поверхности Мирового океана, покрывшего весь земной шар. Раз он поднялся выше верхушек самых высоких гор, ничто его не ограничивало: он в самом буквальном смысле был безбрежным.

И тогда получает разрешение проблема убывания воды за время от первого ава до первого тишрея и становится понятным, почему Раши тут молчит. Скорость убывания воды действительно изменялась: сначала – пока объем водной толщи оставался близким к максимальному – она была очень малой, но затем – по мере того, как горы обнажались и объем воды становился все меньше – убывание воды все более ускорялось. Это настолько очевидно, что не требует отдельного объяснения: даже ребенок, наблюдающий, как вода, налитая в воронку, выливается в бутылку, видит, что если сначала уровень воды понижается медленно, то остатки воды в воронке «убегают» в ее отверстие очень быстро[6].

И заметим попутно, что мнение рабби Нехемьи дает также ключ к разгадке некоторых тайн современной палеонтологии. По всей территории Англии, в пещерах, находящихся довольно высоко (до 480 м) над уровнем моря, найдены останки древних животных – таких, как мамонты и саблезубые тигры, – вперемешку с костями тех, кто как будто бы никогда не жил в Англии: слонов, носорогов и гиппопотамов. А в провинции Северный Уэльс, на высоте 130 м над уровнем моря, обнаружены жилища людей, уничтоженные мощным приливом океанской воды и заполненные морским песком. Огромные валуны и целые каменные блоки (весом в десятки тонн!) были перенесены на очень далекие расстояния: из Скандинавии – на Британские ос­трова и в Германию, из Финляндии – на Карпаты, на Валдайскую возвышенность и даже в долину Дона. Этот феномен пытались объяснить действием ледника, якобы покрывшего всю Европу 2–3 млн лет назад, но слишком многие факты противоречат такой трактовке. Например, артефакты, которые относят к ледниковому периоду, найдены в самом жарком месте Бразилии и даже в Экваториальной Африке. А в Индии – как выяснилось на основе обнаруженных находок – лед отнюдь не спускался с гор (как полагалось бы ему по законам природы), а, напротив, поднимался с низменностей к подножию Гималаев! На территории США, на высоте почти 200 м над уровнем моря, в слоях, которые относят к последнему «всплеску» ледникового периода (то есть около 600 тыс. лет назад) оказались кости... китов! А между тем, если учесть, какие бури могли бушевать в течение года, пока длился Всемирный потоп, перечисленные факты представляются уже не столь удивительными. И очевидно, что такое могло происходить только согласно трактовке Потопа рабби Нехемьи, потому что – если не прибегать к объяснениям, выходящим за рамки законов природы, – при Потопе в интерпретации рабби Йеуды подобные катаклизмы вряд ли имели место.


[1]     Второй месяц после тишрея, начинающегося с Рош а-Шана. Пока перед самым исходом из Египта Всевышний не объявил Моше и Аарону, что отныне нисан (месяц Исхода) будет считаться первым месяцем года и счет остальных месяцев будет начинаться с него, первым месяцем считался тишрей.

[2]     Второй месяц после нисана. Рабби Йеошуа считает, что, хотя Потоп был до исхода из Египта, Тора при обозначении месяцев все равно называет их теми номерами, которые они получили намного позже. (Аналогичным образом Тора упоминает «поле» – то есть территорию – Амалека, говоря о временах Авраама [Берешит, 14:7; см. комм. Раши], – хотя тогда Амалека еще не было.)

[3]     Раши производит расчет, отсчитывая количество дней от прекращения дождей: 3 оставшихся дня кислева, 29 дней тевета и 118 дней швата, адара, нисана и ияра – всего 150.

[4]     И он доказывает здесь свою точку зрения, опровергая возможные возражения.

[5]     По крайней мере, на 7 м с четвертью.

[6]     См. комментарий к комментарию Раши рабби Элияу Мизрахи (Реэма), в котором он останавливается на проблеме ухода с земли всех вод Потопа за шестьдесят дней и объясняет ее изменением скорости убывания воды, однако причину этого явления не объясняет, называя ее «очевидной».


по материалам журнала "ЛЕХАИМ"

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения