Get Adobe Flash player

Ультраортодоксы: мир без возраста

Анна ФАЙН (Израиль)

— Ну как, Рахель, помолвка уже была? Правду говорят? — спрашивающая, восточная еврейка, смотрела на семнадцатилетнюю Рахель, дочку раввина, с обезоруживающей прямотой. Все женщины, сидящие за белым столом в свадебном зале, отложили вилки и посмотрели на Рахель с нескрываемым любопытством и симпатией.

Она была очень хороша собой — праправнучка великих польских каббалистов — со стороны отца, и потомок династии главных раввинов Ирака — со стороны матери. Совсем недавно, когда Рахель стала девушкой на выданье, ее смешные косички остались в парикмахерской, и на их месте возникла модная стрижка, а очки старательной школьницы сменились контактными линзами. При этом обнаружились огромные глаза и стройная шея, вкупе с поистине аристократическими манерами, которые всегда отличают выпускниц гурской семинарии для девушек.


— Да, правда, — Рахель (имя, как водится, изменено) стыдливо потупилась.

— И когда свадьба?

— Через год. Жениху надо учиться, и мне тоже.

— Тяжело?

— Тяжело, — откровенно призналась Рахель, — но изучение Торы — важнее.

— А кто нашел жениха? — не отставала восточная красавица, недавно вернувшаяся к вере и еще не усвоившая сдержанных обычаев Бней-Брака.

— Мои родители. Они мне посоветовали, и я согласилась. Что я понимаю? Родители говорят — хороший жених, я и согласилась.

— Какая святость, какая праведность! — завосхищались все вокруг.

Не будем вводить читателей в заблуждение — и в Бней-Браке есть место для любви. В жизни всегда есть место для любви, как и для подвига. У Рахели и ее жениха стряслось неожиданное — они полюбили с первого взгляда. Обычно на первом свидании юноша и девушка общаются не больше получаса, а Рахель и ее жених проговорили целых три часа! Они в тот же день согласились на «шидух» — сватовство. Но не надо думать, что обе стороны заспешили навстречу помолвке, во время которой традиционно разбивается старинная тарелка из дома тех самых каббалистов, а самый красивый фарфоровый осколок вправляется в золото и дарится невесте в виде кулона. Нет, сначала родители жениха и невесты съездили в Иерусалим, в резиденцию главы гурских хасидов — самого Ребе. И Ребе благословил брачный союз. Не думайте, что согласие он дает «автоматически». Бывали случаи, когда все всем нравились: жених — невесте, будущие сваты — друг другу, и даже свекровь
— потенциальной невестке, а Ребе говорил «нет!». И свадьбу отменяли.

Между помолвкой и «хупой» Рахели прошел год. Весь год, чтобы лишний раз не волновать молодых, их держали поврозь. Они не виделись, не писали друг другу любовных писем на архаичном иврите, подобно героям Шолом-Алейхема, не общались по телефону, не посылали электронной почты и SMS, хотя, как многие другие гурские хасиды, оба прекрасно владеют компьютерными премудростями. Невеста в своей семинарии изучала не только Тору, но и разнообразные дисциплины, позволяющие работать в хай-теке. Если прав был Стендаль, если любовь — это процесс «кристаллизации», то за год разлуки образ и без того прекрасной Рахели оброс в сознании жениха-ешиботника такими яркими кристаллами, что сияние к началу свадьбы стало просто нестерпимым.

На свадьбу я не попала — как раз в то время родила дочку. Но нам домой принесли копию фильма на CD, и я подивилась красоте Рахели в белом закрытом платье, и профессионализму «русского» видеосъемщика, вооруженного камерой и, несомненно, «мосфильмовским» опытом. От его въедливого глаза не укрылись малозаметные детали — как невеста крутит на указательном пальце только что надетое кольцо, словно не веря своему счастью. Как краснеет жених, наклоняя голову и раскачивая длинные пейсы. Перед «комнатой уединения», где всего-то и будет, что совместная трапеза, да первое пожатие руки, да (при самой смелой фантазии!) робкий поцелуй, — невеста залилась горючими слезами и повисла на шее матери. А мать так прижимала к себе родное дитятко, словно его вот-вот отнимут злые разбойники. И во всем этом не было ни малейшей позы, ни капли театра, ни крупицы показухи. Где-то рядом, в Тель-Авиве, валялись на пляже равнодушные к наготе и сексу голые тела, давно пресытившиеся телесной близостью, а невеста из Бней-Брака плакала, как в тринадцатом веке. И я заплакала, сидя перед экраном компьютера. Вот мы все решили, что из мира ушла чистота и подлинность чувств, а они не ушли. И не уйдут, если не гнать нарочно.

Нет, не все так безоблачно и розово, как я только что наизображала. Есть у ортодоксальной молодежи и проблемы, и даже очень болезненные. Может быть и конфликт поколений, но не тот, о котором мы привыкли читать во «внешнем мире». Недавно городская газета Бней-Брака рассказала о новобрачной, удивившей молодого мужа полнейшим нежеланием вести домашнее хозяйство. «Что же случилось? — сетовал он. — Мне же тебя все расписывали, как “балабусте” — хозяйку дома!» «Да, я вела хозяйство вместо матери, а она бегала по урокам, курсам и женским сборищам, — отвечала молодуха, — я всех братьев и сестер вырастила. Теперь я сама — жена, теперь настало мое время. Хочу отдохнуть. Ничего не буду делать, надоело!» Чтобы решить проблему этой пары, понадобился психолог.

В современном обществе юность рассматривается, как время развлечений, путешествий, приключений, любви и удовольствий. Существует своего рода культ молодости, красивый человек — всегда непременно молодой. Люди тратят миллиарды долларов на борьбу с признаками старения, женщины пост-бальзаковского возраста горько вздыхают о том времени, когда они были молоды и пользовались успехом у мужчин. Седина, которая в традиционном обществе — знак почета, в пост-индустриальном мире — свидетельство позора, неумения преодолеть физическую природу и время, неумолимо ведущее к разрушению плоти. И ничего другого не может быть в современном мире, где смена информации происходит так быстро, что зачастую, чем человек моложе, тем он информированнее, тем лучше готов к борьбе за место под солнцем. Но в традиционных культурах, где знание накапливается веками, старик — основной носитель информации. Он — мудрец, он — образец для подражания, источник важнейших сведений о морали и этике. Вспомним, что еще совсем недавно, каких-то сто лет тому назад, китайская императрица с гордостью носила почетный титул «Старый предок». А у еврейских ортодоксов именно старость, а не молодость, и посейчас называется «золотой порой» и «сокровищем дней».

Какая может быть молодость у девушек, занятых помощью по дому вкупе с учебой в религиозной семинарии? Да еще поисками жениха. Правда, ищет не она, а родственники, свахи и другие доверенные лица. А от девушки требуется не столько красота (и уж тем более — не кокетство), сколько скромность. Поэтому вы не увидите у наших невест ни яркой косметики, ни высоких каблуков. Перемена происходит после свадьбы. Появляется красиво уложенный парик, золотые украшения, тщательный макияж, и молодая дама вдруг становится куда женственнее, чем была до свадьбы.

В ультраортодоксальном мире нет молодости в обычном понимании этого слова. Где развлечения? — спросите вы. Где кино, компьютерные игры, танцы, наконец? Отвечу: всего этого нет или почти нет. Точнее сказать, все это развивается, но несколько иными путями, чем во внешнем мире. Главное развлечение религиозной молодежи — хождение по свадьбам и другим семейным торжествам, и в этом они ничем не отличаются от старшего поколения. Девушки-семинаристки и парни-ешиботники обычно являются на свадьбу друга или подруги «под завязку», когда основная трапеза уже съедена. Они приезжают всей школой специально, чтобы исполнить заповедь увеселения жениха и невесты. К исполнению этой заповеди девушек готовят загодя: в семинариях действуют кружки народных танцев, и религиозный молодняк пляшет свои быстрые хороводы слаженно и красиво. Строгое отделение парней от девушек только помогает веселью: стесняться некого, и благочестивая дискотека иногда принимает довольно бурный оборот. Особенно это заметно, если среди танцоров окажутся те, кто вырос в атеистическом мире и вернулся к вере. Недавно мне посчастливилось побывать на «миснагедской» свадьбе в Иерусалиме. Выходила замуж моя троюродная сестра, студентка женского религиозногоколледжа. Все гости были «харедим», и почти все говорили по-русски. Свадьба завершилась удивительным номером: один «возвращенец» исполнил брейк-данс с акробатическими номерами под аккомпанемент... старинной йеменской свадебной мелодии.

Религиозное кино развивается в последнее время бурно, как никогда, особенно киностудия братьев Гробвайс — конечно же, гурских хасидов. («Гуры» — самые передовые в компьютерном смысле ортодоксы.) Несмотря на то, что гробвайсовское кино — «приятная домашняя халтура», по выражению одного профессионального режиссера, многие фильмы вполне «смотрибельны». Это происходит оттого, что зачастую литературный материал, на котором они построены — мидраши талмудической эпохи или хасидские притчи. Особенно хорош фильм «Путь к Торе» про рабби Элиезера, сына Гуркана. Такие фильмы — вне конкуренции, и нет смысла сравнивать их с профессиональным кино, потому что «внешнее» еврейское кино не использует великолепных агадических сюжетов. (А жаль!) Есть и триллеры: смелые ортодоксальные сыщики выслеживают христианских миссионеров, готовых вот-вот похитить невинных еврейских младенцев, агенты Моссада, похожие на местечковых «шлимазлов», умудряются поймать нацистского преступника Эйхмана, бравые хабадники «натягивают нос» стукачам из КГБ. Настоящие кинотеатры религиозные люди почти не посещают, ибо там все еще нет «кошерных показов», но компьютеры есть у всех. Кино смотрят дома, в детско-женской компании, главный организатор просмотров обычно девушка — старший ребенок в семье. Что же парни? Начиная с девятилетнего возраста, они уклоняются от киносеансов — это детская забава, а настоящий мужчина не имеет права отвлекаться от изучения Торы.

Интернет входит в ультраортодоксальную жизнь медленным шагом. Недавно введенный раввинский запрет на использование Интернета в еврейском доме привел к тому, что этим видом коммуникаций жители Бней-Брака пользуются относительно мало. Тем не менее, разрешено использовать Интернет для заработка, а многие дамы и девицы работают дома, и поэтому... Недавно одна из программ израильского телевидения транслировала интервью с ультра-ортодоксальной женщиной — модератором «супер-кошерного» форума в сети. О чем она говорила — не спрашивайте. У меня, как у всех жителей Бней-Брака, нет телевизора — его вполне заменяет компьютер.

А что же виртуальная любовь? Не думаю, чтобы ортодоксальные парни и девушки в массовом порядке выходили в иллюзорный веб-мир ради тайных знакомств, но прецедент уже есть. Несколько месяцев назад страну потряс ужасный скандал: дочь известного сефардского раввина познакомилась в интернете с парнем, студентом ешивы. Они встретились «в реале». Встретились так, как обычно встречаются у нас женихи и невесты: сидели на безопасном расстоянии, не дотронувшись и до краев одежды друг друга, только разговаривали — и все. Свидание окончилось плачевно: бдительная мамаша невесты выследила парочку и натравила на нее одного из своих сыновей, человека неприятного во всех отношениях. Несчастного жениха доставили в больницу с тяжкими телесными повреждениями. Думаю, этот случай для многих послужил уроком и назиданием, хоть и не прибавил славы религиозному сектору населения.

Да, в ультраортодоксальном мире нет молодости, но нет и старости. Стареющая жительница Тель-Авива с грустью сменяет кофточку без рукавов на нечто более длинное и закрытое, чтобы спрятать старческую «гречку» на руках и морщинистую шею. Она вздыхает, надевая брюки или длинную юбку вместо шорт и «мини» — варикоз на ногах не стоит выставлять напоказ. У хасидской или «литовской» жены нет таких проблем. Воротник, скрывающий шею? Она носила его всегда. Длинная юбка и плотные колготки? Она же их смолоду носит. Рукава до запястий? Она и раньше так ходила. Старость в Бней-Браке принимают без грусти. Старость — не радость, если пришли болезни, но она ни в коем случае не трагедия и не повод для депрессии.

Недавно я встретила одну свою знакомую. Ей за пятьдесят, и она ведет чрезвычайно активный образ жизни: занимается благотворительностью, ходит на лекции по Торе, помогает детям и внукам. Возраст выдают только подглазья, но Лея — так зовут мою подругу — носит темные очки.

— Куда спешишь, Лея? — спросила я.

— На урок к раббанит Н., дочери известного раввина. Ты знаешь, она необыкновенная женщина — родила и вырастила двадцать детей.

— Двадцать детей! — я была поражена, — ну десять, ну, двенадцать, но чтоб двадцать...

— Да, и в двух комнатах. На ночь мебель выносили во двор, чтобы разложить постели.

— И как же она теперь? Здоровье, наверное, не очень?

— Да теперь у нее молодость наступила! Всех детей женила, и вот летает.

— Как летает?

— Да вот так и летает: со свадьбы — на бар-мицву, с бар-мицвы — на брит-милу, с брит-милы — на помолвку, с помолвки — на «шулем-зухер», оттуда — опять на свадьбу. Все к своим, не к чужим.

Не думайте, что многодетным матерям не приходится работать. Но если раньше они служили, в основном, секретаршами и учительницами, то теперь девушки из самого орто-доксального окружения в поисках новых видов заработка осваивают экзотические для этой среды специальности. Недавно группа выпускниц религиозной школы «Бейт-Яаков» обратилась к руководству института физкультуры имени Орда Вингейта (это самое известное в стране спортивное училище) с просьбой открыть курс плавания специально для них. В результате у нас появились профессиональные тренерши по плаванию.

Вчера моя дочь вернулась из бассейна, где училась нырять и плавать под руководством богобоязненных пловчих в закрытых черных купальниках-комбинезонах, похожих на костюм Ихтиандра. Я встретила дочку на автобусной остановке. Мы пошли домой, и вдруг я увидела ее — мою героиню, ту, о которой пишу. Это была женщина без возраста, точнее сказать, женщина-контрамот: родившись старушкой, она постепенно молодела, и теперь, к шестидесяти годам, помолодела совсем. Она не шла, а летела над городом. Жаль, не было рядом Марка Шагала, чтобы запечатлеть ее полет. Женщина без возраста летела на свадьбу, но собиралась побыть там совсем чуть-чуть. Ведь в тот же вечер ее ждала бар-мицва старшего внука.

по материалам сайта http://www.migdal.ru

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения