Get Adobe Flash player

Иерусалим вокруг

О Иерусалиме можно много чего написать. Иерусалим можно увидеть, например, по телевизору. В этом городе можно жить и считать это само собой разумеющимся. В этот город можно стремиться всегда.

Есть еще один вариант: сделать Иерусалим вокруг себя. Об этом пишет Ребе в своих размышлениях:

«Иногда хочется бежать оттуда, где сейчас находишься, в поисках своего Иерусалима. Где бы вы ни были, что бы ни делали, сделайте это Иерусалимом».

Легко ли это? Не слишком. Возможно ли? Конечно, да!
Чтобы понять, что это значит, необходимо ответить на вопрос, что же такое Иерусалим. На первый взгляд все понятно. Город. Древний, красивый, загадочный, святой, неповторимый, но город. Однажды от одного из моих учителей я услышал, что в этом городе «очень много Бога». Но разве Бога бывает много? Он или есть, или… все равно есть. «Ерушалаим» с иврита можно перевести как «великая гармония, которая, спускаясь в этот мир, становится видимой». «Шалом» - одно из имен Всевышнего, способ проявления Творца, как гармонизирующего начала Мироздания. Почему гармония должна спускаться? Потому что в этом есть необходимость.  

Седьмой Любавический Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон говорил: «Странное это словосочетание: «Земля Израиля». Нет ничего материальнее и ниже, чем земля. И нет среди творений Всевышнего ничего и никого выше Израиля. Как соединяется одно другое? Но в этом и состоит цель нашего пребывания в мире: обратить земное в духовное».
Ситуация, при которой физическая реальность мира вновь становится точной копией духовных образов, возможна в случае выполнения человечеством своей миссии. В решении этой задачи у каждого из народов существует своя роль. Есть она и у еврейского народа. Причем, задача так сказать «триединая»: «Еврейский народ, Тора, Земля Израиля».

«Мое место - только в Эрец Исраэль. Куда бы я ни шел, я иду в Эрец Исраэль». (Рабби Нахман из Брацлава)

Быть «королевством священнослужителей и народом святости» - почетная, но непростая миссия. Чтобы постоянно «соответствовать служебным обязанностям», кроме желания, диплома и профессиональных навыков, нужно еще и место работы.

Наши мудрецы говорят: «Три вещи требуют постоянных усилий: изучение Торы, молитва и заселение Земли Израиля». Интересно, что еврейская традиция называет молитву «работой», «служением сердца». А еврейский закон призывает во время молитвы повернуться лицом в направлении Земли Израиля. А молящимся в Израиле - в сторону Иерусалима. Молящимся в Иерусалиме - в сторону Храмовой горы (ар а-Баит). Молящимся на Храмовой горе - в сторону Бейт а-Микдаш (Храма). Молящимся в Храме - в сторону Кодеш а-Кодашим (Святая Святых). А что делать человеку, который не знает, где он находится, и поэтому не может выбрать «правильную ориентацию»? Такому человеку следует мысленным взором устремиться к Храму в Иерусалиме. Последуем за ним.

«Существуют души, которые спустились в этот мир после разрушения Храма, но для них Храм стоит на горе Мория, как и тысячи лет назад».

(Из книжки рава А. Фейгина «Одним словом»)

Место встречи изменить нельзя

Сказано в Торе: «Вэ асу ли Микдаш, вэ шаханти бетохам» («И сделают мне Святыню, и Я буду обитать среди них».) Всевышний просит от еврейского народа сооружения Храма. Вроде бы все понятно. Но обитать Он собирается не в нем (в Храме), а среди них, то есть среди евреев. От евреев, правда, требуется «сделать Святыню». Кроме буквального смысла, слово «Микдаш» намекает на действие, необходимое для обеспечения Божественного Присутствия среди еврейского народа. Нужно быть святыми. Святыми означает «отделенными». Отделенными от запрещенного.  

Три раза в году евреи должны предстать в Храме перед Всевышним. Праздники Песах, Шавуот и Суккот получили название от этого повеления - «Шалош Регалим» означает «три пеших (восхождения)». Приход в Храм, приход в Иерусалим и приход в Эрец Исраэль на иврите называется «алия» - «подъем», «восхождение». Прежде всего, конечно, речь идет о духовном подъеме. Всевышний оказал нам великое благо: Праздники Восхождения дают возможность каждому еврею регулярно посещать Святыню. В еврейской традиции троекратное повторение чего-либо создает усиление, на иврите - «хазака». Хазака - качество, присущее объекту, делающее его более сильным. Евреи, посещавшие в течение года Храм, минимум три раза обретали духовную силу - «хазаку». Силу, необходимую для выполнения работы.

Храм - место соединения миров: физического и духовного, духовного и физического. Именно здесь явственно ощущалось Божественное Присутствие. И многочисленные чудеса, происходившие в Храме, - лишь малая часть большой картины. Самым большим чудом было распространение света Всевышнего из Храма в Иерусалиме по всему миру! Паломники, посещавшие Храм, забирали этот свет с собой и приносили Божественность в самые отдаленные уголки земли.

Король Шломо, возводивший Первый Храм, сделал в нем окна, которые расширялись наружу. Они на иврите называются «халоней шкуфим атумим» - окна, расширенные снаружи. Для того чтобы все понимали: назначение этих окон - распространять свет из Храма по всему миру. Не впускать свет внутрь, а распространять наружу. Такое себе может позволить только неиссякаемый источник! Храм, принимая свет высших миров, изливал его в наш мир, где он воплощался в физически осязаемые блага, неся жизненность, благополучие, радость.

Камень небесного цвета

«И увидели они Всесильного Бога Израиля, а под ногами Его - нечто похожее на камень из сапфира, прозрачного, словно небесная высь» (Тора).

Этими словами Тора говорит о пророческом видении Скрижалей Завета, которого удостоились Моше и старейшины Израиля. Важно понять, что когда мы говорим о пророческом видении, речь идет об определенных образах-символах. И как всегда в случаях «антропоморфизма», то есть придания Всевышнему свойств человека, как, например, «рука Бога» и т.д., выражение «под ногами Всевышнего» - значит: нечто фундаментальное, лежащее в основании представлений о нем.

Самое святое место Храма - «Кодеш а-Кодашим» («Святая Святых»). На скальном выступе, называемом «Эвен Штия» («Камень Основания»), стоял «Арон кодеш» («святой Ковчег») со Скрижалями.

Согласно древней традиции, «Эвен Штия» - краеугольный камень Мироздания. Отсюда началось Творение земной тверди. Как писал Лев Абрамович Кассиль в «Кондуит и Швамбрания»: «…Место, где земля закругляется». Почему Всевышний начал с камня? Вещь, конечно, прочная, но все же...…

Камень на иврите - «эвен». Слово, состоящее из букв «алеф», «бет» и «нун». Первые две буквы - «алеф» и «бет», составляют слово «ав» - «отец». Вторая и третья - «бет» и «нун» - слово «бен» - «сын». Папа и сын, папа и сын, папа и сын. Эта живая цепочка придает Мирозданию смысл. Камень - не просто символ прочности. Камень крепок, когда в нем соединяется прошлое, настоящее и будущее. Так сказать, живая связь поколений. Банально? Зато верно. Интересно, что на иврите «сын» («бен») - слово, связанное с глаголом «ливнот» («строить»), поскольку из детей и строится человеческий род.

Наши мудрецы обращают внимание на слова молитвы «Господь мой и Господь моих отцов». На первый взгляд здесь есть ненужная избыточность. Но только на первый. Согласен, что эти слова можно понять по разному. Наша традиция предлагает такой вариант. Это слова двух разных людей. «Господь отцов моих», - так говорит человек, выросший в традиционной еврейской семье и традиционном еврейском окружении. Родители, дедушки, бабушки, прадеды и прабабушки передали ему живую еврейскую традицию. Тору, молитву, понятие о Всевышнем. Он сумел это принять. Честь ему и хвала. Но он при этом не прикладывал усилий для духовного поиска. Он пришел «на готовое». И поэтому Всевышнего он воспринимает как «Господа отцов моих». Еврей, который проделал серьезную духовную работу, связанную с поиском Бога, особенно если все вокруг мешало ему, находится на другом уровне. Да, его предки евреи, соблюдавшие заповеди Торы. Иначе и быть не может. Но в какой-то момент цепочка немного нарушилась. И по каким-либо причинам (они могут быть, и почти наверняка являются, абсолютно объективными) его родителям не удалось передать ему все наше духовное наследие. Человека, который возвращается к своему духовному началу, именуют почетно: «бааль тшува» («хозяин возвращения»). Он нашел в себе силы, подчинил инстинкты, заставил их работать в нужном направлении. Такой человек выстрадал «своего» Бога, и поэтому он говорит Всевышнему: «Господь мой!» Пожалуй, первыми в этой паре были отец и сын. Ав у бен. Авраам и Ицхак. Авраам - нашедший и раскрывший понятие о Всевышнем в мире. И его сын, принявший духовную эстафету. Согласно мидрашу, место, на котором Всевышний повелел принести Ицхака в жертву всесожжения, гора Мория - это и есть «Эвен Штия». Именно тут в будущем был построен Первый Храм. Именно здесь, находилась Святая Святых. Место, соединившее путь отца и сына, удостоилось стать «центральной точкой» Храма, а значит и всего мира.

В еврейской традиции камень иногда выступает в качестве символа «молчания». Например, в «Песни на море» читаем: «Замолчали они, как камень».

В «Арон кодеш» («Ковчеге») хранились Скрижали. На иврите «лухот аваним» («Каменные Скрижали»). Не булыжник, конечно. «Шней лухот а-брит» («Две Скрижали Завета») - два параллелепипеда из драгоценного камня, напоминающего сапфир. На них, при помощи Божественной энергетики, были нанесены (точнее: «прорезаны» в камне) Десять Заповедей. Молчаливые камни (пусть и драгоценные), а на них слова Жизни. Ведь Десять Заповедей - это вся Тора, которую называют «Древом Жизни». Слова Жизни, адресованные живым, чтобы быть живыми. Отцам и сыновьям. Сыновьям и отцам.

Обойдите вокруг Циона

Псалом 48, написанный сыновьями Кораха, описывает Иерусалим следующими словами:

«Велик Господь и прославлен, в городе Бога нашего, на Храмовой горе!Прекрасное место, отрада всей земли - гора Цион, северная часть Иерусалима, города великого Короля. Известно, что дворцы его защищает Бог! … Бог утвердил его на веки вечные… Как велико Имя Твое, Бог, так велика и Слава Твоя в земных пределах. Изобилие благ - в Твоей деснице! Возрадуется гора Цион, возвеселятся дочери Иудеи суду Твоему над их притеснителями. Соберитесь вокруг Циона, обойдите вокруг него, подсчитайте число его башен. Внимательно осмотрите стены и высокие его дворцы, чтобы рассказать об этом последующим поколениям. Ибо все это от Бога. Он вечно будет править нами!»

Римляне придумали одобрительный возглас: «Хип! Хип!» Он составлен из первых букв слов: «Hierosolyma Est Perdita», в переводе с латинского «Иерусалим разрушен». Прошло время. Сегодня красивейший город земли предстает перед нами в своем возрождающемся величии. Белые камни, синее небо. Пришло время появиться и Храму. Дай Бог! И мы снова говорим: «Барух Ата Адо-най, бонэ вэ рахамав Йерушалаим, амейн»! (Благословен Ты, Господь, строящий, по своему милосердию Иерусалим, амен!)

по материалам сайта http://www.jewishwoman.ru

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения