Get Adobe Flash player

Прогулка по Меа-Шеарим

Наталия ПАЛАНТ

Меа-Шеарим – иерусалимский квартал, пятый район вне стен Старого города, основанный в 1874 году. Землю для застройки купили у арабской деревни Лифта. Спроектировал Меа-Шеарим архитектор Конрад Шик, немало построивший в конце ХIХ века в Иерусалиме. Задуман район был как стена из домов вокруг внутреннего двора, а в середине общественное здание, колодец и газовая плита.

В 90-х годах ХIХ века рядом с Меа-Шеарим были построены другие кварталы – венгерские дома, варшавские дома, дома Нейтин, Бухарский район… Географическая близость всех этих кварталов и схожий тип людей, населяющих их, привел к тому, что сегодня они все объединены в один район с названием Меа-Шеарим. Это самый ультрарелигиозный район Иерусалима, не приемлющий ни малейшего прогресса и модернизации. А когда-то это был бурлящий центр жизни, этакий иерусалимский Париж. Улицы здесь освещались керосиновыми фонарями, причем топливо привозилось специально из-за границы. Здесь же появилась первая электрическая лампочка и первый граммофон. По этим улицам гуляли первые модницы, распространяя моду на весь Ближний Восток.
Еще в период британского мандата в квартале жили сионисты. Но, начиная с 40-х годов и особенно после Войны за Независимость, сионисты стали переселяться в новые городские районы – Кирьят-Ювель, Катамон, а их место заняли харедим, прибывшие в страну в 50-х годах.

Свою пешую прогулку по религиозным районам Иерусалима я начала с исторической части Меа-Шеарим. Вошла через Иерусалимские ворота, почти напротив бейт-мидраша, принадлежащего общине браславских хасидов, возглавляемой рабби Нахманом, правнуком рабби Исраэля Бааль Шем-Това, основателя хасидского движения. Еще при жизни рабби Нахмана (1772-1811) его хасидизм отличался от основного движения и поэтому был преследуем. Рабби Нахман неоднократно менял место жительства, пару лет жил даже в Израиле, но основное развитие его общины произошло именно в городе Браслав. В конце жизни рабби Нахман переехал в Умань, где и похоронен. Его могила в Умани – место паломничества хасидов на Рош а-Шана.

Иду по улице… Самые большие здания, видные издалека, это синагоги и общинные центры. В здании ХАБАДа, кроме общинного центра и синагоги, большое место отведено для общественной столовой. Здание большой синагоги построено в районе в 1885 году. Сейчас молитвы здесь идут 24 часа в сутки, миньян сменяется миньяном.

Квартал был спроектирован так, чтобы все необходимое для жизни можно было приобрести внутри. Даже рынок тут есть – между многочисленных синагог.

В общине хорошо развита система взаимопомощи. Человек, находящийся в своей общине, чувствует себя психологически очень комфортно, он здесь дома, поэтому так невелик отток ортодоксальных евреев в светскую жизнь, где каждый сам за себя, где правит закон выживания сильнейшего. А ведь в Меа-Шеарим никто никого насильно не держит. Хочешь – уходи. Через дорогу начинается другая жизнь.

Большинство жителей района – ортодоксальные евреи. Они ходят в черных килотах (камзол) с округленными воротниками и матерчатыми поясами. Хасиды Вижниц носят укороченные штаны с гольфами. Причем в субботу они надевают гольфы белого цвета, что придает наряду особую элегантность. Если вы увидите ортодоксального еврея в стильном костюме и бритого, то это литвак из “митнагдим” (противников хасидизма). Плащи в полоску носят хасиды “Толдот Аарон”, прибывшие в страну из Венгрии во время британского мандата. В субботу их плащи в желто-коричневую полоску, а в обычный день – в серо-черную. Шляпа у них с широкими полями, а под шляпой большая белая кипа.

Сегодня хасиды “Толдот Аарон” живут в квартале Батей-Унгарин. Самый короткий путь сюда – по узкой улочке сразу за иешивой, принадлежащей этому течению. Интересно, что фасад учебного заведения, выходящий на улицу Шивтей-Исраэль, не имеет окон и дополнительно укрыт еще бетонной стеной. Вся эта система безопасности вовсе не от возможных артобстрелов, просто прямо напротив иешивы расположена румынская церковь. Внутренняя архитектура квартала напоминает еврейские кварталы Восточной Европы: треугольный двор с колодцем посередине, наружные лестницы… Улочки не имеют названий, но у каждого дома есть номер.

Центральная улица, пересекающая все эти кварталы, – улица Меа-Шеарим. Тут самое многолюдное движение и много магазинов. Один из них особо привлек мое внимание. Здесь осуществляют так называемый шатнез: поскольку иудеям запрещено носить одежду из смеси льна и шерсти, ее проверяют на качество и кошерность.

По улице Меа-Шеарим я дошла до площади Шабата. Это народное название площади, на карте города вы его не найдете. Просто еще в 60-х годах прошлого века именно тут по субботам происходили агрессивные инциденты религиозных жителей против проезжающих на машинах светских горожан. В те годы тут проходила граница религиозного и светского районов, а теперь здесь уже центр религиозности. Но площадь все равно перекрывают по субботам. Мало ли что!

Поворачиваю на улицу Иехезкель и вскоре оказываюсь в Бухарском квартале, построенном в 1894 году очень богатыми евреями из Бухары. Квартал изначально был не просто дорогой, а очень дорогой. Широкие даже по нынешним понятиям улицы, шикарные особняки… Большинство их владельцев продолжали жить и зарабатывать в Бухаре, как правило, в текстильном производстве. Но Первая мировая война и последующая большевистская революция в России лишила их всего имущества.

Бывшие “владельцы заводов, домов, пароходов” приехали в Иерусалим. Благо хоть дома уже были. Впрочем, многие дома, не знавшие ремонта, развалились и лишь некоторые еще свидетельствуют о былом богатстве. Один из них – дом Машиаха. Так прозвали дом иерусалимцы – мол, по шикарности дом достоин самого Машиаха! Неплохо сохранился и дом семьи Давидов с двойной крышей.

На улице Иехезкель растет одинокий эвкалипт, единственный сохранившийся из целой аллеи деревьев, все остальные были вырублены турками в Первую мировую. Напротив эвкалипта стоит полуразрушенное здание хамама – турецких бань. В хамаме были и миквы, ведь бани обслуживали всех евреев района. В квартале очень много синагог,чкть ли не в каждом доме была даже личная, домашняя синагога. Но есть и особо интересные, такие как синагога Баба-Тама, в которой хранятся древние бухарские книги Торы и Талмуда.

И в заключение… Многие гуляющие по Меа-Шеарим и Бухарскому кварталу обращают внимание на грязь и мусор. А я обратила внимание на другое – вкусные запахи из открытых окон. Очень вкусно и аппетитно пахнет Меа-Шеарим, особенно по пятницам, когда жители квартала готовятся встретить царицу-субботу.

По материалам сайта http: isrageo.wordpress.com

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения