Get Adobe Flash player

Обычаи Шавуот

Обычай есть в Швуэс молочные блюда

Во многих общинах принято в первый день праздника есть молочные блюда. Известно много объяснений этого обычая. В любом случае, введенный нашими отцами, он становится частью Торы и не может быть отменен.

Многие едят пироги, испеченные на меду, чтобы исполнить слова Песни Песней: "Мед и молоко под языком твоим", затем мясо, следуя заповеди "Радуйся в свои праздники" — мясное блюдо считается необходимым условием радости. Разумеется, тщательно соблюдаются все требования кашрута, в святой день Дарования Торы трапеза должна пройти в соответствии с заповедями. Необходимо завершить молочную трапезу чтением Биркас а-мазон, сделать часовой перерыв, постелить новую скатерть и только тогда поставить на стол мясные блюда. Указание на эти предосторожности приведены в Торе: "Первинки урожая плоды земли твоей приноси в Храм

Б-га, Всесильного твоего. Не вари козленка в молоке его матери" (Шмойс, 34:26).

Происхождение обычая


Поскольку Швуэс — это Ацерес, завершение праздника Пейсах, когда мы ели мясо двух различных жертв, пасхальной и Хагиги, мы и в Швуэс едим два различных блюда, молочное и мясное. Каждое из них — с отдельным хлебом. Эти два хлеба напоминают нам о двух хлебах, которые мы приносили в Храм в Шавуот. Так пишет Рама.

Как известно, младенец Моше был извлечен из реки шестого Сивана и не стал сосать молоко нееврейской кормилицы. В память об этом мы и едим в этот день молочные блюда.

До того как евреи получили Тору, они могли есть мясо животных, зарезанных любым способом, равно как и мясо некошерных животных. Получив Тору, они получили и заповедь о шхите, как и другие законы о разрешенной и запрещенной пище (Десять заповедей включают все 613 мицвойс). Вся их посуда оказалась запрещенной к употреблению, и они не могли немедленно ее очистить при помощи Аг'алы, потому что Дарование Торы (по общему мнению) произошло в субботу. Так что пришлось в этот день есть молочные блюда.

До получения Торы евреи опасались есть молочное, полагая, что молоко — это часть тела животного, отделенная от него еще при его жизни, и потому запрещено для любого использования всем потомкам Ноаха. То, что молоко разрешено к употреблению в пищу, мы узнаем из Торы, которая подчеркивает, что именно им славится Эрец Исраэл, "страна, текущая молоком и медом". Только приняв Тору, мы получили разрешение есть молочные блюда (Таамей а-минагим).

Отмечается, что первые буквы слов Торы "Новый хлебный дар Б-гу в седмици [Швуэс] ваши..." (Бемидбар, 28:26) на иврите образуют слово "из молока".

Кроме того, гематрия, численное значение, слова "молоко", равное 40, соответствует сорока дням, проведенным Моше на горе Синай.

Мидраш рассказывает: одно из названий горы Синай, гевнуним, объясняется тем, что она бела как сыр — гвина, и поэтому мы в Швуэс едим сыр.

И еще одно объяснение. Тора учит нас скромности — в былые времена евреи изучали ее, сидя на голой земле. Поэтому мы и едим в Швуэс молочное, пищу скромных людей.


Старинные обычаи


В еврейской общине города Майнца в Швуэс пекли специальные халы (их называли "Синай"). Именно в этот день дети начинают изучать Тору, и печенье должно было "подсластить" им учение.

Во Франкфурте-на-Майне готовили мясное или молочное блюдо, напоминающее своей формой лестницу с семью ступенями — в память о семи Небесах, которые Всевышний раскрыл в час Дарования Торы.

Женщины пекли особые хлеба, имеющие как бы четыре конца — память о двух хлебах, которые приносили в Храм в Швуэс. Обычай основывается на словах Торы: "А река выходит из Эдена, для орошения сада, и оттуда разделяется и образует четыре главные реки" (Брейшис, 2:10). По Мидрашу, слово "река" относится к Торе, а слово "Эден" — к горе Синай.

Тора названа также "хлебом", а в Книге Иова сказано: "Длиннее земли мера этого и шире моря". Четыре конца хлеба соответствуют четырем подходам к истолкованию Торы: пшату ("прямой смысл"), ремезу (намек), друшу (толкование), соду (тайна).

Вкус молока и меда


Сравнение Торы с молоком и медом указывает на то, что всякий, кто занимается Торой, очищается от нечистоты.

Молоко, первоисточником которого является кровь, запрещенная к употреблению в пищу, в конечном итоге становится кошерным. Как говорят наши мудрецы: "Замесим кровь и получим молоко". Точно так же пчела, сама по себе нечистое и некошерное насекомое, производит кошерный мед.





По материалам журнала Лехаим

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения