Get Adobe Flash player

Хана Сара Рэдклиф "Любовь и власть в еврейском воспитании" 2

часть вторая

Позитивное бессловесное общение

В Талмуде говорится: «Одарить улыбкой лучше, чем напоить молоком»6. Под воздействием улыбки лучше усваиваются все питательные вещества. Чем чаще мы улыбаемся детям, тем больше делаем для их душевного и физического здоровья.

Улыбка, доброе выражение лица — это подарок детям. Наш нежный взгляд делает их уверенными и спокойными. Частый гнев и постоянное выражение недовольства на лице вызывают в детском сердце отчуждение и неуверенность в себе. Мы обязаны выполнять указание Торы — следовать во всем путям Всевышнего. А Тора говорит о Б-ге: «И осветит Ашем Свое лицо для тебя»7. Значит, и мы, подражая Всевышнему, должны иметь приятное, приветливое выражение лица. Рош-ешива (глава ешивы) «Слободка» раби Ицхак Шер, сказал однажды, что человеческое лицо — это общественное достояние (рхуш-арабим). Нельзя навязывать людям свою боль и неудовольствие, отражающееся, как в зеркале, на наших лицах.
Сильной эмоциональной формой бессловесного общения является и смех. Обратите внимание, как охотно малыш повторяет действия, вызывающие у взрослых смех. Например, он смешно «танцует», а родители хлопают в ладоши и смеются над этим очаровательным представлением; наверняка малыш повторит свой «танец» для каждого, кто согласится на него посмотреть. Так же и с негативным поведением: смех одноклассников над той или иной выходкой поощряет детей к новым шалостям.

Нежная ласка тоже может служить выражением поощрения, признания. Ребенок задает уместный вопрос за субботним столом, и отец, сидящий рядом, слегка гладит его по голове или по плечу в знак одобрения. Прямой, заинтересованный взгляд, направленный на ребенка, когда он о чем-то рассказывает, свидетельствует о том, что разговор важен и интересен для взрослого. Часто родители слишком заняты, чтобы заглянуть в лицо беседующего с ними ребенка. Но на самом деле требуется всего лишь несколько секунд внимания — и положительное воздействие оказано. Потом можно слушать ребенка, продолжая делать свои дела. Одобрительный кивок, заинтересованно вскинутые брови — это как бы сигнал для ребенка: «Хорошо», «Мне нравится», «Я тобой доволен». Фактически, любой жест и знак, начиная с прикосновения и кончая песней, — все может быть использовано в воспитательных целях, а в конечном итоге — и для усиления привязанности к нам наших детей.


Пример 1

Неправильно:

Мать (очень возбужденно, хватая ребенка за плечо, глядя на него пристально, грозя пальцем и громко крича): ЧТОБЫ ТЫ БОЛЬШЕ ЭТОГО НИКОГДА НЕ ДЕЛАЛ, ПОНЯЛ?!

Правильно:

Мать (очень сухо и сдержанно, едва глядя на ребенка, не прикасаясь к нему и очень спокойно): Никогда больше этого не делай, ты меня понял?

Комментарий

Усиленная мимика и жестикуляция в момент «воспитания» только ухудшат поведение ребенка. Детям по вкусу драматическая напряженность подобных сцен. Если матери в «неправильном» диалоге не хочется поощрять плохое поведение ребенка, ей следует отказаться от чрезмерного внимания, которое она уделяет проступку сына. Порицание должно делаться кратко, тихо и спокойно. При этом следует участить одобрительную реакцию на хорошее поведение ребенка, и тогда он заметит разницу между эмоциональностью поощрения и холодом осуждения и порицания. Этот «холод» уже сам по себе — наказание.

Итак, эмоциональные формы общения должны использоваться только для поощрения желательного поведения и допустимы, лишь когда ребенок ведет себя как следует. Нежелательное поведение временно влечет за собой устранение всех форм проявления любви — как словесных, так и бессловесных. Так поступает и Всевышний со Своими детьми — еврейским народом. Когда Он недоволен нами, Он отворачивает от нас Свое «лицо» — отдаляется от нас. Астарат-паним — сокрытие Всевышним Своего «лица» — и есть сущность галута (изгнания), когда Творец не общается с нами прямо через пророков и с помощью явных чудес, а как бы отступается от нас. Естественно, это причиняет нам боль, толкает к раскаянию и наполняет желанием приблизить тот день, когда мы вновь сможем наслаждаться близостью к нашему Отцу.

5 Авот 3:18

6 Кетубот 1116.

7 Бемидбар 6:25.

Деятельность Ребе

Синагога Бродского

Kosher Style

Клуб кулинарии

День рождения

 

Расчет еврейского дня рождения